Рабочая программа по курсу «Брянский край» к учебным пособиям для 7 класса общеобразовательных учебных заведений Брянской области - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по истории для 11 класса средних общеобразовательных учебных... 3 382.02kb.
Рабочая программа по курсу «Родной край» 1 96.49kb.
Программа курса «Истории Смоленщины» 1 66.94kb.
Тематический план по географии для 10 класса на 2013/2014 учебный... 1 73.75kb.
Рабочая программа по курсу «История» для 9 класса общеобразовательных... 2 617.85kb.
Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и... 1 313.68kb.
Сварка: введение в специальность: Учебное пособие / В. А. Фролов, В. 1 60.93kb.
Рабочая программа по учебному курсу «География» для 7 класса на 2012-2013... 4 653.28kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной... 1 308.47kb.
Методические указания к выполнению лабораторных работ Ставрополь... 9 2265.14kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 11 класса 3 893.75kb.
Научно-исследовательской работы 1 162.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по курсу «Брянский край» к учебным пособиям для 7 класса общеобразовательных - страница №1/1

I. Пояснительная записка

Рабочая программа нормативно-управленческий документ МБОУ Шамординской ООШ характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя географии по курсу «Брянский край» в 7 классе на базовом уровне.

Рабочая программа по курсу «Брянский край» к учебным пособиям для 7 класса общеобразовательных учебных заведений Брянской области.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

Программы учебного курса «Брянский край», разработанного в БИПКРО в 2012 году.

- Федеральный базисный учебный план для основного общего образования на 2013-2014 учебный год.

- Учебный план МБОУ Шамординская ООШ на 2013-2014 учебный год.

Программа ориентирована на использование учебников:

I часть - Поляков Г.П., Чубур А.А. Брянские археологи – школьникам об археологии. – Брянск: Изд-во «Курсив», 2012

II часть Монина Е.К. Музыкальная культура Брянщины (с древних времен до начала XXI века). – Брянск: Изд-во «Курсив», 2012


Цели и задачи курса:

- формирование у учащихся гордости за своих земляков и сознательную преемственность поколений;

-освоение учащимися комплекса знаний человечества в контексте с историей родного края;

-ознакомление с достижениями культуры родного края;

-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа информации; комплексной работой с различными типами исторических источников;

-развитие исторического мышления;

-воспитание у учащихся национальной идентичности, демократизма, толерантности, уважения;

- формирование историко-коммуникативной компетентности у учащихся.

- привлечь внимание учащихся к выдающимся личностям, внесшим весомый вклад в культуру Брянского края и всей России;

- сформировать интерес к изучению культуры Брянского края в её различных сферах.

Срок реализации программы – 1 год.

II. Общая характеристика учебного предмета

Данный курс ориентирован на изучение вопросов развития культуры родного края. Учащиеся 7 класса должны познакомиться с культурными достижениями и знаменитыми людьми.

Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изуче­ние курса «Брянский край» в 7 классе отводится 35 часов. Итого 35 часов, один раз в неделю согласно учебному плану МБОУ Шамординской ООШ.

Материал курса сгруппирован в 2 части. Часть I - Учебное пособие «Брянские археологи школьникам об археологии» позволяет учащимся узнать, как развивалась археологическая наука и как совершались важнейшие археологические открытия в Брянском крае на протяжении более чем двух последних столетий. Авторы курса старались максимально учесть возрастные особенности учащих­ся, поэтому материал книги написан доступным языком, богато иллюстрирован, содержит необходимую мето­дическую часть.

После изучения темы «Археология, устремленная в будущее» запланирована тема «Сказ о Куликовской битве» на основе учебно-художественного рассказа в стихах для школьников автора О.Е. Вороничева «Сказ о Куликовской битве». – Брянск: Курсив,2012

II часть изучения курса «Брянский край» ориентирована на учебное пособие Монина Е.К. Музыкальная культура Брянщины (с древних времен до начала XXI века). – Брянск: Изд-во «Курсив», 2012. Часть II включает в себя пять разделов: Раздел 1. Музыкальная культура Брянщины времен Древнерусского государства, Раздел II. Музыкальная культура Брянщины времен Московского государства (XV-XVII вв.). Раздел III. Музыкальная культура Брянщины времен Российской империи (XVIII – начало XX вв.) Раздел IV Музыкальная культура Брянщины XX/ Раздел V Современная музыкальная культура Брянщины.

