Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» создана на основе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» начального... 1 296.1kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1 164.19kb.
Рабочая программа по предмету литературное чтение для 4 класса 2 374.52kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 1 189.4kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 4 417.41kb.
Алейского района алтайского края 1 341.07kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в общеобразовательном... 1 301.25kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 1 102.17kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс создана на основе 5 965.96kb.
Программа по предмету литературное чтение Учитель Арзямова Ольга... 3 633.35kb.
Рабочая программа предмет: литературное чтение 1 314.68kb.
Перечень художественной литературы школьной библиотеки моу «Верх-Уймонская... 1 426.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» создана на основе - страница №1/5

Литературное чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» создана на основе:



  • Федерального Государственного стандарта начального общего образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Бойкина М. В., «Просвещение», 2011 год;

  • Примерной программы курса «Литературное чтение» (УМК «Перспектива»);

  • Планируемых результатов начального общего образования.

Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

— изучение литературно-художественных произведений;

— освоение речевых навыков и умений.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи обучения литературному чтению:


  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;

  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

  • введение учащихся в мир детской литературы, формирование у начинающего читателя интереса к книге. Истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Содержание курса «Обучение грамоте» и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Программа курса «Обучение грамоте» рассчитана на 207 учебных часов в год, в том числе:

обучению грамоте (письмо) – 115 часов;

обучению грамоте ( чтение) – 92 часа.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1) подготовительный;

2) основной;

3) послебукварный.

1) На подготовительном этапе создается необходимая мотивация в обучении, обеспечивается постепенность вхождения ребенка в жизнь школы и класса.

2) Основной этап обучения грамоте посвящен изучению букв русского алфавита, освоению письма и чтения с использованием звукобуквенных схем.

В этот период учащиеся получают элементарные представления о графических и орфографических правилах письма.

В этом курсе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:

- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;

- частотностью употребления этих букв в словах;

- особенностями начертания букв;

- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова.

3) Послебукварный период служит для закрепления полученных знаний о языке и речи, упражнений в чтении и письме.

Проводятся комбинированные уроки чтения и письма, дети параллельно усваивают печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности

Для отслеживания результатов периода «Обучение грамоте» предусматриваются следующие формы контроля:


  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.



  • Итоговый контроль в форме комплексной работы по итогам обучения грамоте.

Программа 1 класса предполагает плавный переход от "Азбуки" к учебному предмету "Литературное чтение" как систематический курс и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь.

Чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

В разделе «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения.
Место курса в учебном плане

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов (4часа в неделю, 10 учебных недель).

Во 2 классе - 175 часов (5часов в неделю, 35 учебных недель).

В 3-4 классах – 140 часов (4часа в неделю, 35 учебных недель).


Результаты изучения курса

Личностные

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.



1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов.

Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.

Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.



4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста

Основное содержание

Обучение грамоте (чтение)




п/п


Наименование раздела

программы, количество часов



Тема урока

Планируемые результаты

Метапредметные и личностные

1

Период первый

(добукварный,

24 часа)

Наши первые учебники

Мир общения.

«Мы теперь ученики».

«Слова и жесты в общении»

«Помощники слова в общении».

«Мы пришли в театр». Мимика и её роль в общении.

«Как понять животных?». Интонация, ее роль в общении.

«Слова и предметы?».

«Рисунки и знаки в общении» Общение с использованием рисунков.

«Условные знаки в городе и дома». Кому адресованы знаки?

«Путешествие по цветочному городу». Условные знаки в городе.

«Знаки охраны природы».

«Загадочное письмо», «Письмо в рисунках».

«Мир полный звуков».

Звуки гласные и согласные.

«Узнай сказки».

«Звучание и значение слова».

«Слог и слоги».

«Ударение в слове».

«Слово и предложение».

«Записываем слова и предложения

«Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций» Составление предложений по данным схемам.

«Веселое путешествие от А до Я»


Личностные: восприятие человека человеком.

формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план;

осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром;

осознание значимости мира звуков для человека;

осознание значимости правильного произношения слов.

