Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 62 «Инноватика» Квалификация (степень) выпускника бакалавр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 3 621.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 286.92kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 4 464.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 461.61kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 7 757.85kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 1 361.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»... 1 179.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы маркетинга» Направление... 3 522.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 3 737.09kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 536.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 2 458.75kb.
Развитие кластера икт ульяновской области и инновационные возможности... 1 126.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 62 «Инноватика» - страница №1/1

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 222000.62 – «Инноватика»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения заочная

Оренбург

2012


УДК

ББК


Э
Обсуждена на заседании кафедры «Производственный менеджмент» от 31 августа 2012 г., протокол № 1.
Принята Учебно-методическим советом №3 от 15.11.2012.
Утверждена приказом ректора № 264 от 21.11.2012г.
Составитель: А. А. Шайхутдинова.


Э

Химия и материаловедение : рабочая программа учебной дисциплины / сост. А. А. Шайхутдинова. – Оренбург : ОГИМ, 2012. –21 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия и материаловедение» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам заочной формы обучения направления подготовки 222000.62 – «Инноватика». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 222000.62 – «Инноватика» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия и материаловедение» адресована студентам заочной формы, обучающимся в институте по направлению подготовки 222000.62 – «Инноватика».

УДК

ББК
© Шайхутдинова А. А., составление, 2012

© ФГБОУВПО «ОГИМ», 2012



Содержание


1 Цели освоения дисциплины……………..……………………………..

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………...

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……………………………………………………………….

5

4 Структура и содержание дисциплины………………………………...

6

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов………………

6

4.2 Наименование тем, их содержание………………………........

6

4.3 Тематический план изучения дисциплины…………………….

10

4.3.1 Заочная форма обучения………………………………….

10

5 Образовательные технологии………………………………………….

12

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………..

13

6.1 Система и формы контроля……………………………………..

13

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов…………………

13

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………………

14

6.3.1 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………………………………

14

6.3.2 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу.

14

6.3.3 Примерные тестовые для контроля качества усвоения материала……………………………………………………….

16

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

19

7.1 Основная литература……………………………………………

19

7.2 Дополнительная литература……………………………………

19

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………...

19

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины……………...

20








1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: сформирование у студентов научного мышления, позволяющего понимать содержание и функционирование современных технологий и тенденций развития материалов для эффективного применения их в науке и технике.
Задачи: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • анализа эффективности воздействия техники и технологий на качество жизни и их роли в структурно-технологических сдвигах экономики;

  • отслеживание направлений развития техники и технологий;

  • выявление проблем, связанных с финансированием научных исследований и охраной интеллектуальной собственности;

  • определение возможности наиболее эффективного использования материалов в технике и технологиях.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Химия и материаловедение» относится к базовой части дисциплин математического и естественнонаучного цикла (Б 2), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 222000.62 – «Инноватика».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения «Химия и материаловедение»: «Математика», «Физика и естествознание», «Механика и технологии».



Дисциплина, для которой освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • «Электротехника и электроника»;

  • «Промышленные технологии и инновации»;

  • «Технологии нововведений».

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-7).

В результате освоения дисциплины «Химия и материаловедение» обучающийся должен:

Знать:

  • теоретические основы и закономерности функционирования сферы высоких технологий в рыночных условиях.

Уметь:

  • анализировать эффективность воздействия техники и технологий на качество жизни и их роль в структурно-технологических сдвигах экономики;

  • отслеживать направления развития техники и технологий;

  • выявлять проблемы, связанные с финансированием научных исследований и охраной интеллектуальной собственности;

  • определять возможности наиболее эффективного использования материалов в технике и технологиях

Владеть навыками:

  • расчета показателей и оценки научного и технологического потенциала отрасли экономики.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Химия и материаловедение» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре


Всего часов

5

6

заочн.

заочн.


заочн.

Лекции (Л)

6


6

Семинарские занятия (Сем.)

4


4

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

88


98

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

10


Изучение разделов (тем) дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

78

78


Выполнение контрольных работ (к.р.)

10

10


Вид итогового контроля

Зачет (4)


Зачет (4)

Итого часов:

20

88


108



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Понятие о строении, структуре и свойствах материалов

Предмет и объект материаловедения. Материал. Основные и вспомогательные материалы. Изделие. Состав материала. Строение материала. Структура материала. Свойство материала. Природные материалы. Искусственные материалы. Конструкционные материалы. Композиционные материалы. Состав, свойства, назначения современных конструкционных материалов. Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении. Физические свойства. Механические свойства. Электрические свойства. Магнитные свойства. Свойства материалов в основных физико-химических процессах. Технологические свойства. Потребительские свойства.


