Рабочая программа по ортодонтии на 2010/11 учебный год. - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа на 2010 -11 учебный год Программа принята... 4 440.72kb.
Рабочая программа на 2010-2011 учебный год учителя химии высшей квалификационной... 5 1397.59kb.
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса на 2010-2011... 2 485.82kb.
Зыкова Екатерина Александровна 2010-2011 учебный год пояснительная... 1 355.41kb.
Программа по изобразительному искусству в III классе на 2010-2011... 1 64.84kb.
Рабочая программа учебно-полевой практики по зоологии 2010-2011 учебный... 1 206.14kb.
Рабочая программа по новейшей истории 9 класс учитель Пермякова В. 1 235.1kb.
Программа по английскому языку, 11 класс мбоу «Гимназия №2» имени... 2 296.53kb.
Программа по английскому языку, 6 класс мбоу «Гимназия №2» имени... 5 568.42kb.
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 3 425.24kb.
Рабочая программа по французскому языку для 9 класса 2010-2011 учебный год 3 554.06kb.
Ортодонтическая стоматология 1 68.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по ортодонтии на 2010/11 учебный год. - страница №1/3










РОСЗДРАВ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)
Кафедра ортопедической стоматологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

профессор И. А. Волчегорский

«____»_____сентябрь______2010 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ортодонтии

на 2010/11 учебный год.

(переутверждение)

Дисциплина _______Ортодонтия__________________________________________________ Специальность_______060105.65 - стоматология______________________________________

Факультет___________стоматологический_________________________________________

Кафедра ____________ортопедической стоматологии________________________________

Курс__ IV, V____ Семестр______ 7, 8, 9, 10______

Лекции___28___(час)

Практические (семинарские) занятия___85______(час)

Самостоятельная работа__35___ (час)

Экзамен___ X_____(семестр)

Всего_____148_____(час)

Дополнений и изменений нет.



Разработчик программы- ассистент ______________________________(М.А. Изосимова)

Зав.учебной частью кафедры -доцент___________________________ (Н.С. Нуриева)
Переутверждение рабочей программы рассмотрено на заседании кафедры ортопедической стоматологии «25»_августа_2010г. (протокол №1)
Зав.кафедрой –д.м.н., профессор______________________________(О.И. Филимонова)


СОГЛАСОВАНО: зав.УМЦ_________________________________В. Б. Патрушева

I.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели преподавания дисциплины
Подготовить врача-стоматолога общей практики, владеющего глубокими знаниями и умением в области профилактики, диагностики и лечения аномалий и деформаций зубо-челюстно-лицевой области, имеющего представление о патологиях челюстно-лицевой области.
2. Задачи изучения дисциплины.
1) Изучение развития зубочелюстной системы. Возрастных особенностей развития челюстно-лицевой области.

2) Ознакомление с организацией стоматологического ортодонтического отделения, эргономикой санитарно-эпидемиологическим режимом в клинике ортодонтической стоматологии.

3) Освоение клинических и дополнительных методов обследования ортодонтического пациента, правильного заполнения медицинской документации.

4) Изучение этиологии, патогенеза, классификаций и клиники ортодонтических деформаций и аномалий челюстно-лицевой области.

5) Освоение методов диагностики, лечения и профилактики деформаций челюстно-лицевой области, основ техники изготовления ортодонтических аппаратов.

6) Ознакомление с принципами биомеханики ортодонтического перемещения зубов. Морфологическими изменениями в околозубных тканях при ортодонтическом перемещении зубов.


