Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений (наименование учебной дисциплины) Направление подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 261.96kb.
Рабочая программа дисциплины история экономических учений Направление... 1 90.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 036000. 4 874.09kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 5 1203.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 080100. 3 517.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 284.25kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 365.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 1 358.25kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 349.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 303.59kb.
Примерный перечень вопросов к экзамену 1 27.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений (наименование учебной - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

филиал АлтГУ в г. Камень-на-Оби

(название структурного подразделения)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
история экономических учений
(наименование учебной дисциплины)

Направление подготовки

080100.62 Экономика
Форма обучения заочная

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Камень-на-Оби

2007


При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по направлению 521600 «Экономика», утвержденный Министерством образования РФ «25» апреля 2000 г.

2) Учебный план одобрен Ученым советом АлтГУ «28» марта 2007 г., протокол № 7.

Разработчики:



к.э.н., доцент










Н.В.Ярцева

(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)
















(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании учебно-методического совета филиала АлтГУ в г.Камень-на-Оби от «__» ____________ 2007 г., протокол № ___

Заместитель директора

филиала АлтГУ в г. Камень-на-Оби ____________ О.А. Иванова



Введение

(пояснительная записка)
Курс изучается студентами заочной формы обучения по программе бакалавриата направление «Экономика» в 7 семестре. Необходимость курса для студентов экономических специальностей обусловлена тем, что он завершает изучение экономической теории как базовой общепрофессиональной дисциплины. После его изучения у студентов должно сформироваться четкое представление о логике и взаимосвязях не только в рамках экономической теории, но и всей системы экономических наук, что облегчит понимание специфики изучаемых специальных дисциплин.

За основу построения структуры курса взяты положения ГОС по направлению «Экономика». Из традиционной структуры курса, в качестве самостоятельного, выделен раздел по истории отечественной экономической мысли.

Формы работы студентов включают лекционные и семинарские занятия (обязательные) и подготовка рефератов и эссе (необязательные). Итоговый контроль осуществляется на экзамене (7 семестр). Результирующая оценка знаний формируется из ответа на экзамене с учетом оценок работы студента на семинарах. Оценка производится по традиционной 5-ти бальной шкале.
Цели и задачи дисциплины.

Цель преподавания: Изучение курса «История экономических учений» призвано дать студенту четкое представление об основных этапах истории экономической мысли, интеллектуальной биографии и содержании основных работ выдающихся ученых-экономистов, основных течениях и школах, а также тенденциях развития экономической теории. Основная цель курса – привить студентам взгляд на экономическую науку как на предмет, пребывающий в постоянном развитии, развить кругозор, общую культуру экономических исследований, позволяющих успешно работать в быстроменяющейся обстановке, развить навыки альтернативного, недогматического мышлении.
Задачи изучения: Основными задачами изучения дисциплины являются:

– систематическая работа с рекомендованной литературой при подготовке к лекционным и семинарским занятиям;

– формирование навыков выделения главного, сопоставления и анализа содержания идей различных авторов и школ;

– в результате изучения студент должен ориентироваться во времени появления учений и знать авторов основных теорий;

– сформировать умение выделить сходство и различия во взглядах на одни и те же проблемы у проблемы у представителей различных школ и направлений экономической мысли.
Место дисциплины в учебном процессе.

Дисциплина относится к циклу специальных дисциплин, федеральный компонент Ф.5 История экономических учений учебного плана.


Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины: микроэкономика, макроэкономика, история экономики, школьный курс отечественной истории.
Тематический план

(распределение часов курса по разделам и видам работ)

№ п/п

Название и содержание разделов, тем, модулей

Объем часов

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские)

Лабораторные

1

2

3

4

5

6

7



Предмет и основные методологические подходы в истории экономики

5

1







4




Раздел I. Мировая экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем.






Зарождение экономической мысли в Древнем Мире.

