Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление качеством» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 346.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 349.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 323.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 725.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 4 609.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 2 470.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 559.87kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 521.8kb.
Программа дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление... 3 665.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 5 831.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 1 417.02kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного... 1 79.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление - страница №1/3

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ЭКОНОМИКА


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 221400.62 «Управление качеством»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки


Оренбург


2011

УДК


ББК

Э
Обсуждена на заседании кафедры «Экономики» от 1 сентября 2011 г., протокол № 1.


Принята Учебно-методическим советом от 31.05. 2012г., протокол № 9.
Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 145-т

Составитель: А.А. Головачев




Э

Экономика: рабочая программа учебной дисциплины / сост. А.А. Головачев. – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 29 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 221400.62 - «Управление качеством». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 221400.62 - «Управление качеством» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.



Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 221400.62 - «Управление качеством».


УДК

ББК

©Головачев А.А., составление, 2011

© ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2011

Содержание


1 Цели освоения дисциплины…………………………………………….

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………...

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……………………………………………………………….

5

4 Структура и содержание дисциплины…………………………………

7

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов………………

7

4.2 Наименование тем, их содержание……………………………

8

4.3 Тематический план изучения дисциплины…………………...

13

4.3.1 Очная форма обучения…………………………………..

13

4.3.2 Заочная форма обучения…………………………………

14

4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки…………………………………………….

15

5 Образовательные технологии………………………………………….

16

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………………………………………………….

17

6.1 Система и формы контроля……………………………………

17

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов ……………….

17

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………………

18

6.3.1 Примерная тематика курсовых работ…………………..

18

6.3.2. Примерный перечень вопросов к зачету……………….

20

6.3.3 Примерный перечень вопросов к экзаменам по всему курсу…………………………………………………………….

22

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..

26

7.1 Основная литература…………………………………………...

26

7.2 Дополнительная литература…………………………………..

26

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………..

26

1 цели освоения дисциплины
Цель: формирование у студентов экономического сознания, позволяющего понимать механизм причинно- следственных связей, существующих в экономике.

Задачи:

1. дать знания:



  • о законах экономического развития, механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне;

  • о социально-экономических процессах, в стране и в мировом сообществе;

  • о принципах, инструментах, методах государственного регулирования экономики.

2. сформировать навыки использования экономических моделей для анализа экономической ситуации, прогнозирования и предвидения последствий поведения экономических агентов.
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Экономика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1), предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 221400.62 - «Управление качеством».

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются системы управления качеством, образующие их организационные структуры, методики, процессы и ресурсы, способы и методы их исследования, проектирования, отладки, эксплуатации и сертификации в различных сферах деятельности.

Бакалавр может осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, проектно-конструкторскую виды профессиональной деятельности.

Методологической основой дисциплины «Экономика» являются общепризнанные экономические теории, концепции, модели, обоснованные в мировой и отечественной экономической науке и апробированные экономической практикой.

Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что экономика – постоянно развивающаяся наука.

Дисциплины для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:



  • Мировая экономика;

  • Экономика предприятия.

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);

  • способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке (ОК – 2);

  • способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК – 4);

  • способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК – 6);

  • способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК – 9);

  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК – 10);

  • способностью выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат (ПК – 15);

  • способностью конкретно формулировать задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать, диагностировать причины выявления проблем (ПК – 17).

В результате освоения дисциплины «Экономика» у студентов формируется целый комплекс компетенций, знаний, умений, навыков.

Студент должен:



Знать:

  • закономерности функционирования современной экономики,

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории.

Уметь:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

  • строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.

Владеть:

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Экономика» составляет 4 зачетных единицы или 144 часа.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

2

2

Лекции (Л)

18

18

36

Семинарские занятия (Сем.)

36

18

54

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

6

16

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

2

12

Выполнение курсовых работ (КР)

0

4

4

Форма рубежного контроля

Зачет

Экзамен (36)

Экзамен

Итого часов:

64

78

144*

*В том числе 2 часа КСР
Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

У

1




Лекции (Л)

4

0

4

Семинарские занятия (Сем.)

2

0

2

Самостоятельная работа, в т.ч.

6

122

128

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

0

100

100

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

6

0

6

Выполнение контрольных работ (к.р.)

0

22

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет (4)

Зачет

Итого часов:

12

126

144*

* В том числе 6 часов КСР
Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов













Лекции (Л)













Семинарские занятия (Сем.)













Самостоятельная работа, в т.ч.













Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)













Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)













Выполнение курсовых работ (КР)













Выполнение контрольных работ (к.р.)













Форма рубежного контроля













Итого часов:















4.2 Наименование тем, их содержание
Раздел 1. Введение в экономическую теорию

(общая экономическая теория)

Тема 1.1 Предмет и метод экономической теории. Основные этапы развития экономической теории

Введение в экономическую теорию. Экономика как система хозяйствования. Экономическая наука, ее место в жизни общества, в системе наук. Структура экономической теории.

Экономические отношения: производство – распределение – обмен - потребление. Виды экономических отношений.

