Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования учителя Греченевой И. М - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по природоведению в 5 классе г. Жердевка 2010 1 120.34kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной... 2 506.07kb.
Рабочая программа по истории 9 класса на 2012-2013 учебный год учителя... 1 50.91kb.
Рабочая программа учебного курса «История» в 11 классе Учителя Гущиной... 1 349.57kb.
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на... 2 353.1kb.
Программа по истории 6 класса 1 213.96kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной... 1 308.47kb.
Рабочая программа по природоведению 5 класс 3 423.63kb.
Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен... 1 190.84kb.
Рабочая программа по физике для 10 класса 2012 2013 учебный год 1 108.62kb.
Образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство»... 1 188.25kb.
Рабочая программа по природоведению в 5 классе г. Жердевка 2010 1 120.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования - страница №1/3

Муниципальное образовательное учреждение

Болтинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена

на заседании МС Приказ по школе №

от «_____» __________ 200 г. от «_____» ____________ 200 г.
Рабочая программа

по природоведению

для 5-го класса

основного общего образования

учителя

Греченевой И.М.

2009 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.А.Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».


Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, ОБЖ.

Курс по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».

В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Третий раздел «Здоровье человека и безопасность жизни» включает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде.


Цели изучения предмета


Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.



Учебно-методический комплект


1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение, 5 класс», М.: Дрофа, 2005

2. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение, 5 класс»: метод. Пособие/ Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005


Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Тематический план.


Название темы

Количество часов

Всего

Тема 1. Изучение природы

3

3

Тема 2. Вселенная

11/1 экскурсия

12

Тема 3. Земля

17/1 экскурсии

18

Тема 4. Жизнь на Земле

16/1 экскурсия

17

Тема 5. Человек на Земле

17

17

Итого

67 + 1 резерв

67 + 1


Планирование учебного материала по курсу природоведение 5 класс

(учебник : «Природоведение» - 5 класс, Плешаков А.А)

ТЕМА 1 «ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ» (3 часа)
В результате изучения темы учащиеся должны знать:

1. Представления о предмете природоведении, его месте среди других наук.

2. Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).

3. О связях мира живой и неживой природы;

4. Представления о вкладе великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения.
Уметь:

1.Пользоваться простейшим научным оборудованием (лупа, термометр)

2.Проводить простейшие наблюдения, опыты и измерения.

3. Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельных устных сообщениях


Используемые условные обозначения:

Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина, 1 часть «Изучение природы»





№ урока

Тема урока

Основное содержание урока

Наглядный материал

Домашнее задание

1/1

Науки о природе

Естественные науки, изучающие тела, вещества, явления природы. Основные науки о природе.

Рисунки на стр. 8-11 учебника, подумайте с.11 в.1,2

СD-ROM 1 часть п.1



1)Уч.стр.6-11, в.1-4

2)Р-т с. 54-55

3) Завести альбом, (свою «Книгу о природе») в который вклеивать интересные статьи из газет и журналов, открытки, рисунки по теме сохранения природы.


1/2

Методы изучения природы

Различные методы познания природы – наблюдение, опыт, измерение. Их использование в практической деятельности. Измерительные приборы и их использование человеком (весы, часы, термометр, палетка, линейка). Увеличительные приборы. Лабораторное оборудование, правила пользования им, соблюдение техники безопасности.

Практическая работа №1,№2 «Выбор способа измерения: определение способа измерения величин, использование различных единиц измерения, отбор (или конструирование) необходимых измерительных приборов"

Приборы и инструменты, с помощью которых изучают природные тела, процессы и явления. (Приборы выбираются в соответствии с измерениями, проводимыми на уроке.)

