Похожие работы
|
Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 5 класса - страница №1/1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
119136, г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.
тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37, http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор ГБОУ СОШ №12 Зам. директора по УВР на заседании м/о
Протокол № ___ от
«____» ___________ г. « ____» ____________ г. «____» ___________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Искусство (ИЗО) для 5 класса
на 2012-2013 учебный год
Рабочую программу составила:
________________________Федосеева Г.Ф.
подпись Расшифровка подписи
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни чело-века» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соот-ветствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение пред-мета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет об-щую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые оп-ределены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка груп-пы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каж-дого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 клас-са - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным кур-сом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творчес-кой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью худо-жественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человеч-ности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интег-рации пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художест-венно-конструктивной и проектной.
Общая характеристика учебного предмета
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоратив-ных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наи-большей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изобра-жения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным фор-мам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществ-ление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художествен-ные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, ко-торое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изу-чения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваива-ется учащимися от урока к уроку. Именно поэтому выработка у школьников способно-сти чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Цель программы:
Формирование нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
-Формирование художественных знаний, умений, навыков.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции традици-онных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымков-ской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эски-зов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повы-сить мотивацию обучения.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
-
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
-
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
-
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен
-
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство.
-
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классичес-кого, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элемен-тов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
-
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
-
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
-
владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (33часа)
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Тема I четверти: «Древние корни народного искусства» ( 8 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, дре-во жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматри-вается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (мак-рокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освое-нии языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костю-мом Московской области и народно-праздничными обрядами.
-
Древние образы в народном искусстве.
-
Декор русской избы.
-
Внутренний мир русской избы.
-
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.
-
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Полотенце.
-
Народный праздничный костюм.
-
Народные праздничные обряды.
Тема II четверти: «Связь времен в народном искусстве» (6 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве уча-щихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игруш-ками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, пти-цы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного об-раза игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декора-тивно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
-
Древние образы в современных народных игрушках. Старооскольская игрушка.
-
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
-
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
-
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
-
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
-
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время» (10 ч)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; ви-деть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на со-циальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в разли-чении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о соци-альной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы по-казать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закреплен-ную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной ак-цент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Московской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символи-ческом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о сим-волах и эмблемах в современном обществе.
-
Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
-
Декор и положение человека в обществе.
-
Одежда говорит о человеке.
-
Костюмы древних цивилизаций.
-
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
-
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
-
О чём рассказывают гербы Московской области.
-
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Тема IV четверти: «Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся вос-принимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функ-ция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение прев-ратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).
-
Современное выставочное искусство.
-
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
-
Народные художники нашего края.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Календарно-тематическое планирование в 5 классе
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологичес-кого обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включа-ет ПК, медиатеку и т. п.
№
|
Тема урока
|
Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
|
Вид контроля.
Измерители.
|
1.
|
Тема I ч: «Древние корни народ-ного искусства»
( 8 ч)
Древние образы в народном искусстве
|
Урок - сообщения новых знаний. Рису-нок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, тонированная бумага
|
Традиционные образы народного прикладного искусства как вы-ражение мифопоэ-тических представ-лений человека о мире, как память народа. Декоратив-ное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыс-лов, их условно-символический х-р
|
Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства
|
Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства важные для человека моменты»
|
2.
|
Орнамент как основа декоративного украшения
|
Урок формирова-ния новых знаний, умений, навыков.
Работа над украше-нием элементов из-бы (фронтон, на-личники, причели-на, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными моти-вами, геометричес-кими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
|
Орнамент как основа декоративного украшения.
|
Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая
|
Просмотр, анализ и оценка работ
|
3.
|
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
|
Урок формирования новых знаний, уме-ний, навыков. Вы-полнение эскиза вы-разительной формы предмета крестьян-ского быта и укра-шение его орнамен-тальной компози-цией (прялка, посу-да). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага
|
Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов
|
Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы
|
Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ
|
4.
|
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
|
Комбинированный
Эскиз узора вышив-ки на полотенце в традициях народ-ных мастеров (фло-мастеры, акварель, бумага в клеточку)
|
Крестьянская вышивка -- сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.
|
Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента
|
Анализ результатов собственного художествен-ного творчества
|
5.
|
Народный праздничный костюм
|
Комбинированный Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов
|
Народный праздничный костюм -целостный художественный образ
|
Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа
|
Просмотр и анализ работ
|
6-7
|
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы
|
Комбинированный Коллективная рабо-та «В русской избе». Материал: гуашь, акварель, пастель, тонированная бума-га (серая, светлокоричневая).
|
Единство пользы и красоты в предме- тах быта и труда крестьян.
|
Понимать взаимо- связь пользы красо-ты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстети-ческого и символи-ческого значения. Уметь применятьра-зличные материалы в художественно-творческой работе
|
Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции
|
8
|
Народные праздничные обряды.
