Рабочая программа тематических курсов «культурология - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины (модуля) Культурология Направление подготовки... 1 175.83kb.
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для студентов по... 1 329.54kb.
Программа дисциплины история культур востока (рабочая программа) 1 252.33kb.
Программа курса «культурология» Курс «Культурология» 1 262.47kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 1 358.25kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Источниковедение» для специальности... 1 263.73kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 7 1134.7kb.
Программа тематических смен в Санаторно-оздоровительном комплексе... 1 145.87kb.
Рабочая программа по истории России 7 класс на 2012-2013 уч год. 1 192.25kb.
Программа летних тематических площадок на базе мбоу сош №101 1 288.32kb.
Антонов авантюрист или «герой своего времени»? 1 274.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа тематических курсов «культурология - страница №1/1

ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


Кафедра гуманитарного образования

«Утверждаю»

Проректор по учебно-методической работе

_________________________Чикунова Г.К.

«________»___________________2009 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ТЕМАТИЧЕСКИХ КУРСОВ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ (ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ)»

Составители:

Дебердеева Т.Х., к.ф.н., доцент,

зав.каф.гуманитарного образования

Морозова Е.А.

старший преподаватель кафедры

гуманитарного

образования


Программа утверждена на заседании

кафедры гуманитарного образования

протокол №_____ от «____»___

Заведующая кафедрой:

Дебердеева Т.Х.

_________2009г.

Владимир 2009

I. Пояснительная записка

1.Введение.

В соответствии с требованиями федерального стандарта и закона Владимирской области «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования Владимирской области» в гуманитарный блок средней школы города Владимира и Владимирской области введены, а в ряде школ (гимназии) рекомендуются курсы культурологической направленности («История мировой культуры», «История художественной культуры» и т.д.). Таковым (культурологическим) является и содержание многих элективных курсов, предлагаемых учащимся учителями литературы, истории, изобразительных искусств, музыки.

Модернизация образования, направленная на ликвидацию разрыва между духовно-нравственным развитием человечества и научно-техническим прогрессом, ориентация на общечеловеческие ценности в обучении и воспитании, на культуросообразность человека XXI века, историческая и культурная преемственность определяют актуальность данного курса.

2.Адресность

Приглашаются учителя гуманитарии (учителя истории, обществоведения, литературы, мировой художественной культуры, основ православной культуры, этики, музыки).



3.Цель:

Проведение курсовой подготовки учителей с целью обучения их особенностям и методическим приемам курса «Культурология».



4.Требования к знаниям и умениям

Слушатель должен знать

  • Этапы развития мировой художественной культуры;

  • Понятийный аппарат культурологии и базовую терминологию, относящуюся к проблемам развития мировой культуры;

  • Основные стилистические направления развития изобразительного искусства;

  • Ведущие темы и проблемы, раскрываемые в мировой культуре, способы решения проблем на разных этапах развития культуры.

Слушатель должен уметь

  • Ориентироваться в стилях, этапах, темах, особенностях развития мировой культуры на разных этапах истории человечества;

  • Разбираться в проблематике курса;

  • Пользоваться рекомендованной литературой;

  • Выполнить зачетную работу.

5.Форма итогового контроля

Презентация итоговых зачетных работ в форме методических разработок урока по курсу «Мировая художественная культура» или программ элективных курсов по проблемам истории культуры (по выбору учителя).



II. Учебно-тематический план


п/п


Наименование разделов и тем

К-во часов

Форма

практ.


работы

Всего

Лк

Пр

1.

Открытие курсов. Входное тестирование.

1




1

Тестирование

2.

Культурология: место в ряду наук, область применения, предмет исследования, понятийный аппарат.

2

1

1

Изучение документа.

3.

Философия культуры – опыт человечества.

2

1

1

Работа с первоисточниками.

4.

Культура Древнего мира (Египет, Индия, Китай, Древняя Греция и Рим).

4

3

1

Работа с ИК носителями.

5.

Средневековье: культура христианская и мусульманская – точки пересечения, проблемное поле.

4

3

1

Работа с ИК носителями.

6.

Ренессанс – взлет или кризис мировой культуры?

4

3

1

Работа с ИК носителями.

7.

Культура Нового времени: основные стилевые направления.

5

4

1

Работа с ИК носителями.

8.

Культура модерна – отражение эпохи.

4

3

1

Работа с ИК носителями.

9.

Постмодернизм – новая концепция культуры?

4

2

2

Работа с текстами.

10.

Круглый стол. Презентация итоговых зачетных работ.

6




6

Круглый стол.




Итого:

36

20

16




ВНЕ СЕТКИ ЧАСОВ

Обработка результатов входного тестирования 0,25 часа на 1 работу.

Проверка выпускных зачетных работ. 0,5 часа на 1 работу

Консультирование по курсу (5%) – 2 часа

III. Содержание программы.



Тема 1. Введение в проблему: мировая художественная культура в средней школе. 1 ч.

Тема 2. Культурология: место в ряду наук, область применения, предмет исследования, понятийный аппарат. Цель и задачи, функции, этапы развития культурологической мысли. Концептуально-методологический аппарат культурологи, использование аппарата семиотической и герменевтической парадигмы (включая психоанализ, феноменологую и др. направления современной философии). Методы культурологического познания. 2 ч.

