Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление качеством» Профиль подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 521.8kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 725.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 323.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 2 470.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 349.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 559.87kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 346.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 500.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 080100. 3 517.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 284.25kb.
По курсу Управление качеством 8 787.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление - страница №2/4

1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели освоения дисциплины «Философия»:

  • дать студентам систему философских знаний;

  • научить их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных» тем.

  • изучение студентами истории мировой и отечественной философии в ее развитии с древности до современности; приобщение их к мировому опыту философского осмысления и анализа проблем природы, общества, человека, познания, культуры.



Задачи дисциплины:

  • дать необходимые представления о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

  • познакомить с представлениями о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

  • научить понимать смысл взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

  • понимать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

  • познакомить с основами формирование культуры научного мышления;

  • дать представления о роли науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла для студентов, обучающихся по направлению 221400.62 «Управление качеством».

Дисциплина «Философия» предлагает, формирование представлений о целостном понимании картины мира, циклах развития человеческого общества, об общечеловеческих ценностях и миропонимании. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых «образцов» миропонимания. Важное место отводится также изучению сути и смысла, проблем, занимавших этих мыслителей, их современному пониманию. Таким образом, история философии представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но и как панорама философской мысли, уяснения природы, познания, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники.

Ставится задача дать студентам систему философских знаний, научит их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единственно, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных» тем. Курс призван привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развить способность анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находившихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня, в XXI веке.

Философское образование важно для специалиста любого профиля, так как оно помогает включить специализированные познания в общекультурный контекст жизни. Однако особую значимость имеет философская подготовка будущих экономистов, деятельность которых должна строиться на осознании глубоких культурно-гуманистических основ жизни, познания и творчества. Ядром философского образования студентов-экономистов является изучение современной теории познания, философской антропологии, философии общества.

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия и убеждения.

Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах:

- «история», «обществознание», «психология», «логика»;

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении  дисциплин общей экономической направленности и дисциплин специализации.
Кроме того знания и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, используются при выполнении курсовых работ по специальным дисциплинам и дипломном проектировании.

Рабочей программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий. Дисциплина «Философия» общим объемом 144 часа изучается в течение первого семестра и завершается экзаменом.



3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:



  • способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);

  • способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК -2);

  • способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК- 6);

  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

В результате освоения дисциплины «Философия» обучающийся должен:


Знать:

  • основные философские понятия и категории;

  • терминологию философии и структуру философского знания;

  • функции философии и методы философских исследований;

  • закономерности развития природы, общества и мышления;

  • философские персоналии и специфику философских направлений.


Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции.


Владеть:

  • навыками целостного подхода к анализу общества;

  • приемами и методами анализа проблем общества;

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины «Философия» составляет 4 зачетные единицы или 144 часов.

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов

Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)




Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

2

Лекции (Л)

36

36

Практические занятия

36

36

Самостоятельная работа, в т.ч.

72

72

Подготовка к практическим занятиям (ПЗ)

36

36

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

27

27

Форма рубежного контроля

Экзамен (9)

Экзамен (9)

Итого часов:

144

144

Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

2

Лекции (Л)

6

6

Практические занятия (ПЗ)

4

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

125

125

Подготовка к практическим занятиям (ПЗ)

16

16

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

80

80

Выполнение контрольных работ (к. р.)

20

20

Форма рубежного контроля

Экзамен (9)

Экзамен (9)

Итого часов:

144

144



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Философия и ее проблемы

Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Особенности мифологического мировоззрения. Функции мифа. Научные, философские и религиозные картины мира. Религиозное мировоззрение. Общественно-историческая природа и социальные функции религии. Философское мировоззрение. Основные проблемы философских размышлений: мир и человек, бытие, сознание, общество. Природа философских проблем. Философия в системе культуры. Структура философского знания. Функции философии. Проблема научности философского мировоззрения. Соотношение философии и частных наук. Теоретическая объективность, научная обоснованность философского разума и ориентация на социальные ценности. Приоритеты непреходящих общечеловеческих ценностей и идей гуманизма. Человек как высшая ценность. Философия, политика, современность. Место философии в современном мире. Основные исторические этапы развития философского знания. Основные направления и школы. Роль истории философии для понимания предмета философии, ее теоретические функции. Значение истории философии в становлении общефилософского знания.


