Рабочая программа учебной дисциплины "адаптация экосистем к техногенному воздействию" Цикл - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины "гидродинамическая теория решеток"... 1 130.03kb.
Рабочая программа учебной дисциплины "энергетические ядерные реакторы"... 1 157.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 1 304.18kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 5 831.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 384.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 3 488.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 500.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины фотография и видеозапись Направление... 1 89.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 495.57kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080501. 1 385.82kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 303.72kb.
Основы промышленной экологии 1 110.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины "адаптация экосистем к техногенному воздействию" - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ (ИЭТ)
___________________________________________________________________________________________________________

Направление подготовки: 140400 Электроэнергетика и электротехника

Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"АДАПТАЦИЯ ЭКОСИСТЕМ К ТЕХНОГЕННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ"


Цикл:

общенаучный

--

Часть цикла:

по выбору

--

дисциплины по учебному плану:

ИЭТ; М1.6.2

--

Часов (всего) по учебному плану:

108

--

Трудоемкость в зачетных единицах:

3


2 семестр – 3


Лекции

36 часов

2 семестр

Практические занятия

--

--

Лабораторные работы

--

--

Расчетные задания, рефераты

--

--

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

72 часов

2 семестр

Экзамены

--

--

Курсовые проекты (работы)

--

--



Москва - 2011

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целями дисциплины являются:

  • изучение подходов к решению задачи об уровне функционирования экосистем в условиях загрязнения техногенными поллютантами как одной из глобальных экологических проблем современной цивилизации;

  • определение взаимосвязей между различными компонентами экосистем, зависимости биотических компонентов биосферы от абиотических факторов, в том числе связанных с промышленной деятельностью;

  • выявления состояния экосистем в техногенных зонах с применением биоиндикации при определении процессов их адаптации к техногенному загрязнению, прогнозирование деградации экосистем, обусловленной техногенной эрозией почв и антропогенным воздействием на водные объекты;

  • исследование практических мероприятий по биологической рекультивации нарушенных земель, а также мелиоративных мероприятий для эвтрофированных водоёмов, конкретизация задач, стоящих перед человечеством по сохранению биосферы для будущих поколений людей.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:



  • к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

  • свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности (ОК-3);

  • использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-7);

  • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9).

  • использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК-1);

  • использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2);

  • находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4);

  • реализовывать мероприятия по экологической безопасности предприятий (ПК-33);

  • к контролю соблюдения экологической безопасности на производстве, к участию в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве.


Задачами дисциплины являются:

  • дать представление об ограниченности всех видов ресурсов (в том числе водных и растительных), имеющихся в распоряжении у человеческой цивилизации, и о необходимости бережного отношения к природным ресурсам;

  • научить анализировать характер и степень воздействия промышленных объектов на окружающую среду при загрязнении газообразными веществами и твердыми частицами, а также определять методом биоиндикации состояние природных экосистем;

  • изучить подходы к ПДЭН методами ферментативного анализа природных сред в зонах антропогенного воздействия и научиться прогнозировать состояние водных и почвенных экосистем путём определения коэффициентов КПН (коэффициент потенциальной активности нитратредуктазы), КПУ (коэффициент потенциальной активности уреазы) – для водных и почвенных экосистем, (ККП (коэффициент каталазы почвы);

  • познакомить студентов с нормами содержания вредных веществ в различных средах (почвах, водных объектах) окружающей среды. Рассмотреть уровни адаптации наземных и водных биогеоценозов при различной техногенной нагрузке;

  • сформировать у студентов правильное, ответственное отношение к вопросам потребления природных ресурсов и природопользования на пути технического прогресса.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части/по выбору общенаучного цикла дисциплин М.1 основной образовательной программы подготовки подготовки магистров по профилю "Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехники" направления 140400 Электроэнергетика и электротехника.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Экология», «Природопользование», «Инженерная экология», «Экологический мониторинг».

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской диссертации».



