Рабочая программа по Истории в 10 классе на 2013-2014 учебный год количество часов в неделю 3 Учитель Лазарев Александр Федорович - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по Истории в 8 классе на 2013-2014 учебный год... 3 491.96kb.
Рабочая программа по Истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год... 4 1018.23kb.
Рабочая программа по истории в 5 классе на 2013-2014 учебный год... 4 342.75kb.
Рабочая программа по истории в 5 классе на 2013-2014 учебный год... 8 642.46kb.
Рабочая программа по истории в 6 классе на 2013-2014учебный год количество... 3 519.96kb.
Рабочая программа по истории 6 класса на 2012-2013 учебный год учителя... 1 49.8kb.
Рабочая программа по музыке 6 классе на 2012 -2013 учебный год количество... 1 129.41kb.
Рабочая программа по истории России 7 класс на 2012-2013 уч год. 1 192.25kb.
Рабочая программа по мхк класс : 9 Учебный год: 2013-2014 34 часа... 1 288.98kb.
Рабочая программа по литературе (105 часов) Учитель Рубан В. 1 201.5kb.
Программа по литературе IX класс учитель : И. Лужнова Учебный год... 4 500.3kb.
Рассказанная сага о «мусульманах» в нацистских лагерях смерти 1 149.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по Истории в 10 классе на 2013-2014 учебный год количество часов - страница №1/3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа№15»


Рекомендовано Утверждаю

Директор МБОУ Михайловская СОШ № 15

педагогическим советом

Протокол №1 ______ Т.А. Куличкина

31.08. 2013 г.

«___» _________ 2013г.

Рабочая программа

по Истории

в 10 классе

на 2013-2014 учебный год
количество часов в неделю – 3

Учитель Лазарев Александр Федорович


Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает изучение курса отечественной истории в 10 кл. курса истории России с древнейших времен до конца 19 в.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа учебного времени в год: 2часа – федеральный компонент и 1час – школьный компонент ( 68часов на изучение курса истории России, 34 – на курс Всеобщей истории).

Программа составлена на основе принципов историзма и объективности, концепции многофакторного подхода к истории. Большое внимание уделяется личностно-психологическим аспектам исторического развития, что проявляется в раскрытии роли исторических деятелей, влиянии ментальных установок народов России на ход исторического процесса. Значительное место отведено вопросам культуры.

Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение учащимися целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.

Задачи курса: Формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.

Освоение периодизации отечественной истории с древнейших времен до конца 19 века.

Формирование умений: иметь представление об основных трактовках ключевых проблем отечественной истории и высказывать собственное суждение, вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографии и т.д.



Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

1. Познавательные.

  • умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;

  • умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

  • умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;

  • умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;

  • умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;

  • умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные.

  • поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;

  • извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;

  • умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;

  • умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные.

  • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

  • объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;

  • владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;

  • оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.

Формы и методы:

  • используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов;

  • формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).

Задачи:

  • подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы

  • формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;

  • обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Школьный компонент (компонент образовательного учреждения) способствует реализации в программе задачи формирования позитивной самооценки обучающегося, мотивации на достижение поставленных перед собой целей как важнейших составляющих уровня социальной компетентности выпускника, исходя из миссии образовательного учреждения.

Через выполнение государственных стандартов образования в условиях дифференцированного обучения (профильного и непрофильного) рабочая программа выполняет следующие функции: нормативную, целеполагающую, фиксацию содержания образования, оценочную.

В результате создаются условия для формирования на уровне понимания целостной картины мира системы ценностных ориентиров, образа себя (образ “я”), умения построения реалистичного жизненного плана на перспективу, основных умений выработки путей и способов достижения целей, потребности и умения самостоятельно учиться.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен:



Знать, понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;

  • периодизацию отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.



№ урока

Дата


Факт


Название раздела программы с указанием кол-ва часов; тема урока

Базовый уровень (ЗУН)

Продвинутый уровень

ОУУН

Словарь

Вид контроля, измерители

Домаш. задание

1

4.09


2

5.09


3-4

7-11.09


5-6

12-14.09


7-8

18-19.09

9

21.09


10-11

25-26.09


12

28.09


13

2.10


14

3.10


15

5.10


16

9.10


17-18

10-12.10


19

16.10


20-21

17-19.10


22

23.10

23

24.10



24

26.10


25

30.10


26

31.10


27-28

2-13.11


29-30

14-16.11


31

20.11


32

21.11
33-34

23-27.11

35

28.11



36-37

30.11


4.12

38

5.12



39

7.12

40-41

11-12.12


42

14.12


43

18.12


44-45

19-21.12


46

25.12

47-48

26-28.12


49-50

11-15.01


51

16.01


52

18.01

53-54

22-23.01


55

25.01
56

29.01

57

30.01



58-59

1.02


5.02

60

6.02



61-62

8-12.02


63

13.02


64-65

15-19.02


66-67

20-22.02


68

26.02





Введение

Раздел1.Древнерусское государство в 9-13 вв. (11ч)

Восточные славяне в VI-IX вв. Образование древнерусского государства

Киевская Русь

Культура Киевской Руси.

Русские земли в XII-XIII вв.

Культура Руси XII- начала XIII в.

Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды.

П-ОУ: Древнерусское гос-во 9-12вв.


