Рабочая программа по литературе в 7 класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Рабочая программа по литературе. 5 Класс 8 1370kb.
Программа по литературе 11 класс 1 305.19kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной... 1 192.98kb.
Программа по литературе (11 класс) на 2011\2012 учебный год 102 часа 2 373.79kb.
Рабочая программа по литературе мбоу «Гимназия №40» Морозова Ю. 4 920.28kb.
Рабочая программа по литературе 11 класс Программа «Литература 5-11... 4 968.9kb.
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 3 425.24kb.
Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка... 2 360.11kb.
Рабочая программа по литературе, 5 класс 1 275.16kb.
Рабочая программа по литературе 11 класс 3 464.31kb.
И. О. Директора мбоу сош №1 г. Макарова 4 445.79kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 22.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по литературе в 7 класс - страница №1/3

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель Директор

________/Фархутдинова А.Г./ директора по УВР МБОУ «Татарско –Кандызская СОШ»

Протокол № ____ от МБОУ « Татарско - Кандызская СОШ» _______________ /Халиуллин И.Ш./

«__» ______ 2013г._________ / Халиуллина Р.Н./ Приказ № _____ от

«___» ________ 2013 г .«___» _______ 2013 г.



Рабочая программа по литературе в 7 классе

учителя русского языка и литературы 1 квалификационной категории

МБОУ «Татарско-Кандызская СОШ»

Фархутдиновой Алии Гарафутдиновны

Рассмотрено на

заседании педагогического

совета

протокол № _____ от

«__» ______ 2013г. 2013-2014 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г.Ахметзянова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В классе на изучения курса выделено 2 часа в неделю. Всего 70 часов. Срок реализации учебной программы 1 год.



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование, контроль уровня обученности, перечень учебно-методического обеспечения.



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.



Раздел I I I. Цели и задачи учебной дисциплины.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:



  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Планирование составлено на основе программы «Русская литература. Программа для V – XI классов татарской средней общеобразовательной школы». Базовый уровень. Под редакцией М.Г.Ахметзянова, Казань, изд. «Магариф» 2009

Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова, Д.И.Шакирова

Учебник: М.Г.Ахметзянов и др. . Русская литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы». В двух частях. Под редакцией доктора педагогических наук М.Г.Ахметзянова. Казань, издательство «Магариф», 2007.

Методические пособия, используемые учителем:


  1. М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Р.И.Галеева, Р.Ф.Мухаметшина и т.д. «Русская литература в 7 классе татарской школы». Методическое руководство к учебной хрестоматии.

К., «Магариф», 1999

2. Интернет-ресурсы

3.Журналы: « Литература в школе», « Первое сентября. Литература»




Тема урока

Кол.

Час.

Дата


Тип урока


Планируемые результаты

Вид

контроля

Домашнее задание

Виды учебной деятельности

Примечание

1

Вводный урок

«В мире литературы» Мой читательский опыт



1







Актуализация читательского опыта

Выяснить подготовленность школьников к восприятию данного курса литературы

Умение рассказать о прочитанном материале

Прочесть вводную статью учебника и составить тезисы

Умение строить связный ответ




2

У литературной карты Татарстана

Внеклассное чтение.

Пословица – всем делам помощница


1







Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Расширить представления учащихся о фольклоре.

Раскрыть красоту татарских пословиц



Художественно - изобразит. средства знание пословиц

Групповые задания.

Подобрать пословицы





Совершенствование монологической речи. Инсценирование пословиц




3

Исторические песни “Пугачев в темнице”, “Пугачев казнен”

1







Урок знакомства с исторической песней

Объяснение учащимся о рыцарских и бунтарских песнях

Определение исторической песни

1.Выразительное чтение

2.Наизусть отрывок



Умение учащихся определять основную мысль исторической песни




4

Лирические песни “Уж ты ночка, ночень-ка темная”, “Вдоль по улице метелица метет”

1







Знакомство учащихся с историческими песнями

Воспитание у школьников любви к Родине

Выражение основ народного бытия


1.Выделение основ лирической песни

2.Умение исполнять



Выразительное чтение лирических песен




5

Древнерусская литература «Житие» прототипа Аввакума, им самим написанное

1







Урок изучения новой темы. Работа с книгой

Научить анализировать произведения нового жанра, определять его особенности

Определять житийный жанр в древнерусской литературе

Перечитать «Житие» рассказать содержание

Работа с текстом, словарно- лексическая работа




6

В.А.Жуковский «Светлана»

1







Урок изучение нов материала Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского

Определение русского национального быта в балладе

Чтение баллад, умение высказывать впечатление

Групповые задания.

1.Научиттся анализировать

2.Прочитать баллады


Чтение учащихся, высказывание своих мыслей




7

Внеклассное чтение. Баллады «Рыбак», «Перчатка»

1







Углубление творчества Жуковского

Объяснение учителя новых произведений автора

Насколько учащиеся готовы к уроку

Написать краткое содержание прочитанного.

Самостоятельная работа с книгой




8

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», «Чудный град», «Муза»

1







Знакомство с творчеством Баратынского

Развивать умение выразительно читать

Устное изложение биографии, выразительное чтение

Групповые задания.

