Рабочая программа по предмету «история» для 7-го класса Рассмотрено на заседании - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по курсу «История» для 9 класса общеобразовательных... 2 617.85kb.
Рабочая программа по изо для 5 класса учителя Гайнутдиновой Гульназ... 1 154.75kb.
Рабочая программа по истории для 6 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 568.7kb.
Рабочая программа по истории, 7 класс (специальный коррекционный... 2 391.28kb.
Рабочая программа по курсу «История» для 6 класса общеобразовательных... 3 366.75kb.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской... 1 258.9kb.
Рабочая программа Курдюковой Елены Сергеевны По изобразительному... 1 150.9kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса соответствует обязательному... 1 285.73kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 6 класса 1 273.45kb.
Программа учебного предмета музыка и пение для 8 класса Рассмотрено... 6 1333.96kb.
Программа для 9 класса общеобразовательных школ 1 181.53kb.
Предварительные списки 1 99.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по предмету «история» для 7-го класса Рассмотрено на заседании - страница №1/3

Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка (английского) «Промо-М»


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________
Протокол № ___ от

«____»____________20__ г.




«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________
«____»____________20__ г.


«Утверждено»

Директор


_____________
«___»_____________20__ г.


Рабочая программа
по предмету «история»

для 7-го класса


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______20__ г.


Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:


  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, как и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Характеристика содержания
Отбор учебного материала для содержания примерной программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.


Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей

истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Курс «Новая история. 1500—1800» начинается разделом «Мир в начале Нового времени...», где в темах «Великие географические открытия», «Европа в начале Нового времени», «Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения», «Реформация и Контрреформация в Европе. Укрепление абсолютизма» дается достаточно полная и научная (для подростков 12—13 лет) характеристика политической, социальной, экономической, повседневной жизни европейского общества в эпоху раннего Нового времени. Первая тема позволяет сформировать обобщенную картину развития европейского общества и его культуры в рассматриваемый период, создать базу для работы над обогащением основных понятий курса, таких, как Реформация, Возрождение, абсолютизм, о том, что XVI—XVII вв. — это начало капиталистической эры, прежде всего в Голландии, Англии и других развитых странах. В то же время идет процесс складывания государств континентальной Европы — Франции, Испании. Абсолютизм, религиозная общность и развитие капиталистического хозяйства создают условия для формирования национального самосознания, наций и национальных государств.

Учащиеся достаточно подробно знакомятся с высшими достижениями в области духовной культуры позднего Возрождения, со временем, когда впервые был сделан шаг к осознанию ценности человеческой личности, с достижениями научной мысли изучаемой эпохи. Семиклассники понимают, что в XVII в. в мире началась интеллектуальная революция: решающими средствами оценки истинности знаний стали разум и эксперимент. Образованные люди приступили к рассмотрению мира как машины, действующей без постоянного вмешательства Бога или нечистой силы, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью математики и индуктивного мышления.

Учащиеся получают необходимые представления об особенностях Реформации в различных странах Европы и о связанных с ней социальных движениях. Проблема Реформации как нового этапа развития духовной жизни общества рассматривается достаточно подробно на конкретном материале истории Германии, Англии и Франции. Семиклассники, знакомясь с религиозными учениями эпохи раннего Нового времени, могут увидеть влияние религии на ментальность человека, на формирование национального самосознания, понять, что именно религия зачастую определяла экономическое развитие и политику государств.

Второй раздел программы «Ранние буржуазные революции. Международные отношения...» рассказывает семиклассникам о первых революциях в эпоху раннего Нового времени, о рождении нового государства — свободной республики Голландия, о развитии парламентаризма и конституционализма, знакомит с новым типом международных отношений, для которых становится традицией создание враждебных по отношению друг к другу военно-политических союзов европейских государств, в какой-то мере предотвращающих вспышки военных конфликтов (стремление к установлению равновесия сил в Европе).

В третьем разделе программы «Эпоха Просвещения. Время преобразований» в темах «Западная европейская культура XVIII в.», «Промышленный переворот в Англии», «Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки» и «Великая французская революция XVIII в.» изучаются основные факты дальнейшего поступательного развития общества в области духовной, политической и экономической жизни. В нем рассказывается о влиянии идеологии и культуры Просвещения на формирование ценностей человека Нового времени. История борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость и создание Соединенных Штатов Америки дает возможность учащимся углубить свои знания о демократическом устройстве общества, основанном на разделении трех ветвей власти, позволяет использовать эти знания для анализа современной политической обстановки. Изучение одной из центральных тем курса — Великой французской революции — позволяет обсудить проблему природы революционных взрывов и возможностей альтернативных путей развития общества и сделать вывод, что революции возникают тогда, когда правительства государств запаздывают с проведением реформ. Учащиеся осознают трагедию абсолютизма как политической системы — монархи не смогли согласиться с ограничением своей власти, хотя этого и требовала логика исторического процесса, что вызывало конфликт, приводивший к революциям. Учащиеся убеждаются, что причинами революций становятся несовпадения интересов различных социальных групп, столкновение различных мировоззрений, ценностных ориентаций.

