страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 7 класса мбоу - страница №1/1
![]() «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Анисимовой Натальи Ивановны, учителя православной культуры 7 класс 2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 7 класса МБОУ «СО Роговатовская школа с углублённым изучением отдельных предметов» (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.- 159 с. Цель Рабочей программы: установить единое понимание значения предмета «Православная культура», его содержания и особенностей, по сравнению с другими учебными предметами; приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения обучающихся; обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации. Задачи Рабочей программы:
Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование: авторская программа «Православная культура» рассчитана на 34 часа в год. Но в соответствии с годовым календарным учебным графиком (приказ от 30.06. 2013 года № 81) продолжительность учебного года в 7 классе- 35 учебных недель, т.е. на изучение православной культуры в 7 классе отводится 35 часов. Час дополнительного времени добавлен для организации изучения регионального компонента (Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»), материал подбирается учителем самостоятельно, поэтому в календарно-тематическом планировании отражена тема «Святитель Иоасаф Белгородский». Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника. Рабочая программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: - Л.Л. Шевченко. Православная культура. 7 год обучения. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009 г.; - Л.Л. Шевченко. Методическое пособие для учителя: 6-7 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.; - Л.Л. Шевченко. Наглядное пособие по православной культуре. 6-7 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г. Рабочая программа по православной культуре для 7 классов рассчитана на 35 недель, 35 часов, 1 час в неделю. В том числе на проведение: - творческих работ - 1 час; - тестовых работ - 1 час; - контрольных работ - 2 часа. Срок реализации: 2013-2014 учебный год. В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учредителя) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала, увеличения доли самостоятельного изучения, либо на занятиях неаудиторной занятости. Формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, решение и составление познавательных задач. Работа с документами, школьная лекция, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа. А так же мини-исследования, решение кроссвордов, графические работы (рисунки, схемы), самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой. Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащийся должен знать (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события явления, понятия): - по содержательной линии «Церковная реформа Петра I»; - по содержательной линии ««Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский»; - по содержательной линии «Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский»; - по содержательной линии «Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский»; - по содержательной линии «Великие старцы Оптиной Пустыни»; - по содержательной линии «На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский»; - по содержательной линии «Царственные мученики»; - по содержательной линии «Новомученники и Исповедники Российские»; - по содержательной линии «Христианские мученики ГУЛАГа»; - по содержательной линии «Золотая цепь святых». Учащийся должен уметь сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры): - по содержательной линии «Церковная реформа Петра I»; - по содержательной линии ««Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский»; - по содержательной линии «Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский»; - по содержательной линии «Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский»; - по содержательной линии «Великие старцы Оптиной Пустыни»; - по содержательной линии «На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский»; - по содержательной линии «Царственные мученики»; - по содержательной линии «Новомученники и Исповедники Российские»; - по содержательной линии «Христианские мученики ГУЛАГа»; - по содержательной линии «Золотая цепь святых». Учащийся должен иметь навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения необходимой информации, отбора ее содержания, копирования, редактирования найденной информации. Выделения и вставки в готовый текст отдельных найденных фрагментов. Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. В рамках требований учащиеся должны: - называть и показывать; - определять и измерять, фиксировать; - описывать, составлять; - объяснять. Календарно – тематический план
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Дмитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский. Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина»? Какие изменения произошли в жизни людей 17 века? В чём царь Пётр видел источник могущества России? Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни Митрофана Воронежского. Входное тестирование. Христианская добродетель кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранялись христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Как русские писатели и поэты использовали жития святых при работе над своими произведениями. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. Почему 18 век называли «блестящим» веком? Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования Екатерины II.Закрытие монастырей. «Великий милостивец» Тихон Задонский. Церковное искусство как отражение состояния внутреннего (душевного и духовного) мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества18 века. Стиль барокко. Изменение стиля церковного пения как следствие изменений духовных ценностей человека 18 века. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. Положение Православной Церкви в государстве 19 века. Падение нравов вследствие разрушения веры. Управление церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами веры святых того времени. Подвиги поста, послушания и молитвы святого. Христианская добродетель любви. Добродетельная и подвижническая жизнь святого. Православная культура в жизни христиан. Основание Серафимо-Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи преподобного Серафима, Свято-Троицкий собор, канавка Божией матери, святые источники, Святые дивеевские жены. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский. Мудрый наставник. 50-летнее служение церкви. Духовный и нравственный облик святителя. Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Великие старцы Оптиной пустыни. Оптина пустынь – центр духовного возрождения Росси в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Новомученики и исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Сострадание доброго пастыря. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. Пророчества святого Иоанна Кронштадтского. Царственные мученики. Разрушение христианской культуры в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трёхсотлетней царской династии. Семья царя Николая II – Царственных мучеников страстотерпцев. Новомученики и Исповедники Российские. Священная история–о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Вениамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников. Контрольная работа по теме «Святая Русь 18-20 веков». Христианские мученики ГУЛАГа. Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников (Соловецких, Домодедовских, Верейских, Оптинских…). Бутовский полигон – место покаяния. Иконография « Собор Новомучеников и Исповедников». Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан. Православная культура России свидетельствует. Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры – о России. Поэты 19-20 веков размышляют о людях своего века. Изучаем церковно-славянский язык – тексты, в которых прославляются Святые Новомученики. Творческая работа по теме «Мученики за веру христианскую». Православная культура в жизни христиан. Священная история – о велении Христа рассказать всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия – главное Богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинства Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви к людям. Золотая цепь святых. Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Кто войдёт в Церковь небесную. Святые дети в Церкви небесной. Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности. Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии – рассказ о святости родной земли. Изучаем церковно - славянский язык – торжество и радость в тексте Евангелия, в христианских песнопениях Пасхи, песнопениях святым. Бессмертие. Контрольная работа по теме «Чудотворные иконы Божией Матери» Святитель Иоасаф Белгородский (региональный компонент). Биография. Почитание и прославление. Наследие.«Святая Русь (18-20 вв). ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п.. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог. Основными формами текущего контроля являются контрольные и творческие работы. Контрольная работа №1 по теме «Святая Русь 18-20 веков» 1 вариант 1. Дайте определение или понятие следующих слов: - епархия; православный катехизис; аналой. 3. Был ли святитель Тихон Задонский богатым человеком? Почему он радовался, когда раздавал много милостыни?
