Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» Квалификация (степень) выпускника бакалавр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 7 757.85kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 2 544.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 3 542.4kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 1 308.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 286.92kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 1 315.5kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 461.61kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 3 621.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 1 361.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы маркетинга» Направление... 3 522.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»... 1 179.84kb.
Система питания. Лада(ваз) 2111 1 35.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» - страница №3/4


Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)




Вид занятий

Количество часов в семестре


Всего часов

У

1

заочн.

заочн.


заочн.

Лекции (Л)

4


4

Семинарские занятия (Сем.)

4


4

Самостоятельная работа, в т.ч.

4

96


100

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

4

4


Изучение разделов (тем) дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

86

86


Конспектирование первоисточников (КПИ)


Выполнение контрольных работ (к.р.)

10

10


Вид итогового контроля

зачет


зачет

Итого часов:

12


108

Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)


Вид занятий

Количество часов в семестре


Всего часов

У

1

заочн.

заочн.


заочн.

Лекции (Л)

4


4

Семинарские занятия (Сем.)

4


4

Самостоятельная работа, в т.ч.

4

96


100

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

4

4


Изучение разделов (тем) дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

86

86


Конспектирование первоисточников (КПИ)


Выполнение контрольных работ (к.р.)

10

10


Вид итогового контроля

зачет


зачет

Итого часов:

12

96


108



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Экология как наука. Экологические факторы окружающей среды

История развития экологии как науки. Место экологии среди других наук. Экология как наука, ее содержание. Предмет исследования и основные задачи экологии. Экологические знания и решение глобальных проблем человечества и окружающей среды. Экология и экономика.

Среда обитания и условия существования. Понятие и определение экологического фактора. Классификация экологических факторов. Общие закономерности действия экологических факторов. Лимитирующие факторы. Закон толерантности как основа экологического нормирования. Экологическая пластичность вида. Экологический спектр вида. Влияние абиотических факторов на распространение биологических видов и видовое разнообразие. Роль человека в изменении экологических факторов. Антропогенные факторы. Генетическая эволюция популяций под действием естественных и антропогенных факторов.
Тема 2 Экологические системы. Потоки вещества и энергии

Биологический вид и популяция. Популяция как основная единица эволюционного процесса. Основные характеристики популяций: численность и плотность, рождаемость, смертность, возрастная, половая и пространственная структуры. Динамика популяций.

Биоценоз. Важнейшие особенности биоценозов. Структура биоценоза. Взаимоотношения организма и среды. Биотоп. Экологическая ниша.

Экосистемы. Структура экосистем и их классификация. Принципы функционирования экосистем. Основные характеристики экологических систем: биомасса, продуктивность, биоразнообразие, энергетика и энтропия. Потоки вещества и энергии в экологической системе. Типы питания: автотрофы (фототрофы, хемотрофы), гетеротрофы, миксотрофы. Трофические цепи. Передача биомассы и энергии по трофическим цепям. Экологические пирамиды: численности, биомассы, энергии.

Динамические процессы в экологических системах. Гомеостаз биогеоценозов. Механизмы регулирования равновесия в экосистемах. Роль устойчивости экосистем. Сукцессия. Первичная и вторичная сукцессия. Основные закономерности сукцессионного развития экосистем.

Искусственные экосистемы.


Тема 3 Структура биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу

Вещество биосферы: живое, косное, биогенное, биокосное.

Уровни организации живой материи: молекулярный (с перечислением химических элементов, составляющих живое вещество), клеточный, тканей и органов, организменный, популяционно-видовой, уровень экосистем, биосфера. Функции живого вещества в биосфере. Распределение биогеоценозов на Земле. Поток энергии и продуктивность в биосфере.

Структура и основные циклы биохимических круговоротов (круговороты воды, кислорода, углерода, азота, фосфора, серы). Динамика биосферы. Причины устойчивости биосферы.