Русский народ создал замечательную, одну из величайших в мире, му­зыкальную культуру. Она развивалась на протяжении длительного времени на обширных пространствах нашей страны при тесном взаимодействии с культурами других народов. Определенный вклад в формирование нацио­нальной культуры внесло и население тех земель, которые ныне входят в со­став Брянской области.

Познакомить учащихся общеобразовательных школ Брянщины с основ­ными проявлениями музыкальной культуры их родного края, помочь осоз­нать её как малую, но вполне достойную уважения часть национальной (и мировой) культуры - задача предлагаемой программы.

Оценить по достоинству культуру отдельного региона и его вклад в общенародное достояние можно только глубоко зная эту местную культуру.

Про­грамма включает следующие содержательные компоненты:

Знания: конкретных музыкальных произведений, характерных для му­зыкальной культуры Брянщины в разные периоды её развития - закличек, колядок, песен, игр, танцев и др.;

имён выдающихся представителей музы­кальной культуры Брянщины, основных творческих коллективов своего района, области;

дат, важнейших событий культурной жизни области;

тенденций развития музыкальной культуры Брянщины;

основополагающей роли мест­ной музыкальной культуры, в том числе музыкального фольклора, для про­фессионального музыкального искусства.

Учащиеся должны изучать историю родного края в неотрывной связи с отечественной историей, что повышает воспитательную роль исторического образования.



Виды работы с классом:

-обсуждение проблем и отдельных вопросов на лекциях, семинарах, дискуссиях, круглых столах;

-анализ причинно-следственных связей;

-сравнительный метод.

Формирование вопросов и заданий зависит от форм учебной работы. Курс строится на документальной основе: использование широкого круга источников (позволяет усилить интерес), использование исследовательского метода, стимулирование творческого поиска.

В тематическом планировании выделены часы на обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей ориентации познавательной деятельности, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах.



Формы контроля

промежуточный: тестовый контроль, проверочные работы, конспектирование, устный опрос, самостоятельные работы, контрольные работы.

итоговый: в завершении Часть I и части II курса запланированы итоговые контрольные работы. Запланировано 2 контрольных работы.

В завершении курса запланирована итоговая работа (реферат, доклад, сообщение, компьютерная презентация и т.д), которая дается с учетом интересов, познавательных возможностей учащихся.


III. Требования к уровню подготовки по предмету география учащихся в 7 классе

Учащиеся должны:

-понимать исторические источники;

-оценивать факты, ориентировать свою точку зрения и делать выводы;

-критически подходить ко всем материалам;

-ставить уместные вопросы и, отвечая на них, делать аргументированные умозаключения;

-анализировать различные виды информационных сообщений и свидетельств и оперировать извлеченными из них фактами;

-заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью.

Преподавание курса сориентировано на формирование у учащихся познавательной самостоятельности, на развитие творческих способностей, т.е. на активизацию познавательного процесса.



IV. Содержание тем учебного курса
I часть «Брянские археологи школьникам об археологии» (18 часов)

История археологических находок в Брянском крае. Первые профессиональные археологические исследования конца XIX – начала XX веков. 1920-е годы – «золотое десятилетие» краеведческой археологии. Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны. Проблемы сохранения историко-культурного наследия. «Сказ о Куликовской битве». Археологические памятники Брянской области. Археологические памятники Брянской области - Вщиж. Музей Ф. Тютчева с. Овстуг. Краеведческий музей г. Брянска.

«Археология – наука или образ жизни».

