Рабочая программа по мхк. 5 класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа По учебному предмету Мировая художественная культура... 1 113.24kb.
Рабочая программа по мхк класс : 9 Учебный год: 2013-2014 34 часа... 1 288.98kb.
Рабочая программа по мхк 11 класс 1 327.73kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 2 366.59kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 1 293kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 3 356.8kb.
Рабочая программа по русскому языку Класс: 8б 7 1173.19kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса 3 386.01kb.
Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка... 2 360.11kb.
Рабочая программа по литературе 11 класс Программа «Литература 5-11... 4 968.9kb.
Рабочая программа Название учебного предмета Музыкальное искусство... 7 947.33kb.
Приложение №2 Одиссей в земле одноглазых циклопов. (по мотивам «Одиссеи»... 1 27.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по мхк. 5 класс - страница №1/1

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа с этнокультурным литовским компонентом образования №1247 имени Юргиса Балтрушайтиса



Утверждено

Председатель МС

Валаткайте С.П.

31.08.2012.



Согласовано

ЗУВР Тишина Н.И

31.08.2012.


Согласовано

Руководитель кафедры

__________________________

__________________________

Лашкевич Т.А..

31.08.2012.


Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д.И.. (высшая квалификационная категория)
Рабочая программа по МХК. 5 класс

Пояснительная записка
Кому адресована программа

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класса для общеобразовательных школ.


Основная идея программы

Приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству.


Актуальность, новизна, значимость

Мировая художественная культура (МХК) — пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. Появление но­вых программ, учебников и пособий по МХК, повы­шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб­лем его преподавания в средствах массовой информа­ции — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в кото­рых рассматривается дальнейшая перспектива изуче­ния МХК в средней школе, достаточно четко опреде­ляют его место в Базисном учебном плане. В них осо­бо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.
Образовательная область данного учебного предмета

Предмет «Мировая художественная культура» является составной частью образовательной области «Искусство» базисного учебного плана.


Цели учебного предмета

Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.

Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.

Образовательные цели и задачи курса:



  • изучение шедевров мирового искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художествен­ной культуре на протяжении ее исторического разви­тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:



  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.



Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)



Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

  1. класс. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественно­му воплощению в различных видах искусства и причи­нам изменения интерпретации на протяжении истори­ческого развития мировой художественной культуры.


Методы, формы обучения и режим занятий

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.


Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 5-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.



Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.



Система оценки достижений обучающихся

Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка фор­мирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется ми­ровоззрение, - это знания и умения.

В связи с этим при оценке уровня знаний и умений учитываются следую­щие показатели:


  • знания учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений;

  • устойчивость знаний и умений;

  • проявление своей позиции в конкретной деятельности.

Знания и умения оцениваются по 5-ти бальной системе.
Инструментарий для оценивания результатов

Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью провер­ки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в прак­тической деятельности.

Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направ­лены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения.

Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверитель­ный диалог - «Постигаю суть мастерства».

Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор пред­полагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, ма­териалов.

Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вари­антов ответов.



Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, об­ращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышле­нию, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественно­му процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой пор­трет?

Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтичес­ких или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприя­тия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции.

Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игро­вые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ре­бенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика.

Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА.

МИФОЛОГИЯ 68 часов.

Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важней­ших сторон бытия. Исходные понятия нравственнос­ти — залог «вечной» жизни ее сюжетов и образов. Проблемы смысла жизни, идеалы красоты, добра, борьбы и подвига, любви и страдания. Мифологиче­ские сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров. Причины изменения их интер­претации на протяжении истории развития мировой художественной культуры. Диалог героев мифологии с человеком нового времени.

I. Сюжеты и образы античной мифологии



1. Сотворение мира. 2 часа

Хаос как источник жизни на Земле, элемент перво­основы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы».

Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония».

Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного гре­ческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожи­рающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности ин­терпретации античного мифа.



    1. Бог-громовержец Зевс. 3 часа

Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.

Гора Олимп — место вечного обитания богов. Две­надцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Де- метра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почита­нии Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».

Традиционный образ Зевса в произведениях искус­ства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Го­лова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса.

Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное вопло­щение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант».



    1. Окружение Зевса. 3часа

Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Гани- меда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по вы­бору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормя­щий Зевсова орла».