Раздел2.Образование единого Русского государства в 14 – 15 вв. (4ч).
Усиление Московского княжества в XIV-первой половине XV в.

Завершающий этап создания единого Русск. Гос-ва(15-нач.16в)

Русская культура XIV-XV вв.

П-ОУ: Образование единого гос-ва (14-15вв.)


Раздел3.Россия в 16 – 17 вв. (9ч)
Россия в XVI в.

Русская культура в XVI в.

Смутное время

Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых.

Внешняя политика России в XVII в.

Русская культура XVII в.


П-ОУ: Россия в 16-17вв.


Раздел1.Россия в эпоху Петра Великого (7ч)

Начало правления ПетраI.

Реформы Петра1.

Внешняя политика ПетраI.

«Культурная революция» в России в начале XVIII в.

П-ОУ: Россия в эпоху Петра Великого


Раздел2.Россия в середине и второй половине 18 в. (5ч)
Эпоха дворцовых переворотов

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2.

Социальная политика Екатерины 2. Крестьянская война.

Внешняя политика России

в XVIII в.

(1725 – 1796).

Царствование Павла I.

Русская культура

XVIII в.

П-ОУ: Россия во 2 половине 18 века.


Раздел3.Россия в первой половине 19 в. (13ч)
Экономическое развитие России в конце XVIII — первой половине

XIX в.


Реформы Александра I.

Борьба с Наполеоном.


Период реакции. Декабристы.

Внутренняя политика Николая I.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война. Кавказская Война.


Общественное движение в годы царствования Николая I.

Русская культура первой половины

XIX в.


П-ОУ: Россия в 1 половине 19в.
Раздел4.Россия во второй половине 19 в. (7ч)
Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861г.

Социально-экономическое развитие по реформенной России.

Реформы 60—70-х гг. XIX в.

Общественное движение середины 50-х — 60-х гг. XIX в.

Противостояние власти и революционеров 70-80 гг.19в.

Внутренняя политика и общественное движение в царствование Александра III

Внешняя политика России во второй половине

XIX в.

Русская культура второй половины

XIX в.


Итоговый урок: Россия с древнейших времен до конца 19 в

Значение изучения истории. Особенности истории как науки, методы работы историка. Основные факторы, определяющие своеобразие русской цивилизации и российской истории: влияние природно-климатических условий, первостепенная роль государственности, особенности социальной структуры общества, многонациональный характер страны, влияние православной веры.

Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI-IX вв. и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега.



Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управление, роль князей и веча. Княжеская дружина. Социальная структура общества. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии. Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси: южное (войны и мирные отношения с Византией), юго-западное (борьба с Хазарским каганатом, набегами печенегов, половцев), западное (дипломатические отношения с европейскими странами), северо-западное (походы русских князей в Прибалтику). Причины распада Киевской Руси.
Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, аноним ность, отличие от средневековой куль туры Западной Европы. Фольклор, бы лины и их герои. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Распространение письменности на Руси. Первые русские книги: Остроми рово Евангелие, Изборник Святослава и др. Летописи. Нестор и его «Повесть временных лет». «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Жития первых русских святых. Архитектура. Первые русские каменные постройки: Десятин ная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Древнерусская живопись.
Причины наступления периода раздроб ленности Руси. Положительные и отри цательные последствия раздробленнос ти. Характерные черты политического строя отдельных русских земель. Владимиро-Суздальская Русь, особен ности края и его колонизация славяна ми. Развитие Владимиро-Суздальской Руси в годы правления Юрия Долгору кого, Андрея Боголюбского и Всеволо да Большое Гнездо. Новгородская боярская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей. Галицко-Волынское княжество: борьба князей с боярством. Деятельность князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича и Даниила Галицкого.
Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве» - шедевр древнерусской литературы. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески.
Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов. Создание Чингисханом мощной армии. Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие Киева и поход Батыя на запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападение западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.

Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Борьба за первенство в Северо-Восточной Руси. Московское княжество. Деятельность князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича. Борьба Москвы и Твери. Князь Иван Калита. Отношения с Золотой Ордой. Причины возвышения Москвы. Начало правления Дмитрия Донского. Дальнейшее усиление Москвы. Войны с Литвой. Ослабление Золотой Орды. Открытый вызов Орде со стороны Московского княжества. Битва на Воже. Подготовка к решающему столкновению. Роль Православной церкви. Деятельность митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Куликовская битва и ее значение. Нашествие Тохтамыша и восстановление ордынского ига. Значение деятельности Дмитрия Донского. Присоединение земель к Московскому княжеству. Правление Василия I. Василий II и феодальная война. Обретение автокефалии Русской православной церкви.


Начало правления Ивана III. Завершение присоединения большинства русских земель к Московскому княжеству. Покорение Новгорода. Битва на Шелони. Присоединение Твери. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Продвижение на Урал в Западную Сибирь. Сущность ересей и политика Ивана III по отношению к еретикам. Судебник 1497 г. и его значение для укрепления единого государства. Начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поместного землевладения и его роль в укреплении государства. Внешняя политика Ивана III.Стояние на Угре. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.

Литература: повести о борьбе с монгольскими завоевателями, памятники Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), жития святых, «хождения», летописи. Деревянное зодчество. Московская архитектура. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зодчества. Перестройка Московского Кремля. Особенности архитектуры Новгорода и Пскова. Живопись.