10

1







9






Экономическая мысль эпохи средневековья и становления капитализма.

10

1







9




Раздел II. Развитие экономических учений в период конца XIX века.






Меркантелизм как первая школа политической экономии.

11

1







10






Зарождение классической школы буржуазной политической экономии в Англии и во Франции.

11

-

2




9






Политическая экономия А. Смита.

11

1







10






Экономическое учение Д. Риккардо о капитализме.

11

1







10






Оппоненты и сторонники классической школы буржуазной политэкономии в первой половине XIX в.

11

1







10






Влияние идей классической школы на леворадикальную критику капитализма.

11

1







10






Зарождение и эволюция пролетарской политэкономии.

11

-

2




9




Раздел III. Становление и развитие основных течений современной экономической теории.





«Маржиналистская революция» второй половины XIX в. Становление неоклассического направления.



11

1







10






Общая характеристика развития западной экономической теории в ХХв.

11

1







10






Кейнсианство и его эволюция.

11

1







10






Развитие современного неоклассического (неоконсервативного) направления

10

1







9






Институциональное направление современной западной экономической теории.

11

-

2




9






Современные западные учения социализма.

11

1







10






Западные экономические теории развивающихся стран и глобалистики.

10

1







9




Раздел IV. Развитие экономической мысли в России.





Становление отечественной экономической мысли.



11

1







10






Особенности экономических идей в России в конце XVIII – начале XIX веков.

11

1







10






Экономическая мысль в России во второй половине XIX – начале ХХ веков.

11

1







10






Отечественная экономическая теория в 20-90-е годы ХХ века.

10

1







9







Итого по курсу

220

18

6

0

196





Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет и основные методологические подходы в истории экономических учений.

Предмет истории экономических учений – процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей в различные исторические эпохи. Понятие экономической мысли и экономического учения.

Основные методологические подходы в истории экономических учений. Общефилософские основы исторического метода. Проблема периодизации истории. Формационный и цивилизационный подходы в истории.
Раздел I. Мировая экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем.
Тема 2. Зарождение экономической мысли в Древнем мире.

Зарождение экономической мысли в древних цивилизациях Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай). Общие черты и особенности экономической мысли Древнего Востока, ее основная проблематика.

Особенности хозяйственного развития и отражения его в экономической мысли Древней Греции. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Проблемы римской латифундии в агрономических трактатах Катона, Варрона и Колумеллы. Экономические взгляды античного христианства.



Тема 3. Экономическая мысль эпохи средневековья и становления капитализма.

Экономическая мысль арабского Востока. Хозяйственные предписания Корана. Воззрения Ибн–Хальдуна. Экономические воззрения средневековья в Индии и Китае.

Особенности экономических идей европейского средневековья. «Саллическая правда», «Капитулярий о виллах». Экономические идеи канонистов. Ф.Аквинский. Социально-экономические мотивы средневековых ересей и народных движений.
Раздел II. Развитие экономических учений в период до конца XIX века.

Тема 4. Меркантилизм как первая школа буржуазной политэкономии.

Первые попытки систематизации экономической мысли. Предпосылки возникновения меркантилизма как учения о богатстве. Два этапа развития. Особенности меркантилизма в различных странах и основные представители. Меркантилизм как экономическая политика.

Начало критики меркантилизма. Д. Локк и требование свободной торговли. Д. Норc и критика теории денег.

Тема 5. Зарождение классической школы буржуазной политэкономии в Англии и во Франции.

Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии. Экономические взгляды У.Петти: трактовка стоимости, денег, заработной платы, земельной ренты, цены земли.

Начало классической школы во Франции - П.Буагильбер. Экономическое учение школы физиократов (Ф.Кенэ, А.Тюрго). Концепция «естественного порядка», «чистого продукта» и производительного труда. «Экономическая таблица» Ф.Кенэ. Работы А.Тюрго, его трактовка стоимости, капитала, заработной платы и классов.
Тема 6. Политическая экономия А.Смита.

