Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 Бизнес-Информатика Квалификация (степень) выпускника бакалавр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 1 315.5kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 3 621.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 4 464.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 461.61kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 286.92kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 7 757.85kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 1 361.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы маркетинга» Направление... 3 522.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»... 1 179.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 3 737.09kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 536.15kb.
Информационная асимметрия как фактор социальной конкурентоспособности... 1 393.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 Бизнес-Информатика - страница №1/2

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 080500.62 Бизнес-Информатика

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки

Оренбург

2012


УДК

ББК


И

Обсуждена на заседании кафедры экономики от 28 августа 2012 г., протокол № 1.


Принята Учебно-методическим советом от 30.08.2012 г., протокол № 10.

Утверждена приказом ректора № 174а/т от 06 сентября 2012г.


Составитель: И. В. Трофимов



И

Институциональная экономика : рабочая программа учебной дисциплины / сост. И. В. Трофимов. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Институциональная экономика» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080500.62– «Бизнес-Информатика». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 080500.62 – «Бизнес-Информатика»и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Институциональная экономика» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес-Информатика».

УДК

ББК


© Трофимов И.В., составление 2012

© ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012


Содержание
1 Цели освоения дисциплины 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО 5

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 6

4 Структура и содержание дисциплины 8

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов 8

4.2 Наименование тем, их содержание 9

4.3 Тематический план изучения дисциплины 13

4.3.1 Очная форма обучения 13

4.3.2 Заочная форма обучения 14

4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки 15

5 Образовательные технологии 16

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 17

6.1 Система и формы контроля 17

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов 17

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 18

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения 18

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения 22

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу 23

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 27

7.1 Основная литература 27

7.2 Дополнительная литература 27

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 27


1 цели освоения дисциплины
Цель: освоение ключевых положений и методологии институциональной экономической теории; использование выводов институциональной экономической теории для формирования у студентов системных и реалистичных представлений о закономерностях экономической организации на всех ее уровнях.

Задачи курса:

  • изучение категориального аппарата и методологии институциональной экономической теории;

  • выяснение закономерностей формирования, функционирования и развития экономических институтов;

  • выявление закономерностей взаимодействия институциональной среды с экономической сферой, влияния институтов на поведение экономических агентов и формы хозяйственной организации;

  • уточнение моделей экономических процессов на основе введения в них институционального фактора;

  • выяснение институциональных закономерностей организации экономических взаимодействий

  • структурный анализ организаций как участников рынка;

  • анализ институтов как факторов экономического равновесия и его динамики на микро- и макроуровнях;

  • рассмотрение проблемы производства институтов через призму институционального выбора;

  • выявление природы и институциональной функции государства.

Реализация в ходе обучения этих и ряда других задач призвано способствовать критическому осмыслению студентами ранее пройденного материала, углубить их представления об экономике как сложной системе.
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Институциональная экономика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативная часть) – (Б1.В2), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес-Информатика».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения Институциональной экономики:



  • микроэкономика;

  • макроэкономика;

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • теория отраслевых рынков;

  • моделирование бизнес-процессов.

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

  • ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • ОК-2 – способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

  • ОК-6 – способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • ОК-9 – способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

  • ПК-1 – способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

  • ПК-4- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

  • ПК-5 - способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

  • ПК-8 - способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

  • ПК-9 - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

  • ПК-13 - способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • ПК-15 - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

В результате освоения дисциплины «Институциональная экономика»студентдолжен:

знать:

  • основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам макро-, микроэкономики, эконометрике;

  • современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач.

уметь:

  • применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;

  • формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микро-, макроуровне.

владеть:

  • методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;

  • навыками самостоятельной исследовательской работы;

современной методикой построения эконометрических моделей.
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Институциональная экономика» составляет 2зачетных единицы или 72 часа.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)

Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

4

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ.)

18

18

Самостоятельная работа, в т.ч.