Территория и население России в XVI в. Факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли Изменения в положении различных сос ловий России. Правление Василия III. Формирование московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей,теория «Москва – Третий Рим». Правление Елены Глинской и ее реформы. Послед ствия боярского правления. Начало пра вления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царство.Реформы Избранной рады и их значение. Госуда рственный строй. Зарождение сословно -представительной монархии и ее особ енности органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астрах анского ханства. Поход Ермака и нача ло освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонс кая война: ее ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного. Царствова ние Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедны х лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова.


Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти. Создание обобщающих трудов: Великие Минеи четьи, Степная книга, Стоглав, Домострой, Лицевой летописный свод. Публицистика: Максим Грек, Иван Пересветов, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Подъем архитектуры. Рождение шатрового тиля (церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного и др.). Архитектура Соловецкого монастыря. Живопись. Годуновская и Строгановская школы иконописи. Миниатюры. Художественное ремесло.
Причины Смуты ухудшение положени я крестьян, династический кризис, борь ба в верхах общества, стихийные бедст вия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. «Голодны е годы» и их последствия. Поход Лже дмитрия I и причины победы. Внутрен няя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальна я запись». Восстание под предводитель ством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервен ция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. За хват Москвы поляками. Национальный подъем. Первое ополчение. Второе опо лчение. К.Минин и Дм. Пожарский. Ос вобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Ром анова. Окончание Смутного времени.
Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания, их причины и последствии. Восстание под предводительством С.Т.Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. Дело патриарха Никона. Усиление самодержавия.

Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б.М.Хмельницкого. Борьба с украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. Левобережная Украина в составе России. Русско-польская война 1654-4667 гг. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1661 гг. и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII в.: успехи и нерешенные задачи.

Новые идеи в русской культуре: изменение отношения к властям, обмирщение культуры, усиление светских элементов, интерес к достижениям западноевропейской культуры. Развитие образования. Школы. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Издание учебников, других книг. Новые жанры в литературе – сочинения о Смутном времени (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев), сатирические повести, автобиография («Житие» Аввакума). Новое в архитектуре: московская, ярославская, строгановская школы зодчества, московское (нарышкинское) барокко. Усиление светских мотивов в живописи. Симон Ушаков.

Причины борьбы за престол в 70-80-е гг. XVIIв. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В.В.Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства.


Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования – рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и его значение для социального развития России.

Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота.Заключение Се верного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и ее значен ие. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прутск ий поход, причины его неудачи. Оконч ание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания. К.Булавин


Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новшества в быту: введение западноевропейской одежды, бритье бород. Переход на новое летоисчисление. Новые формы досуга высших слоев общества: ассамб леи. Необходимость развития образова ния. Учеба дворян за границей. Создан ие новых учебных заведений. Введение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Первая русская печатн ая газета «Ведомость».Меры Петра I по развитию науки. Создание первых публ ичных библиотек и музея (Кунсткамеры). Учреждение Академии наук, ее задачи. Общественная мысль петровского времени. Идеология. Публицистический характер указов Петра I. Обоснование необходимости реформ в публицистике Ф. Прокопови ча. «Книга о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова. Противники Петра. Дело царевича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитектуре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (И.Никитин, А.Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.

Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущнос ть и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петр. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.


Путь Екатерины II к престолу. Екат. II и просветители. Приближенные Екат. П. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования, деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины II. Структура местного управления.

Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.


Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель Речи Посполитой, участие в «большой» европейской политике. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: основные события, результаты. Русско-турецкая война 1768—1774 гг.: причины войны, победы русской армии и флота. Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П. А. Румянцева. Освоение Новороссии. Деятельность Г. А. Потемкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1787—1791 гг.: причины, ход боевых действий на суше и на море, условия Ясского мира. Полководческое искусство А. В. Суворова. Флотоводческое искусство Ф. Ф. Ушакова. Значение получения Россией выхода к Черному морю и возможности освоения Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы, участники. Восстание в Польше в 1794 г. и его подавление. Участие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее победы, выход России из войны. Начало борьбы России с последствиями Великой французской революции конца XVIII в. Итоги внешней политики России в XVIII в.
Личность Павла I, его взгляды, стремление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла 1. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя политика Павла I. Участие во II антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Победы флота Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества, заговор против императора. Переворот 11 марта 1801 г. и убийство Павла I.
Развитие образования после Петра I. Сословный характер образования (шляхетские корпуса, Смольный институт). Основание Московского университета, его роль в развитии образования, науки и культуры России. Успехи книгоиздания. Просветительская и издательская деятельность Н. И. Новикова. Развитие науки. М. В. Ломоносов и его вклад в науку и культуру России. Становление исторической науки (В. И. Татищев, М. М. Щербатов). Успехи в изучении географии России. Русские изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Общественная мысль. Идеология просвещенного абсолютизма. Журнальная полемика И. И. Новикова и Екатерины II. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Развитие русской литературы. Классицизм в литературе (В. К. Тредиаковский,Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин). Сентиментализм в литературе (Н. М. Карамзин). Начало русского театра- Ф.Г.Волков.Становление

русской композиторской школы. Успехи в живописи. Портретная живопись (А. П. Антропов, Дм. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Русская скульптура. Ф. И. Шубин. Архитектура: стиль барокко (В. В. Растрелли), классицизм (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков,). Итоги развития русской культуры XVIII в.