Рис. на стр. 18-19 учебника, подумайте с.20 в. 1-5

СD-ROM 1 часть п.2,3,4


1)Уч.стр.15 – 20, в. 1-5

2)Доп.информация о великих естествоиспытателях: Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский



1/3

Великие естествоиспытатели

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения. Как используются их открытия: во благо человека или во вред? (на примере 1-2 историй конкретных открытий)

Практическая работа №3

Портреты великих естествоиспытателей: Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский


  1. Уч. Стр. 21-22,

Дать определения и повторить основные понятия на с. 22


ТЕМА 2 «ВСЕЛЕННАЯ» (10 часов + 1 час экскурсии в Планетарий г.Ярославля).
В результате изучения темы учащиеся должны:

1.Иметь представление об основных этапах развития взглядов людей на Вселенную,

2.Знать строение и состав Солнечной системы,

3.Отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику,

4.Различать планеты-гиганты и планеты земной группы,

5.Называть существенные признаки астероидов, комет, метеоров и метеоритов,

6.Различать звезды по цвету, размеру, температуре,

7.Знать названия четырех-пяти созвездия неба Северного полушария,

8.Различать два типа галактик.
Уметь:

1.Наблюдать за звездным небом,

2.Находить основные созвездия северного полушария, пользуясь картой звездного неба,

3.Зарисовывать фазы Луны,

4.Находить на подвижной карте звездного неба созвездия, видимые в данном месте в данное время.
Используемые условные обозначения:

Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина, 2 часть «Вселенная»





№ урока

Тема урока

Основное содержание урока

Наглядный материал

Домашнее задание

2/1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Понятие «Вселенная». Представление древних людей о Вселенной. Система мира Аристотеля и Птолемея.

Рис. на стр 26-27 в учебнике, подумайте с.28 вопрос 1

Глобус Земли, рисунки, иллюстрирующие представления древних о Земле. СD-ROM часть 2 п.5,6



1)Уч. стр.24-28, в 1-5
2)Р.Т. с. 4-5

2/2

От Н. Коперника до наших дней.

Доказательства шарообразности Земли. Система мира Н. Коперника.

Рис.в учебнике на стр. 30-31, подумайте с.33 вопрос 1

Модель Солнечной системы. Портреты Галилея, Коперника, Дж. Бруно.

СD-ROM часть 2 п.7


1).Уч.стр.29-30, в 1-4
2) Р.Т.с. 6-7

2/3

Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника

Показать вклад ученых Галилея, Дж. Бруно в развитие учения Н. Коперника.

Рис.в учебнике на стр. 30-31, подумайте с.33 вопрос 1

Модель Солнечной системы. Портреты Галилея, Коперника, Дж. Бруно.

СD-ROM часть 2 п.7


1).Уч.стр.30-33, в 1-4
2) Р.Т.с. 6-7

2/4

Соседи солнца

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и их основные характеристики.

Практическая работа №4

Рис.в учебнике на стр. 35, подумайте с.38 вопрос 1,2

Модель Солнечной системы, таблица «Солнечная система», атласы

СD-ROM часть 2 п.8-9


1) Уч. стр.34-38, в 1-7

2) Р.Т.стр.8-9.




2/5

Планеты – гиганты.

Плутон.


Планеты Юпитер, Сатурн, Уран и их основные характеристики. Планета Плутон и ее основные характеристики.


Рис.в учебнике на стр. 39, 41, подумайте с.42 вопрос 1-3

Модель Солнечной системы, таблица «Солнечная система», атласы

СD-ROM часть 2 п.8-9


  1. Уч. стр.39-42, в. 1-8

  2. Р-т с. 10-11

3)Дополнит. материал по теме: «Планеты» в «Книгу о природе»

2/6

Урок закрепления знаний по теме «Планеты» Спутники планет

Дать понятие спутника, как небесного тела. Луна-спутник Земли и ее характеристики. Спутники других планет.

Работа с «Книгой о природе» 

Модель Солнечной системы, глобус Луны, атласы,

СD-ROM часть 2 п.10


Практическая работа №5. Наблюдение Луны, рисунки видимой фазы Луны.

2/7

Астероиды, кометы

Показать, что в состав Солнечной системы входят 2/7многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Кометы – хвостатые «звезды», их движение относительно звезд, строение комет, наблюдение за кометами.

Рис.в учебнике на стр.43,44,46 подумайте с.47 вопрос 1

Модель Солнечной системы, фотографии и рисунки астероидов и комет Таблица «Малые тела Солнечной системы»

СD-ROM часть 2 п. 11


1) Уч. стр.43- 45 до слов «В межпланетном пространстве…», в. 1- 4

2) Р.Т с. 12-13



2/8

Метеориты, метеоры.

