Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление качеством» Профиль подготовки Общий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 521.8kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 725.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 323.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 4 609.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 349.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 559.87kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 346.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 500.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 488.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 330.53kb.
Владимир Зельдин метит в Книгу рекордов Гиннесса 1 12.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление - страница №1/2

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

СОЦИОЛОГИЯ


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 221400.62 – «Управление качеством»

Профиль подготовки Общий

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная и заочная

Оренбург


2012

УДК


ББК

С


Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от 07 октября 2012 г., протокол № 3.
Принята Учебно-методическим советом от протокол №3 от 15.11.2012

Утверждена приказом ректора № 264 от 21.11.2012г.


Составители: А. С. Свиридова, В. П. Моргунов


С

Социология : рабочая программа учебной дисциплины / сост. А. С. Свиридова, В. П. Моргунов. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 31 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 221400.62 – «Управление качеством». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 221400.62 – «Управление качеством» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.



Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 221400.62 – «Управление качеством».


УДК

ББК

© Свиридова А. С., Моргунов В. П., составление, 2012

© Оформление. ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012


Содержание


1 Цели освоения дисциплины…………………………………………….

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………...

5

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины .................……………………………………………………

6

4 Структура и содержание дисциплины.................……………………….

8

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ……………………………….

8

4.2 Наименование тем, их содержание...................................................

9

4.3 Тематический план изучения дисциплины......................................

13

4.3.1 Очная форма обучения………………………………………..

13

4.3.2 Заочная форма обучения...........................................................

14

5 Образовательные технологии...……………………………………..........

15

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………..........................

16

6.1 Система и формы контроля..................................................................

16

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов....................................

16

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов................................................................................................

17

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения……………………..

17

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения.............................................................

18

6.3.3 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу…

20

6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала ....................................................................

22

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………........

27

7.1 Основная литература……………………………………....…………

27

7.2 Дополнительная литература……………………………....…………

27

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы...............................

28

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины………………….

30


1 цели освоения дисциплины
Цель: овладение студентами теоретическими знаниями в области социологии, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания, а также подготовка широко образованных, творческих и критически мыслящих работников, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Задачи:

  • изучить определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

  • рассмотреть деятельность социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений изучение и усвоение студентами структуры и содержания теоретического материала по социологии;

  • сформулировать социологическое понимание личности, понятия социализации и социального контроля личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий.


2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Курс «Социология» входит в вариативную часть цикла Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл основной образовательной программы ФГОС ВПО по направлению подготовки 221400.62 – «Управление качеством».

Данная дисциплина изучается студентами после освоения такой дисциплины, как «История».



Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • философия;

  • психология.


3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

В результате освоения дисциплины «Социология» обучающийся должен:

Знать:

  • основные понятия и категории социологии, характеризующие социальную жизнь общества, социологические парадигмы;

  • особенности, принципы и основные методы сбора, измерения и обработки социальной информации;

  • особенности нравственных и правовых норм, системы образцов поведения;

  • особенности и типологию социальных групп;

  • теорию социальных статусов и ролевую теорию.

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный социологический аппарат;

  • формулировать проблемы, цели, задачи, объект, предмет, гипотезы социологического исследования, выбирать методы сбора, обработки и анализа социологической информации;

  • объективно воспринимать, анализировать и грамотно оценивать социальные процессы и явления, формировать собственную позицию и точку зрения на социальные события, прогнозировать тенденции развития социальных процессов;

  • определять место и роль личности в обществе, понимать специфику различных социальных групп и социальных институтов.

Владеть:

  • основными методами сбора, измерения и обработки социальной информации;

  • знаниями и умениями по составлению программы и организации социологического исследования социальных объектов, явлений, процессов;

  • приёмами разработки предложений по совершенствованию социальных явлений и процессов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Социология» составляет 2 зачетные единицы или 72 часа.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

очн.

очн.

Лекции (Л)

18

18

Семинарские занятия (Сем.)

18

18

Самостоятельная работа, в т.ч.

34

34

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

17

17

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

15

15

Написание эссе

2

2

Форма рубежного контроля

Зачет

Зачет

Итого часов:

70

72*

* В том числе 2 часа КСР
Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

У

3

заочн.

заочн.

заочн.

Лекции (Л)

2

-

2

Семинарские занятия (Сем.)

4

-

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

22

40

62

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

-

10

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

5

25

30

Конспектирование первоисточников (КПИ)

7

-

7

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

15

15

Форма рубежного контроля

-

Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

28

44

72


4.2 Наименование тем, их содержание
Раздел 1 Введение в социологию

Тема 1.1 Объект, предмет, научные категории и методы социологии

Социология как наука об обществе. Объект социологического исследования, предметная область науки и основные категории социологии. Роль и функции социологии в современном обществе. Методология и методы социологии: понятие, классификация, особенности.

