Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке тема года - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке для 7 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 1 175.82kb.
Рабочая программа по музыке для 8-9 классов разработана в соответствии... 3 337.96kb.
Тема урока: «Авангардизм в музыке XX века». Тема раздела: «Что значит... 1 71.76kb.
Урок по истории и музыке в 8 классе. «Истинный подвиг декабристов... 1 154.22kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 7 класса Календарно тематическое... 1 248.11kb.
Рабочая программа по музыке для 3 класса на 2013-2014 учебный год 1 252.4kb.
Программа по музыке во 2 классе, составленная на основе примерной... 1 168.72kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 2 класса разработана и составлена... 1 114.56kb.
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе 1 331.11kb.
Рабочая программа по музыке для 6 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 2 432.91kb.
«музыкальная литература» пр. Бяльская И. В. 4 класс № тема Количество... 1 169.58kb.
Феномен литературной премии в осмыслении и оценке современных критиков 1 37.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием - страница №1/1

Рабочая программа по музыке


7 КЛАСС

1 час в неделю (всего 34 часа)
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» 5-8 кл. для общеобразовательных учреждений : В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта:

Учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2009),

Нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:


  • Что такое музыкальное содержание?

  • Что представляет собой музыкальный образ?

  • Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».

  • Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?

  • Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?

  • Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:



  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

  • способствовать развитию интереса к музыке;

  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.



Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:

  • в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

  • в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;

  • в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

  • в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;

  • в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;

  • в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

  • в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ


урока

Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Элементы основного и дополнительного

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки учащихся

1

2

3

4

5

6

7

Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке»

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

Урок изучения нового материала

Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно

самостоятельных частей,

различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы


И. Брамс. Симфония № 3; Л. Бетховен. Соната

№ 14 для форте

пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)


Знать, что такое

сюита и сонатная

форма, соната.

Уметь определять

смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений



Раздел I. Содержание в музыке (3 ч)

2

Музыку трудно объяснить

словами


1

Урок изучения нового материала

Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс

И. Брамс. Симфония № 3; Я. Бетховен. Соната № 14

для фортепиано;

Ю. Шевчук. «Что

такое осень?» (пение)



Знать определение

терминов: сюита,

соната.

Уметь: определять

музыкальный образ



в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки

3- 4

Что такое музыкальное содержание

2

Урок изучения нового материала

Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное произведение

Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 ч)

5

Музыка, которую необходимо объяснять словами

1

Комбинированный

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке

А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)

Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, из чего складывается музыкальное содержание

6

Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского

1

Урок изучения нового материала

Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец

П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа

7

«Восточная»

партитура

Н. А. Римского-Корсакова

1

Урок изучения нового материала

Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской

музыке. Восточная тема

в творчестве Н. Римского-

Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть;

Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение)

Знать, что музыка

может рассказать

о человеке.

Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ

8

Когда музыка

не нуждается

в словах

1

Урок изучения нового материала

Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений

А. Вивальди. «Зима». I часть. Из

цикла «Четыре

концерта для

скрипки с оркестром «Времена года»

Знать значение тональности и колорита в музыке.

Уметь проанализировать музыкальное

произведение

9

Содержание

в музыке

1

Комбинированный

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение

Л. Бетховен. Симфония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)

Знать главные особенности содержания и формы в музыке

Раздел III. Музыкальный образ (3 ч)

10

Лирические

образы в музыке

1

Комбинированный

Что означают выражения

«лирическая тема в музыке»,

«лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов

С. Рахманинов.

Прелюдия соль-

диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике

11

Драматические образы

в музыке

1

Комбинированный

Драматический образ в музыкальном произведении.

Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Ф. Шуберт, стихи

И.-В. Гёте. «Лес



ной царь»; Г. Струве, Л. Кондратенко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

драматического образа в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души

12

Эпические

образы в музыке

1

Комбинированный

Эпические образы в музыке - это образы не только

героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история

Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море

синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря

Знать определение

и основные признаки

эпического образа. Уметь определять и описывать в музыке эпические образы, отличать эпос от лирики и драмы

Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч)

13

«Память жанра»

1

Комбинированный

Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная,

симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения

П. Чайковский.