Потребности: сущность и квалификация. Блага, и их квалификация. Товар. Услуга. Экономические ресурсы. Факторы производства. Труд. Капитал. Земля. Предпринимательство. Информация. Технология.

Экономический выбор. Альтернативные издержки (цена выбора или издержки отвергнутых (упущенных) возможностей). Кривая производственных возможностей. Закон убывающей производительности (возрастания временных издержек или убывающей доходности). Компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом.

Экономическая система, ее структура. Типы экономических систем.

Методы экономической теории.

Основные этапы развития экономической теории: от древности до наших дней.



Тема 1.2 Собственность

Сущность собственности. Юридический аспект. Права реализации собственности (по А. Оноре). Субъекты и объекты собственности.

Собственность и экономические интересы. Структура экономических интересов. Противоречия экономических интересов.

Формы собственности.

Роль государства в регулировании отношений собственности.
Раздел 2 Микроэкономика

Тема 2.1 Рынок. Рыночный механизм саморегулирования

Рынок. Условия возникновения рынка. Функции рынка. Организация рыночной экономики.

Спрос. Закон спроса. Факторы спроса (цена и неценовые факторы). Индивидуальный и рыночный спрос.

Потребительские предпочтения. Предельная полезность. Бюджетные ограничения. Эффект замещения. Эффект дохода. Кривая Энгеля.

Предложение. Закон предложения. Факторы предложения (цена и неценовые факторы).

Эластичность. Эластичность спроса. Эластичность предложения.


Тема 2.2 Производство. Издержки и прибыль

Понятие фирмы (предприятия), классификация. Внешняя и внутренняя среда. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.

Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды. Риски, страхование, экономическая безопасность.

Производство. Факторы производства.

Выручка. Издержки производства, их сущность. Виды издержек. Прибыль. Принцип максимизации прибыли. Закон убывающей предельной производительности.

Эффект масштаба. Отдача от масштаба производства: снижающаяся, повышающаяся и неизменная.

Оптимальный объем выпуска в условиях совершенной конкуренции. Спрос и предложение совершенно конкурентной фирмы (отрасли).
Тема 2.3 Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Понятие конкуренции. Рыночная структура, ее сущность, типы. Эффективность конкурентных рынков. Несовершенная конкуренция. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия, ее сущность и виды. Индекс Герфиндаля. Сравнительная эффективность рыночных структур. Антимонопольное государственное регулирование.




Тема 2.4 Рынок факторов производства

Общая характеристика рынка факторов производства. Функция рынка факторов производства. Цены на факторы производства, их формирование. Спрос на факторы производства, его специфика. Эффект замещения. Предложение факторов производства и его особенности.

Рынок труда. Трудовые ресурсы. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда. Сегментация рынка труда. Занятость. Безработица. Мотивация труда и трудовые отношения. Заработная плата. Регулирование на рынке труда. Воздействие профсоюзов, государства на рынок труда.

Рынок капитала. Виды и формы капитала. Теории капитала. Условия образования капитала: сбережения и инвестиции. Спрос на капитал. Цена спроса на капитал. Предложения капитала. Цена предложения капитала. Процентная ставка (номинальная, реальная). Дисконтирование.

Рынок земли. Особенности земли как фактора производства. Использование земли. Спрос на землю. Предложение земли, его специфика. Рентные отношения. Землевладение. Землепользование. Рента как экономическая категория. Условия возникновения земельной ренты. Величина ренты и факторы, влияющие на ее изменение Цена на землю. Арендная плата. Дифференциальная рента, ее виды.
Теме 2.5 Преимущества и недостатки рыночного механизма

Рыночное равновесие. Модель частичного равновесия. Модель общего равновесия. Общественное благосостояние. Неравенство. Распределение доходов. Фиаско (провал) рынка. Внешние эффекты: положительные и отрицательные. Теорема Коуза. Общественные блага.


Раздел 3 Макроэкономика

Тема 3.1 Введение в курс макроэкономики. Основные макроэкономические показатели

Национальная экономика как целое. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики. Межотраслевой баланс. Кругооборот доходов и продуктов.

Система национальных счетов. Сущность и структура СНС.

Основные макроэкономические показатели (ВВП, ЧВП, ВНД). Способы расчета (измерения) ВВП. Методы измерения ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Индекс цен производителей. Индексы цен Ласпейреса, Паше и Фишер.

Чистый внутренний продукт. Национальный доход. Располагаемый личный доход (располагаемый доход).
Тема 3.2 Занятость и безработица

Теория занятости. Полная занятость. Сущность и структура безработицы. Формы и виды безработицы. Естественная форма безработицы. Социально- экономические последствия безработицы. Деятельность государства в области занятости.


Тема 3.2 Инфляция и антиинфляционная политика

Теория инфляции. Сущность инфляции. Эволюция взглядов на природу инфляции. Виды инфляции (внешние и внутренние). Социально- экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика, ее цели, стратегические и тактические задачи.



следующая страница >>



Время выкуривания одной сигареты прямо пропорционально интенсивности протестов со стороны некурящих. Рэй Дауэн
ещё >>