Крылатая богиня Ника Самофракийская, художе­ственные достоинства скульптурного образа. Стихо­творение Н. Гумилева «Самофракийская победа».

Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Фи­лемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфо­зах» Овидия.

Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Лите­ратурная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».

Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тици­ана и Рембрандта «Даная»). Сюжет похищения Евро­пы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радост­ное, счастливое похищение прекрасной Европы в кар­тине В. Серова.

Юпитер и Леда, Ио, Каллисто в картинах Корред- жо, Леонардо да Винчи, Ф. Буше. «Юпитер и Фети­да» в картине Ж. Д. Энгра и Я. Тинторетто «Проис­хождение Млечного Пути» (по выбору). Интерпрета­ция мифов о возлюбленных Зевса в стихотворении Г. Гейне «Мифология».



4. Прометей — «сквозь тысячелетия вперед

смотрящий). 3 часа

Миф о титане духа и воли как пример самоотвер­женной борьбы за спасение рода человеческого. За­слуги Прометея перед человечеством в «Метаморфо­зах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий пер­вого человека». Басни Эзопа о Прометее.

Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам нака­занного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в траге­дии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прико­ванный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».

Устойчивость мифа о Прометее в истории ис­кусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победи­тель тирании, олицетворение художника, получаю­щего у неба огонь творческого вдохновения. Сравни­тельный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете и Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический мани­фест творческой личности, утверждающий себя в ре­альном мире, «смиривший высокомерие» богов. Про­метей Байрона — «титан, воитель и борец», не поко­рившийся Зевсу, «символ свободы», «величья обра­зец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека.

Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Лис­та. Внимание композитора к драматизму личных пе­реживаний героя. Сравнительный анализ стихотворе­ния И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свобо­де (по выбору).

5. Посейдон — владыта морей. 3 часа.

Посейдон (Нептун) — один из главных олимпий­ских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.

Миф о состязании Афины и Посейдона за облада­ние Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах.

Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Кар­тина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественно­го образа. Образ «владыки морей» в художественном фильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).

Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».


  1. Бог огня Гефест. 2 часа.

Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнеч­ного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описа­ние кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Ге­феста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп».

Посещение кузницы вулкана Афродитой в карти­нах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отра­жение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».



  1. Афина — богиня мудрости и справедливой

войны. 3 часа.

Распространение культа Афины (Минервы) в Древ­ней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудес­ном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Ак­рополе.

Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитек­турном ансамбле Парфенона и их судьба в истории ис­кусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.

Афина Паллада (Воительница), покровительствую­щая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Палладе и Марсе в поэме «Илиада».

Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение Арахны в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соеди­нение в одном полотне античного мифа и реальности жизни.

Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдер­жанной богини Афины и мастерски переданный ис­пуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афи­ны в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»).

Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия.

8. Лики Аполлона. 3 часа.

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неодно­родность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпо­хи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

Миф о победе над Пифоном и его ироническое отра­жение в «Эпиграмме» А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий яще­рицу»). Аполлон как воплощение красоты всех олим­пийских богов. Душевный порыв, величие, муже­ственность и гордость в скульптуре Леохара. Созерца­тельность и лиричность настроения, непринужден­ность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа.

Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.

Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ни- обеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материн­ской скорби и неотвратимости неожиданных ударов судьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и пе­реданный в нем протест героини против воли всесиль­ных богов.

Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегори­ческое противопоставление интеллектуального нача­ла (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художест­венное воплощение сюжета в картинах Тициана «На­казание Марсия» и Х. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору).

Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Мета­морфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Апол­лон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихо­творении Л. Мея «Дафна».

9. Аполлон и музы1 Парнаса. 3 часа.

Аполлон Мусагет — покровитель искусств и твор­ческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (ки­фара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон».

Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимаю­щиеся музыкой». Образное воплощение темы творче­ского вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины.

Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Проис­хождение муз, их отличительные атрибуты в скульп­турных изображениях из собрания Эрмитажа.

«Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантасти­чески-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фре­ска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаме­нитых греческих, римских и современных поэтов.

Поэтическое воплощение художественного идеала Ра­фаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения.

Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музы­ку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заклю­чительный танец Аполлона и Терпсихоры, прослав­ляющий красоту и великую силу искусства.


  1. Орфей и Эвридика. 2 часа.

Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении му­зыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различ­ных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Ор­фей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоци­ональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»).

