Рабочая программа по музыке для 4 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. Плоское 2012 г Раздел 1 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке для 7 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 1 175.82kb.
Рабочая программа по музыке для 6 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 2 432.91kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 1 324.88kb.
Рабочая программа по истории России 7 класс на 2012-2013 уч год. 1 192.25kb.
Рабочая программа по истории Средних веков 6 класс на 2012-2013 уч... 1 136.68kb.
Рабочая программа по истории России 8 класс на 2012-2013 уч год. 2 470.65kb.
Рабочая программа по Новой истории 7 класс на 2012-2013 уч год. 1 291.92kb.
Рабочая программа по истории Нового времени 8 класс на 2012-2013... 1 167.83kb.
Рабочая программа по истории России 9 класс на 2012-2013 уч год. 3 410.23kb.
Худоба Галина Владимировна учитель музыки маоу сош №12 первая квалификационная... 1 245.6kb.
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013-14 учебный год... 2 517.93kb.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... 1 224.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по музыке для 4 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. Плоское - страница №1/1

Рассмотрено на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор БОУ «Плосковская ООШ»

БОУ «Плосковская ООШ» _________________Л.В.Девятилова

Протокол №____от________ Приказ №____от________

Бюджетное образовательное учреждение

Грязовецкого муниципального района Вологодской области

«Плосковская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по музыке

для 4 класса

Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна


П. Плоское



2012 г

 

Раздел 1 Пояснительная записка



Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки в 4 классе:

  • развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • авторская программа Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);

  • утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Метод создания «композиций»;

  • Метод игры;

  • Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.



Раздел 2. Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.

  • .

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Определять средства музыкальной выразительности;

  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.



Раздел 3 Учебно-тематический план




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

I.

Тема №1. “Музыка моего народа”

9 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме «Музыка моего народа».



II.

Тема №2. “Между музыкой моего народа и музыкой народов ближнего зарубежья нет непереходимых границ”

7 ч.

1 ч.
Обобщающий урок по теме «Музыка стран ближнего зарубежья».

III.

Тема №3. ““Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ”

10 ч.

1ч.

Обобщающий урок по теме «Музыка разных стран и народов».




IV.

Тема №4. “Композитор - исполнитель – слушатель”

8ч.

1 ч.
Обобщение тем года.

Урок-концерт.




Раздел 4 Содержание программы

Важнейшей особенностью содержания программы Д.Б.Кабалевского является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы даёт возможность учителю свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем и, распределяя учебный материал и время для его изучения по своему усмотрению.

Примерный музыкальный материал
Патриотическая песня. М. Глинка, стихи А. Машистова.

Вниз по матушке по Волге, русская народная песня.

Вниз по матушке по Волге. Вариации на тему русской народ-

ной песни.



Баба-яга. Симфоническая картина. А. Даргомыжский. Фрагмент.

Походная. Р. Бойко, стихи О. Бедарева. Уж ты, зимушка-зима. Ан. Александров.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов.

Фрагмент.



Тонкая рябина, русская народная песня.

Среди долины ровныя, русская народная песня.

Среди долины ровныя. Вариации на тему русской народной пес-

ни. М. Глинка.



Ты река ль, моя реченька, русская народная песня.

Садко. Опера. Н. Римский-Корсаков. Песня Садко — Ой ты,

темная дубравушка.

Колыбельная, русская народная песня (по выбору учителя).

Со вьюном я хожу, русская народная песня, обработка Н. Рим-

ского-Корсакова.



Плясовые наигрыши (Барыня, Пойду ль я, выйду ль я и др.). Светит месяц, русская народная плясовая песня.

Камаринская, русская народная песня-пляска.

Камаринская. Фантазия для симфонического оркестра. М. Глин-

ка. Фрагмент.



Вдоль по Питерской, Во кузнице, русские народные песни.

Воронежские частушки, музыка народная, слова В. Викторова.

Озорные частушки. Концерт для большого симфонического ор-

кестра. Р. Щедрин. Фрагмент.



Эй, ухнем! (Дубинушка), русская народная песня.