Семиклассники узнают, что Декларация независимости 1776 г., Конституция США 1787 г., «Билль о правах» 1791 г., французская Декларация прав человека и гражданина воплотили в жизнь то, о чем мечтали просветители: создали прочную основу для утверждения прав человека в Северной Америке и Западной Европе, заложили фундамент создания правового государства и гражданского общества.

Четвертый раздел программы «Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» включает обобщенную характеристику латиноамериканского общества и традиционных обществ Востока, что позволяет увидеть своеобразие традиционного общества, сравнить его с европейским обществом и понять причины европейской колонизации.

Таким образом, отбор содержания подчинен задаче показать пути развития европейского общества от Средневековья через Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения, революции к парламентской демократии и реформам (о них речь пойдет в истории XIX в.).

Учащиеся узнают о важнейших событиях прошлого, которые достаточно актуальны и для нашего времени. Они могут «прожить» эти сюжеты, запомнить их, соотнести с днем сегодняшним. Предъявленное образовательное пространство может способствовать формированию у семиклассников ценностных ориентаций и убеждений, основанных на личностном осмыслении опыта всеобщей истории XVI—XVIII вв.

Формы организации образовательного процесса:

Коллективные, групповые, индивидуальные



Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как:



  • технология опорного конспекта,

  • критического мышления,

  • уровневой дифференциации,

  • личностно ориентированного обучения,

  • информационно-коммуникативной

  • проектной деятельности.

Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, работа по форме ГИА, сочинение, тестирование.

Формы контроля:


  • устные сообщения учащегося,

  • тесты, контрольные работы в форме ГИА;

  • индивидуальная работа, дифференцированная самостоятельная работа,

  • дифференцированная проверочная работа,

  • разноуровневые тесты, в том числе с компьютерной поддержкой,

  • теоретические зачеты,

  • контрольная работа

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ.

Система оценки достижения планируемых результатов



  1. Стартовая диагностика.

Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, контрольные работы.

  1. Тематические контрольные работы.

  2. Текущий контроль.

В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы.  Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.

  1. Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

Итоговая оценка по обществознанию выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном журнале и дневниках учащихся, тематических контрольных работ, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итоговой контрольной работы.

Нормы и критерии оценивания

  Оценка «5» ставится, если ученик:


1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:


1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:


1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:


1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Оценка проектной и исследовательской деятельности.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

  При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований ФГОС ООО к предметным результатам учащихся, а также структурных элементов некоторых компетенций, усвоение которых считаются обязательными результатами обучения.

     Оценка проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

· читать историческую карту с опорой на легенду;

· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

· соотносить единичные исторические факты и общие явления;

· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


В результате изучения истории ученик должен знать/понимать



знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Нового времени (конец XVI-XVIII век);

выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

Владеть компетенциями

¤ коммуникативной;

¤ смысло-поисковой;

¤ личностного саморазвития;

¤ информационно-поисковой;

¤ рефлексивной;

¤ учебно-познавательной.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Ученик должен

1.1. Называть: а) хронологические рамки нового времени; б) даты важнейших событий – великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных движений, реформ и революций 16-19 вв.

2.1. Называть:


  1. место, обстоятельства, участников, итоги событий, указанные в п. 1.1.6;

  2. правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом;

  3. представителей общественной мысли, науки и культуры.

  1. Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.

  1. Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в новое время, их влияние на труд и быт людей.

  2. Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.

  1. Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений нового времени; становления гражданского общества.

  2. Называть характерные, существенные черты:

  1. политического устройства стран Европы, Америки, Азии, Африки в новое время;

  2. международных отношений нового времени;

  3. развития духовной культуры стран Европы и Востока.

5.4. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация

  1. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.

  2. Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры нового времени.

 Содержание учебной программы

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XVXVIII в. 7 класс

Введение (1 ч) 1.1.1

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.



следующая страница >>



Чем дороже становится жизнь, тем дешевле становится человек. Душан Петрович
ещё >>