Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Першинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На методическом совете
Протокол № ______
«___» сентябрь 20__ г.
|
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________ С.Б.Кузьминых
«____» сентябрь 20__г.
|
Утверждаю
Директор школы
_______________ О.Н.Арефьева
«____» сентябрь 20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмет: литературное чтение
класс: 4
Составитель: учитель Ташкенова М.И.,
высшая квалификационная категория
с. Першино
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В «Чтение и начальное литературное образование».
Цель рабочей программы – развитие интереса учащихся к чтению, формирование грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
-
Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений;
-
формировать эстетическое отношение к искусству слова;
-
совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-
овладевать осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
-
формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-
воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы;
-
обогащать нравственный опыт младших школьников, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует овладению приемами понимания и анализа текстов, умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы: «технология», «окружающий мир», «изобразительное искусство»: научно-популярные произведения о природе, путешествиях, народном творчестве, искусстве, работа с текстом для создания образа, реализуемого в изделии. На уроках чтения дети через художественные произведения (стихи, рассказы) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, с некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичное явления, отраженные в музыкальных произведениях.
Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год: 4 часа в неделю, в том числе 3 часа Федерального компонента и 1 час из школьного (для более полного развития устной речи и обогащения словарного запаса учащихся.). Программа предусматривает проведение уроков: внеклассного чтения – 16 часов;
Выделяется 3 типа уроков внеклассного чтения:
1) по итогам самостоятельного домашнего чтения;
2) знакомство с писателем и его книгами на уроке;
3) урок-отчет.
В рабочей программе предусмотрена следующая система учета знаний учащихся:
- письменные проверочные работы - 8
проводятся после завершения работы над каждым разделом.
В соответствии с едиными требованиями учета знаний учащихся особое место отводится декламации стихотворных и прозаических произведений.
- чтение наизусть –10, в т. числе
-стихотворения – 8
- проза – 2
- проверка навыка чтения - 2
Проводится в конце первого полугодия и в конце учебного года с целью проверки правильности, осознанности и выразительности чтения.
Новизна данной программы заключается в следующем: в разделе «Детская литература 30-90-х годов» во внеклассное чтение добавлены 3 урока под общей темой «Новые встречи со старыми друзьями». На этих уроках уч-ся познакомятся с творчеством местной поэтессы Кузнецовой А.И., её автобиографией (уроки с применением ИКТ). Эти уроки будут проведены с целью воспитания уважения к людям своей малой родины.
В начале каждого урока систематически планируется работа над артикуляцией речевого аппарата и используется прием «жужжащего» чтения т. к. 35 % учащихся класса имеют нарушение звукопроизношения, недостаточный словарный запас.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Обучающиеся должны знать:
структуру учебника;
приёмы ориентирования в учебнике;
литературные приемы: сравнение, олицетворение, метафора, эпитеты;
отличия повести от рассказа (объем, количество героев, протяженность во времени, количество событий и др.);
литературный жанр – пьеса, баллада, басня, фантастическая повесть, роман-сказка, миниатюра;
понятие «пролог», «эпилог», «летопись»;
Обучающиеся должны уметь:
правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи вслух 90 слов в минуту;
выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения;
самостоятельно проводить подготовку к выразительному чтению;
проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
самостоятельно формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
определять тему произведения, его главную мысль, рассказывать сюжет;
называть героев произведения, видеть в тексте образы-персонажи, описания природы и интерьера;
видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания интерьера в тексте;
высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.
практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;
относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть
(повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса;
различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного
творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки, былины.
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки из прозаических произведений.
Обучающиеся должны применять на практике:
самостоятельно выбирать книги для чтения в библиотеке и книжном магазине.
бережно относится к книгам.
делать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии).
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные;
владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно
осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.
делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
.
Содержание учебного курса
1.Введение в курс литературного чтения (1ч)
2. Любимые книги(8ч)
Стихи Г. Сапгира; баллада-шутка Ю. Мориц; отрывки из фантастической повести Е. Велтистова «Приключения Электроника».
