Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 292.34kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 4 397.16kb.
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 1 272.48kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное... 1 138.01kb.
Рабочая учебная программа по предмету искусство (изобразительное... 1 248.07kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 6 класса 1 273.45kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное... 1 189.9kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 7... 4 403.24kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» 9 класс (базовый... 3 363.72kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2011-2012 учебный... 1 316.71kb.
Рабочая программа «Изобразительное искусство», базовый уровень, 5... 7 622.52kb.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 548.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

Принята на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 36 (протокол № 1 от ___.08.201___ г.)

Основание – п. 5.8.1 Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция)



Утверждена _______________________

И.Б.Козина, директор МБОУ СОШ № 36

Приказ № ____ от ___.08.201___г.

Основание – п. 5.5.9 Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция)



Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

на 2013 – 2014 учебный год



Классы9А,9Б

(общеобразовательные)



Составитель: Фендрих Е.В.,

учитель I квалификационной категории



г. Нижний Тагил

2013

Пояснительная записка
Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Выбор обусловлен культурологической направленностью базовой программы, обеспечивающей преемственность предмета изобразительное искусство и предмета мировая художественная культура.

Рабочая программа разрабатывается с учетом и на основании следующих нормативно-правовых документов:



Федерального уровня:

Для 4-11 классов, реализующих Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта в редакции 2004 года с изменениями и дополнениями:
  • Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);


  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;

  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. № ИК – 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры», приложение «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД - 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников».

Регионального уровня:

  • Закона Свердловской области «Об образовании» от 16.07.1998 г. № 26-03;

  • Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

  • Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 26.05.2006 г. № 119-и «О реализации содержательной линии регионального компонента государственного образовательного стандарта «Культура безопасности жизнедеятельности»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.06.2008 г. № 177 «Об использовании нормативных документов, определяющих содержание учебных планов общеобразовательных учреждений Свердловской области»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений Свердловской области».

Муниципального уровня:

      • Письма управления образования Администрации города Нижний Тагил «О продолжительности учебного года и каникул в образовательных учреждениях города Нижний Тагил в 2013-2014 учебном году».

Образовательного учреждения:

      • Лицензии на правоведения образовательной деятельности, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 12970 от 17.03.2011 г.);

      • Свидетельства о государственной аккредитации, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 5741 от 10.05.2011 г.);

      • Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция 2011 года);

  • Программы развития МБОУ СОШ № 36;

  • Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы);

  • Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», 5-9 классы: Б. Неменский и др. - М.: Просвещение, 2009.

9 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА (КИНО, ТЕАТР, ТЕЛЕВИДЕНИЕ)
Цели изучения курса: помочь учащимся получить представление: о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств. Возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств; о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах; о принципах художественной образности и специфике изображения в и экранных искусствах; о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды; о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

- введения в тему занятия;

-восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

- созидательной творческой практической деятельности ученика по той же теме;

- обобщения и обсуждения итогов урока.

Программа 9-го класса предусматривает уроки индивидуального практического творчества учащихся, уроков-видеобесед.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговых творческих заданий после изучения каждой темы.

Данная программа изучается в объёме 17 часов в год, 0,5 час в неделю, как по базисному плану, так и по учебному плану ОУ.



9 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (17Ч)

Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами — театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.

Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств — от наскальных рисунков до электронных форм — ничто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и её творческой грамоты — средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции, позволяющей противостоять потоку массовой культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (5 ч)

Театр и кино — синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведения? выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.

Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра — самого древнего пространственно-временного искусства.

Коллективность творчества. Спектакль, фильм — неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.

Эволюция изобразительных искусств и технологий (5 ч)

Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.).

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции.

Фотоснимок — изображение действительности в формах самой действительности. Фотография — не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит.

Фотография — вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией. Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни. Краткая история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий.

Фотография расширила творческие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движение пальца на фотоаппарате. Сегодняшняя доступность фотоаппарата — не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.

Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.

Фильм — творец и зритель.

Что мы знаем об искусстве кино? (3 ч)

Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной куш туры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействован] слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей раз вития кинематографа, приходом в него звука и цвета).

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художествен ном фильме рождается не только художником, но и — прежде всего — режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладения азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своей домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики — фундамент эффективности освоения кинокультуры.

Телевидение — пространство культуры?

Экран — искусство — зритель (4 ч)

Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько связан с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном
языке экранно-визуальных изображений и образов.

Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.

Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций телевидения
просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение - мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.

Специфика телевидения — это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальное времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинформации.

Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видео сюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаж и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа любимой песни.




9 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (17 Ч)

Развёрнутый тематический план

п/п


Название учебной темы

Кол-во часов

Тип урока

Основные элементы содержания темы

Задание на уроке

Материалы

Оборудование для урока

Домашние задания

Формы контроля освоения ГОС

Срок

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (5 ч)




1

Образная сила искусства, Изображение в театре и кино.


1

Освоение новых знаний

Понятие «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества.

Пространственно-временной характер произведений синтетических искусств.

Специфика синтетических искусств – коллективное творчество. Лидерская роль режиссёра и многообразие его художнических и организационных функций.


Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента

  • Любой электронный носитель;

  • Видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера

  • Иллюстрированные книги и журналы;

  • Фотографии, видеоклипы или фрагменты эстрадных шоу;

  • Сценографии спектаклей;

  • Интерьеры различных зданий и видеофрагменты фильмов










2

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография – особый вид художественного творчества, Безграничное пространство сцены. Сценография – искусство и производство

1

Освоение новых знаний

Ведущим художественным, образно-созидательным элементом в спектакле является актёрская игра, а в фильме – изображение. Актёр – основа театрального искусства и носитель его специфики. Актёрское искусство – это лицедейство, искусство перевоплощения. Вера и фантазия зрителя – компоненты театрального искусства. Актёр – режиссёр – художник и их роль в коллективном творчестве. Виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Игровая природа сценографии.

Два направления художнической деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (т. е. места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра (вида и одежды персонажа). Выразительные средства сценографии: пространство сцены, цветосвет, внешний облик («одежда») сцены актёров. Условность художественно-образного языка сценографии. Деталь вместо целого. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.

Виды сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое и т.д. Динамичность и постоянная изменяемость «театральной картинки». Актёр как участник сценической среды

Как и с кем работает художник-постановщик. Театральные службы и цеха – столярно-сварочный, пошивочно-костюмерный, бутафорский, световой, гримёрный, монтировочный. Театральное здание и устройство сцены. Элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации. Этапы создания сценического оформления: от эскиза к сценическому воплощению. Макет и специфика театрального макетирования.



1. Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме;

2. Анализ театральных эскизов различных сценографов;

3. Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым иным сценографическим элементом, т.е. лес, море не рисуется на заднике, а играются актёрами при помощи веток, тканей и т. п.

4.Обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления;

5. Решение образа спектакля в виде инсталляции;

6. Работы над макетом спектакля



  • Вещи и материалы, необходимые по теме этюда

  • Бумага белая, чёрная и цветная;

  • картон;

  • клей;

  • нож-резак;

  • предметы и материалы по теме инсталляции

  • Видеофрагменты спектаклей местного театра или записей с телеэкрана: ЛенТЮЗ: «Чукоккалла», авторы К. Чуковский – Корогодский; МХАТ: «Синяя птица», авторы М. Метерлинк – К. Станиславский; театр «Лицедеи», авторы В. Полухин – М. Марсо;

  • Фрагменты фильмов Г. Козинцева, А. Тарковского, Н. Михалкова, Д. Вертова













3

Костюм, грим и маска, или магическое «если бы».Тайны актёрского перевоплощения

1

Освоение новых знаний

Искусство и специфика театрального костюма. Образность театрального костюма, грима и причёски. Костюм, его игровая природа и характерность. Своеобразие материалов для сценических костюмов. Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды. Роль костюма и грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок.