Тема 2 Технология получения материалов и изделий

Основные методы получения твердых тел. Классификация способов получения заготовок (литье, пластическое деформирование). Литье в песчаные формы. Литье в кокиль. Литье под давлением. Вакуумное литье. Электрошлаковое литье. Объемное пластическое деформирование (обработка давлением): прокатка, волочение, штамповка, прессование, ковка. Поверхностное пластическое деформирование (обработка давлением): дробеструйный наклеп, накатывание стальным шариком, центробежно-шариковый наклеп, алмазное выглаживание. Производство неразъемных соединений (сварка, пайка, склеивание). Основы получения композиционных и порошковых материалов. Армирование. Дисперсно-упрочненные композиционные материалы. Волокнистые композиционные материалы. Спекание. Компактные порошковые материалы. Пористые порошковые материалы.


Тема 3 Применение композиционных материалов

Изготовление деталей из металлических, порошковых и полимерных композиционных материалов. Применение композиционных материалов с металлической матрицей. Применение конструкционных металлических порошковых материалов. Применение инструментальных металлических порошковых материалов. Применение порошковых металлических материалов специального назначения с особыми свойствами. Применение полимерных композиционных материалов с различными наполнителями: листовым, волокнистым, газовоздушным.


Тема 4 Наноматериалы

Наночастица. Нанометр. Производство наночастиц: сухой синтез, мокрый синтез, химический размол. Обзор состояния производства наночастиц. Углеродные нанотрубки. Физико-химические свойства нанотрубок. Методы получения нанотрубок: лазерное испарение, углеродная дуга, химическое осаждение паров. Проблемы получения и промышленного производства нанотрубок. Возможные сферы применения нанотрубок. Фуллерен. Композиционные наноматериалы.


Тема 5 Нанодатчики: разработки, применение и перспективы

Микроэлектромеханические системы (MEMS). Наноэлектромеханические системы (NEMS). Датчик. Требования к системам датчиков в интеллектуальных структурах. Последовательность операций обработки сигнала для одного датчика. Анализ информации множества датчиков. Модели анализа данных: модель СЗЛ, модель Бойда, модель водопада, общая модель. Традиционные датчики. Оптоволоконные датчики. Физические датчики. Химические датчики. Биодатчики. Датчики массового и военного применения. Проблемы проектирования нанодатчиков. Состояние исследований нанодатчиков и перспективы развития.



Тема 6 Коммерциализация нанотехнологий

«Технологическая волна» развития. Закон Мура. Проблемы современной парадигмы технологического развития. Нанонаука как «перекресток» научных дисциплин. Рынок нанотехнологий. Проблема вертикальной интеграции стандартов и технических условий. Развитие технологий «сверху вниз» («путь чипа»). Развитие технологий «снизу вверх» (биологический путь).



Тема 7 Наукоемкие отрасли и высокие технологии

Наукоемкость. Наукоемкая отрасль. Факторы наукоемкости. Цикличность изменения наукоемкости. Ведущие наукоемкие технологии (leading-edge). Технологии «высокого уровня» (high level). Мировой рынок высоких технологий. Особенности и проблемы развития наукоемких отраслей и высоких технологий. Научно-техническая политика. Типы технологического облика наукоемких производств. Экономическая безопасность. Стратегия экономической безопасности. Методологические основы оценки экономической безопасности наукоемких производств.



Тема 8 Космические и авиационные технологии

Ракетно-космическая промышленность. Мировые тенденции развития космической деятельности. Направления космической деятельности: коммерческая связь и телевещание, космическая гидрометеорология, космический мониторинг природной среды, фундаментальные космические исследования, координатно-временное обеспечение. Федеральная космическая программа России. Авиационная промышленность. Длительность жизненного цикла авиационной техники. Технологии авиационного производства. Направления инновационного развития военной авиационной техники. Направления инновационного развития гражданской авиационной техники.


Тема 9 Технологии в электронной промышленности

Вакуумная электроника. Твердотельная электроника. Квантовая электроника. Концепция развития электронной промышленности России. Прикладные НИОКР в электронной промышленности. Поисковые исследования в области электроники. Рынок электронной техники. Основные сегменты российского рынка электронной техники.


Тема 10 Инфокоммуникационные и информационные технологии

«Информационная» экономика. Телекоммуникации. Общемировые тенденции развития телекоммуникаций. Области исследований в сфере инфокоммуникационных технологий. Емкость телекоммуникационного рынка. Меры государственной поддержки сферы телекоммуникаций. Информационные рыночные технологии. Факторы развития информационных технологий. Вертикальная интеграция производства. Компьютерно-интегрированные производства.