«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкаль­ных интерпретаций античного мифа. Суровая драма­тическая сила и нежная лирика, власть любви и ис­кусства, торжествующие над смертью.

Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты к Орфею» (по выбору).


  1. Диана — покровительница охоты. 2 часа.

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее ос­новные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».

Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудо- на («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвра­щение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрас­ных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини.

Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто.

Художественное воплощение мифа о любви к юно­ше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Энди- мион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа.



12. Арес — неукротимый бог войны. 2 часа.

Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).

Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений ан­тичной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поеди­нок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок.

Широкое распространение культа Марса в рим­ской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Мар- сова поля — места военных смотров и маневров в Ри­ме. Неожиданное решение образа в картине Веласке- са «Марс».

Скульптурный портрет императора Августа из прима Порта. Сходство его изображения с богом вой­ны Марсом. Традиции римского скульптурного порт­рета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечат­ленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинст­венную живость потешных марсовых полей»).

Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Мета­морфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Пом­пеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сер­дец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору).



    1. Триумф Диониса. 3часа.

Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспи­тании Диониса.

Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Изображение шаловливого малыша, тянущегося ру­чонкой к кисти винограда, как символическое вопло­щение сущности бога виноградарства и виноделия. Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неиз­вестного автора. Нежное и бережное воспитание Си­леном забавного и веселого малыша.

Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеров­ских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Непринужденность поэтиче­ской сцены, удачно выбранная композиция.

Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в карти­не Тициана «Вакх и Ариадна». Триумфальный кор­теж Диониса и Ариадны в сопровождении вакханок и сатиров.



    1. У истоков театрального искусства.2 часа.

Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Шествия Диониса и его спутников, нашедшие отра­жение в греческой вазописи и в рельефах восточного фриза Парфенона.

Дифирамбы — песнопения в честь Диониса — про­лог к истории греческого театра. Возникновение гре­ческой драмы и комедии. Первые театры Греции и ор­ганизация в них театральных спектаклей.

Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Мена­да», художественная выразительность спутницы Ди­ониса, запечатленная в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувст­ва экспрессии и власти стихийного порыва. Скульп­тура Праксителя «Отдыхающий сатир».

Дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха», музы­кальное решение образа.



15. Афродита — богиня любви. 3 часа.

Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Ми- лосская». Нежность и целомудренная красота, запе­чатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версии. «Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии и свободы, передача тон­чайших нюансов возвышенного и светлого чувства.

«Рождение Венеры» С. Боттичелли. Целомудрие и поэтичность образа, его одухотворенная красота и нежность. Сочетание обаяния античной богини с меч­тательностью Мадонны.

Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Картина Тициана «Любовь небес­ная и земная», отразившая две сущности богини люб­ви, способной губить и возрождать человека к жизни.

Сюжеты «Спящая Венера» (Джорджоне, Э. Мане), «Венера перед зеркалом» (Тициан, Д. Веласкес, П. Ру­бенс, Ж. Д. Энгр), «Туалет Венеры» (Тициан, Я. Тин- торетто, П. Рубенс, Ф. Буше), «Купание Венеры» (П. Рубенс, А. ван Дейк) в произведениях мировой живописи (по выбору).

Знакомство с мифом о Венере и Марсе в изложении Гомера («Одиссея»). Аллегорический смысл картины П. Веронезе «Марс и Венера», передающей торжество целомудренной любви.

Миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды» (А. С. Пушкин). Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (фрески Помпеи, гре­ческая вазопись, рельефы саркофагов — по выбору).

Чтение фрагментов из «Метаморфоз» Овидия («Адо­нис», «Смерть Адониса»). Возвращение к мифу в эпоху Возрождения (картины Джорджоне, Тициана, П. Веро- незе). Сцена трогательного и нежного расставания влюбленных, сложность и противоречивость чувств героев. Скульптура Дж. Мацуоллы «Гибель Адониса». Стремительный порыв последнего движения, неотвра­тимость приближающейся смерти, символически воп­лощенной в выросших цветах анемонов.



      1. Нарцисс и Эхо. 2 часа.

Венера, покровительствующая влюбленным и пре­следующая тех, кто отвергает любовь. Как был нака­зан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия.

Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Символиче­ское воплощение сцены гибели Нарцисса и призрач­ность образа опечаленной нимфы Эхо. «Нарцисс» в картине К. Брюллова: искренность и удивление ге­роя, увидевшего свое отражение в воде. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс». Смешной и тощий подросток, очарован­ный своим отражением в зеркале ручья. Картина С. Дали «Метаморфозы Нарцисса», условный харак­тер воплощения мифологического сюжета.



      1. В сетях Эрота. 3 часа.

Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожден­ный Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота снача­ла в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях антич­ной литературы (трагедии Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа.

Эрот — хитроумный малыш, помыкающий своей матерью. Сюжет воспитания и наказания Амура Аф­родитой. «Венера, завязывающая глаза Амуру» Тици­ана, «Венера и Купидон» Лукаса Кранаха Младшего и «Венера, утешающая Амура» Ф. Буше (по выбору).

Традиционные атрибуты и окружение Амура. Кар­тины Караваджо «Амур-победитель», Пармиджанино «Амур с луком» и П. Рубенса «Амур, вырезающий лук» (по выбору). Общность и различие в трактовках образа. Образ Амура, запечатленный в скульптурных образах Донателло («Амур — Атис»), А. Кановы («Амур») и Э. Фальконе («Грозящий Амур») (по выбо­ру).

Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки. Бесполезность любых попыток человека и богов всту­пить с ним в состязание или противиться его воле.



      1. Амур и Психея. 3 часа.

Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение чело­веческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи.

Скульптурная группа «Амур и Психея» А. Кановы. Целомудрие любви, нежность, изящество и грация юных героев. А. А. Бестужев-Марлинский о скульп­турной группе А. Кановы («Фрегат «Надежда»).

Символическое изображение души Психеи в виде бабочки. Поэтическое изображение внутреннего мира Психеи в стихотворении В. Я. Брюсова «Психея». По­чему так недружелюбно она была принята на божест­венном Олимпе? Почему, оказавшись «на пиру бо­гов», она вспоминает о «днях земных утех»?

Особенности разработки сюжета об Амуре и Психее в русской народной сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».



      1. Богиня цветов Флора. 2 часа.

Флора (греч. — Хлорида) — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов.

Ее отождествление с греческой богиней цветов Хлори- дой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии — празднества в ее честь.

Особенности изображения Флоры в произведениях искусства. Высокий женский идеал и чистая юная ра­дость в картине Тициана «Флора». Образ жены ху­дожника в картине Рембрандта «Флора».

Воплощение сюжета «Царство Флоры» в картине Н. Пуссена. Поэтическая аллегория происхождения цветов, ее глубокий символический смысл.

Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине

С. Боттичелли «Весна». Аллегорическое превраще­ние силой любви нимфы Хлорис в богиню цветения Флору.

II. Мифология древних славян

Судьба языческой славянской мифологии в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифо­логией. Происхождение богов и особенности их изобра­жения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия — главный источник знаний о славянской ми­фологии. Пантеон славянских языческих богов.



20. Перун — бог грома и молнии. 3 часа.

Перун-громовержец, один из главных богов сла­вянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния (те­тушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца — Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным бо­гом Зевсом и римским Юпитером.

Многочисленные упоминания о Перуне в летописи Нестора «Повесть временных лет». Почему даже пос­ле принятия христианства наши предки продолжали поклоняться Перуну? Фрагменты из поэмы М. Херас­кова «Владимириада» и стихотворение В. Хлебнико­ва «Перуну» (по выбору). Характерные особенности изображения языческого божества. Перун — верхов­ный бог, повелевающий грозами, громами и молнией в поэме Хераскова. Перун как воплощение свободной стихии в стихотворении В. Хлебникова.

Сходство между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем (святость жизни, воинские доблести, общность атри­бутов, сказания о битвах с демонами, врагами).



        1. Велес. 2 часа.

Велес — покровитель домашнего скота, символ бо­гатства и благополучия. Чествование Велеса в Масле­ницу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Пе­руна, воплощение существа змеиной породы.

Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху в культ святого Власия. Знакомство с иконой новгородской школы «Св. Власий и Спиридоний». Почему на иконах святой Власий чаще всего изобра­жался на коне в окружении лошадей, коров и овец? Смысл поучительного отношения к последнему снопу убранного с полей урожая.

Чтение фрагментов «Велесовой книги». Рассказ об исторической судьбе книги, знакомство с основными мифологическими персонажами.


        1. Дажьбог. 2часа.

