страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 62 «Инноватика» - страница №1/1
![]() ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оренбургский государственный институт менеджмента» ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000.62 – «Инноватика» Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения заочная Оренбург 2012
УДК ББК
Э Обсуждена на заседании кафедры «Производственный менеджмент» от 31 августа 2012 г., протокол № 1. Принята Учебно-методическим советом №3 от 15.11.2012. Утверждена приказом ректора № 264 от 21.11.2012г. Составитель: А. А. Шайхутдинова.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия и материаловедение» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам заочной формы обучения направления подготовки 222000.62 – «Инноватика». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 222000.62 – «Инноватика» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте. Рабочая программа учебной дисциплины «Химия и материаловедение» адресована студентам заочной формы, обучающимся в институте по направлению подготовки 222000.62 – «Инноватика».
© ФГБОУВПО «ОГИМ», 2012 Содержание
1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель: сформирование у студентов научного мышления, позволяющего понимать содержание и функционирование современных технологий и тенденций развития материалов для эффективного применения их в науке и технике. Задачи: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Химия и материаловедение» относится к базовой части дисциплин математического и естественнонаучного цикла (Б 2), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 222000.62 – «Инноватика». Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения «Химия и материаловедение»: «Математика», «Физика и естествознание», «Механика и технологии». Дисциплина, для которой освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины «Химия и материаловедение» обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть навыками:
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины «Химия и материаловедение» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов. 4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)
4.2 Наименование тем, их содержание Тема 1 Понятие о строении, структуре и свойствах материалов Предмет и объект материаловедения. Материал. Основные и вспомогательные материалы. Изделие. Состав материала. Строение материала. Структура материала. Свойство материала. Природные материалы. Искусственные материалы. Конструкционные материалы. Композиционные материалы. Состав, свойства, назначения современных конструкционных материалов. Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении. Физические свойства. Механические свойства. Электрические свойства. Магнитные свойства. Свойства материалов в основных физико-химических процессах. Технологические свойства. Потребительские свойства. Тема 2 Технология получения материалов и изделий Основные методы получения твердых тел. Классификация способов получения заготовок (литье, пластическое деформирование). Литье в песчаные формы. Литье в кокиль. Литье под давлением. Вакуумное литье. Электрошлаковое литье. Объемное пластическое деформирование (обработка давлением): прокатка, волочение, штамповка, прессование, ковка. Поверхностное пластическое деформирование (обработка давлением): дробеструйный наклеп, накатывание стальным шариком, центробежно-шариковый наклеп, алмазное выглаживание. Производство неразъемных соединений (сварка, пайка, склеивание). Основы получения композиционных и порошковых материалов. Армирование. Дисперсно-упрочненные композиционные материалы. Волокнистые композиционные материалы. Спекание. Компактные порошковые материалы. Пористые порошковые материалы. Тема 3 Применение композиционных материалов Изготовление деталей из металлических, порошковых и полимерных композиционных материалов. Применение композиционных материалов с металлической матрицей. Применение конструкционных металлических порошковых материалов. Применение инструментальных металлических порошковых материалов. Применение порошковых металлических материалов специального назначения с особыми свойствами. Применение полимерных композиционных материалов с различными наполнителями: листовым, волокнистым, газовоздушным. Тема 4 Наноматериалы Наночастица. Нанометр. Производство наночастиц: сухой синтез, мокрый синтез, химический размол. Обзор состояния производства наночастиц. Углеродные нанотрубки. Физико-химические свойства нанотрубок. Методы получения нанотрубок: лазерное испарение, углеродная дуга, химическое осаждение паров. Проблемы получения и промышленного производства нанотрубок. Возможные сферы применения нанотрубок. Фуллерен. Композиционные наноматериалы. Тема 5 Нанодатчики: разработки, применение и перспективы Микроэлектромеханические системы (MEMS). Наноэлектромеханические системы (NEMS). Датчик. Требования к системам датчиков в интеллектуальных структурах. Последовательность операций обработки сигнала для одного датчика. Анализ информации множества датчиков. Модели анализа данных: модель СЗЛ, модель Бойда, модель водопада, общая модель. Традиционные датчики. Оптоволоконные датчики. Физические датчики. Химические датчики. Биодатчики. Датчики массового и военного применения. Проблемы проектирования нанодатчиков. Состояние исследований нанодатчиков и перспективы развития. Тема 6 Коммерциализация нанотехнологий «Технологическая волна» развития. Закон Мура. Проблемы современной парадигмы технологического развития. Нанонаука как «перекресток» научных дисциплин. Рынок нанотехнологий. Проблема вертикальной интеграции стандартов и технических условий. Развитие технологий «сверху вниз» («путь чипа»). Развитие технологий «снизу вверх» (биологический путь). Тема 7 Наукоемкие отрасли и высокие технологии Наукоемкость. Наукоемкая отрасль. Факторы наукоемкости. Цикличность изменения наукоемкости. Ведущие наукоемкие технологии (leading-edge). Технологии «высокого уровня» (high level). Мировой рынок высоких технологий. Особенности и проблемы развития наукоемких отраслей и высоких технологий. Научно-техническая политика. Типы технологического облика наукоемких производств. Экономическая безопасность. Стратегия экономической безопасности. Методологические