Тема 2 Становление философии

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Прогресс в разделении физического и умственного труда в условиях древнего общества. Понятие предфилософии и ее основная направленность. Единство мифологического, религиозного и философского в памятниках шумеро-вавилонской и египетской культур. Цивилизационный «взрыв» середины I тысячелетия до н. э. Закономерный характер возникновения философских учений древнего общества. Стихийная диалектичность мышления. Этико-антропологическая и религиозно-мистическая ориентация восточной мысли. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Древняя Индия как один из трех основных регионов возникновения философии. Космологизм – стремление понять мир как единое целое, как живой организм. Онтологизм – поиск фундаментальных, всеобщих начал и причин всего существующего. Антропоцентризм – проблема места и цели человека в мире, формирование путей самосовершенствования. Ведийская традиция. «Веды» (становление картины мира). Учение об Атмане, Брахме, карме, сансаре, каме. Становление ортодоксальных и неортодоксальных школ. Формирование идеалистических, материалистических и дуалистических течений. Школы: Ньяя, Вайшешика - сутра, Миманса, Йога Патанджали, Веданта, Лакаята ( Чарвака ), Джайнизм, Буддизм. Особенности становления древнекитайской философии, его мифологические корни. Истоки внутренней стабильности китайской философии. Период классических книг. Формирование представления о 5 основных элементов мира, о силах «инь» и «янь», о великом пути «дао». Космогоническая картина мира, место в ней человека как части дао. Сто школ – период расцвета китайской философии. Инь-янь, Моисты, Школа имен, Даосизм, Легисты, Конфуцианство. Синтез конфуцианской и даосской культуры. Чань-буддизм,Дзен-буддизм. Философия Чань: высшая реальность Будда, пантеизм, человек в природе, интуитивно – мистическое постижение истины.


Тема 3 Философия в Древней Греции и Риме

Особенности социального строя в Древней Греции VI I – V вв. до н.э. Гесиод, Гомер. Семь мудрецов Эллады. Особенности древнегреческой мифологии. Роль ближневосточной науки в формировании древнегреческого представления о мире. Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит Эфесский, Италийская философия. Пифагор и пифагорейство. Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон, Эмпедокл. Классическая греческая философия. Расцвет науки, искусства и философии. Анаксагор, нус – движущая сила природных процессов, принцип организации материи. Древнегреческий атомизм. Левкип и Демокрит. Проблема познания. Концепция естественного права. Софисты – первые просветители. Поворот к человеку, майевтика Сократа. Три основных добродетели по Сократу. Платон – основатель системы объективного идеализма. Учение об идеях. Космология. Телеологизм. Учение о душе. Виды добродетели. Высшее знание как припоминание. Диалектика как высшая форма знания. Учение Платона о государстве, структура и задачи «идеального» государства. Аристотель. Классификация наук. Категории Аристотеля. Понятие энтелехии. Соотношение формы и материм. Социально-философская концепция Аристотеля. Сущность, происхождение и назначение государства. Учение о праве. Значение Аристотеля в античной и мировой философии и культуре. Античная философия в эллинистически-римскую эпоху. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Неоплатонизм и его для формирования христианской философии.



Тема 4 Философская мысль средневековья

Формирование предпосылок средневековой философии. Кризис рабовладельческого общества в Римской империи, развитие феодальных отношений и идеологии. Теологические (священные тексты) и философские истоки (античные мыслители) философской мысли средневековья. Борьба язычества и христианства (становление апологетики). Гностицизм как оппозиция и усвоение христианства, синтез философии, религии и мистериальных культов (Валентин, Маркион). Апологетика (александрийская и карфагенская школы). Патристика как формирование целостного религиозно-философского мировоззрения. Философия святых отцов. Августин и значение его учения для средневекового общества. Религиозная ориентация, зависимость от Церкви. Отношение к манихейству. Христианский креационализм, провиденциализм, теодицея, спиритуализм. Учение о двух градах. Концепция истории. Теория божественного права.

