Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе 6, 7, 8,9 классов разработана на... 5 846.83kb.
Рабочая программа по литературе разработана на основе примерной программы... 1 264.49kb.
И. О. Директора мбоу сош №1 г. Макарова 4 445.79kb.
Рабочая программа по предмету: «Литература» 9 класс адаптированная... 3 520.83kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Рабочая программа по истории для 6-9 классов разработана на основе... 3 466.13kb.
Рабочая программа основного общего образования по литературе создана... 3 787.23kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс 1 195.31kb.
Рабочая программа по литературе 8 класс 2 375.62kb.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... 2 502.99kb.
К рабочей программе по физике 8 класс 1 17.05kb.
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального... 1 181.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной программы - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Кандалакша


Согласовано

на заседании школьного

методического объединения

Руководитель МО

_________________________

« » 2011 года

Протокол №




«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 19 г. Кандалакша

___________________________Лайко Л. И.

Приказ № от « » 2011года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ

6 класс
разработана на основе Примерной программы основного общего

образования по литературе (базовый уровень) (2004г)




Программа разработана

Павловой Т. Г.




г. Кандалакша

2011 год


Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа разработана на основе Примерной государственной программы по литературе, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цели:

- приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической , зарубежной литературы;

- развивать уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст, повышение качества чтения;

- воспитывать восприятие высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

- познакомить учащихся с классическими образцами художественной литературы.
Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения курса литературы 6 класса ученик должен

знать:


  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образом литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

уметь:

  • характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения.

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

  • выделять и формулировать тему;

  • воспроизводить сюжет прочитанного произведения;

  • отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, двусложные размеры стиха и др.);

  • работать со справочным материалом;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • владеть различными видами пересказа.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного);

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Учебно-методический комплект

Примерная программа по литературе

Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях под редакцией Г.И. Беленького. М., «Дрофа», 2009.

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 6 кл. М., «Вако», 2007.

Рабочая программа по литературе 6 класс рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю); соответствует Примерной программе по литературе, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.



Содержание программы и

распределение программного материал

по годам изучения


Содержание программы

5 класс

6 класс

Литература как искусство слова (2 часа)

1час

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Литература и другие виды искусства.



1 час

Происхождение литературы. Миф. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.



Русский фольклор (9 часов)


9 часов

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.



Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.



Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок).

Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.






Литературная сказка (4 часа)


4 часа

Г.Х. Андерсен

Слово о писателе.



Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки).

Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.






Древнерусская литература (6 часов)





6 часов

Связь литературы с фольклором.



«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения).

Образно-стилистические особенности жанра летописи. «Повесть» как исторический и литературный памятник Древней Руси.



«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения).

Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.


Зарубежная литература (4 часа)


4 часа

Д. Дефо (возможен выбор другого зарубежного писателя)


Слово о писателе.

Роман «Робинзон Крузо».


История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.



Литература 19 века (63 часа)








И.А.Крылов (4 часа)


4 часа

Слово о писателе.



Басни: «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне» (возможен выбор других басен).

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.






В.А. Жуковский (2 часа)

2 часа

Слово о поэте.



Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады).

Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.






Зарубежная литература

Ф.Шиллер

(1 час)


1 час

Слово о поэте.



Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).

Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.






А.С. Пушкин (16 часов)

6 часов

Слово о поэте.



Стихотворения: «Няне», «И.И. Пущину».

Лирика как род литературы. Тема дружбы в лирике Пушкина.



«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки).

Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.



10 часов

Слово о поэте.



Стихотворение «Зимнее утро».

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.



Роман «Дубровский»

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.



Повесть «Выстрел».

Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.



М.Ю. Лермонтов

(4 часа)


4 часа

Слово о поэте.



Стихотворения: «Бородино», «Листок», «Три пальмы».

История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.






Н.В. Гоголь

(4 часа)


4 часа

Слово о писателе.