Биосфера и человек: структура биосферы, ее пределы. Распределение живых организмов в биосфере. Загрязнение окружающей среды. Виды природного и антропогенного загрязнения. Атмосфера, ее состав и структура. Стратосферный озон и его роль в защите живых организмов от жесткого ультрафиолетового излучения. Антропогенные источники загрязнения атмосферы, основные загрязняющие агенты.

Гидросфера, ее состав и структура. Загрязнение водной среды. Основные загрязняющие агенты: углеводороды, тяжелые металлы, пестициды, биогенные вещества. Эвтрофикация водоемов. Тепловое загрязнение водоемов.

Литосфера, ее состав и структура. Разрушение почвенного покрова. Эрозия и дефляция. Засоление почв. Наступление пустынь. Заболачивание территорий.

Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Воздействие сельскохозяйственной деятельности человека на природу.

Водная среда как среда жизни. Наземно-воздушная среда как среда жизни. Почва как среда жизни. Организм как среда жизни.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Оценка экологической ситуации в России. Экологические проблемы Южного Урала.

Эволюция биосферы. Техносфера. Ноосфера.
Тема 4 Здоровье человека и среда обитания

Среда жизни человека. Качество жизни.

Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека.

Вредное вещество и токсикант, их особенности. Классификация токсикантов.

Токсичность и канцерогенность.

Устойчивость живого организма к загрязнению.

Влияние внешних факторов на здоровье человека: пыль, шум, ультразвук, вибрация, инфразвук, электромагнитные поля, лазерное излучение, химические вещества, биологические загрязнители.
Тема 5 Глобальные проблемы окружающей природной среды

«Парниковый эффект» и глобальные изменения климата. «Озоновые дыры» и пути их предотвращения. Кислотные дожди, их причины и методы устранения.

Истощение природных ресурсов и проблема отходов. Энергетическая проблема и альтернативные источники энергии.

Загрязнение Мирового океана.

Деградация наземных экосистем и проблема нехватки пищевых ресурсов, современные пути решения проблем. Проблема сохранения биоразнообразия.

«Демографический взрыв» как ведущий фактор возникновения глобальных проблем человечества.

Опасность ядерной войны и ее глобальные экологические последствия.

Стратегия ООН в области решения глобальных экологических проблем.


Тема 6 Экозащитная техника и технологии

Очистка газообразных промышленных выбросов от пылей: пылеосадительные камеры, циклоны, электрические фильтры, фильтры. Улавливание газообразных примесей из технологических выбросов: хемосорбция, абсорбция, адсорбция, каталитический метод, биохимические методы, термический метод.

Очистка сточных вод: механические методы (процеживание с помощью решеток и сит; отстаивание с помощью жироловок, маслоловушек, нефтеловушек, смолоулавителей, отстойников; фильтрация), химические методы (нейтрализация, окислительный и восстановительный методы), физико-химические методы (коагуляция, флокуляция, флотация, сорбция, адсорбция, экстракция, ионный обмен), биологические методы (в естественных условиях: биологические пруды, поля фильтрации, поля орошения; в искусственных условиях: биофильтры, аэротенки), термический метод.

Отходы производства и отходы потребления. Полигоны для твердых бытовых отходов. Компостирование твердых отходов. Сжигание твердых отходов. Получение биогаза. Вторичное сырье. Методы переработки вторичного сырья. Организация безотходных (малоотходных) производств.


Тема 7 Нормирование и система управления качеством окружающей природной среды

Понятие о качестве окружающей природной среды. Санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв.

Органы экологического управления в России.

Экологический бизнес и рынок.

Экологическое страхование.

Экологический аудит.

Система Российских стандартов по охране природы, ее составные части Международные стандарты по управлению окружающей средой ИСО 14000.
Тема 8 Эколого-правовой инструментарий рационального природопользования и охраны окружающей среды

Правовые основы охраны окружающей природной среды и природопользования. Ответственность за экологические правонарушения.

Лицензия, договор и лимиты на природопользование.

Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

Рыночные методы управления природоохранной деятельностью.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Интересы России в сфере экологии. Создание и деятельность межправительственных организаций при ООН.