Новое в экономике России. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие промышленности. Крепостная мануфактура и мануфактура с вольнонаемным трудом. Начало промышленного переворота в России: причины, основные достижения и их влияние на экономику. Состояние сельского хозяйства. Крепостное хозяйство и влияние на него рыночных отношений. Взаимоотношения между сословиями, влияние развития рыночных отношений на социальные слои.

Воцарение Александра I. Его взгляды. «Молодые друзья». Негласный комите т. Внутренняя политика Александра I. Создание министерств. Крестьянский вопрос. Указ о «вольных хлебопашцах. Реформы в сфере просвещения. Реформаторы и проекты реформирования государства. М. М. Сперанский, его проекты. «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина.


Основные направления, способы реализации, результаты внешнеполитичес кой деятельности России. Участие в коалициях против наполеоновской Фр анции. Тильзитский мир и его последс твия. Подготовка Франции и России к войне. Войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа. Накануне Отечественной войны 1812 г. Силы сторон. Причины, основные события войны. Бородинская битва. Полководц ы 1812 г. (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион), герои (Д. Давыдов, Н. Раевский). Итоги войны 1812 г. Причины победы России.

Заграничные походы русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Участие России в создании и деятельности Священного союза. Восточный вопрос в царствование Ал I.
Причины изменения внутриполитического курса. Попытки продолжения реформ. А. А. Аракчеев и аракчеевщина. Казенный мистицизм. А. И. Голицын. Движение декабристов (участники, цели, программные документы, судьбы декабристов). Выступление декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами.

Император Николай I. Особенности николаевской системы управления. Теория «официальной народности». С. С. Уваров. Меры по укреплению само державия. Свод законов Российской империи. Социально-экономические преобразования. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их решения. Реформа государственных крестьян. Инвентарная реформа. «Мрачное семилетие».

Россия и Европа во второй четверти XIX в.: основные направления взаимодействия и противоречия. Польское восстание. Восточное направление внешней политики России. Русско-иранская и русско-турецкая войны. Нарастание противоречий между Россией и Англией и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: цели, причины, основные события, результаты. Оборона Севастополя. Герои Крымской войны (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов. Э. И. Тотлебен). Кавказская война: ход, результаты, последствия. А. П. Ермолов. Имам Шамиль и его государство.
Причины активизации духовной жизни, способы организации, основные идеи участников. Дружеские кружки 20—30-х гг. XIX в. и их участники. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Западники, славянофилы, их взгляды и деятельность. Русский утопический социализм. А. И. Герцен. Петрашевцы.
Становление национального самосознания. Развитие просвещения, создание системы народного просвещения. Развитие науки, становление научных школ, главные открытия российских ученых и их влияние на жизнь общества (Н. И. Лобачевский, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, II. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, и др.). Историческая наука (И. Л/. Карамзин, С. М. Соловьев). Русские первооткрыватели: основные направления исследований, открытия, их использование в экономике и культуре. Открытие Антарктиды. Расцвет русской литературы, становление основных направлений, жанров, стилей: романтизм, реализм. Великие русские поэты, писатели, драматурги (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, и др.). Поиски самобытных путей в музыке, русские композиторы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Живопись и скульптура: характерные черты, известные творцы и их произведения (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. А. Иванов, И. П. Мартос). Архитектура: господствующие стили, наиболее известные архитектурные ансамбли и их создатели. Особенности русского классицизма в архитектуре, переход к стилю эклектики.

Александр II. Предпосылки и необходимость Крестьянской реформы. Подготовка Крестьянской реформы, разработка ее условий. Деятели Крестьянской реформы: Я. Ростовцев, Н. Милютин. Содержание Крестьянск реформы. Выкупная операция. Осуществление реформы, деятельность мировых посредников. Новая организа ция крестьянского управления и суда. Реформы и процесс модернизации в России: значение Крестьян. реформы.

Развитие сельского хозяйства. Влияние реформы на крестьянское хозяйство. Роль крестьянской общины. Влияние реформы на эволюцию помещичьего хозяйства. Изменения во взаимоотношениях помещиков и крестьян. Причины застоя в сельском хозяйстве. Промышленное производство. Влияние реформы на легкую и тяжелую промышленность. Завершение промышленного переворота и его влияние на жизнь государства и общества. Промышленный подъем конца XIX в. Новые промышленные районы России. Роль экономической политики государства. С. Ю. Витте. Формирование классов индустриального общества— буржуазии и пролетариата. Начало рабочего движения. Развитие внутренней и внешней торговли, транспорта, рост городов, их благоустройство. Итоги социально-экономического развития.
Земская и городская реформы. Формирование и основы деятельности земств и городских дум. Роль земств в развитии страны. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Суд присяжных. Военная реформа. Дм. А. Милютин. Всеобщая воинская повинность. Реформы в других сферах жизни (финансы, просвещение, печать).

Отношение общества к реформам 60—70-х гг. Появление политически активных слоев общества, способы влияния на политику самодержавия. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Разночинцы. "Земля и воля» 60-х гг. XIXв. Н. Г Чернышевский. Прокламационная кампания. Нигилизм. Ишутинцы. «Нечаевщина».


