Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс, базовый уровень Разработана Кашаевой Д. В. учителем биологии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебного курса физическая культура 10 класс, базовый... 4 442.87kb.
Рабочая программа по предмету биология 5-9 класс, 306 часов разработана... 3 808.37kb.
Рабочая программа Название учебного предмета Музыкальное искусство... 7 947.33kb.
Рабочая программа по литературе для шестого класса Уровень изучения... 1 235.88kb.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 7 класс, базовый... 1 342.75kb.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 8 класс, базовый... 1 350.52kb.
Лиходиевской Марины Владимировны Санкт-Петербург 2013 пояснительная... 1 279.73kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса 3 485.03kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса 4 853.57kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 8 и 9 классов 6 1270.92kb.
Литература 5-11 классы (Базовый уровень) М: «Просвещение» 1 293.36kb.
Физико-математическая модель стационарных процессов горения горючей... 1 106.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс, базовый уровень Разработана - страница №1/1

Негосударственное образовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»


Рассмотрена Утверждена педагогическим

на заседании кафедры.советом №____от_________

Руководитель кафедры Введена приказом по школе

_______Ильина И.Ю. №______от_______________ «____»____________2012г. Директор школы _________ Резаева Е.Н.
Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

9 класс, базовый уровень


Разработана

Кашаевой Д. В.

учителем биологии

г. Альметьевск 2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса "Биология. Общие закономерности»составлена в соответствии с:


  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования , утвержденным приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089»;

  • Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденного постановлением правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

  • Законом РТ от 19.10.1993 г. № 1982-XII «Об образовании»;

  • БУП РТ -2012;

  • Учебным планом НОУ средняя школа №23 «Менеджер» на 2012-2013 учебный год;

  • Положением о рабочей программе педагога НОУ средней школы № 23 «Менеджер», приказ № 206 от 31.08.2010 г.

  • Примерной программой основного общего образования по биологии (сайт Министерства образования и науки РФ (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства»)

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала;

  • Программой курса «Общие биологические закономерности» для 9-го класса автора С.Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с.

Курс «Биология. Общие закономерности» предназначен для изучения биологии в девятых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс» (авторы Н.И. Сонин, М.Р. Сапин).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, в том числе на проведение контрольных работ – 4 часов, лабораторных работ- 4 часов, практических - 5 часа.



Цель курса: сформировать представления об общих для всех организмов закономерностях жизненных явлений, о жизни на разных уровнях её организации, раскрыть мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщить и углубить понятия об эволюционном развитии организмов.

Задачи:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по: молекулярной биологии, цитологии генетики, селекции, эволюции, экологии;

  • научить решать элементарные задачи по молекулярной биологии и генетики;

  • продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии.уделить особое внимание развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов.

  • развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе)

Ранее полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Многие лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.

К рабочей программе прилагается календарно-тематический план, где подробно прописаны темы уроков, их содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, вид контроля и измерители, деятельность ученика, домашнее задание. Краткое содержание программы представлено в виде таблицы.

Содержание программы.


п/п №


Название раздела

Содержание.

Всего часов

В том числе

Деятельность ученика

уроки

лабораторные и практические

контрольные




Введение:

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей



Биология как наука. Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. Отрасли биологии : микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиология.

1

1

-

-

Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологической теории в формирование современной естественно-научной картины мира.

1

Эволюция живого мира на Земле

Эволюция. Ч.Дарвин основоположник учения об эволюции. Положения учения Ч. Дарвина. Микроэволюция.

Макроэволюция. Пути достижения биологического регресса.

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина.

Этапы развития жизни на земле, химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. Развитие жизни в протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Место человека в живой природе. Биологическая природа и социальная сущность человека. Происхождение человека. Стадии развития человека. Человеческие расы. Единство происхождения рас.



19

17

1

1

Характеризовать содержание эволюционной теории Ч. Дарвина

Выделять существенные признаки вида,, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования вида.приспособления у организмов к среде обитания, изменчивость у организмов одного вида

Объяснять вклад эволюционной теории в формировании естественно -научной картины мира, вклад К. Линнея, Ж.Б. Ламарка Ч. Дарвина в развитии биологической науки, причины эволюции, изменяемости видовформирование приспособленности организмов к окружающей среде и причины многообразия видов

Приводить доказательства родства живых организмов на основе положений эволюционного учения, необходимости сохранения многообразия видов

Описывать особей вида по морфологическому критерию

Сравнивать естественный и искусственный отбор и делать выводы на основе сравнения

Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания

Находить информацию в научно-популярной литературе, СМИ, интернета.