4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения
Таблица 4.3 – Тематический план изучения дисциплины (очная форма обучения)


Наименование

разделов, тем



Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объем часов

Лекции

Практические (семинарские), лабораторные занятия

Всего

Часы

Виды

1

2

3

4

5

6

7

1 семестр

1. Экология как наука. Экологические факторы окружающей среды

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

2. Экологические системы. Потоки вещества и энергии

2

2

4

10

ПЗ

СИ


14

3. Структура биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу

2

4

6

10

ПЗ,

СИ


16

4. Здоровье человека и среда обитания

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

5. Глобальные проблемы окружающей среды

2

2

4

8

ПЗ

СИ


12

6. Экозащитная техника и технологии

4

2

6

12

ПЗ

СИ


18

7. Нормирование и система управления качеством окружающей природной среды

2

2

4

12

ПЗ

СИ


16

8. Эколого-правовой инструментарий рационального природопользования и охраны окружающей среды

2

2

4

12

ПЗ

СИ


16

Итого часов:

18

18

36

72



108


4.3.2 Заочная форма обучения
Таблица 4.4 – Тематический план изучения дисциплины (заочная форма обучения)


Наименование

разделов, тем



Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объем часов

Лекции

Практические (семинарские), лабораторные занятия

Всего

Часы

Виды

1

2

3

4

5

6

7

1 семестр

1 Экология как наука. Экологические факторы окружающей среды

2



2

2

ПЗ,

СИ


4

2 Экологические системы. Потоки вещества и энергии

2



2

8

ПЗ,

СИ


10

3 Структура биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу



2

2

10

ПЗ,

СИ


12

4 Здоровье человека и среда обитания



2

2

8

ПЗ,

СИ


10

5 Глобальные проблемы окружающей среды







10

ПЗ,

СИ


10

6 Экозащитная техника и технологии







20

ПЗ,

СИ


20

7 Нормирование и система управления качеством окружающей природной среды







22

ПЗ,

СИ


22

8 Эколого-правовой инструментарий рационального природопользования и охраны окружающей среды







20

ПЗ

СИ


20

Итого часов:

4

4

8

100



108


4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки
Таблица 4.5 – Тематический план изучения дисциплины (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)


Наименование

разделов, тем



Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объем часов

Лекции

Практические (семинарские), лабораторные занятия

Всего

Часы

Виды

1

2

3

4

5

6

7

1 семестр

1 Экология как наука. Экологические факторы окружающей среды

2



2

2

ПЗ,

СИ


4

2 Экологические системы. Потоки вещества и энергии

2



2

8

ПЗ,

СИ


10

3 Структура биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу



2

2

10

ПЗ,

СИ


12

4 Здоровье человека и среда обитания



2

2

8

ПЗ,

СИ


10

5 Глобальные проблемы окружающей среды







10

ПЗ,

СИ


10

6 Экозащитная техника и технологии







20

ПЗ,

СИ


20

7 Нормирование и система управления качеством окружающей природной среды







22

ПЗ,

СИ


22

8 Эколого-правовой инструментарий рационального природопользования и охраны окружающей среды







20

ПЗ

СИ


20

Итого часов:

4

4

8

100



108


5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Экология» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Формы

1

1 Экология как наука. Экологические факторы окружающей среды

Работа в группах

2 Экологические системы. Потоки вещества и энергии

Практикум

Работа в группах



3 Структура биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу

Работа в группах

Исследовательский метод



4 Здоровье человека и среда обитания

Ролевая игра

5 Глобальные проблемы окружающей среды

Практикум

6 Экозащитная техника и технологии

Ролевая игра

7 Нормирование и система управления качеством окружающей природной среды

Практикум

8 Эколого-правовой инструментарий рационального природопользования и охраны окружающей среды

Ролевая игра


6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.


  2. << предыдущая страница   следующая страница >>



В самом ли деле я робок? Мне не хватает смелости ответить на этот вопрос. Бенни Хилл
ещё >>