Показать, что в состав Солнечной системы входят многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.


Рис.в учебнике на стр.45, подумайте с.47 вопрос 2
Модель Солнечной системы, СD-ROM часть 2 п. 12

1) Уч. стр 45 со слов «В межпланетном пространстве…», в.5

2) Р.Т. стр. 13



2/9

Мир звезд

Первоначальное представление о звездах. Солнце – ближайшая к нам звезда, его размеры и основные характеристики. Показать разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре; их расположение относительно земли.

Практическая работа №6

Рис.в учебнике на стр.48-49
Модель Солнечной системы, фотографии рисунки, атласы

СD-ROM часть 2 п.13-14



  1. Уч. стр 48-50 до

слов «люди с древних времен..» , в.1-3

  1. Р.Т. с. 14-15




2/10

Созвездия.

Дать понятие созвездия. Научить находить на звездной карте и звездном небе различные созвездия

Рис.в учебнике на стр.50 подумайте с.51 вопрос 1
Модель Солнечной системы, фотографии и рисунки , атласы

CD-ROM часть 2 п.15



  1. Уч. стр 50 со

слов «люди с древних времен», в. 4, подумайте с.51 вопрос 1

  1. Практическая

работа №7. Наблюдение за Полярной звездой

  1. доп. материал в «Книгу о природе» по теме «Вселенная»

2/11

Что мы узнали о Вселенной

Повторить основные понятия темы «Вселенная».


Работа с «Книгой о природе». 

Рисунки, фотографии, таблицы по теме «Вселенная».

CD-ROM часть 2 тесты


1)Уч. стр 52

2) Р.Т. с. 16-17




2/12

Посещение Планетария (тема лекции определяется по желанию преподавателя)








ТЕМА 3 «ЗЕМЛЯ» (17часов + 1 часа экскурсий).

 

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

1.Основные гипотезы о происхождении Земли и Солнечной системы,

2.Внутреннее строение Земли

3.Внешние оболочки Земли,

4. О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях

5.Причины землетрясений и вулканической деятельности,

6.Названия океанов, материков, крупных горных массивов на всех материках.


Уметь:

1.На контурной карте находить и подписывать крупнейшие вершины и реки материков,

2.Внутреннее строение Земли

3. Проводить простейшие наблюдения, опыты и измерения.

4.Составлять описания горных пород и минералов по плану.
Используемые условные обозначения:

Р.Т. – Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина, 3 часть «Земля»




№ урока

Тема урока

Основное содержание урока

Наглядный материал

Домашнее задание

3/1

Как возникла Земля.

Первые гипотезы.



Познакомить с различными гипотезами о происхождении Земли; с учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы.

Рисунки учебника иллюстрирующие происхождение планет Солнечной системы с.55, 56-57

подумайте с.59 вопрос 1-4

CD-ROM часть 3 п.16-17


1)Уч.стр.54-59, в.1-6

2)Р.Т.стр. 20



3/2

Как возникла Земля.

Гипотезы ХХ века.



Познакомить с различными гипотезами о происхождении Земли; с учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы.

Рисунки учебника иллюстрирующие происхождение планет Солнечной системы с.55, 56-57

подумайте с.59 вопрос 1-4

CD-ROM часть 3 п.16-17


1)Уч.стр.54-59, в.1-6

2)Р.Т.стр. 21



3/3

Ученые, объяснившие происхождение Земли.

Познакомить с различными гипотезами о происхождении Земли; с учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы.

Рисунки учебника иллюстрирующие происхождение планет Солнечной системы с.55, 56-57

подумайте с.59 вопрос 1-4

CD-ROM часть 3 п.16-17


1)Уч.стр.54-59, в.1-6

2)Р.Т.стр. 21



3/4

Внутреннее строение Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Познакомить с теорией движения материков – литосферными плитами

Физическая карта полушарий, схема строения Земли, рис. в учебнике на стр.60, 61,

Подумайте на с. 63 в. 1

CD-ROM часть 3 п.18


1).Уч.стр.60 до слов «земная кора состоит»., вопросы. на стр. 63 № 1-4, 7

2) Р-т стр.