34

34

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

15

17

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

15

15

Конспектирование первоисточников (КПИ)

4

4

Форма рубежного контроля

Зачет

Зачет

Итого часов:

72*

72*

*В том числе 2 часа КСР

Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)



Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

3

4

Лекции (Л)

4

-

4

Практические занятия (ПЗ.)

4

-

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

50

60

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

5

-

5

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

5

40

45

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет(4)

Зачет( 4)

Итого часов:

18

54

72

4.2 Наименование тем, их содержание


Тема 1. Введение в институциональную экономическую теорию

Основные течения экономической теории. Классический и неоклассический экономический анализ, их ограничения и модификация. Основные течения институционализма.


Тема 2. Инструментарий институциональной экономики

Сущность и признаки институтов. Институт, и норма. Понятие нормы как фактора экономического поведения. Признаки и типы норм. Норма и правило поведения.

Эффективность нормы и ее защита. Организационные предпосылки действия норм. Стимулирование и контроль исполнения нормы. Организация как процесс и как структура. Экономическая организация, ее типы. Процесс создания институтов. Формы производства правил. Субъекты производства и их мотивация. Институциональная роль государства. Проектирование институтов как нормативный процесс.
Тема 3. Права собственности и трансакционные издержки

Проблема оптимизации использования ограниченных ресурсов. Понятие и типы экономических ресурсов. Трансформация ресурса и технологические альтернативы. Отдача ресурса. Специфичность ресурсов, ее формы.

Ресурс как объект права. Право собственности и его атрибуты. Распределение прав собственности на экономические ресурсы как предпосылка экономических взаимодействий. Система прав собственности. Типы собственности как режимы доступа к ресурсам.

Реализация права собственности, ее предпосылки и формы. Перераспределение прав посредством экономических взаимодействий, его формы. Понятие трансакции, ее функция в экономическом обороте. Характеристики трансакций. Виды трансакций.

Трансакционные и трансформационные издержки, их общность и различие. Типология трансакционных издержек.

Влияние трансакционных издержек на распределение ресурсов и границы обмена Проблема минимизации трансакционных издержек. Факторы, влияющие на их величину.


Тема 4. Трансакционная функция институтов

Экономическое поведение, его признаки и формы. Мотивация индивидуального экономического поведения. Модель мотивации.

Согласованность поведения как фактор эффективности трансакций. Несовершенство экономической среды, его влияние на мотивацию индивидуального поведения. Несовпадение частных ментальных моделей и проблема координации.

Координация как процесс формирования общей модели трансакционного поведения. Формы координации. Институциональный механизм согласования поведения.

Координационный эффект, его источники и распределение. Чистая и смешанная координация. Распределительный эффект.

Влияние распределительной функции института на мотивацию участников институционального процесса и координационную эффективность институциональной среды. Институциональная сфера как арена социальных конфликтов.


Тема 5. Институциональная система

Институциональная среда экономических взаимодействий. Иерархическое строение институциональной среды, ее уровни. Функции норм каждого уровня, их связь.

Макроуровень институциональной среды. Нормы общего действия, их координационная роль. Формальные и неформальные нормы общего действия, их виды. Роль политических, социальных и правовых нормы в согласовании экономического поведения.

Мезоуровень институциональной среды. Области экономических взаимодействий и типы координации поведения, их отличительные признаки. Базовые нормы координации, их функция в механизме согласования экономического поведения. Сочетание базовых норм.

Микроуровень институциональной среды. Институциональное упорядочение взаимодействий. Структуры организации трансакций и их дифференциация. Концентрация трансакций. Специализация и обособление трансакционной деятельности. Рынок трансакционных услуг. Частные выгоды и издержки институционального упорядочения, влияние их распределения на институциональный процесс.
Тема 6. Контрактная организация экономических взаимодействий

Контракт как система правил. Фундаментальные характеристики контрактных отношений и многообразие контрактов. Типология контрактов. Классическая, неоклассическая и отношенческая модели контрактов.

