Похожие работы
|
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление - страница №3/4
5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Философия» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5 .1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий
Семестр
|
Наименование разделов, тем
|
Используемые образовательные технологии
|
1
|
1.Философия и ее проблемы.
|
Решение творческих задач
| 2. Становление философии |
Практикум Анализ конкретной ситуации;
|
3. Философия в Древней Греции и Риме.
|
Решение творческих задач Мультимедийный проектор
|
4. Философская мысль средневековья.
|
Практикум. Семинар-конференция
|
5.Философия Возрождения. Европа XIV – XV вв.
|
Ролевая игра, тренинговые упражнения.
|
6. Философия Нового времени и Просвещения
|
Практикум. Решение творческих задач.
|
7. Немецкая классическая философия
|
Практикум. Семинар-дискуссия
|
8. Западная философия второй половины ХIХ - ХХ вв.
|
Ролевая игра, тренинговые упражнения, тестирование;
| 9. Философская мысль России |
Практикум. Решение творческих задач.
| 10. Русская философия |
Ролевая игра, тренинговые упражнения, тестирование;
| 11. Бытие. Субстанция. Материя |
Практикум. Решение творческих задач.
| 12.Материя и ее свойства |
Практикум. Решение творческих задач.
| 13. Сознание и познание |
Ролевая игра, тренинговые упражнения, тестирование;
|
14. Человек, общество, природа
|
Практикум. Решение творческих задач.
|
15. Человек и исторический процесс
|
Практикум. Решение творческих задач.
|
16. Смысл человеческого бытия
|
Ролевая игра, тренинговые упражнения, тестирование;
|
17. Глобальные проблемы современности.
|
Практикум. Семинар-дискуссия
|
6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.
Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:
-
Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.
-
Тематический контрольопределяет степень усвоения обучающимися каждого раздела (темы в целом), их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.
-
Межсессионная аттестация– рейтинговый контроль знаний студентов, проводимый в середине семестра.
-
Рубежной формой контроля является экзамен.
6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается экзамен.
Формой проведения экзамена может быть собеседование по теоретическим и практическим вопросам по дисциплине или выполнение студентом тестового задания. Тесты разрабатываются преподавателем и могут включать в себя как теоретические вопросы, так и практические задания, которые должен выполнить студент.
Экзамен проводится с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.1–6.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)
|
|
Баллы
|
П1
|
Посещение всех лекций
|
max 5 баллов
|
П2
|
Присутствие на всех практических занятиях
|
max 5 баллов
|
П3
|
Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях
|
max 30 баллов
|
П4
|
Оценивание самостоятельной работы
|
max 30 баллов
|
Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)
Оценка
|
Баллы
|
5
|
30
|
4
|
20
|
3
|
10
|
2
|
0
|
Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине
Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета
|
Оценка
|
85-100
|
5 (зачтено)
|
65-84
|
4 (зачтено)
|
50-64
|
3 (зачтено)
|
0-49
|
2 (не зачтено)
|
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В данном издании представлены варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению.
6.3.1 Виды самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задачи данной рабочей программы:
-
подготовка к практическим занятиям;
-
изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения;
-
подготовка к текущему и рубежному контролю;
-
подготовка и сдача экзамена.
6.3.2 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения
Наименование разделов, тем
|
Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение
|
Форма отчетности о результатах СР
|
1. Философия, ее проблемы и функции. Древняя философия
|
Философия Древнего Востока. Философия Востока, ее особенности в постановке проблем и в методах их исследования. Место религии и философии в культуре Древнего Востока, их отношение к научному познанию. Проблема взаимного влияния восточной и западноевропейской философии.
Философия Древней Индии. Традиционные (ведические) школы: санкхъя, веданта, и др. Нетрадиционные школы: буддизм, локаята-чарвака, вайшешика-ньяя.
Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.
Человек в философии и культуре Древнего Востока.
|
Тематический контроль
|
2. Философия средневековья, Возрождения и Нового времени
| Средневековая философия. Религиозный характер философской мысли Средневековья. Теоцентризм. Креационизм. Провиденциализм.
Патристика, ее этапы. Учение Августина Блаженного о природе и человеке как творении Бога. Учение о «двух градах».