Социология в системе гуманитарных и общественных наук, междисциплинарный характер социологических знаний. Структура, уровни и отрасли социологии.
Тема 1.2 История развития социологического знания

Социология как совокупность различных социальных школ, теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, используемые социологами (психологический, структурно-функциональный, статусно-ролевой). Становление социологии как науки. Огюст Конт – основоположник позитивистской социологии. Деление социологии на социальную статику и динамику. Социологические воззрения Герберта Спенсера (эволюционизм). Классическая социология конца XIX – начала XX вв. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма. Социальные факты как предмет социологии. Социологическая теория Макса Вебера. Теория социального действия. Постановка проблемы «понимания» в социологии («понимающая социология»). Идеальные типы. Влияние воззрений Карла Маркса и Фридриха Энгельса на становление социологии. Основные направления в современной социологии: структурно-функциональные теории Талкотта Парсонса и Роберта Мертона, теории конфликта Ральфа Дарендорфа и Томаса Райта, символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид, Чарльз Хортон Кули), феноменологическая теория Альфреда Шюца, Питера Бергера и Томаса Лукмана. Российская социология. Ее истоки в конце XIX – начале XX веков. Последствия запрещения социологии в 30-е годы. Возрождение социологических исследований в 60-е годы. Современное состояние социологии в России: школы и направления. Роль социологии в социальной практике.


Раздел 2 Социальные элементы и структуры

Тема 2.1 Социальное действие и социальная связь как базисные элементы социальной жизни

Социальное действие: определение, виды и структура. М. Вебер о специфике социального действия. Правила наблюдения социального факта Э.Дюркгейма, как принципиальная основа социологического исследования. Понятие социальной связи. Элементы социальной связи. Понятие, типы и формы социального взаимодействия. Механизм взаимодействия. Социальные контакты и социальные отношения как способы социального взаимодействия. Групповая динамика как взаимодействие членов социальных групп между собой. Принципы регуляции социальных взаимодействий.


Тема 2.2 Основные признаки и особенности социальных институтов и социальных общностей

Понятие, основные элементы и признаки социального института. Типологии и функции социальных институтов. Особенности социальных институтов. Строение социального института и механизмы институционализации. Система социальных институтов. Взаимосвязь политических и экономических институтов в современных обществах (Ю. Хабермас). Семья, родство и брак как социальные институты. Образовательные институты и внеинституциональное образование. Религия как социальный институт. СМИ как институт. Роль социальных институтов в обществе и значение для социологии. Общность как социальное образование. Особенности социальных общностей. Проблема общностей в социальной науке. Виды социальных общностей. Социальные группы: их сущность и разновидности. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения.


Раздел 3 Культура и личность в социологии

Тема 3.1 Культурные нормы: сущность, функции, типы

Многообразие подходов к определению культуры. Социальные свойства и функции культуры. Культура как фактор социальных изменений. Основные структурные элементы культуры. Сущность понятия культурные нормы. Роль норм и ценностей в системе культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе. Понятие девиантного поведения. Культура социальных общностей. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Сущность понятия и социально-психологические механизмы социокультурного процесса.


Тема 3.2 Социализация личности и социальные роли

Личность в системе социальных взаимодействий. Понятие «социальный статус». Социальный статус и социальное положение. Статусный набор. Оценка личностного статуса. Устойчивость статусов и степень её осознания. Иерархия статусов. Понятие социальной роли. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Нормативность ролей. Ролевое ожидание и ролевое исполнение. Ролевой набор. Освоение ролей и неадекватная ролевая подготовка. Ролевые теории личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Понятие социализации в социологии. Различные социологические теории социализации (Дж. Мид, Ч. Кули, Э. Эриксон, И. Кон, А. Ковалёва). Проблема успешности социализации: усвоение индивидом социальных ценностей и норм как основа успешной социализации. Основные этапы, уровни, формы и агенты социализации личности. Оценка результативности социализации. Социальная идентификация и социальная идентичность. Уровни социальной идентичности. Кризисы социальной идентичности. Ускоренная, принудительная и запаздывающая социализация. Семья как важнейший институт социализации; социализационная роль институтов образования и воспитания. Возможности коррекции отклонений в социализации. Профессиональная социализация.


Раздел 4 Социальные изменения и социальные процессы

Тема 4.1 Особенности и виды социальных процессов

Виды социальных изменений. Сопротивление социальным изменениям и их принятию. Понятие и виды социального процесса. Структурные элементы социального процесса. Понятия социального развития и социального цикла. Классификация основных социальных процессов Р. Парка и Э. Берджеса: процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. Процесс трудовой деятельности (социальный аспект). Изучение профессиональной мобильности. Социальные проблемы научной деятельности. Творчество как неотъемлемая часть научной деятельности. Процессы коммуникации. Эффективность средств коммуникации. Процесс получения образования. Система образования и социальная структура. Социальные условия и образование. Проблема выбора профессии, формирование профессиональных ориентаций. Трудовая деятельность на предприятии торговли. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.


Тема 4.2 Социальная структура и социальная стратификация

Социальная структура общества и её динамика. Виды социальной структуры. Основные объекты социальной структуры и тенденции развития современной социальной структуры. Уровни социальной структуры (макро- и микроуровни). Составные части понятия социальной структуры (статус, роль, институт). Проблема социальной упорядоченности. Типы социальных структур. Модели социальных структур.