Повесть «Ночь перед Рождеством» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.





А.В. Кольцов

(2 часа) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры)





2 часа

Слово о поэте.



Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения).

Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.






Ф.И. Тютчев

(2 часа)





2 часа

Слово о поэте.



Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».

Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.



А.А.Фет

(3 часа)


1 час

Стихотворение «Ласточки пропали…».

Человек и природа в лирике Фета.



2 часа

Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них  у дуба, у березы…».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Понятие о параллелизме.



И.С.Тургенев

(4 часа)


4 часа

Слово о писателе



Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести)

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.






А.К.Толстой

(2 часа)





2 часа

Слово о поэте.



Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения).

Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады



Н.А.Некрасов

(7 часов)



3 часа

Слово о поэте.



Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа.


4 часа

Слово о поэте.



Стихотворение «Железная дорога». Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики. Поэма «Мороз, Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы). Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

Н.С.Лесков

(2 часа)





2 часа

Слово о писателе.



Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

А.П.Чехов

(2 часа)





2 часа

Слово о писателе.



Рассказ «Толстый и тонкий». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

Жанр новеллы в зарубежной литературе П.Мериме

(2 часа)





2 часа

Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения). Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

В.Г.Короленко (3 часа)




3 часа

Слово о писателе.



Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

Тема детства в зарубежной литературе М.Твен

(3 часа) (возможен выбор другого зарубежного писателя)



3 часа

Слово о писателе.



Повесть «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.




Литература 20 века

(26 часов)







В.В.Маяковский (2 часа)




2 часа

Слово о поэте.



Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения.

С.А. Есенин

(2 часа)


2 часа

Слово о поэте.



Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения). Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.




Зарубежные писатели о животных. Дж.Лондон

(3 часа)





3 часа

Слово о писателе.



Повесть «Белый клык» (возможен выбор другого произведения). Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.

А.П. Платонов (2 часа)




2 часа

Слово о писателе.



Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (возможен выбор другого рассказа). Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

А.С.Грин

(2 часа)






2 часа

Слово о писателе.



Повесть «Алые паруса» (возможен выбор другой повести. Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

К.Г.Паустовский (2 часа)

2 часа

Слово о писателе.



Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа). Тематика и проблематика произведения.




М.М.Пришвин (4 часа)




4 часа

Слово о писателе.



Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения). Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Н.Рубцов

(2 часа)





2 часа

Слово о поэте.



Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (возможен выбор других стихотворений). Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в “тихой” лирике Рубцова.

Ю.Казаков

(1 час)


1 час

Слово о писателе.



Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения). Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.




В.П.Распутин

(3 часа)





3 часа

Слово о писателе.



Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

В.П.Астафьев

(2 часа)


2 часа

Слово о писателе.



Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.




О.Генри (возможен выбор другого зарубежного писателя)

(1 час)





1 час

Слово о писателе.



Рассказ «Дары волхвов» (возможен выбор другого произведения). Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

ИТОГО 114 часов

59 часов

55 часов

РЕЗЕРВ

9 часов

13 часов

Резервное время в количестве 22 часов использовано для формирования коммуникативной компетенции (уроки развития речи) и расширение читательского кругозора обучающихся (уроки внеклассного чтения).




Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс


№ п/п

Содержание

Тема урока

Дата

1

Литература как искусство слова (1 час)

Происхождение литературы. Миф. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.




2 ВнЧ




Мифы Древней Греции.




3

Древнерусская литература

(6 + 1 час)



Связь литературы с фольклором.




4

«Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник Древней Руси. Образно-стилистические особенности жанра летописи.




5

«Повесть временных лет» (фрагменты «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке»). Образно-стилистические особенности жанра летописи.




6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека.




7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и святости в повести.




8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Цельность характеров героев.




9 РР

Развернутый ответ на вопрос по теме «Древнерусская литература»




10

А.С. Пушкин

(10 + 1 + 1 час )



Слово о поэте.