Урожайная. Песня из кинофильма «Кубанские казаки». И. Ду-

наевский, стихи М. Исаковского.



Былина про Добрыню.

Добрыня Никитич. Опера. А. Гречанинов. Хор Проводы

Добрыми.

Ой, да ты, калинушка, русская народная песня.

Солдатушки, бравы ребятушки, старинная солдатская песня.

Песня про татарский полон, русская народная песня.

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. Опера.

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая картина — Сеча при Кер- женце.



Иван Сусанин. Опера. М. Глинка. Фрагменты: заключительный

хор Славься! и Ария Сусанина.



Канон в честь М. Глинки. В. Одоевский, стихи М. Виельгор-

ского, П. Вяземского, В. Жуковского, А. Пушкина.



Александр Невский. Кантата. С. Прокофьев. Фрагменты: хор

Вставайте, люди русские! и Финал.

Смело, товарищи, в ногу!, революционная песня, слова Л. Радина.



Шел ленинградский паренек, современная народная песня. Новороссийские куранты. Д. Шостакович.

Музыкант-турист. Ю. Чичков, слова И. Белякова. Митя. 3. Левина, слова Э. Мошковской.

Из чего же, из чего же? Ю. Чичков, слова Ю. Халецкого. Блины, русская народная песня.

Гори, гори ясно (масленичная Новгородской области). Запись и

нотация А. Плешакова.



Снегурочка. Опера. Н. Римский-Корсаков. Проводы Масленицы.

Мак маковистый, русская народная песня-игра (хоровод).

Редочка, У дядюшки Трифона, Заинька беленький, Уж я золото

хороню (святочная игра), народные игры.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. П. Чайковский.

Фрагмент финала.

Реве та стогне Днтр широкий, украинская народная песня.

Вниз по матушке по Волге, русская народная песня.

Песня о Днепре. М. Фрадкин, стихи Е. Долматовского.

Веснянка, украинская народная песня.

Сорочинская ярмарка. Опера. М. Мусоргский. Гопак.

Ночь перед Рождеством. Опера. Н. Римский-Корсаков. Ко-

лядка девчат.

Перепелочка, белорусская народная песня. Бульба, белорусская народная песня-танец. Мелодия. А. Аладов.

Реченька, белорусская народная песня.

Молдовеняска, молдавский народный танец.

Лезгинка, осетинский народный танец. Ода радости. А. Хачатурян. Марш.

Гаянэ. Балет. А. Хачатурян. Фрагменты: Русская пляска, Лез-

гинка, Танец розовых девушек.

Сонатина для фортепиано. А. Хачатурян. 2-я часть.

Сулико, грузинская народная песня.

Мавриги, узбекская народная песня-танец.

Цыплята. Г. Гусейнли, стихи J. Мутталибова.

Добрый жук, песенка-танец из кинофильма «Золушка». А. Спа-

давеккиа, стихи Е. Шварца.



Хор нашего Яна, эстонская народная песня, перевод В. Руикиса.

Вей, ветерок, латышская народная песня.

У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская наррдная

песня.


Солнышко вставало, литовская народная песня.

Не смейте трогать голубой глобус. Кантата. Э. Бальсис, стихи

В. Пальчинскайте. Фрагменты: Пролог, Урок в школе, Монолог Плаща.



Порги и Бесс. Опера. Дж. Гершвин. Колыбельная. Посадил полынь я, болгарская народная песня.

Заход солнца. Э. Григ, стихи А. Мунк, перевод С. Свириденко. Камертон, норвежская народная мелодия, русский текст

Я. Серпина.



Времена года. П. Чайковский. Фрагменты: Осенняя песня (Ок- тябрь), Баркарола (Июль).

Камаринская, русская народная песня.

Вариации на тему русской народной песни «Камаринская».

J*. Бетховен.



Соната № 4 для фортепиано. Л. Бетховен. Фрагмент 2-й части.

Симфония № 5. JI. Бетховен. 3-я часть. Полька, чешская народная песня.

Хари Янош. Опера. 3. Кодай. Чардаш (Интермеццо). Венецианская ночь. М. Глинка, стихи И. Козлова. Пастушья песня, французская народная песня.