1.Стихи о природе



2.Пейзажная лирика

Баратынский в Казани




9

А.В.Кольцов «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь», «Русская песня», «Разлука»

1







Урок изучения нового материала

Познакомить с самобытностью дарования поэта

Умение учащихся рассказывать основное по творчеству

Стр.35-38 . Выучить наизусть понравив-ся стихотворение, выразительно читать

Перечитать стихи, сделать анализ стихов




10

А.С.Пушкин Жизненный и творческий путь

1







Урок изучение нов материала Репродуктивный рассказ с элементами анализа

Систематизация известных фактов о биографии поэта, пополнить знания и впечатления

Умение работать с книгой, использовать ранее известный материал

Стр.39-48. прочитать биографию. Написать рассказ – сочинение «Что услышал и узнал нового о Пушкине»

Развитие монологической речи




11

А.С.Пушкин «Полтавский бой»

1







Урок изучение нов материала Интерес Пушкина к историческому прошлому народа

Краткие сведения о Полтавском сражении, вызвать интерес учащихся к поэме

Исторический материал о Полтавском бое и Петре I

Составить цитатный план

Перечитать отрывок и ответить на вопросы




12

Сопоставление полководцев Петра I и Карла XI

1







Работа с текстом чтение вслед за автором

Сравнить описание Петра и Карла

Портрет, язык, стиль писателя

Выучить отрывок наизусть, сочинение самоинтервью с Петром I

Сопоставительная характеристика




13

19 октября 1825 г. «И.И.Пущину» «Бесы»

1







Элементы выразительного чтения

Выражение нежной привязанности к лицейским товарищам

Тема дружбы и товари-щества

Выразительное чтение, анализ стиха

Умение показать единство автобиограф. С общечеловеческ.




14

Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха

1







Объяснение учащимися о стихотвор-ной речи

Умение учащихся анализировать, определять размеры

Отличие ямба от хорея.

Анализ стихов А.С.Пушкина

Навыки самостоятельной работы




15

А.С.Пушкин «Дубровский».

Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян.



1







Урок изучение нов материала Познакомить с историей создания и проблематикой

Совершенствование навыков самостоятельного чтения

Умение рассказывать строить связный текст

Пересказ 1 ч. повести, ответить на вопросы

Работа по карточкам совершенствова-ние монологической речи




16

А.С.Пушкин «Дубровский».

Чистота благородство отношений героев.



1







Урок совершенства и углубления знаний

Научить использовать в речи лексику времен написания произведения

Совершенствование навыков умения строить рассказ о герое

Подготовить ответы на вопросы(5-10)

Знакомство с особенностями построения




17

Р./р Устный рассказ «Дубровский и крестьянин»

1







Развитие устной речи, обобщение изученного

Показать чистоту и благородство героев

Авторское отношение к авторскому бунту

Повторить ранее изученное о Лермонтове

Ответы на вопросы, составление связного текста




18

Лирика Лермонтова «Парус», «Желанье»

1







Беседа, навыки анализа стихотворения

Учить систематизировать анализ лирического произведения

Каковы основные темы творчества поэта

Написать эссе «Мой Лермонтов»

Лирический герой в творчестве Лермонтова




19

«Песня про купца Калашникова»

1







Аналитическая беседа

Интерес Лермонтова к истории России

Выборочно- выразительное чтение

Составить цитатный план 1 и 2 главы

Письменный ответ на вопрос: как изображены картины русской жизни




20

Трехсложные размеры стиха

1







Углубление знаний о трехсложном размере

Совершенствование навыков определения размеров стиха

Чем отличаются дактиль, амфибрахий и анапест

Целостный анализ стиха

Совершенствование самостоятельной работы




21

Н.В.Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба»

1







Урок изучение нов материала Обучение репродуктивному высказыва-нию

Расширение знаний о Гоголе, развитие навыков работы с книгой

Черты исторического времени

Устный рассказ «Образ времени и героя»

Выделить признак исторического времени




22

Образ запорожской Сечи в повести

1







Комментированное чтение с элементами анализа

Развитие навыков анализа художественного образа

Ответы на вопросы

Выделить в тексте описание пейзажа

Характеры обитателей Запорожеской Сечи




23

Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрея

1







Урок совершенствования знаний и умений

Устное высказывание (Пересказ по плану текста)

Составление плана, использование языковых и стилистических особенностей

Составить устные рассказы 1.Т.Бульба и его сыновья

2.Остап и Андрий – братья враги



Анализ эпизодов письменные ответы на вопросы




24

Трагедия Тараса Бульбы

1







Урок совершенствования ЗУН

Воспитание уважения к историческому прошлому страны

Чтение отрывков, ответы на вопросы

Написать монолог люльки Тараса

Найти в тексте ключевые выражения, связный текст




25

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

1







Урок- беседа с элементами комментированного чтения

Развитие навыков работы с художественным текстом

Понимание темы. Раскрытие на основе определения материала

Написать черновик сочинения, подбор эпиграфа

Умение обобщать, делать выводы




26

Р/р Сочинение по повести “Тарас Бульба”

1







Урок обобщения, творческая самостоятельная работа

Подготовка к сочинению, совершенствова-ние письменных навыков

Два брата, два характера, две судьбы

Дописать сочинение

Умение составлять план к сочинению




следующая страница >>



Дай кулаки добру, так зло сразу же объявит себя добром. Владимир Голобородько
ещё >>