3/5

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.


Горные породы, минералы, полезные ископаемые; их свойства и особенности. Отличие горных пород от минералов.

Практическая работа № 8 «Описание горных пород».

Физическая карта нашей страны; коллекция горных пород и минералов.

CD-ROM часть 3 п.19




1)Уч.стр. 60-63, в. 5-6

2)Р.Т.стр.

3) доп. материал в «Книгу о природе» по теме урока


3/6

Вещества в окружающем мире

О многообразии тел, веществ и их простейших классификациях
Практическая работа № 14 «Выявление смесей в веществах»

Подумайте на стр. 71 вопрос № 1

CD-ROM часть 3 п. 20

Магнит, смесь серы и железа, коллекция горных пород и минералов, составление из пластилина моделей простых молекул и сложных веществ


1) Уч. стр. 64-67, вопрос 1-4 на стр. 71

3/7

Многообразие явлений природы

О многообразии явлений природы и их простейших классификациях

Практическая работа № 15

«Признаки химических реакций»

CD-ROM часть 3 п. 21

2 стакана воды, марганцовка, горелка, пробирка с водой



1) Уч. стр. 67-71, вопрос 5-6 на стр. 71

3/8

Землетрясения.

Понятие землетрясения, его причины. Зоны распространения землетрясений на Земле. Предсказания землетрясений.

Физическая карта, к\ф «Землетрясения».

Подумайте на с. 77 вопрос 1, табл. на стр. 76 «крупнейшие землетрясения»

CD-ROM часть 3 п. 22


1).Уч.стр. 72,

в.на стр.77 № 1-2




3/9

Вулканы.

Вулкан, его строение. Причины извержения. Разнообразие вулканов. Зоны активности вулканической деятельности. Последствия извержения вулканов.

Модель вулкана, к/фр «Вулканы», физическая карта полушарий,

Подумайте на стр. 77 вопрос 2,

Таб. на стр. 7рупнейшие извержения вулканов

CD-ROM часть 3 п. 23



1) Уч.стр.73,

в. на стр. 77 № 3-6


2)Р.Т.стр.

3/10

Суша планеты Земля

Материки и острова, части света и их основные характеристики. Особенности климата, крупные реки, озера и горы. Практическая работа № 9 с контурной картой

Физическая карта полушарий, иллюстрации с изображением видов поверхностей различных материков и островов.,

Подумайте на стр. 84

вопрос 1-4

CD-ROM часть 3 п. 24



1) Уч.стр.78-83, на стр.84, вопрос № 1-9 .

2) Р-т.стр



3/11

Воздушный океан земли

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Облака и их типы. Ветер, направление и сила ветра.

К/ф «Воздух», таблица «Составные части воздуха» ,

Рис. в учебнике на стр. 86, 87,

CD-ROM часть 3 п. 25


  1. Уч.стр.85-86

до слов «люди с давних пор» вопрос на стр. 90 в. 1-4

3/12

Климат на Земле


Погода и ее признаки. Изменение погоды и ее причины. Прогноз погоды. Климат и его характер, разнообразие климатов. Практическая работа №10,№11

Подумайте на стр. 90 вопрос № 1-3,

CD-ROM часть 3 п. 26




1).Уч.стр.86 – 87, вопрос на стр. 90 № 5-7

2) Р-т стр



Практическая работа №12.

3/13

Ураганы и смерчи

 


Ураганы и смерчи, их причины и характеристики.


к/ф из серии «Стихии Земли»

CD-ROM часть 3 п. 27



1)Уч.стр.88-89, на с. 90 подумайте вопрос № 4,5

2)Р.Т.стр.



3/14

Гидросфера Земли

Понятие Гидросфера, ее составные части, их взаимодействие. Крупнейшие моря и океаны планеты.