3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентом по завершении обучения.
СТУДЕНТ ДОЛЕН ЗНАТЬ:

– этапы развития ортодонтии, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации ортодонтической помощи в Российской Федерации. Принципы оборудования ортодонтического кабинета и технической лаборатории;

– принципы гармоничного развития зубо-челюстно-лицевой области

– особенности возрастного развития ЗЧЛО;

– определение зубочелюстных деформаций и аномалий, классификацию по Энглю, Калвелису, Катцу, ВОЗ;

– этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину; диагностику; принципы лечения дистальной окклюзии;

– этиологию патогенез, классификацию, клиническую картину; диагностику; принципы лечения мезиальной окклюзии;

– этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину; диагностику, принципы лечения открытого прикуса;

– этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, диагностику, принципы лечения глубокого прикуса;

– этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, принципы лечения перекрестного прикуса;

– показания к избирательному пришлифовыванию зубов в молочном, сменном, постоянном прикусе;

– этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, диагностику, принципы лечения аномалий положения зубов, аномалий зубных рядов;

– развитие и рост мозгового и лицевого скелета, причины возникновения врожденных расщелин ЧЛО; классификацию; принципы оказания помощи пациентам с врожденными расщелинами ЧЛО

– сроки и последовательность прорезывания молочных и постоянных зубов;

– особенности протезирования у детей и подростков;

– показания к удалению зубов по Хотцу;

– причины возникновения рецидивов после ортодонтического лечения; способы их предотвращения;

– показания к удалению зубов при скученности зубов,

– иметь понятие о ретенции результатов лечения, видах ретенционных аппаратов;

– методы диагностики, применяемые в ортодонтии (виды рентгенодиагностики, функциональные пробы, фотометрия, антропометрия; измерения контрольно-диагностических моделей челюстей);

– принципы планирования ортодонтического лечения;

– принципы конструирования ортодонтических аппаратов, основы лабораторной техники изготовления ортодонтических аппаратов;

– профилактические мероприятия в ортодонтии в различные возрастные периоды;

– биомеханику ортодонтического перемещения зубов; морфологические изменения в околозубных тканях при перемещении зубов;

– применение компьютерной технологии в ортодонтии;

– принципы диспансеризации пациентов с ЗЧЛ аномалиями;


СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

– установить психологический контакт с пациентом;

– определять тип окклюзии пациента, классифицировать по Эпглю;

– провести клиническое обследование ортодонтического пациента (грамотно собрать анамнез жизни и заболевания пациента, провести тщательный объективный осмотр ортодонтического пациента) из полученных данных сделать предположение об этиологии и патогенезе деформации ЧЛО;

– рассчитать контрольно-диагностические модели по методикам Пона, Коркхауза, Герлаха, Снагиной, Тонну, Нансе;

– уметь описывать дентальные рентгенограммы;

– уметь провести анализ ортопантовогаммы;

– провести исследование боковой телерентгенограммы головы (краниометрию, гнатометрию, профилометрию);

– провести анализ томограммы височно-нижнечелюстного сустава;

– определять гармонию лица пациента;

– определять эстетику улыбки пациента;

– определит конструктивный прикус у пациента;

– определить форму лица по Гарсону, по Изару;

– провести фотометрическое исследование головы;

– определить тип профиля ортодонтического пациента;

– проанализировать томограмму височно-нижнечелюстных суставов пациента;

– установить соответствие паспортного, соматического и костного возраста пациента;

– установить причины возникновения аномалии челюстно-лицевой области.

– используя данные клинического, антропометрического, рентгенологического методов обследования записать диагноз ортодонтического пациента и составить план лечения;

– правильно выбрать комплекс миогимнастики для пациента с данной ортодонтической патологией;

– определить средние сроки лечения данной ортодонтической патологии;

– выбрать ортодонтический аппарат для лечения данной ортодонтической патологии;

– выбрать ретенциооный аппарат для закрепления результата лечения у данного ортодонтического пациента;

– определить сроки ретенции данной ортодонтической патологии;



4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения ортодонтии:
- неорганическая и органическая химия

- биология

- анатомия человека

- топографическая анатомия

- физиология

- гистология и эмбриология

- биохимия

- микробиология

- иммунология

- фармакология

- патанатомия

- патофизиология



Учебный план по ортодонтии



Семестр

Учебных недель

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Всего аудиторных

Самостоятельная работа

Всего

7
8
9
10

18
19
18
19

8
8
6
6

30
25

30


38
32
6
36

9
8

18


47
40
6
54

ИТОГО

28

85

112

35

207


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Ортодонтия – наука о причинах и механизмах развития зубочелюстных аномалий, методах их диагностики, профилактики и лечения. История основания и развития ортодонтии (Фошар, Гунтер, Коффин, Энгль, Гербст, Бегг, Вилкок, Эндрюс). Отечественные ученые, внесшие вклад в решение научных, организационных проблем, подготовки кадров (Калвелис, Катц, Бельтман, Хорошилкина, Малыгин, Персин и др.)