Обобщающий урок.
|
Повторительно-обобщающий урок
Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань
|
Роль декоративно- прикладного ис-кусства в укладе жизни русского народа. Зритель-ный ряд: Б. М. Ку-стодиев, «Масле-ница»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»
|
Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода
|
Просмотр и анализ работ
|
1
2
|
Тема II ч «Связь вре-мен в народ-ном искус-стве» (6 ч)
Древние образы в современных народных игрушках
Единство формы и декора в народных игрушках
|
Комбинированный
Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага.
|
Живучесть древних
образов в современ
ных народных иг
рушках. Особенно
сти пластической
формы, цветового
строя и элементов
росписи глиняных
игрушек (филимо-
новской, дымков-
ской, каргополь-
ской).
|
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета
|
Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ
|
3
|
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
|
Комбинированный. Вырезание из бумаги развер-ток посуды (чаш-ка, чайник, тарел-ка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти
|
История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи
|
Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета
|
Просмотр и анализ работ
|
4
|
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
|
Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти
|
История развития промысла. Един-ство формы пред-мета и его декора, основные элемен-ты декоративных композиций. Ком-позиция орнамен-тальной и сюжет-ной росписи; изя-щество изображе-ния, отточенность линейного рисун-ка.Приемыросписи
|
Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе
|
Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно)
|
5
|
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
|
Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти
|
Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов постро-ения цветочных композиций (ра-мочная и гераль-дическая). Худо-жественные осо-бенности жостов-ской росписи и приемы письма
|
Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета
|
Игра «Художники-зрители»
|
6
|
Роль народных промыслов в современной жизни
|
Комбинированный
Изготовление ка-рандашницы в тех-нике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей
|
Преемственность в народных промыс-лах. Использова-ние традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве
|
Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой
|
Просмотр, анализ и оценка работ
|
1
|
Тема IIIч «Декор – че-ловек, общество, время» (10 ч)
Зачем
людям украшения
|
Урок формирования новых знаний, умений
|
Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов
|
Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора
|
Фронтальный опрос (устно)
|
2
|
Декор и положение человека в обществе
|
Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти
|
Украшение как показатель социаль-ного статуса чело-века. Символика изображения и цвета в украшени-ях Древнего Егип-та, их связь с миро-воззрением егип-тян. Орнаменталь-ные мотивы егип-тян. Различение на-циональных особенностей русско-го орнамента и орнамента Египта
|
Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом
|
Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата
|
3
|
Одежда говорит о человеке
|
Комбинированный Выполнение костю-ма человека восточ-ных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага
|
Одежда как знак положения человека в обществе.
|
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ
|
Анализ результата коллективной работы
|
4
|
Костюмы древних цивилизаций
|
Урок усвоения новых знаний, умений, навыков.
Коллективная работа
«Бал во дворце».
|
Значение одежды и основных эле-ментов костюма в различные эпохи.
Отличие ДПИ За-падной Европы от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, но суть декора одна - выявить социаль-ный статус людей
|
Воспитать нрав-ственно-эстетичес-кое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Развивать ассоци-ативно-образное мышление, твор-ческую фантазию.
|
Просмотр, анализ и оценка работ.
|
5
|
Украшение в жизни древних обществ
|
Урок усвоения новых знаний, умений, навыков.
|
Знакомство с ро-лью декоративно-го искусства в жи-зни древних об-ществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.