Практическая работа № 13 с контурной картой

Физ. карта полушарий, таблица «Круговорот воды в природе»,

CD-ROM часть 3 п. 28,



1) Уч.стр.91-93, до слов «вода суши – это», в. нс стр. 96 № 1-3


3/15

Вода на Земле

Основные источники пресной воды (ледники, айсберги, подземные воды), их роль в круговороте воды

Таблица «Круговорот воды в природе», подземные воды, к/фр. «Айсберги», к/ф «Ледники и айсберги»

Подумайте на стр. 96 вопрос № 1-6

CD-ROM часть 3 п. 29


)Уч.стр.93,
2) Р.Т.стр.

3/16

Неповторимая планета

Значение Солнца для жизни на Земле, уникальность Земли – существование на ней живых организмов

Модель Солнечной системы, глобус Земли, физическая карта полушарий, фотографии Земли из космоса.

Подумайте на стр. 99 вопрос № 1- 4,

CD-ROM часть 3 п. 30


1)Уч.стр.97 - 98, в. на стр. 99 № 1-4

2)Р.Т.стр.

3) доп. материал в «Книгу о природе» по теме «Земля»


3/17

Что мы узнали о Земле.

Итоговый урок по теме «Земля».



Повторить основные понятия темы.

Контрольная работа или тест по теме «Земля»



Работа с «Книгой о природе»

1) Уч.стр.100,

2) Р.Т.стр.



3/18




15/33 – 16/34 Экскурсия в музей ЦДЮТЭ или Рыбинский государственный архитектурный музей-заповедник «В мире камня» и экскурсия на гидрометеостанцию п. Переборы «Погода и климат»


ТЕМА 4 «ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ» (14 часов + 1 час экскурсии).

 

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

1.Основные этапы развития жизни на Земле.

2.Клеточное строение организмов, различать на иллюстрациях главные части клетки, процессы деления клетки деление клетки, разнообразие клеток растительного и животного организмов, называть 2 – 3 примера различных клеток

3.Название царств живой природы (перечислять, приводить примеры представителей)

4.Среды обитания организмов. Выделять признаки живых организмов, знать приспособленность организмов к среде обитания.

5.Названия 5 – 6 основных природных зон Земли и их основные характеристики.

6. Природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

7.Знать по 2 – 3 представителя животного и растительного мира различных материков.
Уметь:

1.Определять образцы представителей живой природы представленных в гербариях, коллекциях и влажных препаратах.

2.Приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания

3. Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды)

4.Пользоваться микроскопом и рассматривать клетки на готовых препаратах.
Используемые условные обозначения:

Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина, 4 часть «Жизнь на Земле»




№ урока

Тема урока

Основное содержание урока

Наглядный материал

Домашнее задание

4/1

Развитие жизни на Земле

Современные взгляды на развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир в разные периоды нашей планеты.

Таблицы, иллюстрации разных периодов жизни нашей планеты. Таблицы и иллюстрации по теме урока, отпечатки и окаменелости вымерших животных и растений.

CD-ROM часть 4 п.31-32

Подумайте на стр. 106 вопрос № 1, 2


1)Уч.стр.102-103, в.1-5 на стр.106

2)Р-т стр. 36



4/2

Животные прошлого

Древние животные, их ископаемые остатки. Длительность и постепенность развития растений и животных на Земле.

Таблицы и иллюстрации по теме урока, отпечатки и окаменелости вымерших животных и растений.

CD-ROM часть 4 п.31-32

Подумайте на стр. 106 вопрос № 1, 2


1)Уч.стр.102-103, в.1-5 на стр.106

2)Р-т стр. 37



4/3

Живые клетки организмов.

Клеточное строение организмов. Клетка - структурная единица живого. Разнообразие клеток и их жизнедеятельность.

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Микроскоп, лупа.

Подумайте на стр.112 вопрос № 1-3

CD-ROM часть 4 п.33


1)Уч.стр.107-109, в. на стр.112 № 1-6

2)Р-т стр. 38



4/4

Строение клетки

Практическая работа № 16 «Изучение строения клетки с помощью микроскопа».

Микроскоп, лупа, микропрепараты. Схема строения клетки. Памятка «Правила пользования микроскопом».