Связь ортодонтии с другими медицинскими дисциплинами.

Современный взгляд на причины и механизм развития зубочелюстной патологии.

Распространенность нозологических форм зубочелюстной аномалии среди взрослого и детского населения.


Методы обследования пациента
Деонтологические принципы в стоматологии: взаимоотношения врача и пациента, медицинского персонала, уровень профессиональной подготовки врача и персонала.

Обязанности медсестры и санитарки.

Основные методы обследования ортодонтического пациента.

Паспортные данные, жалобы пациента, анамнез жизни, патологии. Перенесенные и сопутствующие заболевания. Переносимость лекарственных веществ. Внешний осмотр.

Пальпация. Осмотр слизистой преддверия полости рта, собственно полости рта, состояния десен. Особенностей анатомического строения органов полости рта.

Наличие парафункций у пациента. Вредные привычки. Осмотр состояния зубов, зубная формула, состояние зубных рядов, их форма. Оценка окклюзии. Оценка гигиены полости рта.

Рентгенография (прицельные снимки, ортопантомограммы, телерентгенограммы, снимки кистей рук, томограммы височно-нижнечелюстных суставов).

Антропометрия. Определение типа профиля, формы головы по Изару, Гарсону. Гармония лица. Фотометрическое исследование. Измерение диагностических моделей челюстей (по Пону, Тонну, Снагиной, Коркхаусу, Герлаху, Шмуту). Определение высоты свода неба, глубины резцового перекрытия. Функциональная диагностика. Миотонометрия, миография, электромиография, гнатодинамография, фагодинамометрия, оценка жевательной эффективности по Агапову, Оксману, функциональные дыхательные пробы.

Функциональная речевая проба, платография. Применение ЭВМ для диагностики зубочелюстных аномалий.

Анализ результатов исследования. Диагноз: предварительный, окончательный. Планирование лечения. Выбор метода лечения, выбор ортодонтического аппарата.

Амбулаторная карта ортодонтического пациента., правила заполнения.

Амбулаторная карта, как медицинский и юридический документ, материал для научных исследований. Применение компьютерных технологий для, диспансеризации ортодонтических пациентов, компьютерная амбулаторная карта ортодонтического пациента.



Дистальная окклюзия.
Классификация. Этиология, патогенез, распространенность среди различных групп населения. Сопутствующие заболевания, клиника (лицевые признаки патологии, характерные парафункции, изменения в полости рта). Изменения на ортопантомограмме и телерентгеногаммме головы при различных видах дистальноц окклюзии. Профилактика, лечение различных форм дистальной окклюзии. Виды аппаратов, применяемых при лечении дистального прикуса.
Мезиальная окклюзия.
Классификация. Этиология, патогенез, распространенность среди различных возрастных групп населения. Роль наследственного фактора в развитии и степени выраженности мезиальной окклюзии. Клиника (лицевые признаки патологии, изменения в полости рта). Изменения на ортопантомограмме, телерентгенограме головы при мезиоокклюзии. Профилактика, миотерапия при мезиальной окклюзии. Планирование лечения, виды аппаратов применяемых при лечении мезиальной окклюзии.
Открытый прикус.
Классификация. Этиология и патогенез. Роль перенесенных в раннем детском возрасте соматических заболеваний в формировании открытого прикуса. Клиника, изменения на ортопантомограмме и телерентгенограмме головы при различных формах открытого прикуса. Роль санитарного просвещения матери в профилактике открытого прикуса.

Планирование лечения, виды аппаратов, применяемых при лечении открытого прикуса.