Персоналии: Известные Брянские археологи: Поликарпович Константин Михайлович, Всеволод Протасьевич Левенок, Федор Михайлович Заверняев, Василий Андреевич Падин

Требования к уровню подготовки обучающихся

Называют предмет изучения, источники археологических знаний. Познакомить с историей археологических находок в Брянском крае. Археологические памятники Брянского края. Археологические исследования и ученые археологи Брянщины.

Знают даты археологических раскопок, памятники археологии, ученных археологов «золотого десятилетия». археологические экспедиции, археологов-краеведов участвующих в экспедициях этого периода., понятия геология, палеонтология, археологическая культура. Вклад В. П. Левенок в науку археология, понятия геология, палеонтология, археологическая культура. Вклад Ф. М. Заверняева в науку археология Брянского края, вклад В. А. Падина в науку археология Брянского края. Научные работы В. А. Падина. Перспективы развития археологии на территории Брянской области. Читать учебно-художественный рассказ в стихах о Куликовской битве. Проблемы сохранения историко-культурного наследия. Археологические памятники Брянской области. Вщиж, творчество Ф.И. Тютчева, места раскопок в с. Вщиж.
IIчасть «Музыкальная культура Брянщины» (17 часов)

Музыка – часть нашей жизни во все времена.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать музыкальные произведения характерные для музыкальной культуры Брянщины в разные периоды её развития.



Раздел 1. Музыкальная культура Брянщины времен Древнерусского государства (2 ч)

Истоки музыкальной культуры Брянщины. Музыкальные инструменты Древней Руси.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать древнейшие известия о музыкальной культуре славян – по греческим, арабскими византийским источникам, древнерусским летописям и былинам.

Легенда о древнерусском певце-сказателе Бояне. Памятник Баяну в Трубчевске.

Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами – духовые, струнные, ударные. Кувиклы – их строй, манера исполнения на них, использование современными фольклорными ансамблями.



Раздел II. Музыкальная культура Брянщины времен Московского государства (XV-XVII вв.). (2 ч)

Традиции музыкальной культуры. Музыкальный фольклор Брянщины.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Понимать консерватизм культурных традиций и условность периодизации музыкальной культуры в соответствии с этапами развития государства.

Музыкальный фольклор – основа музыкальной культуры Брянщины в средние века и в Новое время. Его основные жанры..

Раздел III. Музыкальная культура Брянщины времен Российской империи (XVIII – начало XX вв.) (3ч)

Развитие музыкального фольклора в XVIII-XIX вв. Становление на Брянщине профессиональной культуры. Творчество П. Турчанинова. Творческая деятельность М.К. Тенишевой.



Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать понятия песни трудовые, лирические, святочные, масленичные, казачьи. Песни свадебного обряда. Творческая деятельность классика русской духовной музыки П. Турчанинова в Севске. Открытие в Бежице Общественного собрания (клуба). Приезд в Хотылёвское имение Тенишевых певицы Н. Забелы.

Раздел IV Музыкальная культура Брянщины XX (4 ч)

Выдающиеся музыканты Брянщины Н.А. Рославец, М. Блантер, Т.П. Николаева, «соловей России» Е. Беляев.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать произведения выдающегося музыканта – авангардиста Н.А. Рославеца. Автора всемирно известной «Катюши» М. Блантера. Народную артистку СССР, «королева фуг» Т.П. Николаеву, «соловей России» Е. Беляев их вклад в развитие русской музыкальной культуры. Влияние культурных центров страны на музыкальную жизнь Брянщины.



Раздел V Современная музыкальная культура Брянщины (3 ч)

Творческие коллективы Брянска и районных центров. Музыкальный фольклор сегодня. Творчество брянских композиторов. Творчество брянских музыкантов. Карта «Брянщина музыкальная», «Музыкальная культура Брянщины».



Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать крупнейшие профессиональные и самодеятельные творческие коллективы Брянска и районных центров. Дворцы и Дома культуры, Центры внешкольной работы, детские школы искусств и общеобразовательные школы как центры музыкальной культуры.