основы оценки экономической безопасности наукоемких производств. Тема 8 Космические и авиационные технологии Ракетно-космическая промышленность. Мировые тенденции развития космической деятельности. Направления космической деятельности: коммерческая связь и телевещание, космическая гидрометеорология, космический мониторинг природной среды, фундаментальные космические исследования, координатно-временное обеспечение. Федеральная космическая программа России. Авиационная промышленность. Длительность жизненного цикла авиационной техники. Технологии авиационного производства. Направления инновационного развития военной авиационной техники. Направления инновационного развития гражданской авиационной техники. Тема 9 Технологии в электронной промышленности Вакуумная электроника. Твердотельная электроника. Квантовая электроника. Концепция развития электронной промышленности России. Прикладные НИОКР в электронной промышленности. Поисковые исследования в области электроники. Рынок электронной техники. Основные сегменты российского рынка электронной техники. Тема 10 Инфокоммуникационные и информационные технологии «Информационная» экономика. Телекоммуникации. Общемировые тенденции развития телекоммуникаций. Области исследований в сфере инфокоммуникационных технологий. Емкость телекоммуникационного рынка. Меры государственной поддержки сферы телекоммуникаций. Информационные рыночные технологии. Факторы развития информационных технологий. Вертикальная интеграция производства. Компьютерно-интегрированные производства. Тема 11 Лазерные технологии Лазерная индустрия. Основные направления использования лазерной технологии: системы телекоммуникаций, обработка материалов, методы анализа и контроля. Мировой рынок лазерной техники. Российская лазерная техника мирового уровня. Проблемы развития лазерной технологии. Тема 12 Биотехнологии Биотехнология. Биоинженерия. Основные сегменты рынка биотехнологической продукции. Медицинская биотехнология: биотехнологические лекарственные препараты, диагностические препараты, биосенсоры и биочипы. Биогеотехнологии. Биотехнологии в энергетике. Проблемы становления рынка биотехнологической продукции в России. Научная база и современное состояние биотехнологий в России. Тема 13 Технологии в станкостроении и робототехнике Станкоинструментальная промышленность. Потребители станкоинструментальной продукции. Тенденции развития мирового станкостроения. Показатели развития станкостроения за рубежом. Основные направления технического развития станкостроения. Реконфигурируемые производственные системы. Модернизация станочного оборудования. Развитие автоматизированных комплексов и предприятий. Гибкие производственные системы. Промышленные роботы. Развитие промышленных роботов. Области применения современных промышленных роботов. Проблемы разработки государственной политики России в области станкостроения и робототехники. Тема 14 Охрана интеллектуальной собственности в области высоких технологий Интеллектуальная собственность. Закрепление интеллектуальной собственности: авторское право, патентное право, коммерческая тайна (секрет производства). Копирайт (copyright). Копилефт (copyleft). Патент. Ноу-хау. Проблемы охраны результатов интеллектуальной деятельности. Корпоративные интересы и правовой статус ноу-хау. Цифровые технологии и авторское право. 4.3 Тематический план изучения дисциплины 4.3.1 Заочная форма обучения Таблица 4.2 – Тематический план изучения дисциплины (заочная форма обучения)
Продолжение таблицы 4.2
5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Химия и материаловедение» используются формы, указанные в таблице 5.1. Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий
6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1 Система и формы контроля Контроль и оценка знаний студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний. Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:
6.2 Критерии оценки качества знаний студентов Изучение дисциплины завершается зачетом у студентов заочной формы обучения. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.1. Таблица 6.1 – Академический рейтинг по дисциплине
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:
6.3.1 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения Для студентов заочной формы обучения подготовлены варианты контрольных работ, включающие в себя 4 теоретических вопроса: 1 вариант:
2 вариант:
6.3.2 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу
Количественная характеристика содержания в материале компонентов:
Качество материала – это:
Показатель, определяемый как расходы на НИОКР в расчете на единицу валовой, товарной или отгруженной продукции, а также добавленной стоимости:
Свойство материала поглощать влагу из окружающей среды (обычно пара воды из воздуха):
В странах ОЭСР (OECD) к наукоемким производствам относят те, в которых показатель наукоемкости превышает:
Протягивание заготовки через отверстие, сечение которого меньше сечения заготовки:
Область электроники, связанная с созданием электронных ламп, приборов СВЧ, электронно-лучевых приборов:
Обработка, заключающаяся в пластическом деформировании или разделении материала, причем разделение материала происходит без образования стружки:
Документ долгосрочного планирования, определяющий пути достижения главных целей и решения задач космической деятельности Российской Федерации:
Искусственные материалы, полученные из двух или более компонентов с сохранением индивидуальности каждого отдельного компонента:
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1 Основная литература
7.2 Дополнительная литература
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
8 материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебно-программное издание ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Рабочая программа учебной дисциплины Составитель: Шайхутдинова Анастасия Анатольевна Книга выходит в авторской редакции Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1 /16. Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая. Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00. Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ» 460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16. Тел./факс: (3532) 305-000, 306-000. |
ещё >> |