Схоластика, этапы развития. Философия Ф. Аквинского. Проблема разума и веры, сущности и существования. Номинализм и реализм: спор о природе общих понятий («универсалий»).
Философские идеи поздней схоластики. Д. Скот., У. Оккам: «правило бритвы».
Философия Возрождения. Специфика философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, природа человеческой индивидуальности. Раннее итальянское Возрождение.
Высокое Возрождение. Философские взгляды Н. Кузанского; пантеизм и диалектика.
Позднее Возрождение. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. Дж. Бруно, его учение о природе.
|
Тематический контроль
|
3. Классическая немецкая философия
|
Особенности классической немецкой философии. Проблемы познания, развитие диалектического метода.
|
Тематический контроль
|
4. Русская философия
|
Русская философия XI–XVII вв.
Философская мысль в России XVIII в.: М.В. Ломоносов, Н.А. Радищев.
|
Конспект. Тематический контроль
|
5. Западная философия второй половины XIX–XX вв
|
Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций» в философии экзистенциализма. Проблема языка и исторического понимания в философской герменевтике.
Основные течения религиозной философии. Неотомизм: учение о бытии, познании, человеке. Интегральный гуманизм (Ж. Маритен). Проблема человека в философии персонализма.
Философское осмысление достижений науки и техники: технократические социальные теории, теории «индустриального», «постиндустриального», «информационного» и «технотронного» общества. Концепции «технологического пессимизма» и «технооптимизма».
|
Тематический контроль
|
6. Бытие, его основные свойства
|
Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческая и методологическая основы. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, движения, пространства и времени.
Системность и самоорганизация как свойства бытия. Понятие системы.
|
Тематический контроль
|
7.Этические нормы речевой культуры
|
Понятие метода. Методология как учение о методах. Классификация методов: частнонаучные, общенаучные и всеобщие.
Общенаучные методы. Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Теоретические методы: абстрагирование, идеализация, формализация. Восхождение от абстрактного к конкретному. Исторический и логический методы, их единство.
Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория.
Всеобщие (философские) методы: метафизика и диалектика. Основные принципы диалектического метода.
Категории философии как ступени и формы познания. Свойство, качество, количество, мера. Единичное, общее, особенное. Целое и часть. Элемент, система, структура. Содержание и форма. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Закон и закономерность. Явление и сущность. Возможность и действительность.
Основные принципы диалектического метода.
|
Тематический контроль
|
8. Человек. Общество
|
Политика и политическая подсистема общества. Государство, общественно-политические организации и учреждения, политические идеи и политика, их роль в общественно-историческом процессе. Понятие политической власти. Право и правосознание. Гражданское общество и правовое государство.
Духовная подсистема. Общественное и индивидуальное сознание. Относительная самостоятельность общественного сознания и его роль в историческом процессе. Структура и уровни общественного сознания: обыденное и теоретическое; общественная психология и идеология. Массовое сознание. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское, религиозное.
|
|
6.3.3 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Тема контрольной работы
|
Вариант
| -
Происхождение философии
|
1
| -
Структура и основные типы мировоззрения
|
2
| -
Основные течения философской мысли
|
3
|
4. Функции философии и её роль в жизни общества
|
4
|
5.Учение Платона об «идеях». Теория познания Платона
|
5
|
6. Учение Платона об обществе и государстве
|
6
|
7.Аристотель как первый систематизатор научного знания. Учение об обществе и государстве в философии Аристотеля
|
7
|
8. Основные школы философской мысли древней Греции и Рима
|
8
|
9.Проблематика и основные школы средневековой философии
|
9
|
10. Схоластическая философия как одна из форм рационального мышления
|
10
|
11. Номинализм и реализм о природе общих понятий
|
11
|
12. Проблема веры и разума в философии
|
12
|
13. Гуманизм эпохи Возрождения
|
13
|
14.Пантеизм эпохи Возрождения
|
14
|
15. Социальные утопии эпохи Возрождения
|
15
|
16. Религиозная реформация и основные ее представители
|
16
|
17. Линия английского эмпиризма 17 -18 веков. Ф.Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк
|
17
|
18. Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Р. Декарта и Б. Спинозы
|
18
|
19. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма
|
19
|
20. Монадология Г.- В. Лейбница
|
20
|
21. Философия И. Канта
|
21
|
22. Философские теории И. Фихте и Ф. Шеллинга
|
22
|
23. Философская система субъективного идеализма Г. Гегеля
|
23
|
24. Антропологический материализм Л. Фейербаха
|
24
|
25. Позитивизм и его исторические формы
|
25
|
26. «Философия жизни» как оппозиция классическому рационализму (Ф. Ницше, А. Бергсон)
|
26
|
27. Экзистенциализм
|
27
|
28. Философская герменевтика
|
28
|
29.Становление русской философии. Философия Древней Руси
|
29
|
30.Философия русского Просвещения
|
30
|
-
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
-
Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.