Средневековое свободомыслие. Пьер Абеляр. Мистицизм Бонавентура. Теологические сочинения Боэция. Схоластика. Фома Аквинский как систематизатор ортодоксальной схоластики. Учение о гармонии веры и разума. Социально-философская концепция Фомы. Судьба томизма. Современный неотомизм. Иоанн Скот Эриугена. Арабская и еврейская философия средневековья. Предпосылки становления исламской философии. Мутазилиты первые представители рационализма. Основные школы мусульманского Востока. Суфизм. Аль-Кинди, аль-Газали, Ибн-Рушд. Учения Фараби и Ибн-Сины. Каббала. Ибн Гебироль, Маймонид.
Тема 5 Философия Возрождения

Европа XIV – XV вв. Ренессанс и расцвет светской культуры. Развитие раннебуржуазных отношений. Обращение к образцам античной мысли. Отличительные черты мировоззрения: ориентация на человека, антропоцентризм, индивидуализм, вера в человека и гуманизм эпохи. Спор о свободе между Лютером и Эразмом Роттердамским. Данте и его «Божественная комедия». Петрарка как родоначальник гуманистического движения. Флорентийская Платоновская Академия, Марсилио Фичино и утверждение принципов свободомыслия, веротерпимости, «всеобщей религии» и возвышенной трактовки человека. Гуманистический антропоцентризм Пико делла Мирандолы. Утопический социализм Т. Мора и Т. Кампанеллы. Социально-политические учения Н. Макиавелли и Ж. Бодена. Роль природоведения в обосновании новой картины мира. Изменение положения человека в мире. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира Н. Коперника. Николай Кузанский – мистический и натуралистический пантеизм и космология. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно. Учение о монадах. Реформация и кризис католицизма. Лютер, Кальвин, Цвингли, Мюнцер. Раскол западной Церкви и возникновения протестантизма. Рационализация картины мира. «Обмирщение» церкви.


Тема 6 Философия Нового времени и Просвещения

Социальные перемены. Быстрое экономическое развитие. Первые буржуазные революции. Внешние и внутренние (религиозные) войны. Становление науки Нового времени. Особенности философии этого времени: борьба со схоластикой, секуляризация сознания, рост атеизма, рационалистическая ориентация сознания, общая сциентистская и практическая направленность философии. Демократизация знания и появление научной периодики (систематизация). Английский эмпиризм. Ф.Бэкон и его проект «Великого восстановления наук». Т.Гоббс – философская трилогия «О теле», «О человеке», «О гражданине». «Левиафан…». Д.Локк, теория сенсуализма и буржуазного либерализма. Д.Беркли и Д.Юм как критики эмпиризма и теоретики субъективного идеализма. Рационализм Р.Декарта и Б.Спинозы. Оппозиция рационализму - Б.Паскаль. Монадология Г.В.Лейбница. Французское Просвещение XVIII в. Социально-политический кризис абсолютизма. Просвещение как идеологическая подготовка Великой Французской революции. Социально-политическая и философская разнородность просветительского движения: Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондорсе, Мабли и Морелли.


Тема 7 Немецкая классическая философия

Особенности социально-политического развития Германии в к. XVIII – в н. XIX вв. Двойственное отношение немецкой буржуазии к Великой французской революции. Теоретические источники классической философии (теории Платона, Аристотеля, неоплатонизма, Кузанского, рационалистов, Руссо). Два периода творчества И.Канта. «Трансцендентальная диалектика» как учение о разуме. Понимание интуиции. Этика канта. И.Г.Фихте и его философия свободы. Понятие о бессознательной деятельности Я как источника не-Я. Диалектико-идеалистическая натурфилософия Шеллинга. Г. Гегель его объективный идеализм. Принцип тождества мышления и бытия. Абсолютная идея Г.Гегеля. Идея развития как саморазвитие и самодвижение понятий. Панлогизм. Три стороны логического. Структура гегелевской логики и ее основные проблемы. Диалектика свободы и необходимость в истории. Неогегельянство. Антропологический материализм Л.Фейербаха и гуманизм. Атеизм Л. Фейрбаха в работе «Сущность христианства».