Эскиз костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски

  • Клей,

  • ножницы,

  • материал для изготовления













4

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!

1

Освоение новых знаний

Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра. Вид ы театральных кукол и способы работы с ними. Чёрный театр.

1.Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа;

2. Работа над куклой и оформление запланированного спектакля



  • Клей,

  • ножницы,

  • материал для изготовления













5

Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок

1

Освоение новых знаний

Анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры.

Важнейшая роль зрителя как участника спектакля.

Многофункциональность современных сценических зрелищ и их культурно-общественная значимость.

Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей.

Творческие упражнения и этюды – эффективная форма развития театрального сознания учащихся


Обзорно-аналитическая работа по итогам исследовательской и проектно-творческой деятельности на тему «Театр – спектакль – художник»

Весь спектр материалов (влючая компьютерное оборудование), необходимых для проведения итогового просмотра

Весь спектр материалов (влючая компьютерное оборудование), необходимых для проведения итогового просмотра










Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий(5 ч)

6

Фотография – взгляд, сохранённый нвсегда. Фотография – новое изображение реальности

1

Освоение новых знаний

Становление фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей образной специфики и языка. Фотография – новое изображение реальности, новое соотношение объективного и субъективного.

История фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотографическое изображение – не реальность, а новая художественная условность, а новая художественная условность, несмотря на своё внешнее правдоподобие

Центральное положение темы: фотографию делает искусством не аппарат, а художническое видение фотографирующего.


Выполнение обзорно-аналитических упражнений, исследующих фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника; пробные съёмочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству»,показавающие фотографический опыт учащихся и их стартовый интерес к творческой работе.

  • Фотоаппарат или видеокамера;

  • любой электронный носитель

  • Наскальный рисунок. русская икона, фреска Леонардо да Винчи, коллаж П. Пикассо;

  • Фотографии А. Родченко, Брассаи;

  • Кадры или фрагменты из фильмов У. Диснея, Д. Вертова, А. Германа;

  • Видеофрагменты телерепортажей;

  • Изображение на компьютерном мониторе










7

Грамота фотокомпозиции и съёмки, Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать

1

Освоение новых знаний

Опыт изобразительного искусства – фундамент съёмочной грамоты. Композиция в живописи и в фотографии: общее и различное. Дар видения и отбора – основа операторского мастерства.

Практика фотокомпозиции и съёмки: выбор объекта и точки съёмки, ракурс и крупность плана как художественно-выразительные средства в фотографии



Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, работа со штативом. выбор режима съёмки и т. д.

Выполнение аналитических упражнений, исследующих операторское мастерство как умение фотохудожника видеть натуру, фиксировать в обыденном необычное; проектно-съёмочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству»



  • Фотоаппарат или видеокамера;

  • любой электронный носитель

  • Демонстрация съёмочных аппаратов (фотоаппарат, видеокамера и т. д.) и изображений, полученных при помощи этих аппаратов на слайдах, репродукциях фотографиях и киноплёнке, компьютерных носителях и т. п.










8

Фотография – искусство «светописи». Вещь: свет и фактура. «на фоне Пушкина сниматся семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии.Операторское мастерство фотопортрета

1

Освоение новых знаний

Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте – постановочный , в пейзаже – природный. Передача свето-цветового состояния природы – средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа. Природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъёмки. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в художественность».

Графическое искусство чёрно-белой фотографии.

Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.


1. Начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом»;

2. Фото- (или видео-) съёмка натюрморта;

3. Съёмка пейзажа (дождь, туман, восход)


  • Фотоаппарат или видеокамера;

  • любой электронный носитель

  • Репродукции или слайды живописных натюрмортов и пейзажей;

  • Работы фотографов










9

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа

1

Освоение новых знаний

Типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете. Автопортрет – портрет без прикрас. Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение. Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.