3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:



Знать:

  • Основные законы и принципы современной теории адаптации живых организмов и биологических систем к техногенному воздействию (ПК-1);

  • Состояние основных экологических проблем современности (ПК-2);

  • Основы экологического законодательства (ОК-7);

Уметь:

  • Анализировать информацию о глобальных экологических проблемах, используя различные источники (ОК-9);

  • Самостоятельно подходить к решению проблем воздействия промышленных объектов на окружающую среду (ПК-4, ПК-33);

  • Прогнозировать состояние водных и почвенных экосистем в зонах антропогенного влияния путём определения стадии стресса в их биотических компонентах по уровню ферментативной активности и значениям коэффициентов КПН (коэффициент потенциальной активности нитратредуктазы), КПУ (коэффициент потенциальной активности уреазы) – для водных и почвенных экосистем, (ККП (коэффициент каталазы почвы).

  • Применять природоохранные технологии на производстве (ПК-33);

  • Применять в практической деятельности положения нормативно-законодательной базы РФ в области охраны окружающей среды (ОК-7).

Владеть:

  • Терминологией в областях знаний о техногенезе и экологическом мониторинге (ОК-3);

  • Навыками соблюдения экологической безопасности на производстве, а также навыками разработки и осуществления экозащитных мероприятий на предприятиях (ПК-33);

  • Способностью поиска информации о современных методах обеспечения экологической безопасности промышленного производства (ОК-2).


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.



п/п


Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации


(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Современная теории адаптации живых организмов и биологических систем к различным экологическим факто-рам и ее место в реше-нии проблем сохране-ния биосферы Земли

16

2

8

--

--

8

Тест на знание терминологии

2

Гомеостаз экосистем. Сходство и различия в биотическом кругово-роте веществ и энергии в экосистемах и агро-экосистемах.

16

2

6

--

--

10

Подготовка реферата




Биоиндикация состоя-ния биогеоценозов. Методы биоиндикации водной среды, почвы, атмосферного воздуха.

10

2

4

--

--

6

Подготовка реферата

3

Влияние техногенных загрязнений на природные среды. Техногенные сукцессии почвенных экосистем.

16

2

6

--

--

10

Контрольная работа

№1


4

Оценка и прогнозирова-ние состояния почвен-ных и водных экосистем. Перспективы использования биологи-ческих методов при эко- логическом нормировании.

20

2

6

--

--

14

Подготовка и защита реферата

5

Проблема восстановле-ния гомеостаза экосис-тем,функционирующих в условиях истощения их адаптационных воз-можностей(биотехноло-гия, биорекультивация земель, мелиоративные мероприятия)

12

2

4

--

--

8

Контрольная работа

№2


6

Природоохранное законодательство Российской Федерации.


6

2

2

--

--

4

Подготовка реферата




Зачёт

12

--

2

--

--

12

Ответы на вопрос по лекционному материалу




Экзамен

--

--

--

--

--

--







Итого:

108




36







72





4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

Тема 1.Современная теория адаптации биологических систем к различным экологическим факторам и ее место в решении проблем сохранения биосферы Земли.
Предмет и задачи курса "Адаптация экосистем к техногенному воздействию". Исторические сведения о формировании представлений об адаптации живых организмов и биологических систем к экологическим факторам (теория Ч. Дарвина о происхождении видов, биогеографические исследования ( О.Декандоль, А.Гумбольдт.)) Законы адаптации живых организмов к экологическим факторам. Экологический фактор как выражение корреляции между переменными, выступающими в качестве характеристики биоты и окружающей среды. Условия жизни и среда обитания. Экологические стратегии популяций – наиболее яркое проявление адаптации организмов к условиям жизни. Классификация природных объектов по комплексу гидротермических условий.

Тема 2. Гомеостаз экосистем. Техногенное воздействие на природные процессы круговоротов веществ и энергии.
Нормальное функционирование биогеоценозов. Сходство и различия в биотическом круговороте веществ и энергии биогоеценозов и агрбиогеоценозов. Гомеостаз экосистем.