Обучающиеся должны знать:
-
балладу Ю.Мориц «О фокусах шоколада» наизусть;
Обучающиеся должны уметь:
-
отличать фантастическую повесть от сказочной
3. У истоков русской детской литературы (20 ч)
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок), Н.Кончаловская «Наша древня столица», отрывок из летописи «Повесть временных лет», «Похвала книгам» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха детям, стихи С. Полоцкого и К. Истомина, «Слово о полку Игореве» (фрагменты), С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука», А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова», статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», А. Шишков «Можно исправиться, когда твёрдо этого захочешь».
Обучающиеся должны знать:
-
отличия рукописной и печатной книги;
-
понятие «летопись»;
-
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
-
имена, фамилии их авторов
Обучающиеся должны уметь:
-
читать осознанно текст;
-
определять тему произведения;
-
находить в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
-
понимать образные выражения, используемые в произведениях.
-
самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
4. Детская литература XIX века. (44 ч)
Басни И. Крылова, А. Погорельский «Чёрная курица», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», В. Жуковский «Спящая царевна», В. Даль «Борьба грибов и ягод», А. Ишимова «Славяне», С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука», стихи А. Толстого, А.Плещеева, А. Майкова, Ф. Тютчева, Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Л. Толстой «Два брата», «Как ходят деревья», «Какая бывает роса на траве», К. Д. Ушинский «Столица и губернский город», «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога», «Жалобы зайки», А. И. Куприн «Слон»
Обучающиеся должны знать:
-
изобразительные художественные средства;
-
наизусть басни И.А.Крылова (2-3 по выбору), стихи о природе (по выбору), отрывки из сказок А.Пушкина (по выбору);
Обучающиеся должны уметь:
-
относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса;
-
аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения;
-
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
-
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
-
восстанавливать авторский текст по опорным словам;
-
соотносить пословицы с характеристикой героя произведения.
-
практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения.
5. Детская литература начала XXвека (30ч)
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», Б.Житков «Николай Исаич Пушкин», К.И.Чуковский «Телефон», «От 2 до 5», стихи Д.Хармса, Ю.Владимирова и А.Введенского, Е. Швец «Два брата», Б. Галанов «Пишу на ту же тему по-своему», А.Н.Толстой «Фофка», «Кот – сметанный рот», М. Пришвин «Изобретатель», «Сила жизни», Ю.Олеша «Три толстяка».
Обучающиеся должны знать:
-
основное содержание текста, их авторов;
-
стили текстов, их различия.
Обучающиеся должны уметь:
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
-
уметь пересказывать текст;
-
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
создавать небольшой устный текст на заданную тему.
6. Детская литература 30—90-х годов(33ч)
А.Гайдар «Тимур и его команда», Н.Носов «Федина задача», В.Драгунский «Что любит Мишка», стихи А.Л.Барто.
Стихи Е. Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца, И.Токмаковой и Г.Сапгира, Э.Мошковской и Э.Успенского, С.Чёрного и В.Долиной, миниатюры Г.Цыферова, стихи Н. Матвеевой, С. Козлов «Снежный цветок», К.Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле», «Федя плюс Надя», Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета».
Обучающиеся должны знать:
-
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;
-
основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
-
изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты;
-
наизусть стихотворения советских поэтов (по выбору);
Обучающиеся должны уметь:
-
самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);
-
инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;
-
проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании произведения;
-
создавать письменные ответы на поставленные вопросы;
-
четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Итоговый контроль за I полугодие
Растрепанный воробей.
Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.
Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:
- Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!
Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.
Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.
Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.
К. Паустовский
Вопросы и задания:
1) Дать характеристику вороне.
2)выбрать наиболее подходящие тексты заголовок: «Богатства вороны», «Ворона- разбойница», «Ворона и милиционер».
3)Ответить на вопросы:
- Где жила ворона?
- Как она забиралась в комнату?
-Кто покушался на богатства вороны?
Примечание. Вопросы и задания на выявление осознанности чтения- трехуровневые. Выполнения без помощи учителя первое задание, ученик получает «5». В случае затруднения он переходит к выполнению второго задания (на четыре балла). Если не может выполнить его самостоятельно, отвечает на вопросы под цифрой 3 и за правильные ответы может получить максимальную оценку на «три».