Тема 3. Философия культуры – опыт человечества. Этапы развития культурологической мысли: Данилевский, Шпенглер, Ясперс, Тойнби, П.Сорокин и др. мыслители-культурологи. 2 ч.

Тема 4. Культура Древнего мира (Египет, Индия, Китай, Древняя Греция и Рим). Проблема универсальности и уникальности египетского искусства. Жемчужины искусства Китая и Индии. Искусство Греции – архаика и классика. Космологизм культуры Др.Греции. Ордерная система. Калогатия. Антропологизм культуры Др.Греции. Культура эллинистического мира. Этрусская культура. Искусство Рима: от республики к империи. 4 ч.

Тема 5. Средневековье: культура христианская и мусульманская – точки пересечения, проблемное поле. Раннехристианское искусство. Дороманская и романская культура. Искусство готики. Византийская культура. Культура мусульманского востока. Темы и проблемы искусства христианского и мусульманского – проблемы диалога. 4 ч.

Тема 6. Ренессанс – взлет или кризис мировой культуры? Стилистические особенности и ареал распространения культуры Ренессанса. Периодизация Ренессанса. Итальянское Возрождение. Треченто. Кватроченто. Чинквеченто. Северный Ренессанс, Нидерландское и немецкое Возрождение. Ренессанс во Франции. Антропоцентризм Ренессанса – начало взлета или начало конца человеческой культуры? 4 ч.

Тема 7. Культура Нового времени: основные стилевые направления. Новые идеи и идеалы Нового времени. Основные стилевые направления: барокко, рококо, ампир. Культура Просвещения, классицизм и романтизм. Отражение эпохи различными стилевыми направлениями. Образ человека в культуре Нового времени. Секуляризация культуры и изобразительного искусства. 5 ч.

Тема 8. Культура модерна – отражение эпохи. Хронологические рамки, особенности стилистических решений, идейная направленность культуры модерна в разных странах. Импрессионизм – новый способ видения мира. Импрессионизм французский и российский. Русский авангард – этапы и направления развития, стилистические решения, создание новой реальности. Супрематизм. 4 ч.

Тема 9. Постмодернизм – новая концепция культуры? Философия и идеология культуры постмодерна. Направления развития постмодернистского искусства. Сюрреализм. Инсталляции в современном искусстве. Новый взгляд на зрителя. 4 ч.

Тема 10. Круглый стол. Презентация итоговых зачетных работ. 6 ч.
V. Литература

  1. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.

  2. Алтаев Ал. Впереди веков. М., 1959.

  3. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве, т.II, М., 1937.

  4. Анненкова Л. О декадансе и о модерне // Художник, 2000, N 2.

  5. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней, М., 1995.

  6. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления, М., 1978.

  7. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, т. II, М., 1935.

  8. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. I. М., 1956.

  9. Гийу Ж.Ф. Великие полотна. М., 1995.

  10. Гнедич П.П. История искусств с дрейнейших времен. С-Пб., 1885.

  11. Греческая эпиграмма. М., 1960.

  12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.,1990.

  13. Добрицына И.А. Европейское барокко и русская загородная усадьба // Архитектура мира. М., 1993.

  14. Иконников А.В. Историзм в архитектуре, М., 1997.

  15. Ильина Т.В. История искусств. М., 2000.

  16. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М., 1985.

  17. Климов Р.Б. Творчество Луки-Лейденского и Высокое Возрождение в Нидерландах // От эпохи Возрождения к Двадцатому веку. М., 1963.

  18. Кон-Виннер История стилей изобразительных искусств, М., 1998.

  19. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

  20. Либман М.Я. Проблема эволюции стиля в немецком искусстве XV-XVI вв. // От эпохи Возрождения к Двадцатому веку. М., 1963.

  21. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, М., 1978.

  22. Молок Д.Ю. Древняя Греция. происхождение фронтонной композиции // Архитектура мира, М., 1993.

  23. Муратов П. Образы Италии. М., 1994.

  24. Немеровский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура, в 2-х томах. Т.1. М., 1994.

  25. Ницше Ф. Рождение Трагедии. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1990.

  26. Павленков Ф.Ф. Жизнь замечательных людей. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт. М., 1993.

  27. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Введение в латинский язык и античную культуру. М., 1994.

  28. Свидерская М.И. Барокко XVII столетия. Система художественного видения и стиль // Художественные модели мироздания. Кн.1. М., 1997.

  29. Смирнова И.А. Принципы объединения монументальной живописи и архитектуры в искусстве итальянского Возрождения // Архитектура мира, М., 1993.

  30. Толстой В.П., Швидковский Д.О. Синтез пространственных искусств как образ мироздания // Архитектура мира, М., 1993.

  31. Фейхтвангер Л. Иудейская война (Т.2 – Сыновья). Собр.соч.в 12-ти тт. Т.8. М., 1966.

  32. Февр Л. Как Жюль Мишле открыл Возрождение // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

  33. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. М., 1995.

  34. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусства. С-Пб., 1996.





Героизм — это род смерти, а не образ жизни. Габриэль Лауб
ещё >>