А.Смит как экономист мануфактурного периода. Методология А.Смита. Его учение о разделении труда, обмене и деньгах. Различные трактовки стоимости. Теория доходов. Учение о капитале и его структуре. Противоречия в анализе процесса воспроизводства. Трактовка производительного и непроизводительного труда. Теория налогов. Критика меркантилизма и обоснование фритредерства.


Тема 7. Экономическое учение Д. Риккардо.

Эпоха промышленного переворота и ее отражение в работах Д.Рикардо. Развитие трудовой теории стоимости. Трактовка капитала. Теория распределения. Учение Рикардо о прибыли, заработной плате и земельной ренте. Взгляды на природу кредита, денег и проблемы денежного обращения. Анализ проблемы реализации. Учение Д.Рикардо о кризисах. Теория сравнительных издержек производства. Концепция экономической политики.



Тема 8. Оппоненты и сторонники классической школы в первой половине XIX века.

Общие направления дискуссии вокруг идей классической школы. Т. Мальтус (Англия) и его «закон народонаселения». Теория стоимости, прибыли и реализации Мальтуса.

Ж-Б. Сэй (Франция), особенности его методологии. Теория трех факторов производства. Проблема реализации и «закон рынка» Сэя.

Экономические взгляды рикардианцев: Р. Торренс, Дж. Милль, Дж. Мак-Куллох.

Критика идей классической школы в работах Ф. Бастиа (Франция), Г. Кэри (США). Теория «воздержания» и «последнего часа» Н. Сениора (Англия).

Ф. Лист (Германия) и его «национальная система политической экономии». Особенности протекционизма. «Старая» историческая школа в Германии. Критика методологии и теории английских классиков.



Тема_9. Влияние идей классической школы на леворадикальную критику капитализма.

Исторические корни и сущность экономического романтизма. С. Сисмонди как мелкобуржуазный критик капитализма. Методология Сисмонди. Его учение о стоимости, заработной плате, ренте, национальном доходе, реализации и кризисах при капитализме. Проекты экономических реформ.

Развитие мелкобуржуазной критики капитализма в работах П.Прудона. Проблема собственности. Идеи «конституированной стоимости», «рабочих денег» и проекты реформирования обмена.

К.Родбертус. Анализ основных категорий капитализма. Понятие «ренты вообще».

Утопический социализм и его предпосылки в Западной Европе. Раннесоциалистические идеи в работах Т.Мора и Т.Кампанеллы.

А. Сен-Симон, его историческая концепция и критика капиталистического общества. Проект новой индустриальной системы. Ш. Фурье как критик капитализма. Историческая концепция Фурье. Его учение об ассоциации. Особенности английского утопического социализма. Р.Оуэн и его концепция социализма и коммунизма.

Социалисты-рикардианцы: У.Томпсон, Дж.Грей, Дж.Брей, Т.Годскин. Социалистические выводы из трудовой теории стоимости. Разработка экономических программ рабочего движения. Формирование экономической платформы грубоуравнительного коммунизма. Г. Бабеф; В. Вейтлинг.

Тема 10. Зарождение и эволюция пролетарской политэкономии.

Исторические условия возникновения марксизма как пролетарской идеологии, его идейные источники. «Капитал» К. Маркса как главное теоретическое произведение зрелого марксизма. История его создания, структура и основная проблематика.

Распространение экономических идей марксизма. Проблема империализма в работах К. Каутского, Р. Гильфердинга, Э. Бернштейна и Р. Люксембург. Марксизм как теоретическая основа современного социализма. Новейшие интерпретации экономического учения К. Маркса и Ф. Энгельса.

Раздел Ш. Становление и развитие основных течений современной экономической теории.

Тема 11. Маржиналистская «революция» во второй половине XIX века. Становление неоклассического направления.