Тема 8 Западная философия второй половины ХIХ - ХХ вв.

Оппозиция спекулятивной немецкой философии. Социальные и теоретические истоки философии Ф.Ницше. Синтез восточной и западной философии А. Шопенгауэра. Ассимиляция идей Упанишад, веданты, буддизма. Этитаризм и антидемократия. Антирационализм. Киркегор С. – датский Анти-Гегель, экзистенциальный мыслитель, религиозный мистик. Концепция экзистенциальной философии. Насилие и ненасилие. Рациональное и иррациональное познавательное деятельности мораль справедливость права. Феноменология Э. Гуссерля. Левое гегельянство. Философия Маркса и Энгельса отчждение и присвоение. Материалистическое понимание истории. Принцип практики, как фундаментальный принцип философской системы марксизма. Сознание, как функция социальных систем. Истина, как соответствие. Феноменологическая природа сознания. Философия прагматизма в США. Ч.С. Пирс и принципы прагматизма. «Инструментализм» Дж. Дьюи. Прагматизм как философия «американского» образа жизни. Европейский экзистенциализм. Философские истоки. М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю. Религиозный экзистенциализм: Л. Шестов, Бердяев, К,Ясперс. «Первый» позитивизм О. Конта, Д.С. Милля, Г. Спенсера. «Второй» позитивизм Маха Э., Р. Авенариуса. Неопозитивизм. Б.Рассел, Л. Вингштейн. «Аналитическая» философия. Р. Карнап. Венский кружок. «Семантический анализ языка». Фейерабент П. – критика неопозитивизма. Философская герменевтика В. Дильтей. Коммуникативная герменевтика. Психоанализ: метафизика желания.


Тема 9 Философская мысль России. Часть первая

Становление русской философии. Христианизация Руси. Греческая патристика. Светская литература: «Пчела», «Диоптра», «Толковая палея». Первые мыслители книжники: Илларион, Никифор Грек, Климент Смолятич. Мистика древнерусского православия. Московский Ренессанс. Нестяжательство и иосифлянство. Концепция «Москва – Третий Рим». Философия русского Просвещения XVIII в. Либерально-правовое направление, патриархально-консервативное и радикально-демократическое направление. Русский материализм. Антропологическая направленность русского материализма. В. Н. Татищев. Натурфилософия М. В. Ломоносова. Антропологическое учение А. Н. Радищева. Естественнонаучные концепции философии второй половины XIX века. Философское обоснование теории политического радикализма. Принцип партийности. Идеология декабризма. Разночинство и его основные представители: В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский. Философия революционного народничества: Д. Писарев, П. Ткачев, П. Лавров. Истоки русского анархизма и нигилизма.


Тема 10 Русская философия. Часть вторая

Социально-экономическая и политическая ситуация в России в XIX в. Политические и философские предпосылки становления славянофильства и западничества. Историософия П.Я. Чаадаева. «Русское воззрение». Славянофильство: К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков. «Россия и Европа…» Н.Я. Данилевского. Религиозное реформаторство (особое направление русского консерватизма): К.Леонтьев, Л.А. Тихомиров, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой. Западники «гуманисты» и «отрицатели». «Новое религиозное сознание». Русское богоискательство. Всеединство В.С. Соловьева и его историософия. Персонализм Н.А. Бердяева. Интуитивизм Н.О. Лосского. Иррационализм Л. И. Шестова. Русский марксизм - истоки и причины. Ортодоксальный марксизм. Марксизм - ленинизм. Г.Плеханов, В.И. Ленин, И.В. Сталин. Основные линии философии в России ХХ в. Философия антикоммунизма. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни, религиозные ценности и свобода совести. Евразийство: Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, Л. Н. Гумилев. Неомонархизм: И. А. Ильин, П. А. Флоренский. Философия «русского космизма»; его религиозные и естественнонаучные варианты (Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский и др.).