Контрактный процесс и его фазы. Предконтрактные и постконтрактные действия, их взаимосвязь. Мир контракта, его характеристики и типы.

Влияние несовершенства экономической среды на контрактный процесс. Оппортунистическое поведение в контрактных отношениях. Предконтрактный и постконтрактный оппортунизм, их предпосылки, формы, способы блокирования.

Воздействие специфичности ресурсов на контрактные взаимодействия. Обезличенность и персонифицированность отношений. Фундаментальная трансформация.

Влияние регулярности сделок на форму контрактации. Границы применения рыночного, двухстороннего, трехстороннего и объединенного управления.


Тема 7. Институциональная теория фирмы

Предпосылки предпочтения внутрифирменной организации трансакций. Фирма как ресурсный комплекс. Сверхсуммативный эффект и содержание предпринимательской функции. Структура собственности на ресурсы фирмы, ее разновидности.

Контрактная трактовка фирмы. Содержание внутрифирменных контрактов, их виды. Контрактное ядро фирмы. Оптимум формы контрактных отношений.

Фирма как структура управления. Координационный процесс, его функция, субъекты и объекты. Иерархические отношения, их признаки, типы, факторы персонификации. Распределение сверхсуммативного эффекта и рисков.

Специфика внутрифирменных трансакций и трансакционных издержек. Оппортунистическое поведение, бюрократические искажения и эффективность использования ресурсов в фирме. Понятие “Х - неэффективности”.

Правила в механизме внутрифирменной координации. Проблема контроля и делегирование полномочий.

Влияние структуры распределения прав собственности и управления на поведение фирм. Типы экономических организаций, их отличительные признаки, сравнительные преимущества и недостатки. Факторы формирования рыночной стратегии и эффективность функционирования организаций разного типа.
Тема 8. Институциональная теория государства

Государство, его сущность и природа. Функция и задачи государства. Насилие как атрибут государства, его формы. Влияние насилия на структуру мотивов и экономическое поведение.

Автократическая модель государства. Вертикальный контракт. Производство порядка в автократическом государстве. Реализация порядка и эффективность размещения ресурсов в автократическом государстве.

Консенсуссная модель государства. Порядок как продукт горизонтальных соглашений. Необходимость обособления центра власти и агентские отношения между избирателями и властью. Услуги власти. Интересы бюрократии и эффективность размещения ресурсов.

Государство и группы специальных интересов. Групповое присвоение принудительной силы государства. Цели властных группировок и их влияние на распределение ресурсов и доходов.

Политическая власть и экономический выбор. Рентоориентированное поведение, его цель и формы. Экономические последствия поиска ренты. Коррупция, ее сущность, предпосылки и типы. Легальная и внелегальная экономика. Структура внелегальнойэкономики, ее масштабы и экономические границы.


Тема 9. Эволюционная концепция экономической динамики

Эволюция экономики как процесс смены стационарных состояний. Инновационный процесс, его предпосылки, формы и роль в эволюции экономики. Механизм воздействия инноваций на экономическую динамику. Смена популяций фирм и экономическое развитие. Отбор инновационных альтернатив в формировании волн инноваций.

Экономическая система, ее признаки. Подходы к типизации экономических систем, их различие. Институциональный подход, его критерии. Форма интеграции: понятие, признаки, технологический базис. Основные формы интеграции и типы экономических систем с позиций эволюционной экономики.

Процесс смены экономических систем, его источник, движущая сила, фазы. Переходное состояние, его признаки. Изменение институциональной среды и задачи и приоритеты государства в переходный период.

Роль институтов в экономической эволюции. Процесс изменения институциональной среды, его предпосылки, формы, механизм. Социальный механизм институционального выбора: роль распределения потенциала насилия в обществе.