Понятие маржиналистской революции. Ее причины, этапы и общее содержание. Первые варианты теории полезности (Э. Кондильяк; Ф. Галиани). Исследования А. Курно, Ж. Дюпюи, И. Тюнена и Г. Госсена, их роль в обосновании предельного анализа.

Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Методология монистического субъективизма, и индивидуализма. Теория ценности благ. Психологическое истолкование источника процента. Английский вариант предельной полезности у У .Джевонса.

Лозаннская школа. Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса. Теория оптимума В.Парето. Вклад школы в развитие математических методов анализа экономики.

Кембриджская школа. А.Маршалл, его методологические новации. Анализ частичного рыночного равновесия. Теория цен и доходов Маршалла - основа неоклассической микроэкономики.

Американская школа. Дж.Б.Кларк, его концепция «статики» и «динамики» в экономике. Теория предельной производительности факторов производства. Концепция предпринимательской прибыли.

Объединение маржиналистских школ и последующая эволюция неоклассического направления. Развитие теории потребительского выбора, фирмы, распределения доходов и экономики благосостояния. Обоснование программы экономического либерализма.
Тема 12. Общая характеристика развития Западной экономической теории в ХХ веке.

Основные характеристики современного состояния Западной экономической теории, оценки ее качественной эволюции. Основные течения экономической теории в ХХ веке и их краткая характеристика.


Тема 13. Кейнсианство и его эволюция.

Кризис неоклассического направления в 30-х гг. ДЖ. Кейнс как экономист. Причины господства кейнсианских концепций в первые десятилетия после Второй мировой войны. Неокейнсианство. Теории экономической динамики (Р.Харрод, Е.Домар). Теории цикла и антициклической политики (Э.Хансен). «Неоклассический синтез» (Дж.Хикс, П.Самуэльсон). «Левые» кейнсианцы (Дж.Робинсон). Посткейнсианство (П.Сраффа).


Тема 14. Развитие современного консерватизма.

Причины возвышения идеологии экономического либерализма в середине ХХ века в экономической теории Запада. Методология и основные принципы консерватизма.

Западногерманский неолиберализм. Концепция «социального рыночного хозяйства» и «сформированного общества» В.Ойкена и Л.Эрхарда.

Американский монетаризм. Эволюция взглядов М.Фридмена. Монетарная концепция цикла и кризиса. Денежная политика монетаризма.

Экономическая теория предложения (М.Фелдстайн, А.Лаффер). Особенности методологии. Теория безработицы. Интерпретация проблем инфляции и денежной политики. Теория экономического роста. «Кривая Лаффера» - обоснование реформы налогообложения.

Теория «рациональных ожиданий». Гипотеза Д.Мута. Полемика вокруг кривой Филлипса. Позиция Д.Мута, Р Лукаса и Т.Сарджента в вопросе об экономических ожиданиях.

Экономическая теория «прав собственности» (Р.Коуз,А.Алчиан, Г.Демсец). Методология экономического империализма (Г.Беккер). Понятие трансакционных издержек. Теория Коуза и выводы из нее. Экономика права. Теория экономических организаций. Новая экономическая история (Д.Норт). Экономический индивидуализм вирджинской школы (Д.Бьюкенен).

Тема 15. Социально-институциональное направление в современной экономической теории.

Институционализм как идейная база либерального реформизма. Особенности методологии и предмета анализа. Возникновение институционализма в США в начале XX века: Психологический или технологический вариант Т. Веблена; правовой вариант Д. Коммонса; конъюнктурно-статистический вариант У. Митчелла.

Развитие институционализма после Второй мировой войны. Теории индустриального и постиндустриального общества. Концепция «техноструктуры и индустриальной системы» Д. Гэлбрейта. Программа «нового социализма». Проблемы постиндустриального и общества «третьей волны» в работах Д. Белла и О. Тоффлера.

Тема 16. Современные западные учения социализма.