Тема 11 Бытие. Субстанция. Материя.

Учение о бытии. Категория бытия, ее смысл и специфика. Мир как единство природы и человека, материального мира и человеческого духа. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека как основа и предпосылка его единства. Монистические и плюралистичекие концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального. Плюрализм, дуализм, материалистический и идеалистический монизм. Представление о субстанции как праматерии, его познавательная роль и историческая ограниченность. Уровни самоорганизации бытия. Современная концепция образования мира. Доприродное состояние мира. Проблемы идеального в современной картине мира



Тема 12 Материя и ее свойства

Развитие представлений о материи на разных этапах развития философии. Формирование научно- философского понятия материи. Фундаментальная роль категории материи в системе философского материализма. Современная наука о сложной системе организации материи. Основные уровни организации неживой и живой природы, их качественная специфика и не сводимость друг к другу. Общество как внешний уровень организации материи. Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения материи. Пространство и время. Субстанциональная и релятивистская концепция пространства и времени, их мировоззренческая и методологическая основы. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. Концепция развития: диалектика и метафизика, их исторические формы



Диалектика, как учение об универсальных связях, изменении и развитии. Категории диалектики: единичное, общее, особенное, целое и часть, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, полная причина, необходимость и случайность, свобода и необходимость, возможность и действительность. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Законы диалектики.
Тема 13 Сознание и познание

Проблема сознания в истории философии. Категория сознания как ключевая для анализа всех форм проявления духовной деятельности человека в их единстве и целостности. Постановка и решение вопроса об их отношении сознания к бытию в идеалистической и материалистической философии. Сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности. Идеальное и материальное. Сознание и мозг. Физическое и психическое. Структура сознания. Проблемы сознания и кибернетика. Природа отражения. Отражение как всеобщее свойство материи. Отражение в живой и неживой природе. Развитие форм отражения. Психика как форма отражения. Возникновение сознания и его общественная природа. Активность сознания. Сознание и высшие формы психической деятельности: мышление, память, эмоции, воля. Самосознание и личность. Сознательное и бессознательное. Познание как отражение объективной действительности. Субъект и объект познания. Активная роль субъекта в процессе познания. Чувственное познание, формы чувственного познания. Познание, творчество, практика. Рациональное познание. Формы чувственного познания. Формы мышления. Вера и знание. Понимание и объяснение. Проблемы истины в философии и науке. Объективность истины. Абсолютное и относительное в истине. Критерий истины. Действительность, мышление, логика и язык.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различия по предметам, методам и форма знания. Структура научного познания, его методы и формы. Проблема, гипотеза, теория. Специфика социального познания. Общество, человек как его объекты познания. Соотношение исторических и логических методов в социальном познании. Системный подход в обществознании.

Тема 14 Человек, общество, природа

Философская концепция человека как основа наук о человеке.

Человек, общество, культура. Природа, сущность и предназначение человека. Антропосоциогинез и его комплексный характер. Труд – центральный фактор антропосоциогинеза. Выделение искусственной среды обитания из естественной. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Человек и природа. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной. Философия и биология в познании живого. Проблемы и противоречия в системе «общество – природа» в современную эпоху. Понятие ноосферы в теориях В.И. Вернадского и Тейар де Шардена. Понятие коэволюционного развития в учении Н.Н. Моисеева. Народонаселение, его роль в обществе. Теория Т. Мальтуса. Роль права в решении демографических проблем.

Тема 15 Человек и исторический процесс

Общество и его структура. Понятие общества, проблема построения его теоретической модели. Теоретическая модель и реальность. Общество как система. Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Личность и массы. Основные составляющие духовной жизни общества. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания. Проблемы источников и движущих сил исторического процесса. Общественный прогресс, его критерии, направленность и исторические типы. Основные подходы к общественному развитию. Формационная и цивилизационная концепция общественного прогресса. Т.Кун и К. Поппер о структуре научного познания, научно – техническом прогрессе. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Рост научного знания.



