Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление качеством» Профиль подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 521.8kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 725.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 4 609.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 323.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 2 470.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 349.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 346.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 500.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 080100. 3 517.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 284.25kb.
Москва театр николая зыкова кукольный концерт на музыку баха 1 131.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление - страница №1/3

министерство образования и науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ЛОГИКА


Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 221400.62 – «Управление качеством»

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная


Оренбург

2012


УДК

ББК


Л

Обсуждена на заседании кафедры «Философии и общегуманитарных дисциплин» №1 от 02.09 2011


Принята Учебно-методическим советом от 28.06.2012г., протокол № 10.
Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 143-т
Составитель: А.Ф. Швечков



Л

Логика : рабочая программа учебной дисциплины / сост. А.Ф. Швечков. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 42 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам заочной формы обучения направления подготовки 221400.62 – «Управление качеством». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 221400.62 – «Логика» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» адресована студентам заочной формы, обучающимся в Институте по направлению подготовки 221400.62 – «Управление качеством».
УДК

ББК



© Швечков А.Ф., составление, 2012

© ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012

Содержание
1 Цели освоения дисциплины 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО 4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4

4 Структура и содержание дисциплины 5

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов 5

4.2 Наименование тем, их содержание 6

4.3 Тематический план изучения дисциплины 9

4.3.1 Заочная форма обучения 9

4.3.2 Очная форма обучения 10

5 Образовательные технологии 11

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 12

6.1 Система и формы контроля 12

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов 12

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 13

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения 14

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения 18

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу 18

6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала 21

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 41

7.1 Основная литература 41

7.2 Дополнительная литература 41

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 42

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины 42

1 цели освоения дисциплины
Цель дисциплины:

Изучение логики как науки об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания реальности и ее конкретных видов, является формирование общекультурной компетенции, логической культуры мышления и ее применение в практической деятельности специалиста в области управления качеством (Управление качеством).

.

Задачи дисциплины предполагают изучение:


  • основных законов и форм мышления с логическим аппаратом информатики и с их использования в письменной и устной аргументации;

  • изучение логически корректного поиска информации, ее анализа, обработки и применения в практической работе;

  • изучение основных форм критического мышления и методов логически корректного ведения диалогов, а также логического опровержения ложных или не доказанных тезисов оппонентов.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Логика» относится к базовой части профессионального цикла (Б 1), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 221400.62– «Управление качеством».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения «Логика»: общефилософские законы развития природы, общества и мышления.

Дисциплины для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:


  • Философия;

  • Математика;

  • Информатика.



3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способностью идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей (ПК-3);

  • способностью использовать знания о принципах принятия решений в условиях неопределенности, о принципах оптимизации (ПК – 16);

  • способностью корректно формулировать задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать, диагностировать причины проявления проблем (ПК – 17).

В результате освоения дисциплины «Логика» обучающийся должен:



Знать: - основные законы логики;

  • основные категории и понятия;

  • основные методы и способы аргументации.

Уметь:

  • анализировать и решать логические задачи;

  • оперировать понятия суждениями, законами, операциями логики для их использования в письменной и устной аргументации.

Владеть: навыками логического мышления, корректного ведения дискуссии и диалогов, критического восприятия доказательств оппонентов, опровержение ложных суждений своих оппонентов, искусством логического мышления, которое характеризуется аналитичностью, дедуктивностью, точностью и аргументированностью.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Логика» составляет 2 зачетные единицы или 72 часов.

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

У

1

Заочн.

Заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

4




4

Семинарские занятия (Сем.)

6




6

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

48

58

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

5

20

25

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

5

20

25

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

5

20

25

Форма рубежного контроля





Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

20

52

72

Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)




Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

3

Заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

18

18

Семинарские занятия (Сем.)

18

18

Самостоятельная работа, в т.ч.