Тема 11 Лазерные технологии

Лазерная индустрия. Основные направления использования лазерной технологии: системы телекоммуникаций, обработка материалов, методы анализа и контроля. Мировой рынок лазерной техники. Российская лазерная техника мирового уровня. Проблемы развития лазерной технологии.


Тема 12 Биотехнологии

Биотехнология. Биоинженерия. Основные сегменты рынка биотехнологической продукции. Медицинская биотехнология: биотехнологические лекарственные препараты, диагностические препараты, биосенсоры и биочипы. Биогеотехнологии. Биотехнологии в энергетике. Проблемы становления рынка биотехнологической продукции в России. Научная база и современное состояние биотехнологий в России.


Тема 13 Технологии в станкостроении и робототехнике

Станкоинструментальная промышленность. Потребители станкоинструментальной продукции. Тенденции развития мирового станкостроения. Показатели развития станкостроения за рубежом. Основные направления технического развития станкостроения. Реконфигурируемые производственные системы. Модернизация станочного оборудования. Развитие автоматизированных комплексов и предприятий. Гибкие производственные системы. Промышленные роботы. Развитие промышленных роботов. Области применения современных промышленных роботов. Проблемы разработки государственной политики России в области станкостроения и робототехники.


Тема 14 Охрана интеллектуальной собственности в области высоких технологий

Интеллектуальная собственность. Закрепление интеллектуальной собственности: авторское право, патентное право, коммерческая тайна (секрет производства). Копирайт (copyright). Копилефт (copyleft). Патент. Ноу-хау. Проблемы охраны результатов интеллектуальной деятельности. Корпоративные интересы и правовой статус ноу-хау. Цифровые технологии и авторское право.


4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Заочная форма обучения
Таблица 4.2 – Тематический план изучения дисциплины (заочная форма обучения)


Наименование

разделов, тем



Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объем часов

Лекции

Практические (семинарские), лабораторные занятия

Всего

Часы

Виды

1

2

3

4

5

6

7

5 семестр

1 Понятие о строении, структуре и свойствах материалов

2



2

4

ПЗ,

СИ


6

2 Технология получения материалов и изделий

2



2

6

ПЗ,

СИ


8

3 Применение композиционных материалов

2



2

6

ПЗ,

СИ


8

4 Наноматериалы



2

2

4

ПЗ,

СИ


6

5 Нанодатчики: разработки, применение и перспективы



2

2

6

ПЗ,

СИ


8

6 Коммерциализация нанотехнологий







10

ПЗ,

СИ


10

7 Наукоемкие отрасли и высокие технологии







6

ПЗ,

СИ


6

8 Космические и авиационные технологии







8

ПЗ

СИ


8

9 Технологии в электронной промышленности







6

ПЗ,

СИ


6

10 Инфокомму-никационные и информационные технологии







8

ПЗ,

СИ


8

Продолжение таблицы 4.2



1

2

3

4

5

6

7

11 Лазерные технологии







8

ПЗ,

СИ


8

12 Биотехнологии







4

ПЗ,

СИ


4

13 Технологии в станкостроении и робототехнике







6

ПЗ,

СИ


6

14 Охрана интеллектуальной собственности в области высоких технологий







6

ПЗ,

СИ


6

Выполнение контрольной работы







10

к.р.

10

Итого часов:

6

4

10

98



108



5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Химия и материаловедение» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Формы

5

1 Понятие о строении, структуре и свойствах материалов

Работа в группах

2 Технология получения материалов и изделий

Практикум

Работа в группах



3 Применение композиционных материалов

Работа в группах

Исследовательский метод



4 Наноматериалы

Исследовательский метод

5 Нанодатчики: разработки, применение и перспективы

Практикум

Работа в группах



6 Коммерциализация нанотехнологий

Работа в группах

7 Наукоемкие отрасли и высокие технологии

Исследовательский метод Работа в группах

8 Космические и авиационные технологии

Исследовательский метод Работа в группах

9 Технологии в электронной промышленности

Работа в группах

10 Инфокоммуникационные и информационные технологии

Практикум

Работа в группах



11 Лазерные технологии

Работа в группах

Исследовательский метод



12 Биотехнологии

Исследовательский метод

13 Технологии в станкостроении и робототехнике

Практикум

Работа в группах



14 Охрана интеллектуальной собственности в области высоких технологий

Работа в группах


6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.

  2. Тематический контроль проводится в период после изучения больших разделов программы в виде контрольной работы, включающей определения основных понятий, тесты, аргументированный ответ, задачи.