Перекрестный прикус.
Классификация. Этиология и патогенез различных видов перекрестного прикуса, клиника, изменения на ОПТГ, ТРГ головы при перекрестном прикусе. Изменения в височно-нижнечелюстном суставе при различных видах перекрестного прикуса. Роль избирательного пришлифовывания и полноценного своевременного протезирования у детей и взрослых пациентов в профилактики возникновения перекрестного прикуса.

Планирование лечения, виды аппаратов, применяемых при лечении открытого прикуса.


Аномалии зубных рядов.
Классификация аномалий зубных рядов. Аномалия зубных рядов в трансверзальном, сагиттальном, вертикальном направлении, сочетание аномалий зубных рядов. Этиология патогенез, принципы лечения, профилактики. Виды ортодонтических аппаратов, применяемых при лечении данной патологии. Показания к удалению отдельных зубов при тесном положении зубов. Удаление зубов по методике Хотца.
Аномалии положения зубов.
Аномалии зубов в трансверзальном направлении. Диастема, виды диастем. Тремы. Этиология, патогенез, рентгенодиагностика, принципы лечения. Ортодонто-хирургический метод лечения. Профилактика возникновения диастемы. Аппараты, применяемые при лечении диастем, трем. Аномалии положения зубов в сагиттальном направлении. Этиология, патогенез, особенности планирования лечения, аппараты, применяемые при лечении. Аномалии положения зубов в вертикальном направлении. Этиология, патогенез, принципы лечения, аппараты, применяющиеся при лечении данной патологии. Поворот зуба вокруг продольной оси, Транспозиция зубов. Этиология, патогенез, рентгенодиагностика, принципы лечения, выбор аппаратов для лечения аномалии. Особенности лечения транспозиции зубов, Хирургическое, ортопедическое лечение транспозиции.
Аномалии формы и величины зубов.
Виды аномалий формы зубов. Нарушение морфологии аномалийных зубов. Причины возникновения патологии. Способы коррекции аномалийной формы зубов. Этиология, способы коррекции аномалийной величины зубов. Сочетание ортодонтической, хирургической и ортопедической коррекции аномалий формы и величины зубов.
Аномалии твердых тканей зубов.
Классификация некариозных поражений зубов. Патология, возникающая в период формирования твердых тканей зуба: гипоплазия, гиперплазия зубов. Этиология патоморфологические изменения. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Способы лечения. Патология, возникающая после прорезывания зубов. Нарушение стираемости зубов. Этиология. Аномалии, связанные с нарушением стираемости твердых тканей зубов. Клинические проявления, влияние перегрузки зубов на состояние пародонта. Рентгенодиагностика и электроодонтодиагностика. Способы лечения.

Зубочелюстное протезирование у детей и подростков.
Показания к зубочелюстному протезированию. Особенности постэкстракционных зубо-альвеолярных деформаций у детей. Выбор вида протезной конструкции для замещения дефекта зубного ряда у детей и подростков. Особенности протезирования. Принципы подхода к протезированию при переломах коронки постоянных зубов у детей и подростков. Частота замены профилактических протезов у детей и подростков.
Зубочелюстные аномалии и деформации, обусловленные пороками развития челюстей, лица и других органов.
Развитие и рост мозгового и лицевого отделов черепа, факторы, вызывающие нарушение формирования лицевого черепа в период внутриутробного развития. Классификация врожденных расщелин челюстно-лицевой области. Клиника различных видов расщелин. Влияние расщелин и других пороков развития челюстей на формирование зубо-челюстно-лицевой области в постэмбриональный период. Принцип раннего оказания ортодонтической помощи детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области,

Особенности ведения таких пациентов, медицинские центры по лечению, реабилитации и диспансеризации пациентов с патологией челюстно-лицевой области. Особенности ухода за пациентами с врожденными расщелинами ЧЛО. Аппараты, применяемые на разных этапах лечения пациентов с патологией ЧЛО. Планирование лечения. Медико-генетическое консультирование как способ ранней диагностики аномалий, обусловленных пороками развития ЧЛО.