CD-ROM часть 4 п.34



1)Уч.стр.110-111

2)Р.Т.стр. 38-39



4/5

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Разнообразие организмов на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные организмы

Таблицы, комнатные растения, гербарии, коллекции влажных препаратов, муляжи

CD-ROM часть 4 п.35




1)Уч.стр.113-114 до слов «У многоклеточных организмов, в отличие …», в. на стр. 117 № 1,2

2)Р-т, стр. 40



4/6

Многоклеточные организмы (грибы и растения).

Многоклеточные организмы: Растения, их многообразие и роль в круговороте грибы, растения, животные. Грибы – особое царство живой природы, их многообразие. веществ

Муляжи грибов, гербарии растений. Комнатные растения. Таблицы «Грибы», «Растения».

CD-ROM часть 4 п. 36



1)Уч.стр.114, со слов «У многоклеточных организмов, в отличие …», в. на стр.

2) Принести иллюстрации с изображением животных в «Книге природы» царств грибы и растения

3)Р-т, стр. 41


4/7

Разнообразие животных.


Животные, их разнообразие, роль в природе, связь с растениями и другими живыми организмами. Беспозвоночные животные, их многообразие. Позвоночные животные, их многообразие.

Таблицы, иллюстрации, коллекции влажных препаратов,
Подумайте на с.117 вопрос 1

CD-ROM часть 4 п. 37-38



)Уч.стр.115-116, в. на стр. 117 № 3-5

2)Р.Т.стр. 40-41




4/8

Разнообразие сред обитания. наземно-воздушная среда, приспособление организмов к ней.

Среды обитания, их разнообразие и заселение, их роль в жизни организмов. Особенности наземно – воздушной среды.

Таблицы, иллюстрации

CD-ROM часть 39




1)Уч.стр.118-120 , в. на стр. 122 № 1,2 

2) Принести иллюстрации с изображением животных для «Книги природы» наземно-воздушной среды

3)Р.Т.стр. 42-43


4/9

Водная среда обитания, приспособление организмов к ней.

Особенности водной среды, водные жители и особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в воде.

Таблицы, иллюстрации, кадры д\ф с изображением водных животных и их приспособляемостью к жизни в водоеме.

CD-ROM часть 4 п. 40




1)Уч.стр.121, до слов «Почвенная среда…», в. на стр. 122 № 3

2)Принести иллюстрации с изображением животных для «Книги природы» водная среда обитания

3)Р.Т.стр. 42-43


4/10

Почвенная среда обитания, приспособление организмов к ней.

Особенности почвенной среды, жители почвы, особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в почвенной среде. Практическая работа №17 «Изучение животных, обитающих в почве».

Таблицы, иллюстрации, д\п, кадры д\ф с изображением животных, живущих в почве и их приспособляемостью к жизни в почве.

CD-ROM часть 4 п. 41



1)Уч.стр.121, в. на стр. 122 № 4

2)Р.Т.стр. 42-43

Принести иллюстрации с изображением животных для «Книги природы» почвенная среда обитания

Практическая работа №18


4/11

Жизнь на разных континентах.

Своеобразие растительного и животного мира на разных материках Земли.

Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растительный и животный мир материков»,

CD-ROM часть 4 п. 42



1)Уч.стр.123-127, в. на стр. 128 № 1-6
2)Р.Т.стр. 44-45

4\12

Жизнь на разных материках

Своеобразие растительного и животного мира на разных материках Земли.

Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растительный и животный мир материков»,

CD-ROM часть 4 п. 42



1)Уч.стр.123-127, в. на стр. 128 № 1-6
2)Р.Т.стр. 44-45

4/13

Природные зоны Земли.

Природные зоны Земли, их расположение, особенности растительного и животного мира.

Таблицы, иллюстрации, таблицы и иллюстрации с изображением растительности и животного мира различных карта природных зон. зон мира

Подумайте на с. 134 в. № 1-3

CD-ROM часть 4 п. 43


1)Уч.стр.129-133, в. № 1-7
2)Р.Т.стр. 46-47

3) Принести доп. мат. о животных для «Книги природы» для своей

природной зоны


4/14 –

4/15

Жизнь в морях и океанах

Разнообразие растений и животных морей и океанов, их распространение. Взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Таблицы, иллюстрации, д\ф с изображением водорослей, морских животных и их приспособляемостью к жизни в океане и море.