Знать песни, частушки, хороводы. Популярные фольклорные ансамбли: «Красная горка», «Макоша», «Дрема», «Калинка», «Соловушка» и др.

Знать творчество самодеятельных брянских композиторов Ю. Формин, А. Стрекалов и др.



Знать творчество брянских профессиональных музыкантов. Марк Белодубровский, Григорий Гладков, Владимир Дубинин, Валентина Игошина.

Тематическое планирование курса «Брянский край»

7 класс

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов




I часть «Брянские археологи школьникам об археологии» (17 часов)




1.

Введение. История археологических находок в Брянском крае.

1




2.

Первые профессиональные археологические исследования конца XIX – начала XX веков.

1




3.

1920-е годы – «золотое десятилетие» краеведческой археологии

1




4.

Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны

1




5.

Известный Брянский археолог Поликарпович Константин Михайлович

1




6.

Известный Брянский археолог Всеволод Протасьевич Левенок

1




7.

Известный Брянский археолог Федор Михайлович Заверняев

1




8.

Известный Брянский археолог Василий Андреевич Падин

1




9.

Повторительно-обобщающий урок: археология, устремленная в будущее

1




10.

«Сказ о Куликовской битве»

1




11.

Повторительно-обобщающий урок: проблемы сохранения историко-культурного наследия

1




12.

Археологические памятники Брянской области.

1




13.

Археологические памятники Брянской области. Вщиж

1




14.

Посещение музея Ф. Тютчева с. Овстуг

1




15.

Посещение археологического памятника Вщиж.

1




16.

Посещение краеведческого музея г. Брянск

1




17.

«Археология – наука или образ жизни».

1




18.

Обобщающие повторение «Брянские археологи школьникам об археологии»

1




IIчасть «Музыкальная культура Брянщины» (17 часов)




1

19.

Введение. Музыка – часть нашей жизни во все времена.

1




Раздел 1. Музыкальная культура Брянщины времен Древнерусского государства (2 ч)




1

20.

Истоки музыкальной культуры Брянщины.

1




21.

Музыкальные инструменты Древней Руси

1




Раздел 11. Музыкальная культура Брянщины времен Московского государства (XV-XVII вв.). (2 ч)




1

22.

Традиции музыкальной культуры

1




23.

Музыкальный фольклор Брянщины







Раздел 111. Музыкальная культура Брянщины времен Российской империи (XVIII – начало XX вв.) (3ч)




24.

Развитие музыкального фольклора в XVIII-XIX вв.

1




25.

Становление на Брянщине профессиональной культуры. Творчество П. Турчанинова

1




26.

Творческая деятельность М.К. Тенишевой.

1




Раздел IV Музыкальная культура Брянщины XX (4 ч)




1

27.

Выдающиеся музыканты Брянщины Н.А. Рославец

1




28.

Выдающиеся музыканты Брянщины М. Блантер

1




29.

Выдающиеся музыканты Брянщины Т.П. Николаева

1




30.

Выдающиеся музыканты Брянщины «соловей России» Е. Беляев

1




Раздел V Современная музыкальная культура Брянщины (5 ч)




31.

Творческие коллективы Брянска и районных центров

1




32.

Музыкальный фольклор сегодня

1




33.

Творчество брянских композиторов

1




34.

Творчество брянских музыкантов

1




35.

Обобщающие повторение «Музыкальная культура Брянщины»

1




Итого 35 часов




VI. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Программа ориентирована на использование учебников:

I часть - Поляков Г.П., Чубур А.А. Брянские археологи – школьникам об археологии. – Брянск: Изд-во «Курсив», 2012

II часть Монина Е.К. Музыкальная культура Брянщины (с древних времен до начала XXI века). – Брянск: Изд-во «Курсив», 2012

УМК: Атлас Брянской области

Дополнительная литература:

О.Е. Вороничева «Сказ о Куликовской битве». – Брянск: Курсив,2012

Компьютерные презентации



Видио-фрагмент (15 мин) - «Вщиж».




Туннели мучаются комплексами лабиринтов. Мечислав Шарган
ещё >>