Основные этапы развития советологии в 20-80-х годах ХХ в. И соответствующие им трактовки сущности и практики социализма. Модель «демократического социализма» современной социал-демократии. Трактовка проблемы «экономической демократии», самоуправления, роста качества жизни. Особенности социал-демократических программ во Франции, Германии, Швеции.


Тема 17. Западные теории экономики развивающихся стран и глобалистики.

Основные направления и региональные особенности экономических теорий «третьего мира». Теория «периферийной экономики» (Латинская Америка), «арабский социализм» и «исламская альтернатива» (страны Ближнего Востока). Азиатские модели.

Анализ и прогнозные сценарии мирового развития с учетом остроты и перспектив решения глобальных проблем по материалам докладов «Римскому клубу» в 70-90 гг. XX века.

Раздел IV. Развитие экономической мысли в России
Тема 18. Становление отечественной экономической мысли.

«Русская правда», «Поучение» Владимира Мономаха. Трактовка ростовщичества. Судебники ХV-ХVI вв. Хозяйственные принципы «Домостроя». Экономические взгляды Ермолая Еразма. Дворянские проекты И. Пересветова.

Особенности меркантилизма в России. Сочинения А. Ордин-Нащокина, Ю. Крижанича и И. Посошкова. Реформы Петра 1. Экономические взгяды М. Ломоносова.

Тема 19._ Особенности экономических идей в России в конце ХVШ - первой половине ХIХ веков.

Создание «Вольного экономического общества» и распространение идей физиократизма (Д. Голицин). Отражение идей смитианства в работах Н. Третьякова, С. Десницкого. Анализ проблем России конца ХVШ века в работах М. Чулкова и А. Радищева. Теория цивилизации Г. Шторха. Проблемы становления рыночных отношений в России и отражение их в работах Н. Мордвинова, М. Сперанского, Е. Канирина. Идеи классической политэкономии в исследованиях В. Милютина, И. Вернадского, И. Горлова. Экономические идеи декабристов (П. Пестель, Н. Муравьев, Н. Тургенев). А. Герцен и Н. Огарев как критики крепостничества и капитализма. Концепция «крестьянского социализма». «Политическая экономия трудящихся» Н. Чернышевского.



Тема 20. Экономическая мысль России во второй половине ХIХ века.

Исследование генезиса российского капитализма в работах Ю. Янсона и А. Чупрова. Экономические идеи народничества (П. Лавров, П. Ткачев, М. Бакунин). Возникновение либерального народничества. Работы В. Воронцова, Н. Даниельсона, Н. Михайловского, С. Южакова. Обоснование денежной реформы С. Витте и аграрной реформы П. Столыпина.

Распространение экономических идей марксизма. Работы Н. Зибера. Эволюция экономических взглядов С. Булгакова, П. Струве, М. Туган-Барановского, их основные работы. Этапы эволюции идей Г. Плеханова. Экономические исследования В. Ленина до 1917г. Проблемы развития российского капитализма, теории реализации, аграрные работы, концепция империализма.

Тема 21. Отечественная экономическая теория в 20-90-е годы XX века.

Теория В. Ленина о переходном периоде. Обоснование НЭПа. Концепция социализма. Н. Бухарин - линия «умеренного большевизма». Л. Троцкий - экономическое обоснование «перманентной революции». И. Сталин - апология тоталитаризма. Экономические концепции меньшевиков, эссеров и российского либерализма.

Экономические дискуссии 20-х годов по проблемам социалистического строительства. А. Чаянов – теория крестьянской кооперации. Н. Кондратьев – концепция народнохозяйственного планирования, учение о «больших циклах конъюнктуры». Л. Юровский - концепции рыночного равновесия и финансовой стабилизации.

Общая характеристика и этапы развития советской экономической науки. Экономическая дискуссия 1951-52 годов. Работа И. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

Повышение роли экономической науки в период 60-х годов. Формирование экономико-математического направления. Работы Л. Конторовича, В. Немчинова, В. Новожилова, Н.Федоренко. Дискуссии по проблемам товарного производства и хозрасчета. Теоретическая подготовка хозяйственной реформы 1965г.