2

Структурная организация живых организмов

Отличия живых организмов от неживых тел.

Уровни организации живой материи. Краткая характеристика классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие. Клетка - основная структурно-функциональная единица организма. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Теория: основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдона

Особенности химического состава живых организмов.

Обмен веществ и превращение энергии признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки.

Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях. Деление клетки прокариот.

Процесс: размножение




15

13

1

1

Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем)

Характеризовать содержание клеточной теории, существенные признаки строения клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток.

Существенные признаки обмена веществ и превращении энергии



Объяснять вклад клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира, вклад ученых – исследователей клетки в развитии биологической науки.

Приводить доказательства родства живых организмов с использованием положений клеточной теории, единства живо и неживой природы на примеры сходства химического состава.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

Ставить эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их результаты.

Различать на таблицах основные части и органоиды клетки

Выявлять взаимосвязи междустроение и функциями клеток

Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах

Решать задачи по молекулярной биологии.




3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Размножение. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток(гаметогенез). Осеменение. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Закономерность: закон зародышевого сходства ( закон К.Бэра)

Биогенетический закон (закон Э. Геккеля и К. Мюллера)


5

4

1

-

Выделять существенные признаки процессов роста, развития, размножения, оплодотворения

Объяснять

механизм оплодотворения, развития зародыша, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ, на развитие зародыша человека, причины нарушения развития организмов



Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие и делать выводы на основе, сравнения зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения

Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. Обосновывать меры профилактики вредных привычек.


4

Наследственность и изменчивость организмов.

Наследственность и изменчивость – свойства живых организмов. Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетические закономерности: закон единообразия (первый закон Г. Менделя), закон расщепления, (второй закон Г. Менделя), гипотеза частоты гамет,

Наследование группы крови по системе АВО. Наследование признаков, сцепленных с полом

Закономерность: закон сцепленного наследования.

Появления наследственной и ненаследственной изменчивости



16

9

6

1

Характеризовать содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомной теории наследственности, современных представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости

Объяснять вклад Г. Менделя в развитии биологии, установленных им закономерностей в формировании современной естественно-научной картины мира, причины наследственных и ненаследственных изменений, влияние мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций

Приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики.

Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой.

Решать элементарные генетические задачи. Составлять элементарные схемы скрещивания выявлять источники мутагенов в окружающей среде

5

Селекция растений. Животных и микроорганизмов

Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Основные методы селекции растений и животных – гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез




2

2

-

-

Характеризовать вклад Н.И. Вавилова в развитии биологической науки

Выделять существенные признаки процесса искусственного отбора



Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии

6

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

Многократное использование биогенных элементов. Экология-наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда- источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды. Взаимодействие факторов среды. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистемы: биоценоз, экотоп. Популяция - элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. Пищевые связи в экосистемах. Направление потока вещества в пищевой цепи. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, потребители, редуценты. Классификация природных ресурсов, неисчерпаемые, исчерпаем Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования. Стратегии природопользования и их последствия.



10

9

-

1

Объяснять влияние экологических факторов на организмы, причины устойчивости и смены экосистем

Приводить доказательства взаимосвязей организмов и окружающей среды, единства живой и неживой природы с использованием знаний о круговороте веществ в природе

Выявлять приспособления у организмов к влиянию различных экологических факторов.

Характеризовать содержание учения В.И. Вернадского о биосфере, его вклад в развитие биологической науки, антропогенные изменения в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях

Выделять существенные признаки экосистем, процесса круговорота веществ и превращении энергии в экосистемах и биосфере

Уметь пользоваться биологической терминологией и символикой

Составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.

Сравнивать природные экосистемы и агро экосистемы своей местности делать выводы на основе сравнения

Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах

Обосновывать правила поведения в природной среде.