Итоговый контроль за II полугодие
Стрижонок Скрип/
Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть! А ещё ему хотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветряные запахи на крыльях. Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, перебирая слабыми лапками, тем больше и ярче делался свет. Боязно! Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз. Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы. Но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз-раз его клювом по голове. Сказала сердито: — Скрип-скрип! — и ещё по голове, и ещё по голове. Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха так волнуется. Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!
В. Астафьев
Вопросы и задания:
1) Озаглавь текст.
2) Какое предложение полностью отражает основное содержание текста: «Стрижонок Скрип подрос», «Мама- стрижиха рассердилась», «Скрип был храбрый стрижонок».
3)Ответь на вопросы:
- Кто такой Скрип? - Что он иногда отбирал у брата и сестрёнки?
Учебно-тематический план
№
|
Тема раздела
|
Кол – во часов
|
В том числе:
|
Провер.
работа
|
Соч-ние
|
1
|
Введение в курс литературного чтения. Знакомство с книгой «В океане света».
|
1
|
|
|
2
|
Любимые книги
|
8
|
1
|
1
|
3
|
У истоков русской детской литературы
|
20
|
2
|
2
|
4
|
Детская литература XIX века
|
44
|
2
|
3
|
5
|
Детская литература начала XX века
|
30
|
1
|
|
6
|
Детская литература 30-50-х годов
|
33
|
2
|
|
|
Итого:
|
136
|
8
|
6
|
Литература и информационные источники
Для учащихся:
Учебник по литературному чтению «В океане света» в 2-х частях автор: Бунеев Р.Н.
Рабочая тетрадь по литературному чтению автор: Бунеев Р.Н.,,Бунеева Е.В. М.: «Баласс» серия «Свободный ум» 2010г.
Для учителя:
Е.В.Бунеева, О.В. Чиндилова Уроки чтения по книге «В океане света». 4 класс / Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2010.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ «Дошкольное образование. Начальная школа». /Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. Изд.2-е, доп. - М: Баласс, 2009.
Учебник по литературному чтению «В океане света» в 2-х частях автор:Р.Н. Бунеев.,Бунеева Е.В. М.: «Баласс» 2010г.
Рабочая тетрадь по литературному чтению автор: Бунеев Р.Н.,,Бунеева Е.В. М.: «Баласс» серия «Свободный ум» 2010г.
Хрестоматия для начальной школы . Из-во «Эксмо» 2006г.
www.mu-imc.ru/DswMedia/obshaeshkol-noeroditel
www.school 2100.ru/upload/iblock/fBd/….pdf
О.В.Узорова, Е.А. Нефедова. «Внеклассное чтение» 1-4 кл. –М:Аквариум,2006 г
В. Г. Горецкий, Л. И. Тикунова. «Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе» . – г. М: Дрофа, 2006 г.
«Все предметы начальной школы в викторинах». г. М:АСТ- Апрель, 2005 г.
Литературное чтение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Кол – во часов
|
Тема урока
|
дата
|
Дом./з.
|
1
|
1
|
Введение в курс литературного чтения. Знакомство с книгой «В океане света»?
Я - гражданин своей страны и частично её истории
|
|
Устное сочинение « Мое путешествие..»
|
Любимые книги (8 часов)
|
2
|
1
|
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий.
|
|
Наизусть стих Сапгира с.6
|
3
|
1
|
Фантастическая повесть. Велтистов «Приключения Электроника»
|
|
Рисунок города будущего
|
4
|
1
|
Велтистов «Приключения Электроника»
|
|
Чтение ч.4 с.21-25
|
5
|
1
|
Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести
|
|
Т(3этап урока)
|
6
|
1
|
Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада».
|
|
Отрывок по выбору наизусть с.27
|
7
|
1
|
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1
|
|
Принести любимую книгу
|
8
|
1
|
Внеклассное чтение. «Книги о ребятах сверстниках»
|
|
Устный рассказ о своем любимом герое
|
9
|
1
|
Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе.
|
|
Закончить сочинение
|
У истоков русской детской литературы (20 часов)
|
10
|
1
|
Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок) Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»
|
|
С.37 наизусть
|
11/12
|
2
|
«Повесть временных лет». «Расселение славян».
Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки
|
|
Работа в Т.
|
13/14
|
2
|
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. «Поучения» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV-XVI веках. Поучения и светский рассказ. «О поселянине и медведице»
|
|
С.42 №3
Чтение рассказа с.46
|
15
|
1
|
Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия
|
|
С.52 выразительное чтение
|
16
|
1
|
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина
|
|
Наизусть любое стих-е
|
17/18
|
2
|
Путешествие 2. Сон незнакомого мальчика
«Слово о полку Игореве» (отрывок).
|
|
С.60 выразительное чтение
С.64 №4
|
19
|
1
|
. Обобщение по разделу «У истоков детской литературы». Проверочная работа №2
|
|
Задания в Т.№1;№2
|
20
|
1
|
Внеклассное чтение. Книги о книгах
|
|
Прочитать «Книга о книгах»С.Львов.
|
21
|
1
|
Путешествие 3.Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги
|
|
Чтение главы 1-3.
|
22
|
1
|
С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» - автобиографическое произведение
|
|
С.73 №2
|
23
|
1
|
А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»
|
|
Задание №4 в Т.
|
24
|
1
|
Статьи Н.И.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
|
|
Принести 1 современный журнал
|
25
|
1
|
Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи.
|
|
Закончить сочинение
|
26
|
1
|
Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребёнка в рассказе А.Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того хочешь»
|
|
Чтение автор. Текста с.89-90
|
27
|
1
|
Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI – XVIII веках. Проверочная работа №3
|
|
в Т.
|
28
|
1
|
Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)
|
|
М.Горький «Детств» прочитать
|
29
|
1
|
Сочинение «Какие мудрые мысли я нашел в книгах писателей»
|
|
Закончить сочинение
|
Детская литература XIX века (44 часа)
|
30
|
1
|
Путешествие 4. Москва начала XIX века. И.Крылов «Слон и Моська»
|
|
Подготовить рассказ о Крылове.
|
31/32
|
2
|
И.А.Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни. Обобщение. Басни И.А. Крылова
|
|
Одну из басен наизусть.
С.98 №1;№2;№3;№5.
|
33
|
1
|
. Путешествие 5. 1828 год. Первая русская литературная сказка.
А. Погорельский «Чёрная курица»
|
|
Дочитать до конца 1 часть.
|
34
|
1
|
А. Погорельский «Чёрная курица»
|
|
Прочитать другие сказки , где герой курица.
|
35/36
|
2
|
А. Погорельский «Чёрная курица»
|
|
Творческий пересказ
С.117 вопросы1-4
|
37
|
1
|
Путешествие 6. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой
|
|
Вспомнить ранее прочитанные сказки Пушкина
|
38/39
|
2
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
|
|
С. 133-138 читать.
С. 138-143 читать.
|
40
|
1
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
|
|
Наизусть отрывок из сказки
|
41
|
1
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
|
|
Иллюстрирование сказки.
|
42
|
1
|
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
|
|
Принести сказку Пушкина «Сказка о попе…..»
|
43
|
1
|
Внеклассное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
|
|
Прочитать сказку Перро «Спящая красавица»
|
44
|
1
|
В. Жуковский «Спящая царевна»
|
|
Наизусть отрывок из сказки
|
45
|
1
|
Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского (обобщение)
|
|
Найти книгу «Городок в табакерке» Одоевский
|
46
|
1
|
В.И.Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра)
|
|
С.165№3
В Т.
|
47
|
1
|
Р/Р Сочинение – обработка сказки(подражание В.И.Далю).
|
|
Дописать сочинение
|
48
|
1
|
А.Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)
|
|
пересказ
|
49
|
1
|
Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается». Проверочная работа №4.
|
|
С.169№3
|
50
|
1
|
Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Произведения о родном крае ,его прошлом и настоящем).
|
|
Прочитать рассказ Чехова «Мальчики»
|
51/52
|
2
|
Путешествие 7. Мир природы приходит на страницы книг.
С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
|
.
|
Пересказ. С.177№5
Наизусть любой отрывок
|
53
|
1
|
Практикум «Учусь читать художественную прозу»
|
|
Прочитать «Косточка» рассказ Толстого
|
54
|
1
|
Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А.Плещеева
|
|
Выразительное чтение стихов.