Истоки народничества, его основные идеи. Три течения в народничестве. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. //. Ткачев. Народнические организации, их состав, способы и формы борьбы: «хождение в народ» и его результаты. Террор и его последствия. «Земля и воля» 70-х гг. XIX в. «Народная воля». Борьба власти с политической активностью общества: реорганизация репрессивных органов, преследования, попытки сотрудничества с общественностью («бархатная диктатура»). «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра П.
Начало правления Александра 111. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ (земские начальники, земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего законодательства. Особенности общественного движения. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Проникновение марксизма в Россию. Российская социал-демократия. Начало политической деятельности В. И. Ленина. Либеральное движение, его представители.
Основные направления. Борьба за пересмотр Парижского мирного договора и ее итоги. А. М. Горчаков. Другие направления внешней политики: «Союз трех императоров», продажа Аляски США, договоры с Китаем и освоение Дальнего Востока. Обострение Восточного вопроса: причины, попытки дипломатического разрешения противоречий. Причины русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. Ход военных действий (осада Плевны, оборона Шипки). Герои войны. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский. договор и Берлинский конгресс. Александр III — миротворец. Обострение противоречий между Россией и Германией в 80—90-е гг. XIX в. Русско-французское сближение.

Демократизация культуры. Реформирование системы образования: расширение сети образовательных учреждений и их доступности для различных слоев населения, ориентация на выпуск специалистов, необходимых в хозяйстве страны. Начало высшего женского образования в России. Создание условий для самообразования и повышения уровня культуры россиян (книжный бум, музеи и их создатели). Российские меценаты (П. М. Третьяков и др.). Важнейшие открытия русских ученых и их значение для развития общества (Дм. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Г. Столетов, В. В. Докучаев, П. Н. Яблочков, А. П. Лодыгин, А. С. Попов, К. Э. Циолковский и др.). Развитие исторической науки (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, И. И. Костомаров). Географические открытия русских географов (П. П. Семенов-Тян-Шанский, И. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Литература. Великие русские писатели (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков и др.). Основные направления, темы и жанры литературы, отражение в ней общественных противоречий. Расцвет реализма в литературе. Театральное искусство. Эпоха А. Н. Островского. Выдающиеся русские артисты и особенности их творчества (П. М. Садовский, М. П. Ермолова и др.). Расцвет русской национальной музыки. Творчество композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского. Новые тенденции в архитектуре. Творчество передвижников. Основные темы в живописи (И. И. Крамской, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, Г. Г. Мясоедов, Н. И. Те, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, И. Е. Репин и др.). Творческие союзы и их влияние на культурную жизнь российского общества. Влияние российской культуры второй половины XIX в. на мировую культуру.



Опыт политического, экономическог и культурного взаимодействия России с дру гими народами Европы и Азии. Основные эта пы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.
Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский Каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами.
Развитие норм права. «Русская правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества.

Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.

Образование Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси. Начало возрождения русских земель. Внутренние миграции населения. Церковь и консолидация русских земель. Политика московских князей.

«Ренессансные явления в русском искусстве. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. «Домострой».

Дискуссия о причинах и характере Смуты. Феномен самозванства. Боярские группировки. Национальный подъем в России.

Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Дискуссии о предпосылках преобразований общественного строя и характере процесса модернизации России.

Немецкая слобода в Москве.

Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации.

Россия в период дворцовых переворотов.

Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.

Новый характер взаимодействия русской и западноевропейской культуры в 18в. Деятельность «Вольного экономического общества».

Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Региональные особенности экономического развития. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков.

Распространение идей конституционализма.

Россия в Священном союзе.

Движение декабристов и его оценка в российской исторической науке. Европейское влияние на российское общество.

Зарождение русской геополитической школы. Европейское влияние на русское общество.

Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии.

Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие сословный строй в условиях модернизационных процессов.

Споры современных историков о значении реформ.

Выступления разночинной интеллигенции.

Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863г.

Россия и православные народы Балканского полуострова.

Городская и деревенская культуры: две социокультурные среды.




Выделить общее и своеобразное в истории России;

Выделить и раскрыть природные особенности и их влияние на ход истории России.


Развивать умение работать с картой;

Совершенствовать навыки самостояте льной работы с кни гой; Составление

опорного конспекта

Дать сравнительну

ю характеристику этапов развития древнего человека.

Работа с документо м.Делать выводы о жизни восточных славян: их занятия, общественный строй, религия.

Выявить предпосылки образования древнерусского государства.

Давать оценки деятельности первых русских князей.Выявить при

чины и значение принятия христиан ства, причины распада Киевской Руси.Уметь анализи ровать «Русскую Правду».Понимать и доказывать, что в первой половине19в. феодальные отношения окончательно установились.


Выявить специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России.


Выявить причины и последствия феодальной раздробленности, положительные и отрицательные стороны.

Дать характеристику центрам феодальной раздробленности.

Выявить специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России.

Выявить аспекты противостояния земледельцев и кочевников.

Раскрыть милитаристский характер действий монголо-татар.

Уяснить историческую необходимость объединения русских земель в единое целое государство.

Определить:

1. Внутреннюю и

внешнюю политику русских князей в годы феодальной раздробленности;

2. Причины феодальной

раздробленности;

3. Деятельность московских князей в борьбе с монголо-татарами и Литвой.