Вариации на тему французской народной песни. В.-А. Моцарт. Рондо в турецком стиле. В.-А. Моцарт.

Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Экспозиция 1-й части. Катюша. М. Блантер, стихи М. Исаковского. Вишня, японская народная песня.

Вариации на японскую народную тему. Д. Кабалевский.

Тропою грома. Балет. К. Караев. Фрагменты: Урок в школе,

Танец черных, Сцена грозы.

Жаворонок, польская народная песня, перевод А. Ефремова. Прелюдии № 7, № 15 ре-бемоль мажор, № 20. Ф. Шопен. Мазурки № 47 ля минор, № 43 соль минор. Ф. Шопен.

Полонез № 2 до минор. Ф. Шопен. Фрагмент 1-й части. Са ира, французская народная песня.

Санта Лючия, итальянская народная песня. Макароны, итальянская народная песня.

Мама, чао!, итальянская народная песня.

Кармен. Опера. Ж. Бизе. Фрагмент увертюры, Марш Тореадора. Арлезианка. Сюита. Ж. Бизе. Марш, Фарандола.

Эхо. Орландо Лассо (в грамзаписи на эстонском языке). Летите, голуби. И. Дунаевский, стихи М. Матусовского.

Если бы парни всей Земли. В. Соловьев-Седой, стихи Е. Дол-

матовского.



Нас много на шаре земном. Ан. Александров, стихи Т. Лихоталь.

Из чего же, из чего же? Ю. Чичков, стихи Я. Халецкого,

Орлята учатся летать. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Родина слышит. Д. Шостакович, стихи Е. Долматовского
Песня утра, весны и мира. Кантата. Д. Кабалевский, стихи

Ц. Солодаря.



Марш веселых ребят из кинофильма «Веселые ребята». И. Ду-

наевский, стихи В. Лебедева-Кумача.



Большой хоровод. Б. Савельев, стихи Л. Жигалкиной, А. Хайта


Раздел 5 Календарно-тематическое планирование (34ч)


урока


Дата

Тема

Элементы содержания

Формы
контроля


план

факт

1 четверть. Тема «Музыка моего (русского) народа».

1.







1. Введение в тему. Понятие – народная музыка. Отличительные черты музыки народной и композиторской.
Цель: сформировать представления учащихся о различиях композиторской и русской  народной музыки.

Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: «Песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», «Музыкальная форма». Работа с понятиями «музыка народная и композиторская» на основе сходства и различия.
Слушание: «Вниз по матушке по волге» - русс. нар. песня; «Уж ты, зимушка-зима» - А.Александров.
Исполнение: «Мы – третьеклассники»
Разучивание: «Тонкая рябина» - р.н.п.

Устный опрос.

2.







2. Особенности русской народной музыки - песни.
Цель: формирование представлений учащихся об особенностях русской народной песни; о разнообразии жанров русской народной музыки.

Чтение литературных образцов «Ты откуда русская появилась музыка?». Направления развития народной музыки: песни, инструментальная музыка, колокольные звоны. Особенности русских народных песен (исполнение a capрella, распевы).
Слушание: вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге» - А.Даргомыжский; «Светит месяц» - р.н.п.
Разучивание: попевка - «Заря моя зоренька»;
«Тонкая рябина» - р.н.п.

Устный опрос.
Хоровое исполнение.

3.







3. Виды народных песен: лирические.
Цель: познакомить учащихся с особенностями лирических русских народных песен.

Понятия «виды песен», «лирическая народная песня». Особенности лирических песен. Формы бытования.
Слушание: «Черный ворон», «Ах, ты, степь широкая!» - р.н.п.
Разучивание: попевка - «Заря моя зоренька»;
«Тонкая рябина» - р.н.п.

Устный опрос.
Хоровое исполнение.

4.







4. Виды народных песен: хороводные.
Цель:
познакомить учащихся с особенностями хороводных русских народных песен.