Иллюстрирование
|
55
|
1
|
Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе
|
|
Наизусть любое стих.
|
56
|
1
|
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
|
|
Задание в Т. Этюд «Летний дождь»
|
57
|
1
|
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
|
|
Наизусть отрывок из стих-я
|
58
|
1
|
Путешествие 8. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги
|
|
С.195 вопросы 1-3
|
59
|
1
|
Л.Н.Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»
|
|
Выучить наизусть 1- абзац описания
|
60
|
1
|
К.Д. Ушинский « Столица и губернский город»
|
|
Прочитать гл.»Деревня и уездный город»
|
61/62
|
2
|
К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»
|
|
С.210вопросы1,2,4
|
63
|
1
|
К.Д. Ушинский «Наше Отечество»
|
|
Чтение текста «Жалобы зайки»
|
64
|
1
|
Р/Р Сочинение в форме путевого очерка.
Проверка техники чтения.
|
|
Дописать сочинение
|
65
|
1
|
К.Д.Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение –подражание Ушинскому.
|
|
Дописать сочинение
|
66
|
1
|
А.И. Куприн «Слон»
|
|
Читать части 4-5
|
67
|
1
|
А.И. Куприн «Слон»
|
|
Прочитать рассказ до конца
|
68
|
1
|
А.И. Куприн «Слон»
|
|
в Т.
|
69
|
1
|
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
|
|
Чтение 2 части
|
70/71
|
2
|
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
|
|
Дочитать текст до конца.
вТ.
|
72
|
1
|
Обобщение. Проверочная работа по разделу №5 «Детская литература XIX века»
|
|
С.238 читать
|
73
|
1
|
Внеклассное чтение. Произведения А.П. Чехова для детей
|
|
Читать рассказ Чехова «Каштанка»
|
Детская литература начала XX века (30 часов)
|
74
|
1
|
Путешествие 9. В…библиотеку. Загадка Лидии Чарской (главы 1,4)
|
|
Читать глава 8
|
75
|
1
|
Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8)
|
|
Чтение глав10-11.с.30№1,№2,№4.
|
76
|
1
|
Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10-11)
|
|
вТ.
|
77
|
1
|
Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» . Образ Лены Икониной.(обобщение)
|
|
Найти рассказ Куприна «Белый пудель»
|
78
|
1
|
Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX веков.
|
|
Прочитать книгу Остера
|
79
|
1
|
Путешествие 10. Петроград, 1923 год
|
|
Читать рассказ Житкова «Н.И.Пушкин»
|
80
|
1
|
Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»
|
|
вТ.
|
81
|
1
|
Корней Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон
|
|
С.50№2
|
82
|
1
|
Корней Чуковский «От двух до пяти»
|
|
вТ.
|
83
|
1
|
«Обэриуты».Стихи Д.Хармса «Уж я бегал, бегал, бегал…»
|
|
Наизусть стих.
вТ.
|
84
|
1
|
Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке»
|
|
Наизусть любое стих-е
|
85
|
1
|
Внеклассное чтение. Современные чудаки.
|
|
Подготовить рассказ о детском журнале
|
86
|
1
|
Путешествие 11. «Вокруг Маршака». С.Сивоконь «Везите все, как есть, почитаем!»
|
|
Читать с.69-71
|
87
|
1
|
Внеклассное чтение. Современные детские журналы
|
|
Иллюстрация к журналу
|
88
|
1
|
Е. Шварц «Два брата»
|
|
Дочитать сказку до конца
|
89
|
1
|
Е. Шварц «Два брата»
|
|
Сравнение сказки
|
90
|
1
|
Е. Шварц «Два брата» (обобщение)
|
|
вТ.
|
91
|
1
|
Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»
|
|
С.99№4
|
92
|
1
|
А.Н.Толстой «Фофка»
|
|
Рассказ о воображаемом герое
|
93/94
|
2
|
А.Н. Толстой «Кот – сметанный рот». М.Пришвин «Изобретатель»
|
|
Наизусть фрагмент любого текста Толстого
|
95
|
1
|
С.Маршак «Сила жизни»
|
|
вТ.