4. Роль православной церкви в борьбе с внешними врагами

Выявить:

1.Предпосылки, причины и особенности образования единого государства;

2. Этапы закрепощения крестьян;

Характеризовать г внутреннюю и внешнюю политику московских князей.

Определить Основные направления развития и характерные черты культуры 14-15в.в.,

Определить особенности политического и экономического развития России.

Доказать, что политика была направлена на преодоление остатков феодальной раздробленности, укрепление централизованного управления, усиление царской власти и дальнейшее закрепощение крестьян.

Определить Основные направления внешней политики. Дать оценку итогам внешней политики.

Выявить основные направления развития и характерные черты культуры России 16в.

Определить:

1. Причины Смуты;

2. Направления внутренней и внешней политики Бориса Годунова;

3. Причины самозванства и народных выступлений;

4. Значение решения Земского Собора в 1613г.

Определить внутреннюю и внешнюю политику первых Романовых:

1.Экономика;

2.Армия;

3.Налоги;

4.Крестьянский вопрос;

5.Церковная реформа.

6.Законодательство.

7.Освоение Сибири.

Определить основные направления внешней политики России в 17в.

Дать характеристику военным конфликтам.

Выяснить успехи и нерешенные задачи внешней политики.

Называть наиболее характерные явлен ия культурного раз вития России в 17в.

Показывать и объя снять: связь истор ических событий, социально-экономи ческой и политичес кой ситуации в стране с развитием культуры и быта различных исторических периодов.

Определить направления внутренней внешней политике Софьи Алексеевны.


Определить направления внутренней политики Петра 1.

Составить схему нового управления государством. Дать характеристику государственным органам управления.

Давать характеристику военным конфликтам в годы правления Петра 1по плану.

Определять основные направления развития и характерные черты культуры России при Петре 1.

Дать сравнительный анализ культуры эпохи Петра 1 и русской культуры 17 в.

Определить:

причины


дворцовых переворотов;

Характеризовать основные направления внутренней и внешней политики правителей в период 1725 – 1762 гг.


Охарактеризовать политику просвещенного абсолютизма, процесс разложения крепостного хозяйства и развит ие капиталистичес ких отношений.

Выявить, что в усло виях капиталистиче ских отношений феодальный строй и самодержавие пре вратились в главное препятствие на пут и дальнейшего ра звития страны.Срав нить политику Екат 2 и предшествующ их ей правителей с точки зрения продо лжения реформатор ской деятельности Петра 1.Охарактери зовать личность Екатер. 2 и ее роль в истории России.
Определять: основные направления внешней политики России после Петра 1. Давать оценку результатам внешней политики. Готовить выступления о выдающихся военных деятелях России 18в.

Давать характеристику Павлу1 как личности. Определять основные направления внутренней и внешней политики России под управлением Павла1, давать им оценку.


Определять основные направления развития и характерные черты культуры России 18в. Давать сравнительный анализ культуры 17 и 18вв. Сравнивать взгляды Н.И. Новикова, М.М. Щербатова и А.Н. Радищева на российскую действительность. Готовить сообщения о выдающихся деятелей культуры 18в.

Сравнивать крепост ную и вольнонаем ную мануфактуры. Результаты анализа оформлять в табли цу. На основе стати стических данных определять основн ые тенденции в раз витии промышлен ности и торговли. Определять уровень развития сельского хозяйства и против оречия в развитии: стабильность крепостного хозяйства и застой.


Давать сравнитель ный анализ проекта м М.М. Сперанско го и Н,М. Карамзи на на реформу госу дарственного управ ления. Составлять схему государствен ного управления, давать характерис тику государствен ным органам власти Сравнивать планы Александра1 и его реформаторскую деятельность.
Определять основные направления внешней политики России, способы реализации, давать оценку результатам. Давать характеристику Отечественной войны 1812г. Определять задачи в Восточном вопросе.

Называть причины изменения внутри политического кур са. Давать оценку режиму «Аракчеев щина». Сравнивать программы «Южно го» и «Северного» обществ. Давать оценку восстанию декабристов и его роли в истории. Готовить сообщения об участниках движения декабристов.


Давать характеристику системе управления при Николае1. Выделять особенно сти управления. Определять основн ые направления внутренней полити ки. Давать оценку результатам внутре нней политики.

Показывать взаимосвязь основных задач внутренней и внешней полити ки проводимой Николаем1. Анализировать внешнюю полити ку России в царст вовании Ник1. Готовить сообще ния на значимые события внешней политики.


Проводить сравни тельный анализ различным напра влениям общест венного движе ния.

Определять основные направления развития и характерные черты культуры России в первой половине 19в. Давать сравнительный анализ культуры 18 в. и культуры первой половины 19в.

Давать характеристику реформам и процессу модернизации России. Готовить сообщения на тему: «Отношени е крестьян к отме не крепостного права 1861г.».

Определять положительные и отрицательные явления в основных отраслях экономики в пореформенное время. Давать сравнительную характеристику буржуазии и пролетариату. Данные анализа оформлять в таблицу. Готовить сообщения на темы соц. и эконом процессо в, явлений происходивших в пореформенное время.


Называть причин ы многообразия и комплексности реформ.Определять: какие стороны общественной жи зни небыли затро нуты преобразова ниями и почему? Давать оценку военной реформе.

