Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса 3 485.03kb.
Программа по предмету география Класс 10 3 453.27kb.
Рабочая программа по географии «Хозяйство и географические районы»... 1 328.15kb.
Рабочая программа учебного предмета география для 7 класса Учитель... 4 867.74kb.
Рабочая программа по учебному курсу «География» для 7 класса на 2012-2013... 4 653.28kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 6 1764.77kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 5 695.86kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 493.17kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 396.66kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса Разработчик программы... 1 244.84kb.
Вопросы и ответы викторины. Рекорды Земли 1 45.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса - страница №1/4



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Воскресенска Московской области.



СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

__________ /Андреева М.М./

«___» _____________2012 г.






УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

___________ /Гафурова Л.Н./

«____» ____________ 2012 г.

СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО

протокол № __ от

«____» ____________ 2012 г.

Директор МОУ ДППОС «ВМЦ»

________ /Маскаева О.В./









Рабочая программа

учебного предмета «География»

для 7 класса

Составитель:

Поликарпова Е.Е., учитель географии

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2012 год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:


  • Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Авторская программа: И.В. Душина. География материков и океанов. 7 класс (География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. / сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2010 г., стр. 11.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйствен­ной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеж­дение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в реше­нии проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представ­ление о Земле как планете людей, раскрыть разнооб­разие ее природы и населения, ознакомить со страна­ми и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура.

Специфика курса состоит в широком использова­нии картографических источников информации. По­этому изучение материков и океанов поможет осво­ению картографического метода изучения нашей пла­неты.


Цели и задачи курса:

Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:



  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);

  • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;

  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;

  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,

включающий:




Базовый учебник

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 г.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География материков и океанов, 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2011.

  • География материков и океанов, 7 класс. Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2011.
Программа содержит новые направления географического образования:

  • комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

  • изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

  • изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания. Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, творческие задания. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.



Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.



Структура курса. В структурном соотношении курс состоит из введения и трех разделов: «Как открывали мир», «Географическая карта – величайшее творение человечества», «Земля – уникальная планета», «Материки и океаны», «Земля – наш дом». На страноведение отводится 35% учебного времени.

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.



Учебно-тематический план:




п./п.

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы




Введение.

3

2



Главные особенности природы Земли.

13

4



Океаны и материки.

49

19



Географическая оболочка – наш дом.

3

2




ИТОГО

68 +2 (резерв)

27 (из них 12 – оценочные)

В программу внесены следующие изменения:






п/п

Название раздела

Кол-во часов по прог-рамме

Кол-во часов по рабочей программе

Причины изменения

1.

Введение

4

3

в связи с подробным изучением маршрутов путешественников в разделе «Материки, страны и народы»

2.

Главные особенности природы Земли.

9

13

за счет резерва времени, в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела

3.

Океаны и материки.

52

49

в связи с более подробным изучением темы «Литосфера и рельеф Земли» в разделе «Земля- уникальная планета»

При выполнении практических  работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся  по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 40% работ, в тематическом планировании они выделены жирным шрифтом и подчеркнуты.

Содержание программы

70 ч (2 ч/н)

ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

Что изучают в курсе География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятель­ности человека. Практическое значение географиче­ских знаний. Многообразие источников географиче­ской информации.

Открытие и изучение Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешест­вия, расширяющие представления европейцев о Ста­ром Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройст­ве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Меж­дународный геофизический год, исследования Миро­вого океана, изучение Земли из космоса. Междуна­родное сотрудничество в изучении Земли.

Географическая карта – особый источник знаний. Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу, содержанию. Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использо­ванием карты.


Практические работы.

№1. Обучение простейшим прие­мам работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками); составление по ним, летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.



2. Характеристика карты атласа, решение расчетных задач (определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек)
Раздел I. Главные особенности природы Земли (13 ч)

Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (4 ч)

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Геологическое время. Формирование лика Земли. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Геологическое время. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих факторов. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.
Практическая работа №3: Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (4 ч)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы и постоянные ветры. От­крытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воей­ков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.


Практическая работа №4: Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН (3 ч)

Роль океана в жизни Земли. Мировой океан — главная часть гидросферы. Происхождение вод Мирового океана. Соотношение вод суши и Мирового океана. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.



Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (1 ч)

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании приро­ды.

Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие.

Природная зональность. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа №5. Анализ схем круговоротов ве­ществ и энергии.
Тема 5. ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ (1 ч)
Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карта народов и плот­ности населения. Основные виды хозяйственной де­ятельности, их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их группировка по различным признакам. Основные этносы. Основные религии.
Практическая работа №6: Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений мигра­ций людей в прошлом и в настоящее время.
Раздел II. Океаны и материки (49 ч)
Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантиче­ский, Северный Ледовитый (4 ч)

Географическое положение. Краткая история ис­следования каждого из океанов. Особенности приро­ды, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности чело­века на природу океанов.


Практические работы.

№7. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности на нем в одном из океанов (по выбору).

№8. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).
Тема 2. Южные материки (1 ч)
Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.
Тема 3. Африка (10 ч)
Географическое положение. Океаны и моря у бере­гов Африки; их влияние на природу материка. Исто­рия исследования.

Особенности природы. Рельеф материка: равни­ны, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процес­сов. Размещение место­рождений полезных ископаемых.

Климат. Африка — самый жаркий материк Земли. Распре­деление температуры воздуха, атмосферного давле­ния, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды.

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

Природные зоны (влажные экваториальные леса, саванны и редколесья, пустыни). Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки. Проблемы охраны природы.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.



Практические работы.

9. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение оп­ределению географического положения материка.

10. Обо­значение на контурной карте крупных форм рельефа и мес­торождений полезных ископаемых.

№11. Определение причин разнообразия природных зон материка.


Население. Народы и страны. Разнообразие расового и этни­ческого состава населения материка. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение на­селения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре­менная политическая карта. Деление материка на крупные регионы.

Страны Северной Африки. Египет. Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Афри­ки. Южно-Африканская Республика.

Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Разли­чия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, наци­ональная одежда, пища, традиции народов), религия.

Основные виды хозяйственной деятельности, изме­нения в природе в результате этой деятельности.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.
Практическая работа №12. Описание по картам атласа при­родных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.


следующая страница >>



Больше — значит хуже. Кингсли Эмис о распространен
ещё >>