57

57

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

20

20

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

20

20

Конспектирование первоисточников (КПИ)

10

10

Контрольная самостоятельная работа

7

7

Форма рубежного контроля


Зачет

Зачет

Итого часов:

96

96

*В том числе 3 часа КСР

4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1. Предмет и значение логики

Процесс познания. Чувственное познание и абстрактное мышление и их единство. Основные формы чувственного познания. Основные формы абстрактного мышления. Логика как наука о структуре и формах мышления. Объект, предмет и функции. Логическая форма и логический закон. Основные этапы исторического развития логики как науки. Логика и язык. Функции языка. Естественные и искусственные языки. Понятие знака. Семиотика как наука о знаковых системах. Основные аспекты языка: синтаксический, семантический, прагматический. Язык логики высказываний. Семантические категории. Значение и функции логики. Логическая культура специалиста и способы ее формирования.



Тема 2. Понятие

Понятие как форма абстрактного мышления. Признаки предметов и их виды. Понятие и слово. Слова-омонимы. Слова-синонимы. Понятие и термин. Роль понятий в познании. Основные логические приемы образования понятий: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Основные характеристики понятия: объем и содержание понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Виды понятий (общие и единичные, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные). Отношения между понятиями. Типы совместимости: равнообъемность (тождество), пересечение (перекрещивание), подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Определение понятий. Понятие определения. Структура и многообразие видов определений (номинальные и реальные, явные и неявные). Определение через род и видовое отличие. генетическое определение. Правила и ошибки в определениях. Приемы, сходные с определением (описание, остенсивное определение, характеристика, сравнение, различение).

Деление понятий. Сущность деления. Структура и виды деления. Правила и ошибки при делении понятий. Классификация и ее виды. Значение деления понятий и классификации в познании.

Тема 3. Суждение

Понятие суждения. Суждение, высказывание, предложение. Простые и сложные суждения. Виды и состав простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, экзистенциальные. Суждения со сложным субъектом и предикатом. Категорические суждения, их деление по качеству и количеству. Выделяющие и исключающие суждения. Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в суждении.

Основные виды сложных суждений: соединительные (конъюнктивные), разделительные (дизъюнктивные), условные (импликативные), эквивалентные суждения (двойная импликация). Условия истинности сложных суждений (табличное определение логических связок).

Логические отношения между суждениями: совместимость и несовместимость по истинности (ложности), эквивалентность, подчинение, противоположность (контрарность), частичное совпадение (субконтрарность), противоречие (контрадикторность). Отрицание суждений (правила построения контрадикторных суждений).

Модальность суждений. Понятие и виды модальности. Эпистемическая модальность. Деонтическая модальность. Алетическая модальность.

Логика вопросов и ответов. Вопрос и его связь с суждением. Познавательная функция вопроса. Виды вопросов: корректно и некорректно поставленные вопросы, уточняющие и восполняющие вопросы, простые и сложные вопросы. Ответы на вопросы. Виды ответов.



Тема 4. Основные законы логики

Законы науки. Понятие закона. Понятие формально-логического закона. Закон тождества. Определенность мысли как требование закона тождества. Нарушения и искажения в процессе познания, связанные с неприменением закона тождества. Закон непротиворечия. Требование непротиворечивости мысли. Взаимодействие законов тождества и непротиворечия. Парадоксы и софизмы. Закон исключенного третьего. Понятие альтернативы. Закон достаточного основания, его гносеологическая функция. Законы Дунса Скотта и двойного отрицания как методологические принципы истинного мышления. Законы де Моргана. Соотношение законов формальной логики и диалектики.



Тема 5. Умозаключение

Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения: посылки, заключение, правило вывода. Понятие логического следования. Демонстративные (необходимые) и недемонстративные (правдоподобные) умозаключения. Виды умозаключений по направленности вывода: дедуктивные, индуктивные, умозаключения по аналогии.

Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату.