Особенности хороводных песен. Понятия «хоровод», «карагод». Ритмическое оформление музыкального материала: хороводный шаг. Виды двухголосного пения: канон, подголосок.
Слушание: хоровод «Яблонька», «Со вьюном я хожу» - р.н.п.
Разучивание:
«Со вьюном я хожу» - р.н.п.

Пластическое интонирование.
Исполнение каноном.

5.







5. Виды народных песен: плясовые.
Цель:
познакомить учащихся с особенностями плясовых русских народных песен.

Особенности плясовых песен на основе сопоставления с лирическими. Понятие «игровые-плясовые песни». Исполнение танцевальных движений в народной манере.

Слушание: «Плясовые наигрыши»- р.н.п.
Исполнение:
«Со вьюном я хожу» - р.н.п.
Разучивание: «Во поле береза стояла»-р.н.п..

Пластическое интонирование.
Групповое исполнение каноном, с подголоском.

6.







6. Частушка как пример устного народного творчества.
Цель: расширить представления учащихся о жанре частушка.

История возникновения частушки. Понятия «прибаски», «причудки», «коротушки». Сочинение текста и мелодии на заданную рифму.
Слушание: фрагмент из поэмы «Василий Теркин» - А.Твардовский (чтение и частушки), «Озорные частушки» - Р.Щедрин;, частушки «Как со вечера пороша» - р.н.
Разучивание: частушки «Девочки, вы девочки».

Устный опрос.
Игра «Сочиняй-ка!»
Групповое исполнение.

7.







7. Народная тематика в творчестве русских композиторов.
Цель: формирование представлений учащихся о связи народной и композиторской музыки.

Понятие «кантата». Творчество С.Прокофьева.
Слушание:
финал симфонии №4 – П.И.Чайковский, «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» - С.Прокофьев.
Исполнение «Во поле береза стояла» - р.н.п.
Разучивание: «Шел ленинградский паренек» - р.н.п.

Устный опрос.


8.







8. Оркестр народных инструментов.
Цель: расширить представления учащихся о русских народных инструментах и истории их появления. 

Понятие «оркестр русских народных инструментов». Знакомство с группами инструментов – ИКТ (компьютерная презентация).
Слушание: музыкальные примеры звучания русских народных инструментов; колокольные звоны.
Разучивание:
«Шел ленинградский паренек» - р.н.п.

Устный опрос.
Игра «Угадай-ка!».

9.







9. Обобщение темы «Музыка моего народа».
Цель: обобщить представления о музыкальной культуре России, контроль усвоения материала.

Исполнение ранее разученных песен. Импровизация на детских музыкальных инструментах. Музыкальная викторина.



Музыкальная викторина.

2 четверть. Тема « Между музыкой разных народов стран ближнего зарубежья (СНГ) нет непереходимых границ».

10.







1. Введение. Музыка Белоруссии и Украины. Единство происхождения.
Цель: сформировать представление учащихся о связи музыкальных культур славянских народов.

Обобщение музыкальных впечатлений детей в каникулярное время. Понятие «славянские народы». Единство происхождения русского, украинского и белорусского языков. Черты сходства украинской народной музыки с русской народной музыкой. Украинские музыкальные инструменты: бандура (набор открыток). Видеоряд А.Куинджи «Вечер на Украине», «Украинская ночь», «Ночь на Днепре».
Слушание: «Веснянка», «Дивлюсь я на небо» - укр. народная песни; Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром – П.И.Чайковский (фрагмент).
Исполнение: «Тонкая рябина» - русс. народная песня.
Разучивание: «Веснянка»- укр. народная песня.

Устный опрос.

11.







2. Музыка Белоруссии и Украины.

Цель: сформировать представление учащихся о связи и взаимодействии музыкальных культур славянских народов.

Черты сходства белорусской народной музыки с русской и украинской народной музыкой. Понимание близости музыкального языка этих стран. Вариационный характер изложения народной музыки. Белорусские музыкальные инструменты: цимбала (набор открыток). Видеоряд: г. Минск, национальный костюм.
Слушание: Вариации на тему «Перепёлочка» -
Исполнение: «Веснянка» - укр. народная песня.
Разучивание: «Перепёлочка» - белорусская нар. песня

Заполнение шкала

12.