Определять: причины, раскола общественного движения в конце 50-х – начале 60-х гг., социальные процессы приведшие к появлению разночинцев.


Систематизировать информацию о революционных кружках 60-х – 80-х гг. в таблице. Готовить сообщения о народниках-революционерах.
Анализировать действия Алексан дра 3 по нейтрали зации реформ 60-х – 70-х гг. Оформ лять материалы анализа в таблицу «Контрреформы 80-х гг. 19в.». Определять основные измене ния в обществен ном движении в 80-х – 90-х гг.

Определять осно вные направления внешней полити ки России во 2 пол 19в. Давать характеристику военным и дипломатическим конфликтам. Срав нивать действия России в Ср Азии и на Сев Кавказе. Определять поло жит и отрицат последствия присоединения Ср Азии для России и для среднеазиат народов.


Определять основные направления развития и характерные черты культуры России второй половины 19в. Определять основные изменения в различных сферах культурной жизни страны, давать им оценку.

Знать факты, явления, процес сы, теории, характеризующие системность и целостность исторического процесса. Понима ть взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальн ой и региональн ой, конфессионал этносоциальной, истории



Цивилизация

Союз племен, соседская община, язычество, теория, полюдье, дань.


Раннефеодальное государство, раннефеодальная монархия, феодальная рента, вотчина, бояре, внеэкономическое принуждение, «лествичная система», вече, дружина.

Урок.


Погост.

Культура, фольклор, былины, изборник, летописи, житие, крестово-купольный храм, икона, иконопись, мозаика, фреска.

Феодальная раздробленность, княжеский домен, вотчинное земледелие, удел, боярская республика, аристократия, корпоративные интересы.

Летописный свод, «слово», башнеобразный храм.

Монгольское завоевание, кочевой феодализм, ордынское иго.

Религиозный центр, национальное самосознание, общежительный устав, феодальная война, уния, автокефалия.

Единое Русское государство, централизация, поместье, помещик, дворянин, Боярская дума, Судебник, крепостное право, самодержавие, ересь. Заповедные годы.Урочные лета.

Повесть, Куликовский цикл, «хождение».


Реформы, сословие, сословно-представительная монархия, Земский собор, царь, приказы, кормления, стрельцы, Избранная рада, иосифляне, нестяжатели, опричнина, террор, патриаршество, засечная черта, казачество.

Великие Минеи- четьи, Домострой, публицистика, книгопечатание, шатровая архитектура, школы иконописи.

Смута, династический кризис, междуцарствие, самозванец, «крестоцеловальная запись», Семибоярщина, Совет всей земли, интервенция национальный подъем, ополчение.

Консолидация общест ва, полки «иноземного (нового) строя, «бела я слобода», тягло, ясак, мануфактура, всеросси йский (внутренний) рынок, протекционизм, Соляной бунт, Медный бунт, Соборное уложение, раскол, старообрядчество.

Запорожская Сечь, уния, реестр, гетман, воссоединение.


Академия, автобиография, сатирическая повесть, обмирщение культуры, светскость, нарышкинское барокко.

«Потешные полки», рекрутский набор, регу лярная арми я, единонас ледие, поду шная подать перепись на селения, при писные и по сессионные крестьяне, меркантилизм, бюрократ изация, Сенат, коллегия, Синод, фискал, прокурор, обер-прокурор, губерния, империя, Табель о рангах.

Военно-морской флот, Северный союз, морская держава.

Европеизация, гражданская азбука, Кунсткамера, Академия наук.

Дворцовый переворот, фаворит, Верховный тайный совет, кондиции, олигархия, бироновщина, шляхетский корпус, таможенные пошлины, манифест.

Просвещенный абсолют изм, эпоха Просвещения, просвет ители, Улож енная коми ссия,генерал-губернатор.

монополия, жалованная грамота, корпоративная организация, дворянское собрание, гильдия, мещанство, городская дума, крестьянская война.

Новороссия, разделы Речи Посполитой, коалиция.

Престолонаследие, деспотизм.

Система народного просвещения, сословное образование, университет, гимназии, идеология,

классицизм, сентиментализм, барокко.


Рыночные отношения,

товарная продукция, промыслы, отходничество, конкур енция, промышленный переворот, фабрика, капиталистические отношения, ярмарка.
Министерство,университетский устав, автономия, самоуправ-ление, «вольные хлебопашцы».

Контрибуция, континенталь-ная блокада, партизаны, конгресс, Восточный вопрос.


Аракчеевщина, военн ые поселен ия,казенный мисти цизм, цензу ра, военный переворот, пропаганда конституционная монархия, республика федерация.


Канцелярия, теория «официальной народ ности», жандармы, обязанные крестьяне, кодификация.
Конвенция, нейтрализация, мюридизм, имам, имамат, газават.

Социализм, либерализмзападничество,славянофильство.


Система народного просвещения, романтизм, реализм, эклектика.

Крестьянская реформа отрезки, временнообязанные крестьяне, выкупная операция, мировые посредник

Отработки, аренда, капитал, буржуазия, предприниматели, пролетариат, стачка.

Земство, зе мская упра ва, курия, городская управа, ми ровой суд, апелляция, адвокат, присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность

Либералы, разночинцы, прокламации, подполье, артель, катехизис.