Техногенное воздействие на природные процессы круговоротов веществ и энергии. Антропогенный стресс и токсичные отходы - лимитирующий фактор индустриальной цивилизации. Критерии безопасности при антропогенном воздействии на сообщества живых организмов. Техногенная трансформация экосистем.


Тема 3. Биоиндикация состояния биогеоценозов. Методы биоиндикации водной среды, почвы, атмосферного воздуха
Накопление различного рода поллютантов, в том числе радионуклидов, в наземных и водных экосистемах. Биоиндикация загрязнения природных сред: воды, почвы атмосферного воздуха. Биоиндикация на разных уровнях организации живого. Изменения биологических систем и биогеоценозов: растительных сообществ, микробоценозов, почвенного покрова, наземных и водных биоценозов в нарушенной среде. Проблемы очищения почв от загрязнений.

Тема 4. Оценка и прогнозирование состояния почвенных и водных экосистем. Перспективы использования биологических методов при экологическом нормировании.
Выбор критериев для определения качества функционирования экосистем. Адаптация биологических систем к антропогенным факторам. Понятие о развитии «адаптационного синдрома» в биологических системах (понятие о стрессе). Теория адаптации в применении к экосистемам в зонах антропогенного влияния. Пределы толерантности. Деградация водных и наземных биогеоценозов. Микробиологические сукцессии в почвах техногенных территорий. Почвенные ферменты. Ферментативная активность почв как индикатор состояния почвенных экосистем в нормальных условиях и в условиях техногенного загрязнения. Ферментативная активность почв при загрязнении их различного рода поллютантами. Специфичность действия ферментов. Оценка и прогнозирование состояния почвенных экосистем по показателям ферментативной активности почвы. Ферментативная активность воды поверхностных водоисточников индикатор состояния водных экосистем. Перспективы использования биологических методов определения состояния водоёмов в прогностических целях. Эвтрофикация водоёмов, мероприятия по предотвращению этого явления. Использование адаптационных возможностей водных экосистем для восстановления среды обитания живых организмов.
Тема 5. Проблема восстановление гомеостаза экосистем, функционирующих в условиях истощения их адаптационных возможностей (биотехнология, биорекультивация земель, мелиоративные мероприятия)
Перспективы разработки нормативов ПДЭН на основе исследования биологических объектов в зонах промышленного загрязнения. Биологическая рекультивация нарушеных земель. Перспективы развития этого направления в общих рекультивационных мероприятиях. Практическое использование результатов изучения адаптации почвенных и водных экосистем к техногенному загрязнению. Мероприятия необходимые для повышения уровня адаптации природных экосистем и агроэкосистем в условиях антропогенного влияния.

Тема 6. Природоохранное законодательство Российской Федерации.
Документы, входящие в природоохранное законодательство Российской Федерации.
4.2.2. Практические занятия

Практические занятия учебным планом не предусмотрены


4.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.



4.4. Курсовые проекты и курсовые работы

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен.


4.5. Темы рефератов

  1. Деятельность человека и эволюция биосферы

  2. Живые организмы как среда жизни.

  3. Законы Б. Коммонера и их проявление в процессах адаптации экосистем к различным экологическим факторам.

  4. Законы экодинамики Ю. Голдсмита в проявлении общих закономерностей организации биосферы.

  5. Биологические основы разработки предельно допустимой экологической нагрузки на природные экосистемы.

  6. Использование свойства адаптации живых организмов к различного рода загрязнениям при биорекультивации нарушенных земель.

  7. Развитие стресса как проявление адаптации почвенных экосистем к техногенному загрязнению.

  8. Стадии стресса в почвенных экосистемах и этапы деградации почв техногенных территорий.

  9. Причины деградации водных экосистем, возможные последствия для наземных биогеоценозов.

10.Прогнозирование состояния поверхностных водоисточников по уровню функционирования водных экосистем.