3. Музыка стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан).

Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями музыки народов Закавказья, их традициями.

Понятие «темперамент». Особенности темперамента народов Закавказья. Понимание зависимости национальных особенностей характера музыки от особенностей темперамента народа, его речи и традиций. Вокальное многоголосное пение горцев. Творчество А.И.Хачатуряна. Закавказские народные инструменты (набор открыток). Видеоряд – природа Грузии, национальный костюм. Пластическое интонирование.
Слушание: «Лезгинка» - нар.грузинский танец; многоголосное пение горцев, «Колыбельная» из балета «Гаянэ» - А.И.Хачатурян.
Разучивание: «Цыплята» - Г.Гусейнли.

Размышления о музыке.

13.







4. Узбекская народная музыка. Понятие - национальный колорит.

Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями узбекской народной музыки.

Понятие «национальный колорит». Колорит музыки Востока: острый ритм, диссонирующее звучание, тембры, короткие попевки, орнаментальный характер мелодии, танцевальный праздничный характер. Узбекские музыкальные инструменты (набор открыток). Видеоряд - архитектурные сооружения г.Самарканда: площадь Регистан, архитектурный ансамбль Шахи-Зинда, мавзолеей Гур-Эмир. Образы Востока в творчестве художника В.Верещагина. Пластическое интонирование.
Слушание и исполнение в ансамбле с учителем «Мавриги»-узб. народная песня-танец (ударные инструменты)
Слушание: «Мараканда» - Ф.Бахор
Разучивание: «Цыплята» - Г.Гусейнли.

Размышление о музыке.
Импровизация на Д.М.И.

14.







5. Казахская народная музыка.

Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями казахской народной музыки.

Национальные особенности казахской народной музыки. Сольное исполнение – основа казахской вокальной музыки. Понятие «горловое пение». Казахские народные инструменты (набор открыток). Видеоряд – природа Казахстана, национальный костюм.
Слушание: казахская народная музыка: звучание казахских народных инструментов.
Исполнение: «Цыплята» - Г.Гусейнли.
Разучивание: «Золотая свадьба» - Р.Паульс.

Размышления о музыке.
Хоровое исполнение.

15.







6. Музыка прибалтийских стран (Латвия, Литва, Эстония).

Цель: дать представление учащимся об особенностях народной музыки стран Прибалтики.

Национальные особенности народной музыки прибалтийских стран. Понятие «cantilena». Прибалтийские народные инструменты (набор открыток). Видеоряд - архитектура г. Вильнюс, национальный костюм. Творчество композитора-художника М.Чюрлёниса – ИКТ-презентация. Пластическое интонирование.
Слушание: «Вей-ветерок» - латышская народная песня; «Соната моря» – М.Чюрлёнис (отрывки).
Разучивание: «Золотая свадьба» - Р.Паульс.

Размышления о музыке.
Пластическое интонирование.

16.







7. Обобщение темы «Музыка стран ближнего зарубежья».

Цель: обобщить представления учащихся о коммуникативной природе музыкального искусства; контроль усвоения знаний.

Обобщение темы четверти. Понимание многообразия национальных музыкальных культур; музыка - визитная карточкой любой страны. Слушание изученных музыкальных фрагментов разных стран, определение их национальных принадлежностей.

Музыкальная викторина.

3 четверть. Тема «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

17.







1. Введение. Путешествие по Америке.

Цель: сформировать представления о характерных особенностях музыкальной культуры народов Америки.

Обобщение музыкальных впечатлений детей в каникулярное время. Понятия «страны дальнего зарубежья», «синкопа», «глиссандо». История открытия континента. Заочное путешествие по Америке. Видеоряд: флаг, статуя Свободы, бруклинский мост, Белый дом… Знакомство с историей, особенностями джаза и его разновидностями: спиричуэлс, рэгтайм. Инструменты джазового оркестра. Отрывок из видеофильма «Это все джаз».
Слушание: Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» -Дж.Гершвин; спиричуэлс – нар.негритянская молитва.
Разучивание: «Дело было в Каролине» - Р.Бойко

Устный опрос. Ритмические и вокальные импровизации.