-
Предмет философии и специфика философского знания. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, критическая.
-
Исторические типы философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии. Многообразие философских учений.
-
Становление философского знания в Древней Индии (Веды, Упанишады, джайнизм, буддизм).
-
Особенности формирования философии в Древнем Китае. Учение о человеке и обществе Конфуция. Этика конфуцианства. Учение даосизма о всеобщем законе Дао, мире (пять стихий) и человеке. Принцип «недеяния».
-
Философия античности и ее всемирно-историческое значение. Основные проблемы ранней греческой философии. Поиск первооснов мира (милетская школа, пифагорейская, элейская школа, античный атомизм).
-
Диалектика и проблема познания мира в учении Гераклита. Проблема человека, познания и общества в учении софистов.
-
Классический период в развитии греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).
-
Философские школы позднего эллинизма (эпикуреизм, стоицизм,
скептицизм).
-
Средневековая философия. Патристика и схоластика.
Августин Блаженный о вечности и времени и истории. Идея «Града Божьего» в философии Августина.
-
Средневековый номинализм (Абеляр и Росцелин) и реализм. Учение Фомы Аквинского (соотношение веры и знания, принцип креационизма, проблема соотношения материи и формы, сущность бытия).
-
Гуманизм, антропоцентризм и пантеизм философии эпохи Возрождения. Учение о человеке, свободе, познании (Манетти, Мирандола, Лоренцо Валла, М. Фичино).
-
Натурфилософия и новое естествознание (Николай Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Основные положения учения Николая Кузанского о бесконечности мира, совпадении противоположностей, о Боге, человеке и познании.
-
Социально-политическая философия эпохи Возрождения. Философия
Реформации. Политическая философия Н. Макиавелли. Социально-утопические учения Т. Мора и Т. Кампанеллы.
-
Философия Нового времени. Проблема научного метода и обоснование эмпиризма в философии Ф. Бэкона. Материалистический сенсуализм Дж. Локка.
-
Философия Р. Декарта (дуалистическое учение о мире и рационалистическое учение о познании). Монадология Г. Лейбница.
-
Учение Б. Спинозы о субстанции. Проблема познания, свободы и необходимости в философии Б. Спинозы.
-
Социально-философские взгляды Нового времени. Теория общественного договора (Т. Гоббс). Теория правового государства (Дж. Локк).
-
Философия Просвещения. Социально-политические вопросы в философии Ф.М. Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Ж..-Ж. Руссо.
-
Французский механистический материализм XVIII века: Д. Дидро, П. Гольбах, К.-А. Гельвеций, Ж.-О. Ламетри.
-
Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм И. Канта. Априоризм и агностицизм в философии Канта. Понятие «категорического императива» и проблема свободы воли в этической концепции И. Канта.
-
Субъективный идеализм И.Г Фихте. Натурфилософия Ф. Шеллинга. Принцип тождества объекта и субъекта в философии Шеллинга.
-
Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г. Гегеля. Философия природы, философия духа и философия истории Гегеля.
-
Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха. Проблема Бога, человека и познания мира в философии Л. Фейербаха.
-
Философия марксизма. Теоретические источники марксизма. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
-
Философия истории К. Маркса. Материалистическое понимание истории.
-
Современная западноевропейская философия, ее особенности и направления. Иррационализм А. Шопенгауэра. «Философия жизни» Ф. Ницше (учение о дионисийском и аполлоновском началах в культуре, «переоценка ценностей», концепция «сверхчеловека»). Сциентизм и антисциентизм XIX-XX вв.
-
Философия позитивизма. Основные этапы развития позитивизма, (позитивизм О. Конта, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
-
Экзистенциализм о человеческом измерении бытия (С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер).