Народничество, административная ссылка, конституция,Учредительное собрание.


Контрреформы, чрезвычайное положение, циркуляр, рабочая инспекция.

Суверенитет, национально-освободительное движение, займы, Туркестанский край.

Передвижники, меценаты.


Беседа

Анализ составленных обучающимися тезисов с выводами, рефлексия. Работа с исторической картой

Анализ документа. Умение соотнести сведения летописца с исторической картой

Составление таблицы «Основные направления внешней политики Киевской Руси». (с. 42)

Решение исторически задач.

Обсуждение вопросов проблем.

Сопоставить судьбу и деятельность князей феодальной эпохи.

Сравнить культуру княжеств по плану.

Составить таблицу: «Завоевания монголо-татар 1206 – 1255 гг».

Контрольная работа.


Сравнить внешнюю политику И.Калиты и Д.Донского.

Обсуждение вопросов и заданий.

Подготовить выступления о жизни и творчестве Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

Таблица.


Контрольная работа.
Схема «Государственное управление в 16в.»

Подготовить сообщения на темы: «Книгопечатанье в России», «Эпоха Ивана Грозного в описаниях современников», «Выдающиеся архитектурные сооружения в 16 веке».


Дискуссия. Решение исторически проблем по теме урока.

Тестирование. Составить таблицу: «Выступление социальных низов в 16 в.».

Анализ карты. Подготовить сообщение на тему «Развитие военного искусства в 17 в.».

Заполнение таблицы.

Контрольная работа.

Анализ картины Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Подготовить сообщение на темы: «Кто защищал отечество в эпоху Петра1», Сословия в эпоху Петра1».

Тестирование. Анализ карты. Подготовить сообщения о сподвижниках Петра1.

Дать оценку реформаторской деятельности Петра.

Контрольная работа.

Обосновать мнение А.С. Пушкина о преемниках Петра1 «Ничтожные наследники северного исполина».

Сравнить Земские соборы и Уложенную комиссию.


Давать характеристику восстания Е.И. Пугачева по плану.

Заполнить таблицу: «Внешняя политика России в 18 в. (1725 – 1796 гг.».

Подготовить выступления о выдающихся военных деятелях России 18в.

Заполнение таблицы. Подготовить сообщение о выдающемся деятеле наук и культуры 18 в.

Контрольная работа.

Сравнить планы Александра1 ив реформировании России в начале царствования и к концу.

Минитестирование . Сообщения.

Подготовить сообщения об участниках движения декабристов.

В.О. Ключевский, А.И. Герцен: точки зрения на события 14 декабря 1825 г.

Сопоставить идеи С.С. Уварова и Л.В. Дубельта (документ) Свое мнение аргументировать.

Подготовить сообщения на значимые события внешней политики, о судьбе участников Кавказской войны Шамиля и генерала А.П. Ермолова.

Заполнить таблицу на стр. 154.

Подготовить сообщения на тему: «Вклад российских ученых в развитие мирового научного знания».

Контрольная работа.
Подготовить сообщения на тему:»Отношение крестьян к отмене крепостного права 1861г».

Дать сравнительную характеристику буржуазии и пролетариату. Данные анализа оформить в таблицу: Общественная сторона промышленного переворота».

Составить схемы местного управления, судебных органов после проведения реформ. Тестирование

Систематизировать информацию о революционных кружках 60-х – 80-х гг. в таблице.

Подготовить сообщения о народниках-революционерах.

Проанализировать действия А 3 по нейтрализации реформ 60-х – 70-х гг. Оформить материалы анализа в таблицу: «Контрреформы 80-х гг. 19в.».


Минитестирование.

Подготовить сообщение о «бунте 14» в Академии художеств.

Контрольная работа.


С.4-12

П.1 Документы

П.2-3 вопросы документ

П.4


Вопросы Документ

П.5-6


Вопросы

П.7


Вопросы Документ

П.8 Вопросы

Документ

П.1-8


П.9-10 Вопросы Документ

П.11-12 Документ

П.13 Вопросы

П.9-13


П.14-15 Вопросы Документы

П.16 Вопросы

П.17-18 Вопросы Документы

П.19 Вопросы

П.20

П.21 Вопросы



П.14-21
П.1 Вопросы

П.2 Таблица

«Реформы Петра1»

П.3


П.4 Вопросы Документы

П.1-4
П.5 Вопросы Документ


П.6 Вопросы Документ


П.7 Вопросы Документы

П.8 Документ

П.9 Документ

П.10 Вопросы Документ

П.5-10
П.11 Таблица

П.12 Вопросы

П.13 Документ

П.14 Вопросы Документ

П.15

П.16 Таблица



П.17 Таблица

П.18 Вопросы

П.11-18

П.19 Вопросы Документ



Таблица

П.20


Таблица

П.21


Вопросы

П.22


Вопросы

Документ


Таблица

П.23 Документы

П.24

Таблица


П.25 Карта Документ

П.26 Вопросы

П.1-26


Сводная таблица по видам контроля


Виды контроля

1 полугодие

2 полугодие

Год


итого

Административный контроль ЗУНов













Количество плановых контрольных работ

5

2




7


следующая страница >>



После года лечения психиатр сказал мне: «А может быть, жизнь — занятие не для каждого». Ларри Браун
ещё >>