Тема 16 Смысл человеческого бытия

Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений. Роль социальной среды в формировании и развитии личности. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право, нравственные ценности. Представления о совершенном человеке. Эстетические ценности. Религиозные ценности и свобода совести. Содержание понятия личности, его соотношение с понятием человек. Роль социальной среды в формировании личности. Личность как объект и субъект общественной жизни. Права и обязанности личности, их философский и юридический аспекты. Диалектика исторической необходимости и свобода личности в общественном развитии. Необходимость и свобода выбора. Свобода и ответственность. Философский анализ отчуждения. Причины и сущность исторических форм этого явления. Свобода как процесс снятия отчуждения. Труд и свобода. Творчество как высшее проявление. Свобода как критерий общественного прогресса. Нравственные ценности. Человек и проблема ценностей. Критерий ценностей. Современная философия и гуманистическая мысль о самоценности человеческой жизни.



Тема 17 Глобальные проблемы современности

Будущее человечества. Происхождение и сущность глобальных проблем. Влияние техногенных процессов на бытие человека. Проблема приоритетов природного и человеческого бытия. Колокола тревоги. Опасность радиоактивного загрязнения. Опасность нравственного нигилизма. Опасность глобальных войн. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Опасность этнонационализма. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего. Футурология.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Наименование разделов, тем

Аудиторная работа, час.

Самостоятельная работа

Общий объем часов

Лекц.

Семинар

Всего

Часы

Виды

1


2

3

4

5

6

7

1.Философия и ее проблемы.


2


2

4

4

СИ

8

2. Становление философии


2

2

4

4

СИ

8

3. Философия в Древней Греции и Риме.

2

2

4

4

КПИ

ПЗ
СИ



8

4. Философская мысль средневековья.


2

2

4

4

СИ
ПЗ

8

5.Философия Возрождения. Европа XIV – XV вв.


2

2

4

4

КПИ

СИ


7

6. Философия Нового времени и Просвещения


2

2

4

4

ПЗ

КПИ


СИ

7

7. Немецкая классическая философия

2

2

4

4

СИ

7

8. Западная философия второй половины ХIХ - ХХ вв.


2

2

4

4

КПИ

СИ


7

9. Философская мысль России


2

2

4

4

КПИ

СИ


7

10. Русская философия


4

4

4

4

ПЗ

СИ


7

11. Бытие. Субстанция. Материя


2

2

4

4

ПЗ

СИ


7

12.Материя и ее свойства





2

2

4

4

СИ

7

13. Сознание и познание


2

2

4

4

КПИ

СИ


8

14. Человек, общество, природа


2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

15. Человек и исторический процесс


2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

16. Смысл человеческого бытия

2

2

4

4

КПИ

СИ


8

17. Глобальные проблемы современности.

2

2

4

4

СИ

7

Рубежный контроль













экз

9

Итого часов:

36

36

72

72




144

4.3.2 Заочная форма обучения




Наименование разделов, тем

Самостоятельная работа

Общий объем

часов


Л

Прак.

КСР

Всего

Часы

Виды

Общий объем часов

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Философия и ее проблемы

1

-

-

1

12

СИ

13

2. Философия средневековья, Возрождения и Нового времени

-

1

-


1

12

СИ

13

3. Классическая немецкая философия

1

-

-

1

12

ПЗ, СИ

13

4. Русская философия

1

1

-

2

12

ПЗ, СИ

14

5. Западная философия второй половины XIX–XX вв

-

1

-

1

12

ПЗ, СИ

13

6. Бытие. Субстанция. Материя

1

-

-

1

12

ПЗ,

СИ


13

7. Сознание и познание

1

-

-


1

12

СИ

13

8. Человек. Общество, природа

1

1

-

2

12

ПЗ, СИ

14

Рубежный контроль
















экз

9

Итого часов:

6

4

-

10

96

-

105



<< предыдущая страница   следующая страница >>



То, что Х сумел написать такую хорошую книгу, может отбить всякую охоту к литературе. Жан Ростан
ещё >>