6. Что вы знаете из жизни святых: - Преподобного Серафима Саровского; - Святителя Митрофана Воронежского; - Святого праведного Иоанна Русского. (Жизнеописание одного святого).
«Мученики за веру христианскую» (устно)
Контрольная работа №2 по теме «Чудотворные иконы Божией Матери» 1. Напишите кратко о событиях, легших в основу этого Праздника ![]() а) Это икона праздника ____________________________ б) Этот праздник Православная Церковь отмечает _____ в) события праздника______________________________ 2. Внимательно прочитайте слова в столбике. Найдите обобщающее понятие.
3. На какой из репродукций представлена икона Богородицы, связанная с государственным праздником Дня народного единства и согласия? 1 2 3
4. Выберите вариант, указывающий на связь этой иконы с историческим событием? А. В день празднования этой иконы была принята первая Конституция Российской Федерации. Б. На день празднования этой иконы приходится день победы в Отечественной войне 1812 г. В. Перед этим образом молился св. князь Дмитрий Донской пред Куликовской битвой. Г. Эта икона играла особую роль во время смуты начала XVII в. С ней связано освобождение Руси от польско-литовских интервентов. Ответы: 1.а. Успение Пресвятой Богородицы б.28 сентября в........
90% правильных ответов -5 70% правильных ответов-4 55% правильных ответов — 3
б. Святополк и Мстислав в. Олег и Владимир 2. Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: ненависть, неверие, нетерпеливость. 3.Перечисли имена святых времён татарского нашествия.
б Рублёв
в.Феофан Грек 2.Святые времён татарского нашествия а. князь Михаил Черниговский и боярин Феодор б. преподобные Зосима и Савватий в.преподобные Иов и Елеазар Анзерский
а. Серафим Саровский б. Василий Блаженный
б.святитель Тихон Задонский в.митрополит Филипп
а.митрополитом Филиппом б.Патриархом Филаретом
а. Великими б. Двунадесятыми в. Пасхальными г Престольными
а. С 1 января по новому стилю б С праздника Пасхи в С Благовещения Пресвятой Богородицы г С 1 сентября по старому стилю 7. Торжественное церковное шествие с большим крестом, иконами и хоругвями называется а. Крестным ходом б Парадом икон в. Славянским маршем г Торжественным ходом 8. О чем говорится в пятой заповеди, данной Богом Моисею? а) не следует упоминать имя Господа всуе б) необходимо почитать родителей в) нельзя убивать 9.) Откуда пришел на Русь обычай ставить в храмах свечи? а) из Рима б) из Греции в) из Иерусалима 10. В память какого события был заложен храм Христа Спасителя? а) окончания польско-шведской интервенции б) рождения первенца у императора Александра I
г) спасения Москвы от сильного голода 11.Главный храм Белгородско-Старооскольской епархии города Белгорода, в которой хранятся мощи святителя Иоасафа и чудотворная икона Святителя Николая, именуемой «Николай Ратный», которой более 500 лет. (Преображенский кафедральный собор города Белгорода) Критерии оценки по православной культуре, за устные ответы, следующие: Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет. За письменные работы: Оценка "5" – 60-100% (60 баллов )выполненных заданий Оценка "4" – 30-60% (30 баллов) Оценка "3" - 20% (20 баллов) Оценка "2" – ниже 10% (10 баллов) ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Основная литература: 1. Шевченко Л.Л. Православная культура. 7 год обучения. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009 г. – 191 с. 2. Шевченко Л.Л. Методическое пособие для учителя: 6-7 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г. – 111 с. 3. Шевченко Л.Л. Наглядное пособие по православной культуре. 6-7 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г. – 111 с.
1. Кобец О., Крупенков А.Н., Крупенков Н.В. История Белгородской епархии.- Белгород: Белгородская областная типография, 2006 г. - 400 с. 2. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н. Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2006г. 3. Православные храмы земли Оскольской/ Авт.- сост. П.Е. Шишкин, Н.И. Мурашев. Ред. В. А. Вербкин./ Ст.Оскол,2008- 88 с.: илл Интернет – ресурсы:
ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ
|
ещё >> |