Дажьбог — один из главных богов восточных сла­вян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхожде­нии его имени. Что объединяет греческого бога Гели- оса с восточнославянским Дажьбогом?

Народные легенды о Дажьбоге и их глубокий сим­волический смысл. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Фрагмент из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни», рассказывающий о наказании солнцем тех, кто не очень почтительно от­носится к нему.

Образ Дажьбога как олицетворение правды и исти­ны, запечатленный в русских народных пословицах. Какие качества нашли отражение в загадках и народ­ных приметах о солнышке? Отражение культа Дажь- бога в народных обрядах и праздниках.


        1. Световид. 1 час.

Световид — верховный бог западных славян, хра­нитель и продолжатель рода, давший свет, жизнь. Че­тыре лица Световида и его главные атрибуты, запе­чатленные в Збручском идоле.

Световид как прорицатель народной судьбы. Что объединяет славянское божество Световида с грече­ским богом Аполлоном?

Святки — символические игры в честь Световида. Смысл подношений в виде огромных пирогов, скота и военных трофеев.


        1. Макошь. 3 часа.

Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и уда­чи. Рог изобилия — обязательный атрибут ее изобра­жения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.

Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обря­дах и праздниках. Связь с фольклорным образом Ма­тери Сырой Земли. Легенда о Матери Сырой Земле в изложении П. И. Мельникова-Печерского («В лесах») и ее поучительный смысл.

Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу, покровительницу хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Па­раскевы Пятницы в древнерусских иконах. Почему во многих городах Руси (Новгороде, Чернигове, Москве) возводимые в ее честь церкви носили назва­ние Параскевы Пятницы на Торгу?


        1. Лада. 3 часа.

Лада (Ладо) — богиня любви, красоты и очарова­ния. Ее общность с греческой богиней любви Афроди­той. Особый культ богини в Киеве, характерные осо­бенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона (по поэме М. Хераско­ва «Владимириада»).

Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества (обрядовых песнях с заклика- нием весны). Русская народная песня «А мы просо се­яли, сеяли...». Сходство героини народной сказки о Марье Моревне с Ладой.

Версии происхождения имени. Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообраз­ности, простоте и красоте в жизненном укладе.

Лада и ее дочь Лель — воспламеняющая любовь. Поэтическое воплощение образа в стихотворении А. Н. Толстого «Лель». Переосмысление образа в опе­ре-сказке «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и художественном фильме «Снегурочка» режиссера П. Кадочникова.



26. Купало, Ярило, Кострома. 3 часа.

Купало, Ярило и Кострома — персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодо­родия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительнос­ти. Существующие версии происхождения их имен.

Разделение функций между божествами. Купало — бог плодородия, символ летнего солнцестояния, покро­витель земледельцев, собирающих урожай. Ярило — символ вызревания новых зерен на колосьях. Костро­ма — символ плодородия земли, воплощение расти­тельных сил. Их близкое родство с богом-громоверж­цем Перуном.

Отражение языческих божеств в народных обря­дах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Кост­ромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Отражение мифологических об­разов русалок в стихотворениях «Русалка» А. С. Пуш­кина и М. Ю. Лермонтова и в картине И. Н. Крамского «Русалка». Символическое значение образов цвету­щего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похорон Костромы» в праздник Петрова дня.

Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. И. Мельнико- ва-Печерского «В лесах» и в стихотворении С. Есенина «Матушка в Купальницу по лесу ходила» (по выбору).

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету «Мировая художественная культура. 5 класс»

Требования к знаниям

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

знать/понимать:


  • мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;

  • причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.


Требования к умениям

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

уметь:


  • сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;

  • понимать искусствоведческие термины и пользовать­ся ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискус­сии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, докла­ды, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).


Требования компетенции

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:


  • определения путей своего культурного развития; про­фессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.


Формы контроля знаний обучающихся

В педагогической практике преподавания предмета МХК существуют различные формы контроля знаний обучающихся:



  • высказывания учеников на семинаре, «круглом столе», диспуте;

  • письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения;

  • составление сравнительных таблиц;

  • собственное литературное, музыкальное, художественное творчество;

  • театрализованное представление эпохи;

  • выпуск художественного альманаха.


Список литературы

(основной и дополнительной)
Литература, использованная при разработке программы

  1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2010;

  2. Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;

  3. М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.

  4. Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.

  5. Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.-М.: Правда, 1988.

