Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса 1 217.59kb.
Рабочая программа по истории 6 класс 2 387.43kb.
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса 1 107.86kb.
Программа по истории Средних веков для 6 класса содержит следующие... 3 487.86kb.
Календарно-тематический план для 6 класса по истории ориентирован... 1 244.51kb.
Программа по истории для 6-го класса по учебникам: Агибалова Е. 1 324.12kb.
Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) 3 372.26kb.
Рабочая программа по истории 1 165.95kb.
Программа по истории для 11 класса средних общеобразовательных учебных... 3 382.02kb.
Рабочая программа по истории 6 класса на 2012-2013 учебный год учителя... 1 49.8kb.
Итоговый тест по истории Средних веков Какие временные рамки получили... 1 32.85kb.
Подробнее о тематике смен Лига Экстрима. Мчс 2013: 1 смена Райдеры 1 49.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса - страница №1/2

Красноярский филиал

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района Томской области


«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы________Алексеев А.А. Председатель РМО______Вожова Н.В.

«__»__________20__ года «__»__________20__ года

Заведующая филиалом______Фомина Г.А.

Рабочая программа
по истории Средних веков
для 6 класса
Количество часов: 1 (35 за учебный год)
2011-2012 учебный год
Автор программы: Игнатов А.В. (2010)
Автор учебника: Агибалова Е.В. (2009)
Планирование составил: учитель истории Моисеев А.В.

Красноярка 2011



Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с примерным количеством часов, отводимых базисным учебным планом на изучение данного предмета, и направлена на личностное развитие и социализацию учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям. Она призвана содействовать реализации единой концепции исторического образования по всеобщей истории.

Программа предполагает изучение всеобщей истории на основе цивилизационного подхода, поэтому ряд тем посвящён вопросам взаимодействия цивилизаций в различные периоды мировой истории.

При составлении программы учитывались межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса, возрастные особенности учащихся.

Изучение курса направлено на достижение следующих личностных результатов:


  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • Формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  • Складывание представлений о выдающихся личностях и ключевых событиях прошлого.

В рамках познавательной деятельности учащихся изучение всеобщей истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы и звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять и классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным снованиям, критериям. При выполнении творческих работ у школьников формируется умение находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Реализация программы исторического образования по всеобщей истории на ступени основного общего образования предполагает достижение метапредметных результатов. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволит учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом.


Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранного языков. Знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры.

В основу программы положено сочетание новых и традиционных подходов к изучению всеобщей истории. В ней отражены следующие предметные результаты:



  • Воспитание патриотизма, гуманизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • Ознакомление учащихся с важнейшими событиями всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современности, основными процессами развития человеческого общества в их взаимосвязях и хронологической последовательности;

  • Создания у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

  • Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;

  • Развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

  • Формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества.


Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения истории ученик должен:
Знать:


  • Хронологию событий – основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времён и до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • Важнейшие достижения культуры; системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • Основные виды исторических источников.

Уметь:


  • Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всемирной истории;

  • Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства из разных источников;

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, демонстрируя знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов, сочинений, отчётов об экскурсиях;

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические события и явления по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • Соблюдения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • Применения знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

  • Способствовать сохранению памятников истории и культуры.


Содержание обучения в 6 классе:
Тема № 1 «Введение» (1 час).
Периоды Всемирной истории и их хронологические рамки. Средние века как часть Всемирной истории. Хронологические рамки Средних веков. Происхождение термина «Средние века». «Светлый» и «тёмный» образы Средневековья. Почему история Средних веков изучена лучше, чем история Древнего мира.

Тема № 2 «Западная Европа на заре Средневековья» (5 часов).
Упадок античного мира. Романизация народов и племён Римской империи. Причины и проявления кризиса античного мира. Упадок рабовладельческого хозяйства. Раскол Римской империи на Западную и Восточную. Мир варваров. Образ жизни, занятия и общечеловеческие ценности германских и славянских племён. Варварские народы Европы – кельты, германцы, славяне. Двуполье. Соседская община. Вождь и дружина. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи и начало эпохи Средневековья. Последствия гибели Западной Римской империи для римлян и варваров.

Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Завоевание Британии германскими племенами англов и саксов. Легенды о короле Артуре. Англосаксы. Образование англосаксонских королевств в Британии. Распространение христианства среди англосаксов. Римский папа. Королевство остготов в Италии. Неудачная попытка короля «готов и италиков» примирить варваров и римлян. Завоевание Италии восточной Римской империей. Образование в Северной и Центральной Италии Лангобардского королевства. Завоевания франков в Галлии и рождение Франкского королевства. Хлодвиг. Установление королевской власти. Королевская дружина. Принятие франками христианства. Система управления Франкским королевством. Салическая правда. Королевский двор. «Ленивые короли» и установление власти майордомов. Карл Мартелл и реформа армии. Основание династии Каролингов. Создание Папской области.