1. Поиск и подбор в «Мой фотоальбом» постановочных или оперативно-документальных фотопортретов (найденных в журналах или собственных); обсуждение представленных работ и сравнительный анализ живописных, графических и фотографических портретов, анализ их образно-художественной специфики;

2. Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки; коллективный анализ самостоятельных (домашних) работ.




  • Фотографии, выполненные дома («Мой фотоальбом»)

  • Фотоаппарат или видеокамера;

  • любой электронный носитель

  • Репродукции и слайды живописных портретов Д. Веласкеса, Эль Греко, Рембрандта, В. Серова, И. Репина, К. Петрова-Водкина;

  • Работы фотомастеров : А. Родченко, С. Урусевского, Б. Плотникова, В. Бондарева, И. Гнисюка, Д. Бальтерманца, Г. Б инде, В. Ахломова, Л. Шерстенникова










10

Фотография и компьютер, Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка







Фотография – остановленное и запечатлённое навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возрастающая роль фотографии в культуре и средствах массовой инормации (СМИ).

Возможности компьютера в обрботке фотографического материала.

Значение фотоархива для компьютерного коллажа. Компьютер: расширение художественных возможностей или фальсификация документа?


Выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественные и технологические возможности компьютера в фотографии и его роль в правдивой трактовке факта;

  • Фотоаппарат или видеокамера;

  • любой электронный носитель

  • Различные типы программ для компьютерной работы с фотографиями













Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (3ч.)

11

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино

1

Освоение новых знаний

Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Граиота изложения киномысли. Кинослово и кинофраза как монтажно-образное построение кинокадров. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино.

Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, монтажное соединение разнонаправленных движений. Монтаж – это расчёт длины планов, их хронометража. Условность передачи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельного и последовательного действий.



1.Анализ искусства монтажа по фильмам С. Эйзенштейна; изучение монтажного построения кинофразы в процессе просмотра и творческого исследования фрагментов фильмов;

2. Составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров;

3. Тренинг операторского умения снимать монтажно (т. е. с учётом монтажного соединения одного плана с другим.


  • Фотоаппарат или видеокамера;

  • любой электронный носитель

  • Раскадровки и покадровые записи С. эйзенштейна к своим кинолентам;

  • Просмотр фрагментов одной из работ известного оператора С. Урусевского: «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба»;

  • Хроникально-документальные фильмы и передачи, демонстрируемые по телевидению .










12

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме

1

Освоение новых знаний

Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Чёрно-белые фильмы. реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильмы.

Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.те. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка. Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки в условиях учебной практики.



Обсуждение роли сценария в фильме; анализ драматургии просмотренного фильма и его монтажно-изобразительного построения;

  • Фотоаппарат или видеокамера;

  • любой электронный носитель

  • Раскадровки и покадровые записи С. Эйзенштена к своим кинолентам, Е. Дзигана к фильму «Мы из Кронштадта» или У. Диснея к его мультфильмам;

  • Первые фильмы Люмьера («Прибытие поезда», «Политый поливальщик» и т. п.);

  • Отрывки из кинолент эпохи «Великого Немого»; фрагменты фильмов А. Эйзенштейна, Ч. Чаплина, А. Довженко;

  • Отрывки из фильма Д. Ветрова «Человек с киноаппаратом»;

  • Документальные ленты А. Сокурова и видеозаписи спортивных телерепортажей.










13

От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Бесконечный мир кинематографа

1

Освоение новых знаний

Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация и т. д. Реальность времени прямого эфира. Сиюминутность – специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж. Съёмочная камера – операторский глаз. Правда жизни и «киноправда». Жизнь «врасплох» и её имитация на экране.

Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Интервью – искусство диалога и общения. Принципы работы с человеком в кадре. Скрытая камера и закадровый текст. «Картинка» и слово в телевосприятии. Экранная манипуляция сознанием зрителя.