Основные направления советской экономической теории и ее представители в 70-80 гг. Нарастание отрыва теории от хозяйственной практики. Попытки обоснования радикальной экономической реформы в 1985-1991гг.

Начало постсоциалистического периода в истории отечественной экономической мысли. Проблемы теоретического обоснования перехода к рыночной экономике.
Список основной и дополнительной литературы, другие информационные источники

Основная литература:


  1. История экономических учений / Под ред. Автономова А.В., Ананьина О., Макашовой Н. - М.: Гардарики, 2004. - 784с.

Дополнительная литература:

  1. Сажина М.А. История экономических учений: краткий курс. – М.: Норма, 2007. – 272с.

  2. Синельник, Л.В. История экономических учений: уч.пос. / Л.В.Синельник. – М.: КНОРУС, 2004. – 272с.

  3. Ядгаров А.С. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 480с.



Требования к уровню освоения программы и формам контроля:

Изучив дисциплину «История экономических учений», студенты

должны знать

-содержание основных экономических школ и направлений;

-взгляды крупнейших экономистов как прошлого, так и современности, как зарубежных, так и российских ученых;

-основные этапы развития экономической науки ;

-основные понятия учебной дисциплины;

-характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки.

должны уметь:

-анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий;

-работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями;

-давать характеристику наиболее известных экономических теорий.

Для итогового контроля знаний учебным планом предусмотрен экзамен. Обязательным условием допуска к экзамену является написание контрольной работы. Итоговая оценка на экзамене выставляется в форме «отлично-хорошо-удовлетворительно – неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации.

Оценка «хорошо», если студент владеет знаниями теории и практики, показывает достаточное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но имеет некоторые недостатки в ответах.

Оценка «удовлетворительно» в случае, если отвечающий показывает твердое знание и понимание вопросов программы, но ответы содержат несущественные ошибки и неточности, при ответах рекомендованная литература использована недостаточно.

Оценка «неудовлетворительно», если имел место неправильный ответ хотя бы на один из вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.
Перечень учебных лабораторий и оборудования
Реализация программы дисциплины требует наличия аудитории лекционной, практических и семинарских занятий Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:



- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Перечень примерных вопросов к экзамену

  1. Предмет и основные методологические подходы в истории экономических учений.

  2. Особенности экономической мысли в древних цивилизациях Востока.

  3. Особенности экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима.

  4. Экономические воззрения Ибн-Хальдуна.

  5. Особенности экономических идей европейского средневековья.

  6. Меркантилизм как первая школа буржуазной политэкономии.

  7. Исторические условия возникновения и основные характеристики классической буржуазной политэкономии.

  8. Зарождение классической политэкономии в Англии. У.Петти.

  9. Начало классической политэкономии во Франции: П.Буагильбер и школа физиократов.

  10. Политическая экономим А.Смита. 11. Расцвет классической политэкономии в трудах Д.Ринардо.

  11. Развитие классической школы в Англии: Т.Мальтус, Д.Мак-Куллох, Дм. Милль, Н.Сениор.

  12. Развитие классической школы во Франции: Ж-Б. Сэя, Ф.Бастиа.

  13. Политическая экономия США в нерпой половине XIX в.

  14. Критика теории классической школы в Германии в первой половине XIX в.

  15. Зарождение мелкобуржуазной критики капитализма.

  16. Утопический социализм и его предпосылки в Западной Европе.

  17. «Капитал» К.Маркса как главное теоретическое произведение пролетарской политэкономии.

  18. Проблема империализма в работах руководителей II Интернационала.

  19. Основные признаки маржинализма как методологии.

  20. Маржиналистический подход в теории австрийской школы.

  21. кембриджская школа маржинализма как основа неоклассической микроэкономики.