4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




Введение в институциональную экономическую теорию

2

2

4

3

ПЗ

СИ


7

Инструментарий институциональной экономики

2

2

4

3

ПЗ

СИ


7

Права собственности и трансакционные издержки

2

2

4

5

ПЗ

СИ

КПИ



9

Трансакционная функция институтов

2

2

4

3

ПЗ

СИ


7

Институциональная система

2

2

4

5

ПЗ

СИ

КПИ



9

Контрактная организация экономических взаимодействий

2

2

4

3

ПЗ

СИ


7

Институциональная теория фирмы

2

2

4

5

ПЗ

СИ

КПИ



9

Институциональная теория государства

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

Эволюционная концепция экономической динамики

2

2

4

3

ПЗ

СИ


7

Итого часов:

18

18

36

34

-

70



4.3.2 Заочная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

семестр

Введение в институциональную экономическую теорию

1

-

1

2

ПЗ

СИ


3

Инструментарий институциональной экономики

1

1

2

2

ПЗ

СИ


4

Права собственности и трансакционные издержки

1

1

2

2

ПЗ

СИ


4

Трансакционная функция институтов

1

1

2

2

ПЗ

СИ


4

Институциональная система

-

1

1

2

ПЗ

СИ


3

Итого часов

4

4

8

10

-

18

семестр

Контрактная организация экономических взаимодействий

-

-

-

10

СИ

10

Институциональная теория фирмы

-

-

-

10

СИ

10

Институциональная теория государства

-

-

-

10

СИ

10

Эволюционная концепция экономической динамики

-

-

-

10

СИ

10

Выполнение контр.работы

-

-

-

10

кр

10

Итого часов:

-

-

-

50

-

50

Всего часов

4

4

8

60

-

68



4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

семестр

Введение в институциональную экономическую теорию

1

-

1

2

ПЗ

СИ


3

Инструментарий институциональной экономики

1

1

2

2

ПЗ

СИ


4

Права собственности и трансакционные издержки

1

1

2

2

ПЗ

СИ


4

Трансакционная функция институтов

1

1

2

2

ПЗ

СИ


4

Институциональная система

-

1

1

2

ПЗ

СИ


3

Итого часов

4

4

8

10

-

18

семестр

Контрактная организация экономических взаимодействий

-

-

-

10

СИ

10

Институциональная теория фирмы

-

-

-

10

СИ

10

Институциональная теория государства

-

-

-

10

СИ

10

Эволюционная концепция экономической динамики

-

-

-

10

СИ

10

Выполнение контр.работы

-

-

-

10

кр

10

Итого часов:

-

-

-

50

-

50

Всего часов

4

4

8

60

-

68


5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Институциональная экономика» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии




Инструментарий институциональной экономики

Практикум.

Исследовательский метод



Права собственности и трансакционные издержки

Практикум.

Исследовательский метод



Трансакционная функция институтов

Практикум.

Исследовательский метод



Институциональная система

Решение ситуационных задач

Контрактная организация экономических взаимодействий

Работа в команде.

Ролевая игра




6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.

  2. Рубежный (тематический) контроль проводится в период после изучения больших разделов программы в виде контрольной работы, включающей определения основных понятий, тесты, аргументированный ответ, задачи.

  3. Межсессионная аттестация проводится в форме тестирования.

  4. Итоговой формой контроля является зачет, который проводится в форме устного опроса (собеседования).

  5. Контроль остаточных знаний проводится в виде тестирования по истечении определенного срока после завершения изучения дисциплины.



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается экзаменом, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.16.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)








Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях

max 30 баллов

П4

Оценивание самостоятельной работы

max 30 баллов

Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)




Оценка

Баллы

5

30

4

20

3

10

2

0

Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине




Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета

Оценка

85-100

5 (зачтено)

65-84

4 (зачтено)

50-64

3 (зачтено)

0-49

2 (не зачтено)

следующая страница >>



Неудачники верят в удачу, люди удачливые верят в себя. Альфред Даниэль-Брюне
ещё >>