Виды ортодонтических аппаратов, применяемых при лечении патологий ЗЧЛО. Основы лабораторной техники.
Классификация аппаратов. Понятие об опоре. Биомеханика ортодонтического перемещения зубов. Использование малых сил в ортодонтии. Конструирование ортодонтического аппарата, принципы выбора конструкции. Детали внутриротовых несъемных аппаратов, их назначение, технология изготовления. Детали внутриротовых съемных аппаратов, их назначение, технология изготовления. Материалы, использующиеся для изготовления ортодонтических аппаратов. Метод горячейполимеризации, метод холодной полимеризации под давлением, электропневмовакуумная штамповка на аппаратах «Биостар», «Министар».


1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

IV курс, 7 семестр – 8 часов (4 лекции)




Тема лекции

Кол-во часов

1.

Введение в специальность. Гармоничное развитие зубочелюстной системы. Возрастные особенности развития. Цели и задачи дисциплины. Место ортодонтической стоматологии среди других стоматологических дисциплин. Роль зарубежных и отечественных ученых в развитии дисциплины. Гармоничное развитие челюстно-лицевой области в разные возрастные периоды.

2

2.

Классификация зубочелюстных аномалий. Этиология зубочелюстных аномалий. Терминология в ортодонтии. Классификация по Энглю. Классификация по Калвелису. Классификация по Катцу. Классификация ВОЗ. Соматические и врожденные заболевания, способствующие развитию аномалий ЗЧО, вредные привычки. Терминология применяемая в ортодонтии.

2

3.

Методы диагностики, применяемые в ортодонтии. Антропометрическое исследование, изучение КДМ челюстей. Рентгенологические методы обследования, применяемые в ортодонтии. Определение гармонии лица, Расчеты КДМ по Пону, Снагиной, Коркхаузу, Герлаху, Гербсту. Индекс Тонна. Изучение формы лица по Изару, Гарсону. Ортопантомография, боковая телерентгенография головы, томография, дентальные снимки.

2

4.

Функциональные методы обследования ортодонтических пациентов. Клиническое обследование ортодонтического пациента. Принципы формирования диагноза. Миография, электромиография, платограмма, определение жевательной эффективности, спирометрия. Клиническое обследование ортодонтического пациента, особенности. Схема обследования. Алгоритм постановки диагноза.

2


IV курс, 8 семестр – 8 часов (4 лекции)




Тема лекции

Кол-во часов

1.

Принципы планирования ортодонтического лечения. Показания, задачи, определение степени выраженности функциональных нарушений. Психологические типы пациентов, возрастной период, выраженность патологии, как определяющие факторы в выборе плана ортодонтического лечения. Понятие об идеальной окклюзии, ключи окклюзии по Эндрюсу, анализ результатов развернутого обследования пациента. Оценка степени выраженности функциональных и морфологических нарушений по Зиберту-Малыгину.

2

2.

Биомеханика ортодонтического перемещения зубов. Морфологические изменения в околозубных тканях при ортодонтическом лечении. Понятие о силах применяемых в ортодонтии, векторе сил. Зоны давления и натяжения. Кровоснабжение зубного органа, Результаты гистологических исследований в зонах перемещения зубов.

2

3.

Принципы конструирования ортодонтических аппаратов. Классификация ортодонтических аппаратов и приспособлений. Лабораторная техника. Понятия об опоре. Стационарная и реципроктная опора. Условия перемещения зубов. Принципы классификации ортодонтических аппаратов. Детали ортодонтических аппаратов. Основы лабораторной техники.

2

4.

Профилактические мероприятия в ортодонтии в различные возрастные периоды формирования зубочелюстной системы. Изменения в зубочелюстной системе в различные периоды формирования прикуса. Причины, способствующие нарушению нормального формирования прикуса в различные возрастные периоды. Классификация вредных привычек по Окушко. Миогимнастика. Профилактические аппараты. Система профилактики зубочелюстных деформаций в различные возрастные периоды.

2

следующая страница >>



Самовлюбленный: человек, который о себе такого же высокого мнения, как вы о себе.
ещё >>