Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 5 класса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 6 класса 1 273.45kb.
Рабочая учебная программа по предмету искусство (изобразительное... 1 248.07kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса 3 426.15kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для обучающихся 9 класса... 1 249.23kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса 3 369.45kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса 3 524.5kb.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской... 1 258.9kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса соответствует обязательному... 1 285.73kb.
Методические рекомендации по реализации национально-регионального... 1 104.22kb.
Рабочая программа по предмету 5 474.85kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса 3 386.01kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 6 класса 1 273.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 5 класса - страница №1/1




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
119136, г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.

тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37, http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ №12 Зам. директора по УВР на заседании м/о

Протокол № ___ от

«____» ___________ г. « ____» ____________ г. «____» ___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету Искусство (ИЗО) для 5 класса

на 2012-2013 учебный год

Рабочую программу составила:

________________________Федосеева Г.Ф.

подпись Расшифровка подписи


Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни чело-века» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соот-ветствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение пред-мета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет об-щую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые оп-ределены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка груп-пы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каж-дого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 клас-са - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным кур-сом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творчес-кой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью худо-жественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человеч-ности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интег-рации пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художест-венно-конструктивной и проектной.



Общая характеристика учебного предмета

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоратив-ных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наи-большей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изобра-жения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным фор-мам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществ-ление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художествен-ные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, ко-торое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изу-чения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваива-ется учащимися от урока к уроку. Именно поэтому выработка у школьников способно-сти чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Цель программы:

Формирование нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

-Формирование художественных знаний, умений, навыков.

В содержании уроков входит составление декоративной композиции традици-онных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымков-ской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эски-зов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повы-сить мотивацию обучения.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:


  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).


Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство.

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классичес-кого, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элемен-тов; единство материала, формы и декора.


В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;


Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (33часа)

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I четверти: «Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, дре-во жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматри-вается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (мак-рокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освое-нии языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костю-мом Московской области и народно-праздничными обрядами.



  1. Древние образы в народном искусстве.

  2. Декор русской избы.

  3. Внутренний мир русской избы.

  4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.

  5. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Полотенце.

  6. Народный праздничный костюм.

  7. Народные праздничные обряды.



Тема II четверти: «Связь времен в народном искусстве» (6 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве уча-щихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игруш-ками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, пти-цы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного об-раза игрушки в традициях старооскольского промысла.  При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декора-тивно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.



  1. Древние образы в современных народных игрушках. Старооскольская игрушка.

  2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

  3. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

  4. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

  5. Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

  6. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.


Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время» (10 ч)

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; ви-деть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на со-циальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в разли-чении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о соци-альной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы по-казать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закреплен-ную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной ак-цент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Московской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символи-ческом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о сим-волах и эмблемах в современном обществе.


  1. Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».

  2. Декор и положение человека в обществе.

  3. Одежда говорит о человеке.

  4. Костюмы древних цивилизаций.

  5. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».

  6. О чем рассказывают гербы и эмблемы.

  7. О чём рассказывают гербы Московской области.

  8. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.


Тема IV четверти: «Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)

 Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся вос-принимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функ-ция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение прев-ратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).



  1. Современное выставочное искусство.

  2. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.

  3. Народные художники нашего края.


Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.


1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.



Календарно-тематическое планирование в 5 классе
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологичес-кого обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включа-ет ПК, медиатеку и т. п.



Тема урока

Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

1.


Тема I ч: «Древние корни народ-ного искусства»

( 8 ч)

Древние образы в народном искусстве



Урок - сообщения новых знаний. Рису-нок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, тонированная бумага

Традиционные образы народного прикладного искусства как вы-ражение мифопоэ-тических представ-лений человека о мире, как память народа. Декоратив-ное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыс-лов, их условно-символический х-р

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства

Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства важные для человека моменты»

2.

Орнамент как основа декоративного украшения


Урок формирова-ния новых знаний, умений, навыков.

Работа над украше-нием элементов из-бы (фронтон, на-личники, причели-на, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными моти-вами, геометричес-кими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.



Орнамент как основа декоративного украшения.

Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая

Просмотр, анализ и оценка работ

3.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Урок формирования новых знаний, уме-ний, навыков. Вы-полнение эскиза вы-разительной формы предмета крестьян-ского быта и укра-шение его орнамен-тальной компози-цией (прялка, посу-да). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага

Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ

4.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Комбинированный

Эскиз узора вышив-ки на полотенце в традициях народ-ных мастеров (фло-мастеры, акварель, бумага в клеточку)



Крестьянская вышивка -- сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.

Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента

Анализ результатов собственного художествен-ного творчества

5.

Народный праздничный костюм


Комбинированный Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

Народный праздничный костюм -целостный художественный образ

Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа

Просмотр и анализ работ

6-7

Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы

Комбинированный Коллективная рабо-та «В русской избе». Материал: гуашь, акварель, пастель, тонированная бума-га (серая, светлокоричневая).

Единство пользы и красоты в предме- тах быта и труда крестьян.

Понимать взаимо- связь пользы красо-ты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстети-ческого и символи-ческого значения. Уметь применятьра-зличные материалы в художественно-творческой работе

Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции

8

Народные праздничные обряды.

Обобщающий урок.



Повторительно-обобщающий урок

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань



Роль декоративно- прикладного ис-кусства в укладе жизни русского народа. Зритель-ный ряд: Б. М. Ку-стодиев, «Масле-ница»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода

Просмотр и анализ работ

1

2



Тема II ч «Связь вре-мен в народ-ном искус-стве» (6 ч)

Древние образы в современных народных игрушках

Единство формы и декора в народных игрушках


Комбинированный

Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага.



Живучесть древних
образов в современ
ных народных иг
рушках. Особенно
сти пластической
формы, цветового
строя и элементов
росписи глиняных
игрушек (филимо-
новской, дымков-
ской, каргополь-
ской).

Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета

Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ


3

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Комбинированный. Вырезание из бумаги развер-ток посуды (чаш-ка, чайник, тарел-ка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти

История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

Просмотр и анализ работ

4

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

История развития промысла. Един-ство формы пред-мета и его декора, основные элемен-ты декоративных композиций. Ком-позиция орнамен-тальной и сюжет-ной росписи; изя-щество изображе-ния, отточенность линейного рисун-ка.Приемыросписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе

Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно)


5

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.



Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов постро-ения цветочных композиций (ра-мочная и гераль-дическая). Худо-жественные осо-бенности жостов-ской росписи и приемы письма

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

Игра «Художники-зрители»

6

Роль народных промыслов в современной жизни

Комбинированный

Изготовление ка-рандашницы в тех-нике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей



Преемственность в народных промыс-лах. Использова-ние традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой

Просмотр, анализ и оценка работ

1


Тема IIIч «Декор – че-ловек, общество, время» (10 ч)

Зачем


людям украшения

Урок формирования новых знаний, умений

Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

Фронтальный опрос (устно)

2

Декор и положение человека в обществе

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

Украшение как показатель социаль-ного статуса чело-века. Символика изображения и цвета в украшени-ях Древнего Егип-та, их связь с миро-воззрением егип-тян. Орнаменталь-ные мотивы егип-тян. Различение на-циональных особенностей русско-го орнамента и орнамента Египта

Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом

Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата

3

Одежда говорит о человеке

Комбинированный Выполнение костю-ма человека восточ-ных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага

Одежда как знак положения человека в обществе.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ

Анализ результата коллективной работы

4

Костюмы древних цивилизаций

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Коллективная работа

«Бал во дворце».


Значение одежды и основных эле-ментов костюма в различные эпохи.

Отличие ДПИ За-падной Европы от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, но суть декора одна - выявить социаль-ный статус людей



Воспитать нрав-ственно-эстетичес-кое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Развивать ассоци-ативно-образное мышление, твор-ческую фантазию.



Просмотр, анализ и оценка работ.

5

Украшение в жизни древних обществ

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков.


Знакомство с ро-лью декоративно-го искусства в жи-зни древних об-ществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

Сформировать представление о символике укра-шений и одежды этого периода



Уметь творчески работать над пред-ложенной темой, используя вырази-тельные возможно-сти художествен-ных материалов и язык ДПИ

Просмотр, анализ и оценка работ.