Понятие стратификации. Сущность социальной стратификации. Концепции социальной стратификации. Факторы и механизм стратификационного деления. Системы социальной стратификации. Сущность классов. Бедность и социальное неравенство. Теории социального неравенства. Функции стратификации в обществе. Взаимодействие личности с системой стратификации. Социальная мобильность. Формы социальной мобильности. Каналы социальной мобильности. Концепции социальной мобильности. Миграция населения как один из видов социальной мобильности.
Раздел 5 Специальные и отраслевые направления социологии

Тема 5.1 Особенности и содержание специальных и отраслевых социологических теорий

Социология как дифференцированная, структурированная система знаний. Виды специальных социологических теорий. Уровни отраслевой социологической теории. Понятие и виды специальных и отраслевых социологических теорий. Структура и содержание специальных социологических теорий. Предмет и задачи социологии образования. Предмет и задачи Социологии безопасности. Предмет и задачи Этнической социологии и Социологии религии. Предмет и задачи Социологии семьи и Социологии молодёжи. Уровни отраслевых социологических теорий. Особенности и содержание эмпирических и прикладных исследований.


Тема 5.2 Закономерности и тенденции развития социологии труда, экономики и управления

Общие закономерности развития Социологии труда. Предметная область Социологии труда. Цель и задачи Социологии труда. Связь Социологии труда с науками о труде социологического и несоциологического профиля. Функции Социологии труда в становлении и развитии общества. Предмет и объект экономической социологии и социального управления. Специфика социального механизма регулирования экономических отношений. Сфера социального управления. Современные тенденции развития социального управления.


4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Пр.з.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

4

5

6

7

8

1 семестр

Раздел 1 Введение в социологию






















1.1 Объект, предмет, научные категории и методы социологии

2

2

-

4

4

ПЗ

СИ


8

1.2 История развития социологического знания

4

-

-

4

2

СИ

6

Раздел 2 Социальные элементы и структуры






















2.1 Социальное действие и социальная связь как базисные элементы социальной жизни

2

-

-

2

4

СИ

6

2.2 Основные признаки и особенности социальных институтов и социальных общностей

-

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

Раздел 3 Культура и личность в социологии






















3.1 Культурные нормы: сущность, функции, типы

2

2

-

4

4

ПЗ

СИ


8

3.2 Социализация личности и социальные роли

2

-

2

4

2

ПЗ

СИ


6

Раздел 4 Социальные изменения и социальные процессы






















4.1 Особенности и виды социальных процессов

2

2

-

4

4

ПЗ

СИ


8

4.2 Социальная структура и социальная стратификация

2

-

2

4

4

ПЗ

СИ


8

Раздел 5 Специальные и отраслевые направления социологии






















5.1 Особенности и содержание специальных и отраслевых социологических теорий

2

-

-

2

4

ПЗ

6

5.2 Закономерности и тенденции развития социологии труда, экономики и управления

-

2

2

4

2

ПЗ

6

Итого часов:

18

10

8

36

34

-

70


4.3.2 Заочная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

2 семестр

Раздел 1 Введение в социологию



















1.1 Объект, предмет, научные категории и методы социологии

0,5

-

0,5

6

СИ

6,5

1.2 История развития социологического знания

-

-

-

6

СИ

6

Раздел 2 Социальные элементы и структуры



















2.1 Социальное действие и социальная связь как базисные элементы социальной жизни

0,5

-

0,5

6

СИ

6,5

2.2 Основные признаки и особенности социальных институтов и социальных общностей

-

-

-

4

СИ

4

Раздел 3 Культура и личность в социологии



















3.1 Культурные нормы: сущность, функции, типы

-

1

1

4

ПЗ

СИ


5

3.2 Социализация личности и социальные роли

-

1

1

4

ПЗ

СИ


5

Раздел 4 Социальные изменения и социальные процессы



















4.1 Особенности и виды социальных процессов

0,5

1

1,5

4

ПЗ

СИ


5,5

4.2 Социальная структура и социальная стратификация

0,5

1

1,5

4

ПЗ

СИ


5,5

Раздел 5 Специальные и отраслевые направления социологии



















5.1 Особенности и содержание специальных и отраслевых социологических теорий

-

-

-

5

СИ

5

5.2 Закономерности и тенденции развития социологии труда, экономики и управления

-

-

-

4

СИ

4

Выполнение контрольной работы

-

-

-

15

к.р.

15

Итого часов:

2

4

6

62

-

68


5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Социология» используются формы, указанные в таблице.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

Раздел 1 Введение в социологию

Проведение лекции с использованием модели позиционного обучения

Раздел 2 Социальные элементы и структуры

Технология позиционного обучения. В процессе занятия создаются группы студентов, которые соответствуют одной из обозначенных позиций, что приводит к коллективному диалогу по изучаемой теме

Раздел 3 Культура и личность в социологии

Применение конфликт-метода, предполагающего, выявление в ходе занятия и обсуждение возникших затруднений

Раздел 4 Социальные изменения и социальные процессы

Применение интерактивной доски при проведении лекционного занятия



6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.


  2. следующая страница >>



Зернышко к зернышку. А потом клепсидра переворачивается. Казимеж Сломиньский
ещё >>