Подумайте на стр. 138 в.№ 1-4

CD-ROM часть 4 п. 44


1)Уч.стр.135-138, в. № 1-5


  1. Р.Т.стр. 48-49

Принести доп.материал о животных в морях и океанах для «Книги природы» 

4/16

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».

Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле, клеточном строении организмов, о средах обитания, о природных зонах Земли.

Контрольная работа, или итоговый тест.



Физическая карта полушарий, таблицы, иллюстрации, Работа с «Книгой о природе»

Посадить в банку с водой луковицу и наблюдать за ее ростом.



1)Уч.стр.139-140
2)Р.Т.стр.. 50-51

4/17




Экскурсия в Зоопарк или Рыбинский историко-архитектурный музей-заповедник.






 


ТЕМА 5 . «ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ». (17часов).
В результате изучения темы учащиеся должны знать:

1.Научные представления о происхождении человека.

2.Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).

3.Основные географические открытия. (Открытие Америки, Австралии, Индии, Антарктиды). Великие путешественники (Х. Колумб, Афанасий Никитин, Ф. Магеллан, Р. Амундсен, В. Беренг, Н. Пржевальский, И.Ф. Крузенштерн).

4.Важнейшие экологические проблемы: озоновые дыры, кислотные дожди, радиоактивные отходы, парниковый эффект.

5. Экологические проблемы своей местности и пути их решения

6.Опустынивание и его причины
Уметь:

1.Пользоваться простейшим научным оборудованием (лупа, микроскоп, термометр)

2. Использовать знания при оказании помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

3. Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека


Используемые условные обозначения:

Р.Т. – Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина, 5 часть «Человек на Земле»





№ урока

Тема урока

Основное содержание урока

Наглядный материал

Домашнее задание

5/1

Как человек появился на Земле



Человекообразные обезьяны, их сходство и различие с человеком в строении и поведении. Древесные обезьяны, австралопитеки (южные обезьяны), особенности их строения, поведения.

Первые люди. Человек умелый, человек прямоходящий, особенности его строения, поведения, образа жизни. Человек разумный.



Иллюстрации и таблицы из серии «Происхождение человека», рисунки учебника стр.145-147

Подумайте на стр. 148 вопрос № 1-4

CD-ROM часть 5 п. 45-46


1)Уч.стр.142-148, вопросы на стр. 148№ 1-6

2)Р.Т.стр.52-53.



5/2

Как человек открывал Землю.

Первые и современные географические карты, их отличия. Путешествие Колумба и открытие Америка.

Физическая карта полушарий, портреты путешественников – первооткрывателей материков.
CD-ROM часть 5 п. 47

1).Уч.стр.149-150

(до открытия Австралии), вопрос на стр. 154 № 1, 2

2)Р-Т стр.


5/3

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель

Первооткрыватели Австралии и Антарктиды. Васко да Гама, Афанасий Никитин, Марко Поло, Ф. Магеллан и их заслуги перед географической наукой. Открытие полюсов Земли Р. Пири и Р. Амундсеном. Русские путешественники: В. Беренг, Н. Пржевальский, И. Ф. Крузенштерн, их открытия. Практическая работа № 19 на контурной карте .

Физическая карта полушарий, портреты путешественников – первооткрывателей материков, д\п «Из истории открытий и исследований Африки, Австралии, Антарктиды».

CD-ROM часть 5 п. 48-49

Подумайте на с. 154 вопрос 1


1).Уч.стр.150-151, вопросы на стр. 154 № 3-4

2)Р.т.стр.



5/4

Как человек изменил Землю.

Последствия влияния человека на природу. Экологические проблемы, которые нужно решать на современном этапе.

Таблицы и иллюстрации, иллюстрирующие последствия деятельности человека на живую природу.

CD-ROM часть 5 п. 50



1).Уч.стр.155-157, вопросы на стр.159 № 1-3 2)Р-т.стр.

