Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура» 1 141.9kb.
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная... 1 280.3kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Рабочая программа мировая художественная культура для основного общего... 1 96.47kb.
Рабочая программа учебного курса по предмету «Мировая художественная... 1 302.61kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная... 5 1176.04kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 1 293kb.
Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014... 1 93.6kb.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования 5 954.1kb.
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» 1 183.8kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 3 363.43kb.
Рабочая программа общеобразовательная Ступень среднего общего образования... 4 436.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» - страница №1/2

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №1»

Утверждена

Приказ по школе №

от «___» ___________ 201 г.



Рабочая программа

Учебного курса «Мировая художественная культура»

в 10 классе

Учителя:


II квалификационной категории

Сопиной Марины Михайловны

2013 г.

Пояснительная записка

Предмет «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение МХК направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры. Изучение МХК предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.



Цели курса МХК в 10 классе:

1. способствовать усвоению новых знаний об истоках и основных путях развития мира, о религиозных, нравственных, философских и эстетических установках культуры первобытного мира, Древнего Египта, Древней и средневековой Индии, Древнего и средневекового Китая, средневековой Японии, мусульманского Востока, античности, средневековой европейской культуры, культуры Возрождения, русской средневековой культуры;

2. развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

З. воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;



Задачи курса МХК в 10 классе:

1. Изучение шедевров мирового искусства

а) архитектурных: Альтамиры, Стоунхендж, ансамбли Вавилона, пирамид Гизы, храм Кандарье Махадева, Теночтитлан, особенности буддистского храмового зодчества, Акрополь, Римский форум, Колизей, Пантеон, особенности мусульманской архитектуры, София Константинопольская, древнерусский крестово-купольный храм (София Киевская, София Новгородская, Храм Покрова Богородицы на Нерли, храмы Древнего Владимира, Пскова, облик Московского Кремля, храм Вознесения в Коломне, собор Василия Блаженного, особенности романского, готического стиля в Европе и России;

б) литературных: «Книга мертвых», поэмы «Упанишад», «Махабхарата», «Ромалена», Коран, «Книга песен», поэзия Омара Хайяма, Библия, русский обрядовый фольклор,

народные песни, былины;

в) музыкальных: художественные особенности древней китайской, японской, греческой музыки, напевы христианских храмов, зарождение и расцвет светской музыки, творчество Баха и Генделя, венская классическая школа;


г) иконопись и живопись: живопись и шелкография Древнего Китая, живопись Японии, мусульманский орнамент, портреты, живопись, иконы, фрески, Ф.Грека, А.Рублева, творчество Липпи, Перуджино, Ботичели, Рафаэля, Дюрера, Леонарда да Винчи, Джорджоне, Веронезе, Босха, Брейгеля - старшего, Рубенса, Караваджо, Эль Греко, Пуссена, Рибера, Ватто, Буше, Хальса, Греза, Давида, Аргунова, Вешнякова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко;
д) театр: театр Древнего Китая. Древней Японии, Древней Греции, театр Шекспира, драматургия Шиллера, Шеридана, комедия Фонвизина.

2. Постижение характерных особенностей мировоззрения философов: индийских мудрецов, учение Лао-дзы и Конфуция, философия Сократа, Платона, учение Пифагора, библейские заповеди, притчи Иисуса, наследие Вольтера, Руссо.

3. Изучение традиций родного края на примере памятников Ростова Великого, исторического центра Ярославля и Угличского историко-архитектурного музея.

4. Формировать и развивать понятие о художественно-исторических эпохах: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Ренессанс; стилях и направлениях: романский, готический, ампир.


5. Содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения уч-ся.
6. Помочь выработать у уч-ся прочную и устойчивую потребность общения с произведениями
искусства.
7. Способствовать воспитанию художественного вкуса.
8. Готовить компетентного читателя, зрителя, слушателя готового к анализу художественного произведения.
9. Развивать творческий потенциал уч-ся через разнообразные виды творческой деятельности.

Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1. Государственный общеобразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (от 05.03. 2004, №1089.)


2. Базисный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312
3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной — культуре (базовый уровень)
4. «Вестник образования» №4 2009; Издательство «Просвещение
5. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области», составитель: ст.преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ЯИРО Соловьева М.А.
6. Утвержденный Приказом Минобразования РФ от 19 декабря 2012г. №1067 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования Мировая художественная культура.
8. Авторская программа Рапацкой Л.А. Мировая художественная культура.

9. Учебный план МОУ «Гимназия №1» на 2013-2014 учебный год

Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта содержит темы, не обозначенные в авторской программе Л.А.Рапацкой. Темы: «Художественная культура первобытного мира», «Культурные традиции родного края на примере исторического центра Ярославля и Угличского историко-архитектурного музея» внесены в рабочую программу 10 класса.

Авторская программа Л.А.Рапацкой содержит темы, не обозначенные в Государственном стандарте: «Введение», «От мудрости Востока к библейским заветам» - включены в рабочую программу.