  3. Межсессионная аттестация проводится в форме тестирования.

  4. Рубежный контроль проводится в форме зачета.



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается зачетом у студентов заочной формы обучения. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.1.

Таблица 6.1 – Академический рейтинг по дисциплине




Оценка

Критерии

зачтено

Ответ правилен в основных моментах. Допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических заданий

не зачтено

Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, не умеет, даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • подготовка к семинарским занятиям;

  • выполнение контрольной работы;

  • подготовка и сдача зачета.


6.3.1 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Для студентов заочной формы обучения подготовлены варианты контрольных работ, включающие в себя 4 теоретических вопроса:

1 вариант:



  1. Предмет и объект материаловедения.

  2. Поверхностное пластическое деформирование.

  3. Состояние исследований нанодатчиков и перспективы развития.

  4. Станкоинструментальная промышленность.

2 вариант:



  1. Состав, строение и структура материала.

  2. Производство неразъемных соединений.

  3. Ракетно-космическая промышленность. Мировые тенденции развития космической деятельности.

  4. Потребители станкоинструментальной продукции.



6.3.2 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Предмет и объект материаловедения.

  2. Состав, строение и структура материала.

  3. Состав, свойства, назначения современных конструкционных материалов.

  4. Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении.

  5. Свойства материалов: физические и механические свойства.

  6. Свойства материалов: электрические, магнитные свойства, свойства материалов в основных физико-химических процессах.

  7. Свойства материалов: технологические и потребительские свойства.

  8. Основные методы получения твердых тел.

  9. Классификация способов получения заготовок.

  10. Объемное пластическое деформирование.

  11. Поверхностное пластическое деформирование.

  12. Производство неразъемных соединений.

  13. Основы получения композиционных и порошковых материалов.

  14. Изготовление деталей из металлических, порошковых и полимерных композиционных материалов.

  15. Применение композиционных материалов.

  16. Наночастица. Производство наночастиц.

  17. Обзор состояния производства наночастиц.

  18. Углеродные нанотрубки: физико-химические свойства, методы получения нанотрубок.

  19. Композиционные наноматериалы.

  20. Микроэлектромеханические системы (MEMS). Наноэлектромеханические системы (NEMS).

  21. Состояние исследований нанодатчиков и перспективы развития.

  22. «Технологическая волна» развития.

  23. Проблемы современной парадигмы технологического развития.

  24. Рынок нанотехнологий.

  25. Наукоемкая отрасль: факторы наукоемкости, цикличность изменения наукоемкости.

  26. Ведущие наукоемкие технологии (leading-edge). Технологии «высокого уровня» (high level).

  27. Мировой рынок высоких технологий.

  28. Ракетно-космическая промышленность. Мировые тенденции развития космической деятельности.

  29. Направления космической деятельности: коммерческая связь и телевещание, космическая гидрометеорология, космический мониторинг природной среды, фундаментальные космические исследования, координатно-временное обеспечение.

  30. Авиационная промышленность. Технологии авиационного производства.

  31. Направления инновационного развития гражданской и военной авиационной техники.

  32. Концепция развития электронной промышленности России.

  33. Рынок электронной техники. Основные сегменты российского рынка электронной техники.

  34. «Информационная» экономика. Телекоммуникации.

  35. Общемировые тенденции развития телекоммуникаций.

  36. Информационные рыночные технологии. Факторы развития информационных технологий.

  37. Вертикальная интеграция производства. Компьютерно-интегрированные производства.

  38. Лазерная индустрия. Основные направления использования лазерной технологии: системы телекоммуникаций, обработка материалов, методы анализа и контроля.

  39. Мировой рынок лазерной техники. Проблемы развития лазерной технологии.

  40. Биотехнология. Биоинженерия. Основные сегменты рынка биотехнологической продукции.

  41. Проблемы становления рынка биотехнологической продукции в России.

  42. Научная база и современное состояние биотехнологий в России.

  43. Станкоинструментальная промышленность.

  44. Потребители станкоинструментальной продукции.

  45. Тенденции развития мирового станкостроения.

  46. Развитие автоматизированных комплексов и предприятий.

  47. Промышленные роботы: развитие и области применения современных промышленных роботов.

  48. Интеллектуальная собственность.

  49. Проблемы охраны результатов интеллектуальной деятельности.

  50. Цифровые технологии и авторское право.



      1. Тесты контроля качества усвоения материала




        1. Выберите правильный ответ.

Количественная характеристика содержания в материале компонентов:

  1. структура материала;

  2. свойство материала;

  3. состав материала;

  4. строение материала.