68

55

9

4






Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения биологии по данной рабочей программе ученик должен:


знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

  • современную биологическую терминологию и символику;

      уметь:

  • находить: в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • проводить простые биологические исследования:ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.  

Оценка устных ответов обучающихся по биологии.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:



  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал.

  • Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка   "4" ставится, если ученик:



  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно)

 Оценка   "3" ставится, если ученик:



  • Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  •  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка   "2" ставится, если ученик:



  •  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  •  При ответе на один вопрос допускает более трех грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по биологии

Оценка   «5» ставится, если ученик:



  • Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. (Если работа выполнена в виде тестов разного уровня сложности, то 100-80% от максимальной суммы баллов)

  • Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
     

Оценка   «4» ставится, если ученик:

  • Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов. (Если работа выполнена в виде тестов разного уровня сложности, то 80-60% от максимальной суммы баллов)

  • Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка   «3» ставится, если ученик:



  • Правильно выполняет не менее половины работы. (Если работа выполнена в виде тестов разного уровня сложности, то 40-60% от максимальной суммы баллов)

  • Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
    Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 

Оценка   «2» ставится, если ученик:



  • Правильно выполняет менее половины письменной работы. (Если работа выполнена в виде тестов разного уровня сложности, то 0-40% от максимальной суммы баллов)

  • Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  • Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.


Примечание.  — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.


 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка   «5» ставится, если:



  • Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.

  • Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  • Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  • Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка   «4» ставится, если ученик:



  • Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  • При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка   «3» ставится, если ученик: 



  • Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  • Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  • Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  • Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

   

Оценка   "2" ставится, если ученик:



  • Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  • Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка   «5» ставится, если ученик:



  • Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

  • Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

  • Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. 

Оценка    "4" ставится, если ученик:

Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

 Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.


 Оценка   "3" ставится, если ученик:



  • Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

  • При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

  • Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
     

Оценка   «2» ставится, если ученик: 

  • Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  • Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

  • Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов. 

Примечание.   Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

   Общая классификация ошибок.


При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

 Грубыми считаются  ошибки:



  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений   , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

  • неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения; неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

  • неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
    нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. 

К негрубым относятся ошибки:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой  1 — 3 из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;   

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
     нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

 Недочётам и являются:

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

  • арифметические ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

  • орфографические и пунктуационные ошибки.


Календарно-тематическое планирование

К данной рабочей программе прилагается календарно-тематический план, где подробно прописаны темы уроков, их содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, вид контроля и измерители, деятельность ученика, домашнее задание.

В развернутых тематических планированиях использованы сокращения:

ОНЗ – открытие новых знаний

УК – урок контроля

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УИПЗ - урок изучения и первичного закрепления

УП –урок практикум

КУ –комбинированный урок

ЛУ - лабораторный урок



Р.т. – рабочая тетрадь

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:


  • Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-9 классы. Естествознание 5 класс. –М.: Просвещение,2010

  • Биология. Общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений С.Г. Мамонтов и др. -М.: Дрофа, 2003

  • Петрова О.Г. Биология. Общие закономерности.9 класс: метод.пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности/ О.Г. Петрова, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа,2010

  • Цибулевский, С.В. Биология. Общие закономерности9 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности/С.В. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. –М.: Дрофа, 2012



Дополнительная литература для учителя:

  • Батуев А.С. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы/ А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский. –М.: Дрофа,2004

  • Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 класс: справочное пособие/ Т.А. Казлова, В.с. Кумченко.-М.: Дрофа,2010

  • Лернер Г.И. Общая биология: поурочные тесты и задания/ Г.И. Лернер.-М.: Аквариум,1998

  • Фросин В.Н. Биология: Общая биология. 9-11 классы. Тематические тестовые задания. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа,2011


Мультимедиа-поддержка курса «Биология. Человек и его здоровье»:

  • Биология. 6-11 классы: лабораторный практикум (СD)

  • Биология. 9 класс. Общие закономерности: мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (СD)

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии: электронное учебное издание (СD)


Интернет- ресурсы:

http://bio/1september.ru/-газета «Биология»

www.sbio.enfo – научные новости биологии

www.edios.ru-Эйдос-цент динстанционного образования

www.km.ru/edication-учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://www.virtulab.net- интерактивная лаборатория




Интеллигенция есть ругательное слово. Владимир Маяковский
ещё >>