  22. Американская школа маржинализма Д.Б.Кларк.

  23. Лозаннская школа. Теория общего экономическою равновесия Л.Вальраса.

  24. Основные характеристики современного состояния западной экономической теории, оценки ее качественной эволюции.

  25. Основные течения в западной экономической теории в XX в.. их краткая характеристика.

  26. Предпосылки и суть «кейнсианской революции» в экономической теории.

  27. Основные положения экономической теории Д.Кейнса.

  28. Неокейнсианство. Теории экономической динамики и цикла.

  29. Посткейнсианство.

  30. Методология и основные принципы современного консерватизма.

  31. Западногерманский неолиберализм. Концепция «социального рыночного хозяйства».

  32. Американский монетаризм как вариант современного консерватизма.

  33. Теория «рациональных ожиданий» и «экономики предложения» как варианты современного консерватизма.

  34. Американский институционализм 20-30-х гг XX в.

  35. Развитие институционализма после Второй мировой войны.

  36. Основные этапы развития советологии в2()-80-х гг. XX в и соответствующие им трактовки социализма.

  37. Модель «демократического социализма» современной социал-демократии.

  38. Основные направления и региональные особенности экономических теорий «третьего мира».

  39. Основные оценки мирового развития в рамках современной компаративистики.

  40. Экономическая мысль средневековой России.

  41. Особенности меркантилизма в России.

  42. Традиции классической политэкономии в работах русских экономистов Х1Х в.

  43. Экономические идеи представителей русскою антикрепостническою движения.

  44. Экономические идеи движения народников к России.

  45. Распространение экономической теории марксизма в России.

  46. Вклад В.И.Ленина в развитие экономической теории марксизма.

  47. Экономические дискуссии 20-х гг. XX в по проблемам социалистического строительства.

  48. Формирование экономико-математического направления в СССР.

  49. Основные направления советской экономической теории в 70-90-х гг. XX века.


Темы контрольных работ
1. Основные тенденции и направления рассуждений мыслителей Древнего Мира

2. Исторический вклад философов Древней Греции в развитие экономической мысли (Аристотель и др.)

3 Сравнительный анализ подходов к развитию хозяйства в различных государствах Древнего Мира

4. Анализ развития концепции денег и их функций в работах различных ученых на протяжении всего исторического развития человечества (от Древнего мира до современности)

5. Взгляды мыслителей Древнего Мира на роль и функции государства

6. Анализ развития концепции труда в работах различных ученых на протяжении всего исторического развития человечества (от Древнего мира до современности)

7. Анализ концепции стоимости в работах различных ученых на протяжении всего исторического развития человечества (от Древнего мира до современности)

8. Причины появления меркантилизма, его сущность, процесс и особенности его развития

9. Cравнительный анализ раннего и позднего меркантилизма. Причины различий и схожестей.

10. «Маржинальная революция» - причины, условия, сущность и этапы

11. Условия возникновения классической политической экономии и ее общая характеристика

12. Анализ работ основных представителей классической политической экономии

13. Предмет и метод изучения А. Смита и его основные воззрения на разделение труда, классов, стоимости, доходах, производительном труде и капитале.

14. Теоретические положения Маршалла о предмете и методе «Экономикс», стоимости (рыночной цене) и эластичности спроса

15. Условия и причины возникновения институционализма, его общая характеристика и этапы его развития

16 Анализ работ основных представителей школы институционализма

17. Причины и условия появлений социалистических утопий в начале 19 века, их общая характеристика

18. Анализ теоретических положений социалистов-утопистов начала 19 века

19. Место и роль экономических воззрений Прудона на развитие экономической науки

20. Анализ неокейнсианских доктрин государственного регулирования экономики

21. Постановка вопросов предыстории и история экономической науки в книге «Экономикс» П. Самуэльсона.

22. Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм

23. Причины возникновения и методологические особенности исторической школы Германии

24. Причины возникновения неолиберализма и его сущность. Влияние неолиберальных теорий на процесс перехода к рынку в России в начале 90-х годов 20 века.

25. Чикагская школа неолиберализма. Монетаризм Фридмана

26. Анализ и историческая значимость теоретических концепций Д. Риккардо о стоимости, заработной плане и прибыли

27. Сущность неокейнсианстких доктрин государственного регулирования экономики, условия их возникновения и возможности применения

28. Сравнительный анализ неокейнсианства и неолиберализма.

29. Сущность неоклассического синтеза Самуэльсона в «Экономикс»

30. .Предмет и метод изучения Маркса. Теоретические положения Маркса о производительном труде, капитале, воспроизводстве, о стоимости, цене производства и прибавочной стоимости, деньгах, заработной плате, прибыли, ренте

31. Место марксизма в истории экономических учений

32. Этапы развития экономической мысли в России

33. Условия возникновения, причины и сущность теоретических взглядов Мальтуса (закон о заработной плате, о стоимости, «третьих лицах», народонаселении и воспроизводстве). Актуальны ли идеи Мальтуса в рамках глобализации

34. Развитие экономических теорий в России в первой половине 90-х г.г. 20 века

35. Основные воззрения российских экономистов на процесс реформирования российской экономики

36. Место физиократов в общей структуре классической политической экономии. Особенности их взглядов

37. Причины возникновения и анализ реформистских программ экономистов-романтиков (Сисмонди, Прудона)

38. Анализ и значение социально-экономических проектов представителей утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Ш. Фурье)

39. Условия возникновения и сущность экономического учения Маршалла. Практическое претворение идей Маршалла

40. Анализ и историческое значение концепции общего экономического равновесия В. Парето

41. Условия, причины возникновения и сущность теорий рынка с несовершенной конкуренцией (Чемберлин, Робинсон). Практическое применение теоретических концепций

42. Причины, условия и анализ концепции социального рыночного хозяйства. Анализ примеров практической реализации этих идей

43. Условия, причины и анализ основных аспектов экономического учения Кейнса. Практическое воплощение кейнсианстких подходов к развитию экономики.

44. Лауреаты Нобелевской премии по экономике – анализ и практическая значимость их идей (можно три курсовых по разным ученым)

45. Структура, содержание и логика книги Самуэльсона «Экономикс»

46.Анализ развития экономической теории в России в рыночных условиях.

47. Проблемы преемственности в развитии глобальной экономической теории

48. Анализ теорий, применяемых в процессе реформирования российской экономики при переходе к рынку


  1. Роль государства в истории экономических теорий


Критерии оценивания контрольных работ.
Контрольная работа - представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем контрольной работы может достигать 10-15 стр. Подготовка контрольной работы подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания контрольной работы – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки контрольной работы студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.

Для правильного оформления контрольной работы необходимо пользоваться разработанным и утвержденным стандартом. Этот стандарт размещен во внутренней локальной сети филиала, его также можно получить в печатном виде в библиотеке.


Структура контрольной работы:
1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

3) введение;

4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть контрольной работы).

Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.


В результате проверки контрольной работы преподаватель выносит решение:

Допущен к экзамену или зачтено - если выполнены все требования к написанию контрольной работы: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.

Доработать или не зачтено - если основные требования к контрольной работе выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. В этом случае необходимо исправить все указанные замечания и сдать контрольную работу на повторную проверку.

Не допущен к экзамену или не зачтено - если имеются существенные отступления от требований к контрольной работе. В частности: тема освещена лишь частично или не раскрыта; допущены фактические ошибки в содержании реферата; не выдержан объём реферата; имеются существенные упущения в оформлении. В этом случае необходимо доработать все указанные замечания и сдать контрольную работу на повторную проверку.









Велика разница между дружеским советом и дружески протянутой рукой. «Пшекруй»
ещё >>