На базовом уровне федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета в 10 классе по 35 часов. Количество часов в настоящей программе не совпадает с количеством часов, определённых в Примерной программе и БУПе-2004. Календарно - тематическое планирование рассчитано на 34ч, поэтому требуется уплотнение тем, касающихся культуры родного края: «Ансамбль Угличского Кремля» перенесена на внеклассное мероприятие с дальнейшим д/з в виде составления экскурсии по ансамблю Угличского Кремля; тема «Угличский и ярославский фольклор» включена в урок по теме «Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор. Народные песни», а заочная виртуальная экскурсия по «Историческому центру Ярославля» - в урок «Культура родного края: памятники Ростова Великого». Темы художественной культуры эпохи Просвещения и классицизма будут раскрыты в 11классе. Таким образом, государственный образовательный стандарт и авторский замысел Рапацкой будет выполнен полностью.
Материалы для анализа художественных произведений взяты с 5 по 9 классы, тем самым соблюдается преемственность.

При составлении рабочей программы сохранена тематика, определенная Стандартом среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре.


Использован учебно-методический комплекс в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования:
1. Мировая художественная культура: Программа для 5-9, 10-11 классов (базовый и профильный уровень)/ Сост. Л.А. Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2010.

2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 кл. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: Взгляд из России. – М.: Владос, 2006.

3. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях – М.: Владос, 2008.

Принимая во внимание специфику предмета, в программе используются деятельные формы обучения, в частности на разные восприятия (функцию - активный зритель, слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоение ими элементарных приемов анализа произведений искусства.

Используется как урочная, так и внеурочная (экскурсии, внеклассные мероприятия) формы обучения, а так же проектная, поисково-исследовательская, индивидуальная виды деятельности. Развитие творческого потенциала обеспечивается такими видами деятельности, как защита проектов, написание рефератов, подготовка докладов, сообщений, участие в семинарах, диспутах и т. д

Содержание программы

Прилагается текст авторской программы



Требования к уровню подготовки обучаемых

Знать / понимать:

Уметь:

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры:
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.

• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

• выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества.

Методический блок
Согласно авторской концепции Л.А.Рапацкой главный метод преподавания МХК «взгляд из России».

При реализации рабочей программы используются следующие методы:

- словесные (беседа, лекция, рассказ, дискуссия);

- наглядные (демонстрация, иллюстрирование предметов искусства, просмотр фильмов);



- практические (наблюдение, метод коллективного осмысления, метод проектов...).
Виды контроля: тематический, промежуточный, итоговый.
В качестве форм контроля используется устные формы (фронтальная беседа, диалог, индивидуальный опрос, сообщение, доклад, викторина, анализ): письменные формы (контрольные работы, тесты, письменный опрос. доклад, сообщение); практические формы контроля (создание презентаций. карт, таблиц, схем и т.д.). (см. министерское письмо).

Литература для учителя

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.

  2. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

  3. Большой путеводитель по Библии. Пер. с нем. М., 1993.

  4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

  5. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. М.. 1994.

  6. Гусева Н.П. Индуизм: История формирования. Культурная практика. М., 1977.

  7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1-2. М., 1996.

  8. Дюби Ж. Европа в средние века. М., 1995.

  9. Емоханова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

  10. Зезина М.Р., Кошман Л.В., История русской культуры. М., 1993.

  11. Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала 17 в. М., 1983.

  12. ИльинаТ.В. История искусств. Западноевропейское искусство М., 1989.

  13. История зарубежного искусства: учебник под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. М., 1983.

  14. История русского искусства. В 3 т. Под ред. М.М. Раковой и И.В.Рязанцева. М., 1991.

  15. Лапшина Н.П. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М., 1977.

  16. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка 17-18 веков в ряду искусств. М., 1977.

  17. Лихачев д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1984.

  18. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт. М., 1993. (Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

  19. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (1 8-начало 19 века.). СПб, 1994.

  20. Майкопар А.Е. Новый Завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства. М., 1998.

  21. Матье М.Э. Во времена Нефертити. Л., 1985.

  22. Мень А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. М.,1991.

  23. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1994.

  24. Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 2973.

  25. Рапацкая Л.А. История русской музыки. М.. 2001. Русская художественная культура конца 19-начала 20 века. Вып. 1-3. Ред. Колл.: А.Д.Алексеев и д р. М., 1968-1969, 1977.

  26. Православие: полная энциклопедия для новоначальных/ Ольга Глаголева, Екатерина Щеголева.-М.: Эскмо, 2011.

  27. Православный храм: энциклопедия. Светлана Рудзнеевская.- РООССА, 2010

  28. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

  29. Соколов А.С. Музыка вокруг нас. М., 1996.

  30. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.

  31. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989.

  32. Философия русского религиозного искусства 16-20 вв. Антология. Сост., общ. ред. и пред. Н.К. Гаврюшина. М., 1993.

  33. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.. 1996.

  34. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-З. М.. 1993-1995.