18.







2. Путешествие по Италии: певческая культура страны.

Цель: сформировать представления о характерных особенностях музыкальной культуры Италии.

Понятие «эпоха Возрождения», «бельканто», «кантилена». Заочное путешествие по Италии. Видеоряд – г. Венеция, г. Рим. Великие итальянские художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан и их картины. Италия – родина оперы. Музыкальные инструменты – лютня, струнно-смычковые.
Слушание: Ave Maria – Дж.Каччини; Соната для лютни – В.Галилей; «Баркарола» - П.И.Чайковский.
Разучивание: «Песня итальянских пионеров».
«Дело было в Каролине».

Размышления о музыке. Хоровое исполнение.

19.







3. Путешествие по Норвегии: творчество Э.Грига.

Цель: сформировать представления о характерных особенностях музыкальной культуры Норвегии.

Понятия: «фьёрды», «эпос». Заочное путешествие по Норвегии. Видеоряд – флаг, природа Норвегии, «Долина троллей», дом-музей Э.Грига, портрет композитора. Рассказ о дружбе П.И.Чайковского и Э.Грига. Сравнение характера музыки двух композиторов.
Слушание: «Утро» - Э.Григ.
Исполнение: «Песня итальянских пионеров».
Разучивание: «Дело было в Каролине».



Размышления о музыке. Хоровое исполнение.

20.







4. Путешествие по Австрии: венские классики.

Цель: сформировать представления о характерных особенностях музыкальной культуры Австрии.

Понятия «йодль», «лендлер». Заочное путешествие по Австрии. Видеоряд: флаг, национальный костюм, природа, г. Вена, памятники Й. Гайдну, В.А.Моцарту, И.Штраусу. Великий гений Моцарта. Австрия – родина вальса. История рождения вальса. Импровизация на детских музыкальных инструментах в ансамбле с учителем.
Слушание: Альпийский йодль; «Рондо в турецком стиле» - В.А.Моцарт, «Венский вальс» - И.Штраус.
Исполнение: «Дело было в Каролине»; «Песня итальянских пионеров».

Размышления о музыке. Импровизация на д.м.и.

21.







5. Путешествие по Франции: творчество К.А.Дебюсси.

Цель: сформировать представления о характерных особенностях музыкальной культуры Франции.

Понятия «аккордеон», «импрессионизм». Видеоряд: флаг, национальный костюм, Эйфелева башня, г.Париж глазами импрессионистов (картины К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро). Особенность музыки – прихотливо-изменчивая интонация, воздушность, красочность фактуры, Прием двухголосного пения – канон.
Слушание: звуки Монмартра - аккордеон, Вариации на тему французской народной песни – В.А.Моцарт; Сады под дождем (фрагмент) – К.А.Дебюсси.
Разучивание: «Пастушья песня» - франц. нар. песня.

Рисунки учащихся. Двухголосное исполнение по группам.

22.







6. Путешествие по Испании: особенности музыкальных традиций.

Цель: сформировать представления о характерных особенностях музыкальной культуры Испании.

Понятия: «тореадор», «коррида», «инфанта», «дафин», «хота». Заочное путешествие по Испании. Видеоряд: флаг, национальный костюм, Эскориал, Севилья, коррида, кастаньеты. Особенности музыки – соединение танцевального, песенного и маршевого характера, контраст музыкальных тем (ритмическая четкость и певучесть мелодии), темпераментный характер. Импровизация на кастаньетах. Пластическое интонирование.
Слушание: Испанский танец из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковский; «Кармен-сюита» – Р.Щедрин.
Разучивание: «Пастушья песня» - франц. нар. песня.

Размышления о музыке. Импровизация на кастаньетах. Пластическое интонирование.

23.







7. Путешествие по Польше: творчество М.К.Огиньского.

Цель: сформировать представления о характерных особенностях музыкальной культуры Польши.