Карл Великий. Войны Карла Великого против лангобардов в Италии и арабов в Испании. «Песнь о Роланде» - знаменитое произведение средневековой литературы. Расширение границ Франкского королевства. Покорение саксов. Возникновение империи Карла Великого. Принятие императорского титула Карлом Великим, его значение. Управление империей при первом императоре. Герцоги, графы, маркграфы. «Королевские посланцы». Верденский раздел, его причины и значение.

Северная Европа в раннее Средневековье. Норманны-викинги – воины и мореплаватели. Берсёрки. Драккары. «Ледовая страна». «Зелёная страна». Норманны в Северной Америке. Походы викингов и их последствия для Западной Европы. Герцогство Нормандия. Сицилийское королевство. Альфред Великий. Подчинение Англии Вильгельмом Завоевателем. Битва при Гастингсе. Государства викингов в Европе. Борьба германских королей с племенами венгров. Образование Венгерского королевства.

Упадок античной культуры. Традиции варварских народов и наследие Античности в культуре европейского Средневековья. Латынь – основа итальянского, испанского и французского языков. Христианская церковь – единственная организованная сила в Западной Европе. Христианство и язычество в раннее Средневековье. Языческие обычаи как часть европейской культуры. Христианские святые. Образование в эпоху Средневековья. «7 свободных искусств». Тривиум. Квадривиум. Монастырские школы. Рукописные книги и книжное дело. Пергамент. Миниатюра. «Каролингское возрождение» - возникновение интереса к Античности при Карле Великом. Придворная Академия. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Тема № 3 «Восточнохристианский мир (3 часа).
Византия: территория, население, хозяйство. «Страна городов» и «мастерская Вселенной». Константинополь – «Второй Рим». Преемственность с античной цивилизацией. Государство и церковь в Византии. Патриарх. Эпоха Юстиниана I:реформы и укрепление империи. Восстание «Ника». «Кодекс Юстиниана». Попытки императора Юстиниана восстановить Римскую империю в прежних границах. Борьба Византии с врагами на западе и на востоке.

Складывание православного мира. Жизнь славянских племён. Византия и славяне. Славянские просветители святые Кирилл и Мефодий. Кириллица. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия. Славянская азбука. Распространение христианства среди южных славян. Первое Болгарское царство и Византия. Восстановление независимости Болгарии. Второе Болгарское царство.

Византия и античное культурное наследие Христианское наследие в культуре византийцев. Образование и книжное дело в Византии. Византийские школы. Любимые книги византийцев. Византийская наука. «Тайная история» Прокопия Кесарийского. Изобретения Льва Математика. Тайное оружие византийцев – «греческий огонь». Византийская храмовая архитектура. Собор Святой Софии в Константинополе. Канон. Византийская живопись. Икона. Фреска, мозаика. Культура южнославянских народов.


Тема № 4 «Арабы и рождение арабского мира» (2 часа).
Природа и население Аравии. Быт и хозяйство арабов. Города Аравии. Священный город Мекка. Кааба. Паломничество. Жизнь Мухаммеда. Духовные искания и проповеди «печати пророков». Бегство Мухаммеда и его последователей из Мекки в Ясриб (Медину). Победа Мухаммеда в борьбе за Мекку и утверждение ислама в Аравии. Возникновение единого исламского государства. Основы исламского вероучения. Коран. Мечеть. Хадж. Шариат.

Начало завоевательных походов арабов. Причины военных успехов мусульман. Создание арабского халифата. Первые халифы и раскол в исламе. Шииты и сунниты. Принципы ислама и изменение жизни народов, территории которых вошли в состав халифата. Отношение арабов к завоёванным народам. Политический и экономический строй халифата. Причины распада Арабского халифата. Распространение ислама за пределами Аравии.

Возникновение мусульманской культуры. Образование в халифате. Медресе. Наука арабов-мусульман. «Дома мудрости». Географические познания арабов. Медицина. Авиценна. Литература мусульманских стран. Поэзия. «Тысяча и одна ночь». Каллиграфия. Багдад – столица халифата. Архитектура мусульманских городов.
Тема № 5 «Западноевропейское общество в XI-XV веках (6 часов).
Средневековый человек: между Богом и дьяволом. Представления людей об окружающем мире и месте человека в нём. Христианская религия – основа мировоззрения в Средние века. Добро и зло в представлении средневекового человека. Ангел-хранитель и бес-искуситель. Грехи. Ад, рай, чистилище. Мощи. Страшный суд. Адские муки. Представления средневекового человека о времени. Хроники. Начало времён – сотворение Богом Земли. Рождество Христово – начало современного летоисчисления. Средневековые представления о пространстве. Земле и Вселенной: переплетение научных знаний с вымыслом и фантастикой. «Седьмое небо». «Лестница спасения».