Симфония № 4;

М. Глинка. Романс



«Я помню чудное

мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор;

  1. Берковский,

  2. Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...» (пение)

Знать, чем отличается песня от романса; в чём разница

между полькой и

маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение; различать музыкальные жанры и давать им краткую характеристику

14

Такие разные песни

1

Комбинированный

Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная.

Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки

Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;

  1. Берковский,

  2. Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...»

Знать: виды песен; чем отличается песня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности

15

Такие разные танцы

1

Комбинированный

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец»

Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой.

Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения; определять музыкальный ритм

16

Такие разные марши

1

Комбинированный

Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)

Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой

Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч)

17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1

Комбинированный

Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития.

Уметь определять образное содержание музыкального произведения

18

Художественная форма – это ставшее зримым содержание

1

Комбинированный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы

Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельности

19

От целого к деталям

1

Комбинированный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы

Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки

Раздел VI. Музыкальная композиция (8 ч)

20

Какой бывает музыкальная композиция

1

Комбинированный

Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса»

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать определение композиции в музыке; разновидности музыкальной композиции.

Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

21

Музыкальный

шедевр в шестнадцати

тактах (пери

од)

1

Комбинированный

Разнообразие музыкальных

образов

Л. Бетховен. Симония № 5.1 часть.

Фрагмент; А. Рыбников, Р. Тагор.

«Последняя поэма»

(хоровое пение)

Знать определение

одночастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкальных произведений

в шестнадцати тактах

22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

1

Комбинированный

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга»

могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формально

го или тематического принципа

М. И. Глинка,

И. Козлов. «Венецианская ночь»



(слушание, пение);

Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор,



соч. 28 № 7 (слушание)

Знать определение

двухчастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкальных произведений

с двухчастной формой; проявлять приобретенные навыки

хоровой деятельности

23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

1

Комбинированный

Трехчастность в «Ночной

серенаде» Пушкина и Глинки. Трехчастная форма - тип

композиционной структуры,

применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы

или ее части. Схема строения

трехчастной формы: ABA.

Что такое музыкальная репризная трехчастная форма

М. И. Глинка,

А. С. Пушкин,



«Я здесь, Инезилья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка»

(из балета «Ромео

и Джульетта»)

Знать определение

трехчастной формы

в музыке, репризы,

композиционное по

строение трехчастной

формы, какие произведения излагаются

в трехчастной форме.

Уметь приводить

примеры трехчастной формы в музыкальных произведениях

24-

25


Многомерность образа в форме рондо

2

Комбинированный

Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой

А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение)

Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке.

Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризовать и сравнивать их



26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

1

Комбинированный

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония

Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Знать о том, что в музыкальных образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа.

Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности

27

Музыкальная композиция

1

Комбинированный

Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»

В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности

Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч)

28

Музыка в развитии

1

Комбинированный

Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

29

Музыкальный порыв

1

Комбинированный

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии

Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драматургии, как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки

30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

1

Комбинированный

Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов

М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драматургии, об особенностях и законах драматургии оперы, балета.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыкальных произведений, объяснять единство пластической

и музыкальной мыс

ли в балете, синтез

компонентов в ба

лете


31-32

Диалог искусств: «Слово

о полку Иго-

реве» и «Князь

Игорь»


2

Комбинированный

Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы с фундаментальным мировоззренческим содержанием. Творчество М. И. Глинки

М. Глинка. Хор

поляков из «Сцены

в лесу» (из оперы

«Жизнь за царя»);



С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения.

Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности

33

Развитие музыкальных

тем в симфонической

драматургии


1

Комбинированный

Композитор А. П. Бородин.

Музыка передает глубокие

размышления, боль о без

мерных страданиях людей,

раскрывает борьбу двух начал: добра и зла. Противоборство музыкальных образов в одном произведении


А. Бородин. «Князь

Игорь» (фрагменты из оперы: хор

«Слава», «Интродукция» и др.)


Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения.

Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности

34

Содержание и

формы в музыке (заключительный урок



1

Комбинированный, творческий отчет

Подведение итогов работы

за четверть и учебный год. Музыкальная форма в широком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность формы и содержания в музыке



С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Произведения по выбору

Знать, чем отличается музыкальная драматургия от музыкальной композиции, в чем состоит непрерывность формы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, с тем чтобы наглядно прослеживать формы и содержание в музыке





Бар: полутемное помещение, заполненное полутемными людьми. Неизвестный американец
ещё >>