1. Проведение круглого стола на тему «Телевидение: правда или внушение?». Анализ «телекартинки» и её экранной специфики в различных телевизионных жанрах;

2. Сценарная запись и раскадровка фрагмента документальной телевизионной передачи: ток-шоу, интервью, репортажа и т. п.;

3. Съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе с использованием всех приобретённых операторско-монтажных навыков.


  • Фотоаппарат или видеокамера;

  • любой электронный носитель

  • Фрагменты кинопублицистики: М. Ромм. Обыкновенный фашизм; Э. Шуб. Падение династии Романовых; С. Говорухин. Так жить нельзя;

  • Фрагменты различных телепередач в прямом эфире.










Телевидение – пространство культуры?

Экран – искусство – зритель (4 ч.)

14

Мир на экране: здесь и сейчас, Информационная и художественная природа телевизионного изображения

1

Освоение новых знаний

Телевидение – новая визальная технология или новая муза? Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища. При множественности функций современного телевидения – просветительской, развлекательной, художественной – его доминанту составляет информация. Телевидение – мощнейший социально-политический манипулятор. Художественный вкус и культура – средство «фильтрации» и защиты от пошлости и разложения, льющихся с экрана.

Интетнет – новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в процессе создания собственных видеосюжетов и визуальной информации. Актуальность и необходимость зрительской и творческой телеграмоты для современных школьников



Проектно-творческие упражнения тему «Экран – искусство – жизнь», моделирующие творческие задачи при создании телепередачи.

  • Любой электронный носитель;

  • Видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера













15

Телевидение и документальное кино, Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Киноглаз, или Жизнь врасплох

1

Освоение новых знаний

Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документального репортажа – основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжетеили репортаже. Основы школьной журналистики.

Кинонаблюдене – основа документального видеотворчества.

Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме и телерепортаже. Событие и человек в реалиях нашей действительности – главное содержание телеинформации. Правда жизни и естественность поведенияф человека в кадре – основная задача авторов-документалистов.

Видеоэтюд в пейзаже и портрете.

Видеосюжет в интервью, репортаже и очерке.


Выполнение аналитических разработок, рассматривающих кинодокументалистику как основу телепередач различных жанров (от видеосюжета до ток-шоу); Проектно-творческие упражнения тему «Экран – искусство – жизнь», моделирующие творческие задачи при создании телепередачи.

  • Любой электронный носитель;

  • Видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера













16

Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка

1

Освоение новых знаний

Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным.

Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения: от реалити-шоу до видеоклипа и видеоарта. Анализ специфики сюжетно-изобразительного построения и монтажа видеоклипа, а также зависимость ритма и стилистики «картинки» от музыкальной или текстовой фабулы.

Роль и возможности экранных форм и в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодёжи в интернет-пространстве.


Выполнение аналитических разработок, исследующих изменения формы киноязыка современных экранных произведений на примере видеоклипа и т.п.; проектно-творческие упражнения тему «Экран – искусство – жизнь».

  • Любой электронный носитель;

  • Видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера













17

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства

1

Итговый

Диалог через века. Какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему? Отражение вечных проблем в искусстве XX века. Проблема взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов. Искусство и нравственность.

Проектно-творческие упражнения тему «Экран – искусство – жизнь». Итоговый просмотр учебно-аналитических и проектно-творческих работ по теме четверти и года и их коллективное обсуждение.

  • Любой электронный носитель;

  • Видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера














Требования Государственного стандарта к уровню подготовки выпускников по изобразительному искусству

в 9-ом классе
В результате изучения изобразительного искусства в 9-ом классе учащийся должен:

- понимать суть и задачи образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусствах;

- уметь анализировать кинопроизведения, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;

- усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критерии оценок по изобразительному искусству

Оценка "5"


  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

    • учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.



Список методической литературы

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.








Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение. Александр Бенкендорф, шеф Ко
ещё >>