Понятия: «миниатюра», «мазурка», «ноктюрн». Заочное путешествие по Польше. Видеоряд: флаг, национальный костюм, г.Варшава, памятник Ф.Шопену (В.Шимановский), портрет Ф.Шопена (Э.Делакруа). Творчество Ф.Шопена. Особенности музыки – порывистость, взволнованность, романтичность, поэтичность. Передача в цвете музыки композитлра. Чтение А.Мицкевича «Хотел бы малой птицей» из «Пана Тадеуша». Особенности танца – мазурки.
Слушание: Мазурка №47, Ноктюрн cis-moll или f-moll.
Разучивание: «Пастушья песня» - франц. нар. песня.

Рисунки учащихся.

24.







8. Путешествие по Японии: особенности музыкального языка.

Цель: сформировать представления о характерных особенностях музыкальной культуры Японии.

Понятия: «хокку», «сакура». Заочное путешествие по Японии. Видеоряд: г.Токио, гора Футзияма, японские пагоды, сад камней, икебана, ветка сакуры. Чтение японских хокку М.Басе.
Слушание: «Вишня» - японская нар. песня; «Катюша» - М.Блантер в исполнении японского ансамбля; Вариации на японскую народную тему – Д.Б.Кабалевский
Разучивание: «Вишня» - японская нар. песня;
«Катюша» - М.Блантер.

Размышления о музыке. Хоровое и сольное исполнение учащихся.

25.







9. Путешествие по Африке: музыкальная культура континента.

Цель: сформировать представления о характерных особенностях музыкальной культуры народов Африки.

Понятия «сафари», «раса». Заочное путешествие по Африке. Видеоряд – природа, племена, традиции и костюмы, национальные музыкальные инструменты.
Особенности музыки: острый ритм, вариационный склад мелодического рисунка, большое количество ударных и духовых инструментов. Импровизация на д.м.и.
Слушание: Африканские барабаны; «Танец чёрных» из балета «Тропою грома» - К.Караев
Исполнение: «Пастушья песня» - франц. нар. песня.
Разучивание: «Катюша» - М.Блантер.

Импровизация на ударных инструментах.

26.







10. Обобщение темы «Музыка разных стран и народов».
Цель: обобщить представления учащихся о коммуникативной природе музыкального искусства.
11. Резерв.



Закрепление представления о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур. Слушание наиболее понравившихся произведений. Исполнение разученных песен.

Размышления о музыке. Хоровое и сольное исполнение.

4 четверть. Тема «Композитор – исполнитель - слушатель».

27.







1. Введение в тему «Композитор-исполнитель-слушатель».
Цель: сформировать представления о единстве роли связки «композитор-исполнитель-слушатель».

Обобщение музыкальных впечатлений детей в каникулярное время. Понятия: «композитор», «исполнитель», «слушатель». Понимание триединства роли связки «композитор-исполнитель-слушатель».
Слушание: Экспозиция 1-й части Симфонии №40 – В.А.Моцарт.
Исполнение: «Катюша» - М.Блантер.
Разучивание: «Шел ленинградский паренек» - нар.песня

Устный опрос. Размышления о музыке.

28.







2. Мастерство композитора.
Цель: сформировать представления о роли композитора в музыкальном искусстве.

Понятие «композитор». Многообразие композиторских школ. Знакомство с нотной записью музыкального текста. Исполнение звукоряда с показом ручных знаков.
Слушание: Экспозиция 1-й части Симфонии №40 – В.А.Моцарт.
Разучивание: «Шел ленинградский паренек» - нар.песня

Размышления о музыке. Хоровое исполение.

29.







3. Мастерство композитора: сочиняем сами.
Цель: расширить формы общения с музыкой, используя разные приемы сочинительской деятельности.

Практическая работа «Сочиняем сами». Вокальные, ритмические, инструментальные импровизации. Создание ритмического сопровождения к музыкальным произведениям с подбором тембровых сочетаний инструментов детского оркестра. Работа с клавишным синтезатором.
Слушание:
Фрагмент из 2-й части Сонаты№4 – Л.Бетховен.
Разучивание: «Шел ленинградский паренек» - нар.песня

Детские сочинения и импровизации.

30.







4. Мастерство исполнителя.
Цель: сформировать представления о роли исполнителя в музыкальном искусстве.