Феодалы и феодализм. Феод. Зависимые крестьяне. Феодальные повинности: барщина и оброк. Феодальное поместье. Чересполосица. Натуральное хозяйство. Феодальная раздробленность. Причины феодальной раздробленности в Западной Европе. Политические права феодалов. Устройство феодального общества. Сословия. Три сословия: «молящиеся» (священники), «воюющие» (феодалы), и «работающие» (крестьяне и горожане).



Христианская церковь в жизни средневекового общества. «Божий мир». Вселенские соборы. Символ веры. Разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Раскол христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную) – возникновение двух христианских миров. Отношения между духовными и светскими властями в Византии и Западной Европе. Духовенство – первое сословие средневекового общества. Церковная десятина. Священники и миряне. Обет. Чёрное и белое духовенство. Иерархия. Папа римский, кардиналы, епископы, диаконы. Монашеские ордена. Аскетический образ жизни. Аббат. Индульгенция. Нищенствующие ордена. Францисканцы. Доминиканцы.

Конные воины – рыцари. Обязанности рыцаря. Паж. Оруженосец. «Семь рыцарских добродетелей». Посвящение в рыцари. Вооружение рыцаря. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Военное и политическое значение феодальной лестницы. Права и обязанности сеньора и вассала. Образ жизни рыцаря. Кодекс чести. Рыцарский турнир. Герб. Рыцарский замок. Донжон.

Крестьянское сословие в феодальном обществе. Образ жизни средневековых крестьян. Крестьянская община. Мировоззрение средневекового крестьянина. Новые черты в сельском хозяйстве. Трёхполье. Мельницы.

Рост старых и возникновение новых городов в раннее Средневековье. Право городов на самоуправление. Магистраты. Мэр, бургомистр. «Городской воздух делает свободным». Облик средневекового города: рыночная площадь, ратуша. Собор, дома горожан. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Средневековые ремесленники. Ремесленный цех. Устав цеха. Мастер, подмастерье, ученик. Шедевр. «Вечные подмастерья». Купцы, ростовщики, банкиры. Купеческая гильдия. Особенности внутренней и внешней торговли в Средние века. Ярмарки.

Ересь. Причины возникновения еретических движений. Альбигойцы. Альбигойские войны. Апостольские братья. Борьба католической церкви с еретиками. Отлучение от церкви. Инквизиция.

Причины и цели движения крестоносцев. Роль папства в организации крестовых походов. Причины участия представителей различных сословий в Крестовых походах. Первый крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Создание духовно-рыцарских орденов: госпитальеры, тамплиеры, тевтонцы. Второй и Третий Крестовый походы. Ричард I Львиное Сердце. Четвёртый Крестовый поход и захват Константинополя. Последние Крестовые походы. Итоги Крестовых походов. Значение Крестовых походов для стран Востока и Запада.

Тема № 6 «Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату Средневековья» (9 часов).
Последствия норманнского завоевания Англии. Королевская власть в Англии. Изменения в управлении страной. Шерифы. «Книга страшного суда». Реформы Генриха Плантагенета. «Щитовые деньги». Присяжные. Война баронов против короля Иоанна Безземельного и подписание «Великой хартии вольностей» - грамота о правах свободных граждан Англии. Создание английского парламента. Функции и структура парламента. Сословно-представительная монархия. Франция при первых Капетингах. Причины политической централизации Франции. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Начало становления сословно-представительной монархии при Филиппе IV Красивом. Генеральные штаты.

Причины и повод к Столетней войне. Начало войны. Поражение французских рыцарей при Креси и Пуатье. Жакерия. Ход военных действий во второй половине 14 века. Восстание Уота Тайлера в Англии. Возобновление войны в начале 15 века. Успехи англичан в битве при Азенкуре. Жанна де Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Торжество королевской власти в Англии и во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Людовик XI и Карл Смелый. Завершение создания единых государств в Англии и во Франции.

Рождение Священной Римской империи. Император Оттон I. Причины непрочности Священной Римской империи. Борьба между римскими папами и императорами. Папа Григорий VII. Император Генрих IV. «Путь в Каноссу». Вормское соглашение. Попытки императоров Священной Римской империи подчинить Северную Италию. Фридрих I Барбаросса и итальянские города. Ломбардская лига. Фридрих II – один из самых могущественных государей Европы. «Натиск на восток». Причины и особенности завоеваний германскими феодалами славянских и прибалтийских народов. Ослабление центральной власти в Священной Римской империи. «Золотая булла».