11.Использование адаптации живых организмов к различным изменениям экологических условий для биоиндикации состояния окружающей среды

12. Эффективность использования и превращения энергии в биоценозах.

13. Антропогенная деятельность и круговороты веществ на Земле.

14.Токсичные отходы как лимитирующий фактор индустриальной цивилизации.

15. Экологические кризисы на Земле как фазы экологической сукцессии биосферы.

16. Современный и прогнозируемые экологические кризисы на Земле.

17.Системный подход при прогнозных исследованиях надежности экологических систем Земли.

18. Глобальные последствия загрязнения атмосферного воздуха и их влияние на природные экосистемы.

19. Изменения компонентов биосферы при антропогенном влиянии.

20. Прогнозные экологические исследования по заказам Римского клуба.

21. Прогнозные экологические исследования МИРЭС.



  1. Математическое моделирование при экологических исследованиях.

23. Структура нообиогеоценоза Земли, характеристика составляющих.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с демонстрацией видеофильмов.

Самостоятельная работа включает подготовку к контрольным работам, подготовку рефератов по экологической тематике, подготовку к зачету.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются: устные опросы, две контрольные работы, защита реферата.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,3(оценка за контрольные) + 0,2(оценка зареферат) + 0,5(оценка на зачете).

В приложение к диплому вносится оценка за 2 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:


  1. Инженерная экология: Учебник/ Под ред. Проф. Медведева В.Т.—М.: Гардарики, 2002.

  2. Кормилицын В.И., Лысков М.Г. Системные исследования влияния хозяйственной деятельности людей на экосистемы. – М.: Издательство МЭИ, 1998.

  3. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек- Экономика-Биота-Среда. Учебник для вузов.-2-е изд..- М.: ЮНИТИ – ДАНА,2000.- 566с..

  4. Шилов И.А. Экология.-М.:Высшая школа, 2002.

  5. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб.пособие.-Воронеж:Воронеж.гос.ун-т, 1997.

  6. Степановских А.С. Экология.-Курган:ИПП "Зауралье", 1997.


б) Монографии, документы, методические пособия

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».-- М.: «Ось-89»,2002.-64с.

2. Бабушкина Л.Г., Коваленко Л.А., Неверова О.П., Судаков В.Г. Биологическая активность компонентов агробиогеоценозов как показатель адаптации экосистем к антропогенному загрязнению: моногр.- Екатеринбург: Урал.гос.лесотехн.ун-т, 2008. – 292с.

3. Багоцкий С.В. и др. Пестициды и их воздействие на водные системы.-М., 1992.49с.

4. Быков А.А., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы.—СПб.: Наука, 1997.—247с.

5. Воробейчик Е.Л., Садыков О.Ф., Фарафонтов М.Г. Экологическое нормирование техногенных загрязнений наземных экосистем ( локальный уровень) Екатеринбург: УИФ» Наука,1994.280с.

6. Протасов В.ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользо­вание в России/под ред.В.Ф.Протасова.-М.:Финансы и статистика,1995.

7. Реймерс Н.Ф. Экология/теория, законы, правила, принципы и гипотезы.- М.:Россия .-Молодая гвардия, 1994.

8.Фелленберг Г. Загрязнения природной среды/Введениев экологическую химию/.-М.:Мир,1997.

9. Фишер Д., Саймон Н., Винсент Д. Красная книга. Дикая природа в опасности.-М.:Прогресс, 1976.


7.2. Электронные образовательные ресурсы:

Учебные фильмы: «Загрязнение окружающей среды»,
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины используются учебные компьютерные программы, а также переносной компьютер (ноутбук), оснащенный мультимедийными средствами для показа учебных фильмов.



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и профилю «Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике».
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

д.б.н., профессор кафедры. ИЭиОТ Коваленко Л.А.

"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой ИЭиОТ

к.т.н., доцент Кондратьева О.Е.






Золотого человека легче продать. Славомир Врублевский
ещё >>