Сформировать представление о символике укра-шений и одежды этого периода
|
Уметь творчески работать над пред-ложенной темой, используя вырази-тельные возможно-сти художествен-ных материалов и язык ДПИ
|
Просмотр, анализ и оценка работ.
|
6
|
Декоративное искусство Древней Греции.
|
Урок усвоения но-вых знаний, уме-ний, навыков.
|
Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции
|
Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции
|
Просмотр, анализ и оценка работ
|
7
|
Греческая керамика
|
Урок усвоения но-вых знаний, уме-ний, навыков.
|
Символика изображения в оформлении греческой вазы.
|
Сформировать представление об основных элементах изображения греческой керамики
|
Просмотр, анализ и оценка работ
|
8
|
О чем рассказывают гербы и эмблемы
|
Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору)
|
Символика изображения в оформлении греческой вазы.
|
Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция
|
Защита проекта, оценивание результата
|
9
|
Символы и эмблемы в современном обществе.
|
Комбинированный Выполнение компо-зиции герба и флага современной Моск-вы. Материалы: бе-лая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы
|
|
Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом
|
Презентация проектных работ. Анализ и оценивание результатов
|
10
|
Роль декора-тивного ис-кусства в жиз-ни человека и общества
|
урок-повторение
Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах
|
Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
|
|
Подведение итогов конкурсов
|
1
|
Тема IV ч «Декоратив-ное искус-ство в совре-менном мире» (9 ч)
Современное выставочное искусство
|
Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства)
|
Многообразие материалов и техник совр-го ДПИ. Роль взаимосвязи мате-риала, формы и со-держания при создании произведе-ния ДПИ.. Виды ДПИ.
|
Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ
|
Просмотр, анализ и оценка работ
|
2-3
|
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
|
Комбинированный Выполнение витра-жа. Витражные краски и оборудо-вание для витража.
(Или цветная бума-га, ножницы, клей).
|
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.
|
Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе
|
Выполнение проекта «Украшение окна».
|
4-5
|
Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)
.
|
Комбинированный урок. изготовление декоративной вазы для украш. Интерь-ера. Материалы: шпагат, кусочки ко-жи, мешковины, бутылка, клей, плот-ная бумага
|
Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ
|
Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема
|
Анализ и оценка работ
|
6-7
|
Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
|
Урок творческого применения умений и навыков. Разра-ботка эскизов панно или витражей для украшения интерь-ера школы по мотивам народного ис-кусства с творчес-кой интерпретаци-ей. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу
|
Этапы работы над произведением ДПИ
|
Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, ис пользуя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения
|
Эстетическая оценка результата коллективной деятельности
|
8
|
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Художники нашего края.
|
Музейный урок или
виртуальная экс-курсия.
Художественный музей.
|
Древние корни на-родного искусства. Связь времен в на-родном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное ис-кусство в совре-менном мире искусства Москвы.
|
Знать виды ДПИ, особенности языка.
|
|
9
|
Обобщающий урок
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Викторины, тесты.
|
|
|
Тематический план
№
|
Тема
|
Дата
|
Тема I ч: «Древние корни народного искусства» ( 8 ч)
|
1
|
Древние образы в народном искусстве
|
|
2
|
Орнамент как основа декоративного украшения
|
|
3
|
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
|
|
4
|
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
|
|
5
|
Народный праздничный костюм
|
|
6
|
Убранство русской избы.
|
|
7
|
Внутренний мир русской избы
|
|
8
|
Народные праздничные обряды. Обобщающий урок.
|
|
Тема II ч «Связь времен в народном искусстве» (6 ч)
|
1
|
Древние образы в современных народных игрушках
|
|
2
|
Единство формы и декора в народных игрушках
|
|
3
|
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
|
|
4
|
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
|
|
5
|
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
|
|
6
|
Роль народных промыслов в современной жизни
|
|
Тема III ч «Декор – человек, общество, время» (10 ч)
|
1
|
Зачем людям украшения
|
|
2
|
Декор и положение человека в обществе
|
|
3
|
Одежда говорит о человеке
|
|
4
|
Костюмы древних цивилизаций
|
|
5
|
Украшение в жизни древних обществ
|
|
6
|
Декоративное искусство Древней Греции.
|
|
7
|
Греческая керамика
|
|
8
|
О чем рассказывают гербы и эмблемы
|
|
9
|
Символы и эмблемы в современном обществе.
|
|
10
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
|
|
Тема IV ч «Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)
|
1
|
Современное выставочное искусство
|
|
2
|
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
|
|
3
|
Витраж. Продолжение работы.
|
|
4
|
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Ваза).
|
|
5
|
Ваза. Продолжение работы.
|
|
6
|
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( Мозаичное панно)
|
|
7
|
Мозаичное панно. Продолжение работы.
|
|
8
|
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Художники нашего края.
|
|
9
|
Обобщающий урок
|
|
|
Итого- 33 часа.
|
|
|
|
|
Учебный методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
-
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
-
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
7. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. М.: Просвещение, 2003.
8. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
9. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
10. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
11. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
12. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь худ. терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
13. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
14. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
|