6

Декоративное искусство Древней Греции.

Урок усвоения но-вых знаний, уме-ний, навыков.


Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции

Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции

Просмотр, анализ и оценка работ

7

Греческая керамика

Урок усвоения но-вых знаний, уме-ний, навыков.


Символика изображения в оформлении греческой вазы.

Сформировать представление об основных элементах изображения греческой керамики

Просмотр, анализ и оценка работ

8

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору)

Символика изображения в оформлении греческой вазы.

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Защита проекта, оценивание результата

9

Символы и эмблемы в современном обществе.

Комбинированный Выполнение компо-зиции герба и флага современной Моск-вы. Материалы: бе-лая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы




Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом

Презентация проектных работ. Анализ и оценивание результатов

10

Роль декора-тивного ис-кусства в жиз-ни человека и общества

урок-повторение

Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах



Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.






Подведение итогов конкурсов

1


Тема IV ч «Декоратив-ное искус-ство в совре-менном мире» (9 ч)

Современное выставочное искусство



Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства)

Многообразие материалов и техник совр-го ДПИ. Роль взаимосвязи мате-риала, формы и со-держания при создании произведе-ния ДПИ.. Виды ДПИ.

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

Просмотр, анализ и оценка работ

2-3

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Комбинированный Выполнение витра-жа. Витражные краски и оборудо-вание для витража.

(Или цветная бума-га, ножницы, клей).



Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

Выполнение проекта «Украшение окна».

4-5

Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

.


Комбинированный урок. изготовление декоративной вазы для украш. Интерь-ера. Материалы: шпагат, кусочки ко-жи, мешковины, бутылка, клей, плот-ная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема

Анализ и оценка работ

6-7

Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

Урок творческого применения умений и навыков. Разра-ботка эскизов панно или витражей для украшения интерь-ера школы по мотивам народного ис-кусства с творчес-кой интерпретаци-ей. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

Этапы работы над произведением ДПИ

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, ис пользуя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности

8

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Художники нашего края.



Музейный урок или

виртуальная экс-курсия.



Художественный музей.

Древние корни на-родного искусства. Связь времен в на-родном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное ис-кусство в совре-менном мире искусства Москвы.

Знать виды ДПИ, особенности языка.




9

Обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний.

Викторины, тесты.








Тематический план




Тема

Дата

Тема I ч: «Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

1

Древние образы в народном искусстве




2

Орнамент как основа декоративного украшения




3

Конструкция, декор предметов народного быта и труда




4

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.




5

Народный праздничный костюм




6

Убранство русской избы.




7

Внутренний мир русской избы




8

Народные праздничные обряды. Обобщающий урок.




Тема II ч «Связь времен в народном искусстве» (6 ч)

1

Древние образы в современных народных игрушках




2

Единство формы и декора в народных игрушках




3

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла




4

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла




5

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.




6

Роль народных промыслов в современной жизни




Тема III ч «Декор – человек, общество, время» (10 ч)

1

Зачем людям украшения




2

Декор и положение человека в обществе




3

Одежда говорит о человеке




4

Костюмы древних цивилизаций




5

Украшение в жизни древних обществ




6

Декоративное искусство Древней Греции.




7

Греческая керамика




8

О чем рассказывают гербы и эмблемы




9

Символы и эмблемы в современном обществе.




10

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества




Тема IV ч «Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)

1

Современное выставочное искусство




2

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)




3

Витраж. Продолжение работы.




4

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Ваза).




5

Ваза. Продолжение работы.




6

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( Мозаичное панно)




7

Мозаичное панно. Продолжение работы.




8

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Художники нашего края.






9

Обобщающий урок







Итого- 33 часа.














Учебный методический комплекс.

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )



  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004

  • Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004


Дополнительные пособия для учителя:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

7. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. М.: Просвещение, 2003.

8. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

9. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

10. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

11. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

12. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь худ. терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

13. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.



14. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.




Этика — это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям. Бертран Рассел
ещё >>