11

Стихотворение «Зимнее утро». Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.




12

Повесть «Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие.




13

Повесть «Выстрел». Смысл названия произведения.




14ВнЧ

Повесть «Барышня-крестьянка».




15

Роман «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт.




16

Роман «Дубровский». Образ Владимира Дубровского.




17

Роман «Дубровский». Нравственная проблематика повести.




18

Роман «Дубровский». Тема «отцов и детей».




19

Роман «Дубровский». Тема крестьянского бунта в романе. Образы крестьян в повести.




20

Роман «Дубровский». Своеобразие жанра произведения.




21РР

Характеристика литературного героя.




22

Ф.И. Тютчев

(2 час)


Слово о поэте. Основные темы лирики Тютчева..




23

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.




24

А.А.Фет

(2 час)


Слово о поэте. Лирический герой поэзии Фета.




25

Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них  у дуба, у березы…». Средства передачи настроения. Понятие о параллелизме.




26РР,

ВнЧ




Урок-концерт «Родная природа в творчестве русских поэтов».

Сочинение «Родная природа в творчестве русских поэтов».




27

А.К.Толстой

(2 час)


Слово о поэте. Баллада «Василий Шибанов». Обзор содержания.




28

Баллада «Василий Шибанов». Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного в балладе.




29

Н.А.Некрасов

(4 час)


Слово о поэте. Народность лирики Некрасова.




30

Стихотворение «Железная дорога». Образ народа-труженика и народа-страдальца в стихотворении.




31

Поэма «Мороз, Красный Нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины




32

Поэма «Мороз, Красный Нос». Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.




33РР










34

Н.С.Лесков

(2 час)


Слово о писателе. Стилистические особенности сказа Лескова.




35

Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе. Проблема народа и власти.




36

А.П.Чехов

(2 + 1 час)



Слово о писателе.




37

Рассказ «Толстый и тонкий». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.




38ВнЧ

Юмористические рассказы А.П.Чехова.




39

Жанр новеллы в зарубежной литературе П.Мериме

(2 час)

Особенности новеллы как литературного жанра. Новелла «Маттео Фальконе». История создания новеллы.




40

Новелла «Маттео Фальконе». Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.




41

В.Г.Короленко (3 час)

Слово о писателе.




42

Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.




43

Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Особенности портрета и пейзажа в повести.




44РР










45

В.В.Маяковский (2 час)

Слово о поэте. Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество.




46

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения.




47

Зарубежные писатели о животных. Дж.Лондон

(3 час)


Слово о писателе.




48

Повесть «Белый клык». Мир человека и мир природы в повести Лондона.




49

Повесть «Белый клык». Искусство автора в изображении животных.




50ВнЧ










51

А.П. Платонов

(2 час)


Слово о писателе. Своеобразие стилистики платоновской прозы.




52

Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров.




53

А.С.Грин

(2 час)


Слово о писателе. Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина.




54

Повесть «Алые паруса». Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.




55

М.М.Пришвин

(4 час + 1 час)



Слово о писателе. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.




56

Сказка-быль «Кладовая солнца». Поэзия природы в творчестве Пришвина.




57

Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы Насти и Митраши.




58

Сказка-быль «Кладовая солнца». Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.




59РР

Портрет литературного героя как средство его характеристики.




60

Н.Рубцов

(2 час)


Слово о поэте. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.




61

Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова.




62ВнЧ




Сочинение о родном крае.




63

В.П.Распутин

(3 час)


Слово о писателе. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.




64

Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика произведений Распутина.




65

Рассказ «Уроки французского». Духовная память человека как нравственная ценность.




66РР




Проверочная работа




67

О.Генри

(1 час)


Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов». Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги.




68ВнЧ




Рекомендации для летнего чтения








Культ героев в Америке развит необычайно, а герои всегда выбираются среди уголовников. Оскар Уайльд
ещё >>