        1. Выберите правильный ответ.

Качество материала – это:

  1. признак, составляющий его отличительную особенность;

  2. совокупность свойств, обусловливающих его возможность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением;

  3. совокупность свойств, обеспечивающих возможность изготовления из него различных изделий;

  4. нет правильного ответа.




        1. Выберите правильный ответ.

Показатель, определяемый как расходы на НИОКР в расчете на единицу валовой, товарной или отгруженной продукции, а также добавленной стоимости:

  1. фондоемкость;

  2. наукоемкость;

  3. материалоемкость;

  4. фондоотдача.




        1. Выберите правильный ответ.

Свойство материала поглощать влагу из окружающей среды (обычно пара воды из воздуха):

  1. гидрофильность;

  2. гидрофобность;

  3. гигроскопичность;

  4. нет правильного ответа.




        1. Выберите правильный ответ.

В странах ОЭСР (OECD) к наукоемким производствам относят те, в которых показатель наукоемкости превышает:

  1. 2,5 %;

  2. 3,0 %;

  3. 3,5 %;

  4. 4,0 %.




        1. Выберите правильный ответ.

Протягивание заготовки через отверстие, сечение которого меньше сечения заготовки:

  1. прокатка;

  2. волочение;

  3. прессование;

  4. штамповка.




        1. Выберите правильный ответ.

Область электроники, связанная с созданием электронных ламп, приборов СВЧ, электронно-лучевых приборов:

  1. вакуумная электроника;

  2. твердотельная электроника;

  3. квантовая электроника;

  4. нет правильного ответа.




        1. Выберите правильный ответ.

Обработка, заключающаяся в пластическом деформировании или разделении материала, причем разделение материала происходит без образования стружки:

  1. обработка резанием;

  2. литье;

  3. спайка;

  4. обработка давлением.




        1. Выберите правильный ответ.

Документ долгосрочного планирования, определяющий пути достижения главных целей и решения задач космической деятельности Российской Федерации:

  1. ФЗ РФ «О космической деятельности»;

  2. Космическая доктрина России;

  3. Федеральная космическая программа России;

  4. нет правильного ответа.




        1. Выберите правильный ответ.

Искусственные материалы, полученные из двух или более компонентов с сохранением индивидуальности каждого отдельного компонента:

  1. порошковые материалы;

  2. композиционные материалы;

  3. наноматериалы;

  4. нет правильного ответа.

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература

  1. Орлов А. И. Менеджмент высоких технологий : учебник для вузов / А. И. Орлов, А. А. Колобов, И. Н. Омельченко. – М. : Экзамен, 2008. – 624 с.

  2. Фостер Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности / Л. Фостер; пер. с англ. А. Хачояна. – М. : Техносфера, 2008. – 352 с.

  3. Уорден К. Новые интеллектуальные материалы и конструкции / К. Уорден; пер. с англ. С. Баженов. – М. : Техносфера, 2006. – 224 с.

7.2 Дополнительная литература

  1. Инновационный менеджмент в России. Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / под ред. Г. Чертовой, В. Баковецкой. – М. : Наука, 2004. – 880 с.

  2. Макаров В. Л. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Социально-экономические аспекты развития / В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. – М. : Наука, 2001. – 636 с.

  3. Нанотехнологии. Азбука для всех / под ред. Ю. Д. Третьякова – М. : ФИЗМАТЛИТ, 2008. – 365 с.

  4. Ржевская С. В. Материаловедение : учебник для вузов / С. В. Ржевская. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2004. – 424 с.



7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. Законодательно-правовая электронно-поисковая база по экологии (Консультант. Гарант).

  2. Операционные системы Windows.

  3. Стандартные офисные программы.

8 материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. Мультимедийные средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

  2. Наборы слайдов:

  • понятие о строении, структуре и свойствах материалов;

  • технология получения материалов и изделий;

  • применение композиционных материалов;

  • наноматериалы;

  • нанодатчики: разработки, применение и перспективы;

  • коммерциализация нанотехнологий;

  • наукоемкие отрасли и высокие технологии;

  • космические и авиационные технологии;

  • технологии в электронной промышленности;

  • инфокоммуникационные и информационные технологии;

  • лазерные технологии;

  • биотехнологии;

  • технологии в станкостроении и робототехнике;

  • охрана интеллектуальной собственности в области высоких технологий.

Учебно-программное издание

ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ



Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Шайхутдинова Анастасия Анатольевна
Книга выходит в авторской редакции

Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1 /16.

Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.

Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел./факс: (3532) 305-000, 306-000.




Если нравится, считайте, что получилось. Леонид Леонидов
ещё >>