Понятия: «исполнитель», «интерпретация», «ансамбль». Знакомство с разными составами исполнителей и приемами исполнения. Понимание интерпретации произведения как способа индивидуального прочтения исполнителем музыкального произведения. Ассоциативные ряды на основе чтения стихов разными учащимися.
Слушание: Прелюдия №15 – Ф.Шопен.
Разучивание: «Улица хмурится» - попевка.

Размышления о музыке. Выразительное чтение и исполнение.

31.







5. Мастерство исполнителя.

Цель: расширить формы общения с музыкой, используя разные приемы исполнительской деятельности.

Практическая работа «Исполняем сами». Самостоятельное создание исполнительского плана песни. Вокальное исполнение с использованием приемов двухголосного пения. Игра на детских музыкальных инструментах с ансамбле с учителем. Развитие осознанного исполнения.
Слушание:
Главная мелодия 1-й части Концерта для фортепиано с оркестром №3 – С.В.Рахманинов.
Исполнение: «Улица хмурится» - попевка,.«Шел ленинградский паренек» - нар.песня
Разучивание: «Мальчишки-девченки».

Хоровое и ансамблевое исполнение.

32.







6. Мастерство слушателя.

Цель: сформировать представления о роли слушателя в музыкальном искусстве.



Понятие «слушатель». Понимание роли слушателя. Развитие осознанного и адекватного восприятия музыки. Анализ музыкальных произведений с точки зрения средств музыкальной выразительности, образной стороны, состава исполнителей, национальной или композиторской стилистической особенности музыкального языка
Слушание:

Разучивание:«Мальчишки-девчонки».

Размышления о музыке.

33.







7. Уроки музыкального этикета.

Цель: расширить представления о нормах поведения в концертном зале.

Понятия: «музыкальный этикет», «слушательская культура». Знакомство с нормами поведения слушателей на академическом концерте, концерте джазовой музыки, эстрадном концерте… Выработка универсальных норм поведения слушателя.
Слушание: образцы музыки разных стилей: джаз, классика, поп-музыка.
Разучивание:«Мальчишки-девчонки».

Выработка универсальных правил поведения слушателя.

34.







8. Обобщающий урок по темам года.

Цель: обобщить знания, полученные в течение года.

Урок-концерт. Исполнение музыкальных произведений хором, в ансамбле с учителем, с использованием детских музыкальных инструментах.
Исполнение на усмотрение учащихся.

Хоровое исполнение.


Раздел 6 Критерии оценивания знаний по музыке
                      

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.


       Примерные нормы оценки знаний и умений обучающихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения обучающимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к обучающимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по четырехбалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение обучающимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.


                                 Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
                                             Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


                                     Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

                                     

                                    Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;



-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;



-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.



Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен обучающимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору обучающегося.

4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию»(фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком(рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.



Раздел 7 Ресурсное обеспечение

Литература
1. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М: Современник, 1982.
2. Бондина А. Пение: Учебник для 4-го класса. Музыка, 1966.
3. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
4. Детский игровой фольклор Волгоградской области: Сб. / Сост. Н. Ч. Атанова, Е. В. Шишкина. 
5. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880.
6. Израилев Ар. свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.
7. Латынин Л. А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.:   Знание, 1983.
8. Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., 1973.
9. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.
10. Морозов И. А., Слепцова И. С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 1994.
11. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М: Художественная литература Вып. 1. Младенчество. Детство. 1991. Вып 2. Девичество 1994
12. Некрылова А. Ф. Круглый год. М.: Правда, 1991.
13. Преображенский А. Очерк истории церковного пения в России. СПб.
14. Сахаров И. П. Сказания русского народа. М.: Художественная   литература, 1990.

Интернет-ресурсы

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:



  • Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).

  • Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  • CD «Учимся понимать музыку» (Кирилла и Мефодия)

  • CD «Волшебная флейта» обучающая игра.

  • Энциклопедия искусств

  • CD «Музыкальный класс» обучающая программа;

  • Интернет-ресурсы.





Мое лучше, чем наше. Бенджамин Франклин
ещё >>