  35. Электронное пособие: Наследие человечества.- DEAGOSTINI

  36. Электронное пособие профессора Л.А. Рапацкой


Литература для учащихся

  1. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. М., 1991.

  2. Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М., 1984.

  3. Вагнер Г.К. Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М., 1993.

  4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

  5. Византия и Русь. М., 1969.

  6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

  7. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.

  8. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

  9. Китай: традиции и современность. М.. 1976.

  10. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

  11. Крутлов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1991.

  12. Культура Древней Индии. М., 1973.

  13. Культура Древнего Рима. Т.1-2. М.. 1985.

  14. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981.

  15. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

  16. Любимов ЯЛ. Искусство Западной Европы. М., 1996. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.1. М., 1980. Т.2, М., 1982.

  17. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

  18. Никулин В.Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1989.

  19. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

  20. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

  21. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М., 1982.

  22. Электронное пособие: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- ООО «Нью Медиа Дженерейшн»

Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

традиционные формы

нетрадиционные формы

I. Художественная культура первобытного времени (2 ч)

1.1.

Введение. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Ритуал.



Лекция с элементами беседы




Фронтальный опрос

1..2.

Художественный комплекс Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента.



Лекция с просмотром видеофильма




Тест

II. Художественная культура Древнего мира ( 8 ч)

2.1.

Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.



Лекция с элементами беседы




Опрос устный и письменный

2..2.

Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочный ансамбль Вавилона. Доколумбовая Америка.



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный

2.3.

Древняя Греция.

Древний Рим.








Опыт творческой деятельности

Опрос письменный, защита презентаций

2.4.

Древняя и средневековая Индия.









Тест

2.5.

Древний и средневековый Китай.



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос письменный, защита презентаций

2.6.

Японская художественная культура.



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный

2.7.

Художественные традиции мусульманского Востока



Лекция с элементами беседы




Тест

2.8.

Составление антологии произведений разных эпох на сюжеты древнего мира и античности






Опыт творческой деятельности

Составление сравнительной таблицы

III. Художественная культура Средних веков (15 ч)

3.1.

Христианская художественная культура, её истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет.



Лекция с элементами беседы




Опрос устный и письменный

3.2.

Новый Завет, Евангелия. Образ Иисуса Христа.



Лекция с элементами беседы




Опрос устный и письменный

3.3.

Христианские основы средневекового европейского искусства. Романтический стиль в искусстве. Готический собор как образ мира.



Лекция с элементами беседы




Промежуточный контроль


3.4.

Византийские христианские традиции. Православие. Художественный канон православного храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Византийская Русь.



Лекция с просмотром видеофильма




Промежуточный контроль


3..5.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры.



Лекция с элементами беседы




Опрос устный и письменный

3..6.

Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор. Народные песни. Культура родного края: угличский и ярославский фольклор.






Семинар.

Выразительное чтение народных произведений родного края.

3.7.

.Древнерусский крестово-купольный храм.



Лекция с просмотром видеофильма




Тест

3.8.

Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси Памятники архитектуры: София Киевская. Фрески. Мозаика. Художественный облик Великого Новгорода.



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный

3..9.

Культура родного края: памятники Ростова Великого. Исторический центр Ярославля.



Заочная виртуальная экскурсия




Викторина.

3.10.

Художественная культура Владимиро-суздальского княжества. (Анализ храма Церковь Покрова на Нерли).



Лекция с просмотром видеофильма




Промежуточный контроль


3.11.

Икона и иконостас.



Лекция с просмотром видеофильма




Тест

3.12.

Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице – Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры.



Заочная экскурсия




Викторина

3.13.

Московская школа. Ансамбль Московского Кремля. Литература Московской Руси.



Заочная экскурсия




Тест

3.14.

Культура родного края: Ансамбль Угличского Кремля.

Храмы города.





Экскурсия (внеклассное мероприятие)




Тест

IV Возрождение. Художественная культура Ренессанса ( 10ч)

4.1

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Предшественники Возрождения: Данте, Боккаччо, Джотто.



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный

4.2.

Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Литературно – гуманистический кружок Лоренцо Медичи.



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный

4.3.

Мастера высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.



Лекция с элементами беседы




Промежуточный контроль


4.4.

Северное Возрождение: Я. Ван Эйк, А. Дюдер.



Презентация




Тест

4.5.

Возрождение во Франции и Испании.



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный

4.6.

Развитие музыки. Музыкальные жанры.



Лекция с элементами беседы




Тест

4.7.

Театр Шекспира.






Урок - встреча

Выразительное чтение отрывка из произведения Шекспира

4.8.

Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация.






Опыт творческой деятельности

Промежуточный контроль


4.9.

Историческое значение и вневременная ценность идей Возрождения.



Беседа




Проверка записей в тетради

5.0.

Итоговый контроль



Урок проверки знаний




Защита презентации, тест


следующая страница >>



Ничто так не портит ваше прошлое, как согласие выдвинуть свою кандидатуру на выборах.
ещё >>