-
Психоанализ З. Фрейда. Идея синтеза психологических и социальных факторов в современных концепциях неофрейдизма.
-
Философская герменевтика. Содержание основных идей главных представителей герменевтики: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер.
-
Своеобразие и основные этапы развития русской философии. Проблема исторической судьбы России в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева. Спор западников и славянофилов. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Учение об абсолюте, Софии и цельном знании.
-
Религиозно-этическое направление русской философии XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). «Русский космизм» (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский).
-
Категория «бытие», ее роль в философии. Виды бытия (объективная и субъективная реальность). Основные формы бытия. Бытие и небытие.
-
Материя как фундаментальная философская категория. Историческое развитие представлений о материи. Кризис метафизического понимания материи в конце XIX–начале XX вв. Уровни организации материальных объектов.
-
Движение как способ существования материи. Абсолютность движения и относительность покоя. Основные типы и формы движения материи.
-
Диалектическое миропонимание. Диалектика и метафизика. Основные концепции развития, альтернативные диалектике (эволюционизм, катастрофизм, эмерджентизм).
-
Принципы диалектики: принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип детерминизма, принцип системности. Основные идеи синергетики.
-
Диалектические законы развития.
-
Основные категории диалектики: единичное и общее, явление и сущность, форма и содержание, причина и следствие, возможность и действительность, случайность и необходимость.
-
Пространство и время как формы существования материи.
Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно временных форм бытия.
-
Проблема человека в философии. Философские аспекты антропогенеза. Единство социального и биологического в человеке.
-
Индивид и личность. Смысл и цель жизни человека. Проблема свободы человека в современной философии.
-
Проблема сознания в истории философской мысли. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. Специфика психической формы отражения.
-
Происхождение и сущность сознания. Роль труда, языка и социальных отношений в становлении и развитии сознания.
-
Сознание как субъективный образ объективного мира. Природа идеального. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и сфера бессознательного.
-
Проблема познания в истории философской мысли. Сенсуализм и рационализм. Субъект и объект и познания. Практика как цель и основа познания.
-
Сущность и основные характеристики знания. Основные формы чувственного познания и абстрактного мышления.
-
Классическая концепции истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина и мнение. Ложь и заблуждение. Критерии истины.
-
Научное познание и его отличительные признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного познания.
-
Общество как целостный социальный организм. Основные сферы жизни общества. Социальная структура общества.
-
Духовная жизнь общества. Элементы духовной жизни общества.
-
Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного
сознания. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания.
-
Философия истории. Развитие представлений об историческом процессе в истории философской мысли. Диалектика исторического процесса. Общественный прогресс.
-
Концепции прогрессивного развития общества (Г. Гегель, К. Маркс).
-
Основные характеристики техногенной цивилизации Запада. Концепция постиндустриального общества Д. Белла. Сущность информационного общества. Глобализация и ее последствия.
-
Концепции циклического развития общества (теории локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина).
-
Общество и природа. «Географический детерминизм». Концепция «ноосферы» В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена.
-
Философские аспекты экологической проблемы и пути ее решения. Народонаселение. Критика мальтузианства.
-
Понятия культуры и цивилизации. Человеческое измерение культуры. Массовая культура XX - начала XXI вв.
6.3.5 Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)
Примерные тесты для проведения текущего контроля
-
Термин «философия» у древнегреческих мыслителей означает:
-
рефлексию над основаниями культуры;
-
любовь к мудрости;
-
гимнастику ума.
-
У Аристотеля высшее начало называется:
-
Благо;
-
Божество;
-
Перводвигатель;
-
Абсолютная идея.
-
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа (укажите только один пункт):
-
идея сущности и существования;
-
идея провиденциализма и идея эсхатологии;
-
идея творения и идея откровения.
4. Принцип детерминизма в качестве своего основного компонента включает:
-
принцип причинности;
-
принцип развития;
-
принцип всеобщей связи;
-
принцип системности.
5. Основными факторами процесса антропосоциогенеза являются:
-
земледелие, скотоводство, письменность;
-
цефализация, труд, прямохождение, речь, нравственно-социальные запреты;
-
законы, науки, искусства.
<< предыдущая страница следующая страница >>
|