Регулятивные: формирование умения общаться (как?);

освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради) и способов сравнения;

освоение алгоритма деления слов на слоги и способов постановки ударения;

формирование способов использования знаков.



Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации; систематизация знаний о форме предметов, освоение элементов письменных букв;

осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости);

осмысление особенностей звуков и их свойств;

осмысление слоговой структуры слова;



Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми; формирование умения объяснить свой выбор;

использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром;

формирование умений слышать и слушать;

использование интонации для постановки смыслового ударения в фразе.



2

Второй период

(букварный,

52 часа)

Звук [а], буква Аа.

Звук [о]; буква Оо.

Звук [у], буква Уу. Модели слов.

Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] — [ы].

Звук [э], буква Э.

«Узелки на память». Составление предложений по схемам.

Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом.

Звуки [м] — [м`]. Буква М.

Звуки [с] — [с`], буква Сс. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

Звуковой анализ.

Звуки [н] — [н`], буква Н.

Звуки [л] — [л`], буква Л. Логические упражнения.

Игры со словом.

Чтение предложений и текста.

Звуки [т] — [т`], буква Тт. Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов

Звуки [к] — [к`], буква Кк.

Ударение. Чтение текстов.

Узелки на память. Послоговое чтение.

Ударение. Чтение целыми словами.

Звуки [р] — [р`], буква Рр. Звуки [в], [в`], буква Вв. Устные рассказы.

Звуки [п] — [п`], буква Пп.

Звуки [г] — [г`], буква Г.

Сравнение звуков [г] и [к]. Буква е.

Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных. Пересказ.

Буквы Е, Ё после согласных. Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се.

Звуки [б] — [б`], буква Бб. Звуки [з] — [з`], буква Зз. Сравнение звуков [б] и [п].

Закрепление. Буквы Бб, Зз.

Скороговорки, ребусы, загадки.

Звуки [д] — [д`], буква Дд. Парные согласные [д] — [т].

Звук [ж], буква Ж.

Буква Я в начале слова и после гласных.

Буква Я после согласных. Буква Я, как показатель мягкости предшествующего согласного. Упражнение в чтении слогов ра-ря, на-ня и др.

Звуки [х] — [х`], буква Хх. Чтение слов и предложений.

Мягкий знак — показатель мягкости согласных.

Звук[й], буква Йй. Чтение слов с «ь».

Буква Ю в начале слова и после гласных..

Буква Ю после согласных. Чтение слов: лук — люк, круг — крюк.

Звук [ш], буква Шш. Звук[ч`], буква Чч.

Звук [щ`]. Буква Щщ. Культура общения.

Звук [ц], буква Цц. Диалог.

Звуки [ф] — [ф`], буква Фф. Сравнение звуков [в] — [ф].

Разделительные ь и ъ. Сравнение слов семя — семья; поехал — подъехал.



Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности; осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план;

осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план;

формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

Регулятивные: освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения;

освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука;



Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его; осмысление соответствия звука букве;

осмысление алгоритма фонетического анализа звука.



Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ;

формирование умений слышать и слушать;

умение объяснять свои действия.


3

Третий период

(послебуквар-ный период,

16 часов)


Про всё на свете.

С чего начинается общение?

Удивительное рядом

Об одном и том же по-разному

Книга природы

Большие и маленькие секреты

«Считалочки в стране Считалия»

Сказки. Присказки.

Загадки

Ю.Дружников «Хвастунишка»



А. Майков «Колыбельная песня»

С. Маршак «Наши с папой разговоры»

Из старинных книг для чтения.

Л. Толстой «Богач»

Л. Толстой «Мальчик и орехи»

Доброе семя – добрый всход

Чтение текстов. В. Берестов «Читалочка»


Личностные: формирование понятия «добро», «хорошо», «честность»

Регулятивные: освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибок.

Познавательные: выявлять особенности загадок, считалок, небылиц, путаниц; особенности фольклорных жанров.

Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ;

формирование умений слышать и слушать;

умение объяснять свои действия.


следующая страница >>



Тот, кто лечится по медицинскому справочнику, рискует умереть от опечатки. Видоизмененный Кристиан Фрид
ещё >>