Простой категорический силлогизм. Состав простого категорического силлогизма (термины и посылки силлогизма). Фигуры и модусы силлогизма. Общие правила силлогизма и свойства фигур. Сокращенный силлогизм (энтимема). Восстановление силлогизма из энтимемы. Выводы из сложных суждений: чисто условное, условно-категорическое, разделительно-категорическое, условно разделительное (лемматическое) умозаключения. Конструктивная и деструктивная дилеммы. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизм, сорит, эпихейрема). Индуктивное умозаключение. Понятие индукции. Виды индуктивного умозаключения: полная и неполная (популярная и научная) индукция. Индукция методом отбора. Индукция методом исключения. Свойства причинной связи. Методы установления причинной связи Бэкона-Гершеля-Милля: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания. Умозаключение по аналогии. Понятие аналогии. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств, аналогия отношений, структурная аналогия. Условия состоятельности выводов по аналогии. Место и роль аналогии в науке.



Тема 6. Доказательство

Аргументация, убеждение, доказательство. Доказательство и его роль в познании. Состав аргументации. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория. Типы дискуссий. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Способы аргументации – обоснование и критика. Обоснование тезиса. Прямое и косвенное обоснование. Критика. Неявная и явная критика. Деструктивная критика. Конструктивная критика. Смешанная критика. Правила и ошибки в аргументации (по отношению к тезису, аргументам и демонстрации).



Тема 7. Гипотеза

Понятие гипотезы. Виды гипотез: описательные и объяснительные, общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Версия. Построение гипотезы (версии): анализ фактов, синтез фактов, выдвижение предположения. Проверка гипотезы: дедуктивное выведение следствий, сопоставление следствий с фактами. Способы доказательства гипотез: дедуктивное обоснование предположения, логическое доказательство гипотезы, непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов. Роль эксперимента в проверке гипотезы. Взаимосвязь проблемы, теории, гипотезы.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Заочная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

Тема 1. Предмет и значение логики


1

-

1

8

ПЗ

СИ


9

Тема 2. Понятие


1

1

2

8

ПЗ

КПИ


10

Тема 3. Суждение


1

1

2

8

ПЗ

СИ


10

Тема 4. Основные законы логики

1

1

2

8

ПЗ

СИ


10

Тема 5. Умозаключение


-

1

1

8

КПИ

9

Тема 6. Доказательство


-

1

1

8

КПИ

9

Тема 7. Гипотеза


-

1

1

10

КПИ

11

Зачет
















4

Итого часов:

4

6

10

58

-

72


4.3.2 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

Тема 1. Предмет и значение логики


2

2

4

6

ПЗ

СИ


10

Тема 2. Исторические этапы развития логики как науки


2

2

4

6

ПЗ

КПИ


10

Тема 3. Понятие


2

2

4

6

ПЗ

СИ


10

Тема 4. Суждение

2

2

4

6

ПЗ

СИ


10

Тема 5. Основные законы логики


2

2

4

6

КПИ

10

Тема 6. Умозаключение


2

2

4

6

КПИ

10

Тема 7. Логика вопросов и ответов

2

2

4

7

КПИ

11

Тема 8 Гипотеза

2

2

4

7

ПЗ

11

Тема 9 Доказательство

2

2

4

7

КПИ

11

Зачет
















4

Итого часов:

18

18

36

57

-

96

5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Логика» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

Тема 1. Предмет и значение логики


Решение ситуационных задач.

Исследовательский метод



Тема 2. Понятие


Исследовательский метод

Ролевая игра



Тема 3. Суждение


Исследовательский метод. Презентации с использованием слайдов.

Тема 4. Основные законы логики

Работа в команде.

Решение ситуационных задач

Тесты.


Тема 5. Умозаключение


Решение ситуационных задач.

Исследовательский метод



Тема 6. Доказательство


Работа в команде.

Решение ситуационных задач

Тесты.


Тема 7. Гипотеза


Исследовательский метод. Презентации с использованием слайдов.


6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.


  2. следующая страница >>



В любви теряют рассудок, в браке замечают потерю. Моисей Сафир
ещё >>