  6. Ф.Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство. Соч в 2-х т., - М., 1990.

  7. Античность как тип культуры. - М., 1988.

  8. Сквозь века. - М., 1986.

  9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. - М.,1980.

  10. История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995.

  11. Мифология древнего мира. - М: Белфакс, 2002.

  12. Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. - М.: Русское слово, 1997.

  13. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М., 1987.

  14. В.Калашников. Боги древних славян. - М.: Белый город, 2003.

  15. Д.Гаврилов, А.Наговицын. Боги славян. Язычество. Традиция. - М.: Рефл-Бук, 2002.

  16. А.Платов. Славянские руны. - М.: Гелиос, 2001.

  17. Песни, сказки, частушки. - Саратов, 1969.

  18. Г.С.Белякова. Славянская мифология. -М.: Просвещение, 1995.

  19. А.А. Потебня. Объяснения малорусских и сродных народных песен.

  20. А.Н. Нестеров. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. - М., 1992.


Литература, рекомендованная для обучающихся

Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2010



Темы проектов:

  1. Рождение Гефеста.

  2. Вулкан – огненная стихия (римская мифология).

  3. Бог, покрытый потом (греческая мифология).

  4. Мастер – золотые руки.

  5. Атрибуты Вулкана.

  6. Божественный кузнец. Жизнь Гефеста на Олимпе.

  7. Бог Световид (исследовательский проект).


Темы творческих работ

I. Картина, или поделка на тему «Мой Прометей»

II. Экскурсия по туристическим местам Греции, связанным с мифом об Афине:


  1. Афины – город мира.

  2. Божественная Афина (инсценировка мифа).

  3. Парфенон. Творения Фидия.

  4. Гнев и мудрость Афины (миф об Арахне, Марсий).

III. Рисунок к наиболее понравившемуся мифу, связанному с богиней Афиной.

IV. Видение мифа об Орфее: рисунок, открытка, коллаж, поделка и др.

V. Сочинение «Тайна созвездия Большой Медведицы».

VI. Сочинение-описание по картине Микеланджело «Вакх» или картине Диего Веласкеса «Триумф Вакха» (по выбору).

VII. Экскурсии по музеям, где хранятся знаменитые древнегреческие статуи и живописные полотна, посвященные Афродите:


  1. Афродита Книдская (ок. 350 до н. э., Пракситель. Музей Пио-Клементино, Ватикан).

  2. Венера Милосская (II в. до н. э., Лувр, Париж).

  3. Тициан. Венера и Адонис. 1553 год. Прадо, Мадрид.

  4. Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици. Флоренция.

  5. Джорджоне. Спящая Венера. 1505-1510 годы. Дрезденская картинная галерея.

  6. Д. Веласкес. Венера с зеркалом. 1651 год. Национальная галерея в Лондоне.

  7. П. П. Рубенс. Венера перед зеркалом. 1615-16, Вадуц. Галерея Лихтенштейн.

  8. П. П. Рубенс. Венера и Адонис. Около 1615 год. Эрмитаж.

  9. П. П. Рубенс. Туалет Венеры. 1612-1615 годы. Масло. Галерея Лихтенштейна. Вадуц.

VIII. Изобразить сцену народных гуляний, связанных с культом бога Велеса (Масленица и т.д.)

IX. Рисунки, поделки для выставки «Древнегреческая мифология».



X. Фотовыставка авторских работ, акварельных работ «Этот удивительный сказочный мир», открыток «Удивительное рядом», коллажей и т.д.

Темы диспутов (конкурсов):

  • Греческие боги-разрушители и боги-созидатели (противоречивый образ - например, «Аполлон - смертельная красота»)

  • Нас приглашает в гости Прометей (Афины, Парфенон и т.д.) ……

  • Заимствованные слова? А я и не заметил!

  • Что мы знаем о божественных культах и ритуалах?

  • Крылатые выражения - такие древние и современные.

  • Музы Парнаса: 9, а кто 10-й? (современное искусство).

  • Чем страна Греция привлекает туристов?

  • Почему мифы Греции «живут» в наши дни?

  • Расскажи другу свой любимый миф - конкурс рассказов (кто расскажет больше и интересней).









То не беда, если за рубль дают полрубля; а то будет беда, когда за рубль станут давать в морду. Михаил Салтыков-Щедрин
ещё >>