|
96
|
1
|
Стихи Бернса и Киплинга
|
|
вТ.
|
97
|
1
|
С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Обобщение. Проверочная работа №6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8-10)
|
|
Наизусть стих по выбору
|
98
|
1
|
. Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах
|
|
Читать рассказы Носова
|
99
|
1
|
Путешествие 12. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий». А.Барто «Снегирь»
|
|
Наизусть стих. «Снегирь»
|
100
|
1
|
Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»
|
|
Читать 3-4части.
|
101
|
1
|
Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»
|
|
Читать 5 часть
|
102
|
1
|
Ю.Олеша «Три толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»
|
|
С.142-144 читать
|
103
|
1
|
Б.Галанов «Как найти город трех толстяков»
|
|
вТ.
|
Детская литература 30-90-х годов (33часа)
|
104
|
1
|
Путешествие 13. «Дорогие мои мальчишки!» Р.Фраерман «Гайдар и дети»
|
|
Рассказ о событии из жизни Гайдара
|
105
|
1
|
А.Гайдар «Тимур и его команда»
|
|
Читать 3-4части
|
106/107
|
2
|
А.Гайдар «Тимур и его команда»
|
|
Дочитать до конца.
Наизусть отрывок из текста
|
108
|
1
|
Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки»
|
|
Читать главы3-4
|
109/110
|
2
|
Путешествие 14. Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры. Н.Носов «Федина задача».
В.Драгунский «Что любит Мишка»
|
|
С.188№6
С.193№5
|
111/112
|
2
|
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Ю.Сотника, В.Драгунского, Н.Носова
|
|
Читать стихи и рассказы Пивоваровой, Голявкина.
|
113
|
1
|
Стихи А. Барто. Сатира или юмор?
|
|
Наизусть стих по выбору
|
114
|
1
|
Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» Весёлые произведения В.Голявкина, И.Пивоваровой
|
|
Наизусть одно стих-е
|
115
|
1
|
Путешествие 15. «Книжкины именины» во дворце пионеров. Стихи
Е.Благиной, Б.Заходера, Ю.Коринца.
|
|
Наизусть стих по выбору
|
116/117
|
2
|
Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира, Э.Мошковской и Э.Успенского
|
|
вТ.
Наизусть стих по выбору
|
118/119/120
|
3
|
Внеклассное чтение. «Новые встречи со старыми друзьями» Знакомство с творчеством местной поэтессы Кузнецовой А.И. Писательница о себе. Биография в стихах.
|
|
Наизусть стихи по выбору/1-о животных;1- о природе/
Рисунок к стихам
|
121/122
|
2
|
Стихи С. Чёрного, В.Долиной, Н.Матвеевой, миниатюры Г.Цыферова. Обобщение по творчеству Г. Цыферова.
|
|
вТ.
Сочинение миниатюры.
Наизусть стих Матвеевой
|
123
|
1
|
Внеклассное чтение. Любимые стихи. Русские поэты о природе и животных.
|
|
Иллюстрации к стихам
|
124
|
1
|
Практикум «Учусь читать лирический текст»
|
|
вТ.
|
125
|
1
|
Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»
|
|
вТ.
|
126/127/128
|
3
|
Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок»
|
|
Читать 3-5 картины.
Дочитать до конца.
Рисунок к сказке.
|
129
|
1
|
Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай».
|
|
Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»
|
130
|
1
|
К.Драгунская «Ерунда на постном масле»
|
|
вТ.
|
131
|
1
|
К.Драгунская «Федя плюс Надя».
|
|
Размышление с.190(Мет.рек.)
|
132
|
1
|
Обобщение. Проверочная работа №8.
|
|
вТ.
|
133/134
|
2
|
Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «До будущего лета».Эпилог. По страницам книг о родном крае.
|
|
С.191(в мет.рек.)
|
135
|
1
|
Внеклассное чтение. Урок-отчет «О чем можно, о чем хочется читать».Проверка техники чтения.
|
|
Оформить письмо рисунками
|
136
|
1
|
Письмо к читателям. Эти книги стоит прочитать(задание на летние каникулы).
|
|
Обсуждение книг для летнего чтения
|