Славянские народы в раннее Средневековье. Великая Моравия. Чешское государство. Вацлав I и его роль в объединении чешских земель. Чехия в составе Священной Римской империи. Карл IV – король Чехии и император Священной Римской империи. Учение Яна Гуса. Гуситы. Причины гуситских войн и их итоги. Ян Жижка. Табориты. Образование Польского государства. Мешко I. Болеслав Храбрый. Феодальная раздробленность Польши. Польская шляхта. Сейм. Борьба Польши с внешней агрессией. Грюнвальдская битва.

Особенности экономического и политического развития итальянских государств. Города-государства Северной Италии: управление внешнеполитические и торговые связи, внутриполитическая борьба. Венеция – «царица Адриатики». Дож. Олигархия. Флорентийская республика. Городской совет «Чомпи». Лоренцо Медичи Великолепный. Папское государство. «Авиньонское пленение пап». «Великий раскол» католической церкви. Южная Италия. Сицилийское королевство при Фридрихе II.
Арабское завоевание Испании и его последствия. Пиренейский полуостров под властью арабов. Кордовский халифат. Мавры. Культурное влияние арабов на народы Европы. Начало Реконкисты. Духовно-рыцарские ордена и их роль в Реконкисте. Возникновение христианских государств – королевств Леон, Кастилия, Наварра, Арагон. Образование Португальского королевства. Образование в Испании централизованного государства. Сословно-представительная монархия в Испании. Кортесы. Фернандо Арагонский и Изабелла Кастильская. Падение Гранадского эмирата и завершение Реконкисты. Испанская инквизиция. Мориски и мораны. «Чистота веры». Аутодафе.
Тема № 7 «Западноевропейская культура XI-XV веков» (4 часа).
Архитектура и скульптура романского стиля. Влияние христианской религии на развитие искусства Западной Европы. Храм – центр культурной жизни людей. Характерные черты романского стиля. «Библия для неграмотных». Готическая архитектура. Витраж. Артели каменщиков. Собор Парижской Богоматери и соборы в Реймсе, Шартре, Кёльне. Средневековая литература. Прекрасная Дама. Трубадуры. Героический эпос: «Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола». Романы в стихах. Робин Гуд. Праздники и театральные представления. Менестрели. «Праздник дураков». Средневековый карнавал. Значение праздников для людей Средневековья.

Обучение в средневековых школах. Учебные предметы. «Семь свободных искусств». Пьер Абеляр. Школяр. Появление средневековых университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Ректор. Бакалавр. Магистр. Обучение в средневековом университете. Лекции, диспуты. Студенческая жизнь. Колледжи. Ваганты – бродяги-студенты. Средневековая наука. Схоластика. Фома Аквинский. Возрастание значения научного опыта в трудах Роджера Бэкона. Богословие. Алхимия. «Философский камень».

Сущность понятия «Возрождение». Возникновение культуры Возрождения. Зарождение идей гуманизма. Данте – предвестник Возрождения. «Божественная комедия». Литература раннего Возрождения. «Книга песен» Франческо Петрарки. «Декамерон» Джованни Боккаччо. Искусство раннего Возрождения, Творчество художников Джотто, Мазаччо, Боттичелли, архитектора Филиппо Брунеллески, скульптора Донателло.


Тема № 8 «Турки-османы против христианского мира» (1 час).
Возрождение Византийской империи. Страны Балканского полуострова. Превращение Болгарии в сильнейшее государство на Балканах и причины упадка. Сербия. Возникновение Османского государства. Турки-османы и Византия. Покорение турками-османами Болгарии и Сербии. Битва на Косовом поле. Крестовый поход против османов. Поражение крестоносцев.

Успехи и неудачи турок-османов. Тимур. Флорентийская уния. Объединение христианских церквей под верховной властью римского папы. Причины гибели Византийской империи. Падение Константинополя. Мехмед II завоеватель. Система управления Османским государством. Армия в Османской империи. Янычары. Положение христианских народов в Османской империи.
Тема № 9 «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века» (4 часа).
Китай – «Срединное государство». «Поднебесная империя» в Средние века. Связь традиций древнего и средневекового Китая. Династии Тан и Сун. Монгольское завоевание Китая. Восстание тайной организации «Белый лотос» и начало правления династии Мин. Учения китайских мудрецов. Буддизм, даосизм, конфуцианство. Государство в Китае. Император – «Сын Неба». Китайские чиновники и их роль в управлении государством. Конфуцианская система воспитания. «Книга трёх иероглифов». «Книга тысячи иероглифов». Поэзия и живопись средневекового Китая.

следующая страница >>



Блаженны нищие, ибо могут иметь бескорыстных друзей! Марк Жильбер Соважон
ещё >>