5/5

Экологические катастрофы планеты.

Источники загрязнения атмосферы. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект.

Таблицы и иллюстрации, иллюстрирующие последствия деятельности человека на живую природу.

Подумайте на стр. 159 вопрос № 1-4

CD-ROM часть 5 п. 51


1).Уч.стр.157-158. вопрос на стр. 159 № 4-6

2)Нарисовать рисунок, иллюстрирующий последствия экологических катастроф.

3) Принести доп.материал о экологических катастрофах планеты для «Книги природы» 


5/6

Меры сохранения жизни на Земле.

Основные меры сохранения биологического разнообразия на Земле. Красная книга. Заповедники, заказники, питомники, ботанические сады, зоопарки, национальные парки, их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ.

Работа с «Книгой природы»

В\ф из серии «Национальные парки Америки».

Подумайте на стр. 162 № 1,2


1).Уч.стр.160-161, вопрос на стр. 162 № 1-4
2)Р-т.стр.

5/7

Красная книга Ярославской области

Основные меры сохранения биологического разнообразия в Ярославской области. Красная книга. Заповедники в Ярославской области их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ

Практическая работа №20

Атлас Ярославской области

Карта Ярославской области, Красная книга Ярославской обл.



Принести доп.материал о исчезающих видах животных и их сохранения в Ярославской области для «Книги природы» 

5/8

Экологические проблемы Ярославской области и пути их решения

Источники загрязнения атмосферы. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект в Ярославской области

Практическая работа №21, №22

Атлас Ярославской области

Принести доп.материал о экологических проблемах Ярославской области для «Книги природы» 

5/9

Защита Земли от опустынивания

Понятие «Опустынивание», причины опустынивания, меры его остановки, защита от этого процесса.

Таблицы и иллюстрации с изображением пустынь.

CD-ROM часть 5 п. 52



1).Уч.стр.163-165, вопрос на стр. 165 № 1-4

2)Р-т.стр.



5/10

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Обобщить знания учащихся по данной теме.

Практическая работа №23

Таблицы, иллюстрации, приборы и инструменты, используемые в процессе изучения темы.

Принести доп.материал по теме «Человек на Земле» для «Книги природы» 

3)Р-т.стр.



5/11

Здоровье человека

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

Практическая работа № 24 « Измерение роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными особенностями»

CD-ROM часть 5 п. 53

  1. Уч. стр.

166-167 до слов « Здоровье и сама жизнь человека…»,

  1. Р-т. стр.

3) Составить личные Главные правила здорового образа жизни

5/12

Безопасность жизни и первая помощь

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, грозы, граде),

Практическая работа № 25 «Правила оказания первой помощи

CD-ROM часть 5 п. 54

1) Уч. стр.167-169



5/13

Безопасность жизни. Ядовитые животные


Определение наиболее распространенных в своей местности ядовитых животных. Правила безопасного поведения с ядовитыми животными. Правила оказания первой помощи при укусе ядовитых животных

Рисунки в учебнике на стр. 170

CD-ROM часть 5 п. 55



  1. Уч. стр. 170

Иллюстрации ядовитых животных для «Книги природы»

5/14

Безопасность жизни. Ядовитые растения

Определение наиболее распространенных в своей местности ядовитых растений. Правила безопасного поведения с ядовитыми растениями. животных


Рисунки в учебнике на стр. 171

CD-ROM часть 5 п. 55



1)Уч. стр. 171, вопросы на стр. 172 №1-5

  1. Иллюстрации ядовитых растений для «Книги природы»

5/15

Обобщающий урок по теме «Здоровье человека и безопасность»

Контрольная работа, или тест по материалу данной темы

Подумайте на стр. 172 вопрос № 1-4

1) уч. стр. 173

5/17

Итоговое повторение за курс природоведения

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Работа с «С книгой о природе»

( средствами Internet)



CD-ROM «Живая природа»




1час

Резервное время

Летнее задание









Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения


уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.




следующая страница >>



Автобиография — редкостная возможность рассказать всю правду о наших знакомых. Филип Гедалла
ещё >>