Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса 3 369.45kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса 3 524.5kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 6 класса 1 273.45kb.
Рабочая учебная программа по предмету искусство (изобразительное... 1 248.07kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 5 класса 1 245.15kb.
Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5... 1 353.66kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для обучающихся 9 класса... 1 249.23kb.
Рабочая программа по музыке и пению 6 а класс Орловой Юлии Викторовны... 1 112.12kb.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской... 1 258.9kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса соответствует обязательному... 1 285.73kb.
Программа «Музыка» В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак Согласны... 1 43.21kb.
«Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальных классах» 1 50.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса - страница №1/3









ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
119136, г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37, http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ №12 Зам. директора по УВР на заседании м/о

Протокол № ___ от

«____» ___________ г. « ____» ____________ г. «____» ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса

на 2012-2013 учебный год

Рабочую программу составила:

________________________Федосеева Г.Ф.

подпись Расшифровка подписи
Пояснительная записка

Программа разработана для организации учебного процесса по Музыке для 5 класса и составлена на основе обязательного содержания образования по искусству, на основе программы общего образо-вания по музыке и содержания программы «Музыка 5-8 классы авторов Е.Д. Критской и Г. П. Серге-евой.

Программа является базовой, имеет линейную структуру обучения. Нормативная продолжитель-ность изучения содержания программы по Музыке определена в соответствии с Федеральным базис-ным учебным планом и рассчитана на 1 час по 34 часа в год.

Для реализации программы выбран учебно-методический комплект по Музыке (авторы Е.Д. Крит-ская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина). УМК включает учебник, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя. Данный УМК разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом общего образования по искусству, его содержание ориентировано на комплексные подходы в обучении музыке, формирует у учащихся ключевые компетенции.

В программе представлены подразделы, включающие изучение основных пластов мирового музы-кального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов.

Преемственность содержания программы 5 класса с программой для 1-4 классов выражается в таких аспектах, как:

- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства – интонационной при-роды музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, классики и современ-и;

- включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразу-мевающего выходы за рамки музыки;

- развитие ассоциативно - образного мышления школьников на основе совершенствования «вну-треннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально – слуховых представлений;

- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

При обучении музыке на первом плане стоит развитие культурологической компетенции учащегося, его интеллектуальных, творческих способностей, развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры что наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.



Ведущей целью обучения музыке является – формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Доминирующими аспектами на уроке музыки являются три аспекта: познавательный, развивающий и воспитательный. В связи с этим в содержание обучения на уроке музыки включены: музыкальные знания, навыки и умения, которые призваны обеспечить освоение музыкального материала, формировать музыкальную культуру младших школьников, воспитывать их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях.

Учебный аспект: систематизация, обобщение и дальнейшее закрепление материала, прой-

Денного ранее, в соответствии с требованиями государственного стандарта.



Познавательный: это основной и определяющий цели урока аспект. Он складывается из вы-

полнения следующих требований:

- учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность. - формировать навыки и умения Развивающий аспект: интеллектуальное развитие обучающихся является одной из главных

задач на уроке музыки. Интеллектуальное развитие обеспечивается: информативной насыщенностью уроков, организацией процесса обучения.



Воспитательный аспект: в УМК включены материалы, обладающие широкими воспитательными возможностями, ориентированные на усвоение общечеловеческих ценностей.

Ведущими формами работы с учащимися определены следующие: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При обучении школьников музыке в зависимости от целей и задач 5 года обучения, системы уроков используются элементы таких современных подходов и технологий обучения как:

-здоровье сберегающие технологии;

-применение современных технических средств обучения (компьютер, видео, демонстрация на уроках презентаций;

-использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искус-ства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное обще-ние школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распростра-нения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Помимо исполнительской деятель-ности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях.

Содержание программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Содержание вы-страивается с опорой на музыку композиторов классиков, народную музыку и соответствует возраст-ным особенностям учащихся. Различные явления музыкальной культуры рассматриваются сквозь призму вечных тем искусства и жизни, которые формируют нравственно-эстетические предпочтения школьников, их духовную культуру. Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности.

Погружение в атмосферу творческой мастерской композитора, в атмосферу концертного зала дает возможность учащимся проявить интерес к различным видам музыкальной деятельности, раскрыть свой познавательный потенциал, совершенствовать художественный вкус.



Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: позна-вательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятель-ности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами. На уроках используются совре-менные педагогические технологии: уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, театральная деятельность. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии.


Тематическое планирование 5 кл (34ч.)




Разделы и темы

Кол-во часов

I

Музыка и литература

17

1

Что роднит музыку с литературой

1

2

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…

1

3

Вокальная музыка. Песня Русская в берёзах, песня русская в хлебах…

1

4

Романсы. Особенности музыкально-поэтического языка.

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…»

1

6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…».

1

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

9

Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны» «Звучащие картины».

1

10

Всю жизнь мою несу родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт»

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

1

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»



1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

17

Мир композитора

1

II

Музыка и изобразительное искусство

17

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

19

Небесное и земное в звуках и красках

1

20

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

1

21

Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище». «После побоища».

1

22

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы»

1

23

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.



1

24

Колокольность в музыке и изобр-ом искусстве. «Весть святого торжества».

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

«Звуки скрипки так дивно звучали…»



1

26

Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира»

1

27

Образы борьбы и победы в искусстве

1

28

Застывшая музыка

1

29

Полифония в музыке и живописи

1

30

Музыка на мольберте




31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

О подвигах, о доблести, о славе…

1

33

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

34

Мир композитора. С веком наравне.

1


Содержание программы

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодей-ствии с художественными образами других искусств - - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (опе-ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебною материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Раздел 1. Музыка и литература (17 ч.)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Примерный музыкальный материал

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаверана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка.

Моя Россия. Г. Струве.

Во поле берёза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле моё; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и другие русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка.

Баркарола. Ф. Шуберт.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идёт. Из маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nodis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Сказка о царе Салтане. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс.

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Музыка и слова В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин.
Перечень литературных произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень произведений изобразительного искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (17 ч.)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижёра в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.



Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Примерный музыкальный материал

Знаменный распев.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт.

Аве, Мария. И.-С. Бах – Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов.

Весенние воды. С. Рахманинов.

Форель. Ф. Шуберт.

Прелюдия Соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрлёнис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрлёния.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К. Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолётности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).
Перечень произведений изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,

«Старинный сказ». П. Корин.



Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;

Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.

Перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.



следующая страница >>



Суд присяжных состоит из двенадцати человек, которые должны решить, чей адвокат лучше. Роберт Фрост
ещё >>