Рабочая программа по истории России с древнейших времён до конца XVI века 6 класс сроки реализации II полугодие 2012-2013 учебного г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории России: конец XVI xviii век 7 класс... 1 262.68kb.
Приказ № от «29» августа 2011 г. Рабочая программа учебного курса 1 256.94kb.
Рабочая программа по учебному предмету "История" 6 класс (базовый... 2 318.35kb.
Рабочая программа по новой истории 7 класс сроки реализации I полугодие... 1 249.98kb.
Рабочая программа по истории 1 165.95kb.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Истории России с древнейших... 1 166.08kb.
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён... 6 1630.56kb.
Рабочая программа по истории в 7 классе составлено на основе Федерального... 2 361.75kb.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен... 1 88.27kb.
Рабочая программа для 6 классов по истории России ориентирована на... 3 606.84kb.
Практикум по истории СССР. С древнейших времен до конца XVIII века. 1 319.54kb.
Требования к отчетности и задания к сессии для студентов озо по курсу... 1 57.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по истории России с древнейших времён до конца XVI века 6 класс - страница №1/1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Иркутская область ,Эхирит-Булагатский район.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Харатская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена на

методическом объединении

Протокол №2 от «05»09 2012 г.

____________________ (Сосновская Т.В.)



Согласована

Зам.директора по УВР

«06» 09 2012 г.

________________ (Харенская Р.С.)



«Утверждаю»

Директор школы

_______________ (Коваленков С.М.)

Приказ №122А от

«12» 10 2012 г.


Рабочая программа по истории России с древнейших времён до конца XVI века
6 класс

сроки реализации – II полугодие 2012-2013 учебного года



Разработчики:

учитель - Сосновская Т.В.

I квалификационная категория

Харат 2012г.
Пояснительная записка

Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века.

Определенной новизной программы яв­ляется обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.

Изучение истории в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:

1 Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений уч-ся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

2 Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

3 Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

4 Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

5 Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Курс «История Россия » призван решить следующие образовательные задачи:


  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и сво­бодам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение методами исторического познания, умениями работать с раз­личными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обще­стве

- формирование толерантного отношения к пред­ставителям других народов и стран.



Цели курса:

  1. Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века и этапы наиболее масштабных событий.

  2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

  3. Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.

  4. Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места важнейших военных сражений.

  5. Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории.

Рабочая программа рассчитана на изучение курса в течение 36 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю – 2.

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.

Курс предполагает наличие межкурсовых связей – с курсом история Средних веков, межпредметных – обществознание, внутрикурсовых.



Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.

Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Программа разработана на основе:



  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2008;

  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2010;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 2885от 28..12.2011 г.;

  • Письма Минобрнауки России от 21..02.2012г№23290 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2012г№ 6 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

Из них(количество часов)


Контрольные работы



Лабораторные и практические работы



Проектные, тестовые, творческие, экскурсии и т.д.(учитывая специфику предмета)

1

Введение

1










2

Русь Древняя

8










3

Политическая раздробленность на Руси

8










4

Московская Русь

8










5

Московское государство в XVI веке


11













Итого:

36






2


Требования к уровню подготовки учеников

Учащиеся должны знать:

  • основные периоды в истории России с IX по XVI века.;

  • место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и средневековой России;

  • существенные черты социального положения людей в России в древности и средние века;

  • существенные черты политического устройства России;

Учащиеся должны уметь:

  • работать с картами и атласами;

  • описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;

  • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

  • сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;

  • соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;


Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории Рос­сии. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
Тема 1. «Восточные славяне».

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на терри­тории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Про­исхождение восточных славян. Крупнейшие племенные сою­зы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотно­шения восточных славян с соседними племенами и государ­ствами.

Основные понятия темы

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное зем­леделие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.



Тема 2. « Русь в IX – первой половине XII века»

Формирование Древнерусского государства. Предпосыл­ки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новго­род и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Оль­ги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины при­нятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярос­лав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земель­ные отношения. Основные социальные слои древнерусско­го общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Сис­тема местного управления. Внешняя политика Ярослава Муд­рого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярос­лава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие­ве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско­го искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Зна­чение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерус­ской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы.

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, лето­пись, былина, патриотизм.



Тема 3. «Русь во второй половине XII - XIII в.»

Начало раздробленности Древнерусского государства .Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярос­лава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие­ве. «Устав» Владимира Мономаха.Социально-экономические и политические причины раздробления Древ­нерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образо­вание самостоятельных княжеств и земель. Характер полити­ческой власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Пос­ледствия раздробления Древнерусского государства.

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточ­ных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внут­ренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйствен­ные особенности Северо-Западной Руси. Особенности соци­альной структуры и политического устройства Новгородской земли.



Галицко- Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственнос­ти на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотноше­ния между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чин­гисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Ге­роическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое зна­чение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. По­ходы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалти­ки. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынско­го владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государ­ства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государ­ства. Конфессиональная политика литовских князей. Значе­ние присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное един­ство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведе­ниях культуры. «Слово о полку Игореве».

Родной край в древности.

Основные понятия темы.

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордын­ский выход, ярлык.



Тема 4. «Образование единого русского государства»

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотноше­ния Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—-сере­дине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордын­ского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоедине­ние Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в полити­ческом строе и управлении. Усиление великокняжеской влас­ти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церков­ное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.



Церковь и государство. Становление русской автокефаль­ной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Основные понятия темы

Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.



Тема 5. «Московское государство в XVI веке»

Начало правления Ивана IV Реформы Избранной рады. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Сто­главый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические ус­пехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астра­ханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливон­ской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской вой­ны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.



Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполи­тического курса. Сущность и цели опричной политики. Оп­ричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ли­вонской войны.



Просвещение, устное народное творчество, литература в XIVXVI в . Развитие науч­ных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публи­цистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зод­чество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

. Исторические ус­ловия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV— начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся куль­туры великорусской народности. Отражение в литературе по­литических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная ли­тература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Главные соору­жения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государ­ства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дво­ряне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование учебного предмета



№ п.п.

Тема урока

Количество

часов


Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Основные понятия

Базовые единицы

ЗУН


Формы

контроля


Домашнее задание

1

Введение

1

Что изучает историческая наука. Вспомогательная исторические дисциплины. Роль вспомогательных дисциплин в изучении истории. Для чего необходимо изучать историю России.

Археология, культурный слой, палеография, топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика, метрология




Практическая работа

С.4-6

Раздел I. Русь Древняя (8 часов)

2-3

Восточные славяне в древности.

2

Индоевропейцы и предки славян. Славянские племена и их соседи. Язычество. Происхождение Руси.

Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племена, союзы племен, кочевники

- Иметь представление о предках славян и районе их расселения.

- Уметь составлять связный рассказ об основных занятиях, быте, верованиях, общественном устройстве восточных славян.

- Уметь представлять связный рассказ о процессе формирования государства у восточных славян. - Знать основные точки зрения о норманнской теории в исторической науке.

- Иметь представление об основных направления внутренней и внешней политики первых русских князей.

- Уметь вычленять особенности принятия христианства по сравнению с язычеством.

- Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси.

- Уметь вычленять основные группы населения Древнерусского государства и сравнивать их социальный статус. Знать процесс развития культуры Древней Руси.






§1,2

4

Формирование Древнерусского государства

1

Развитие земледелия . Отмирания рода. Вотчина. Государство Русь. Далекие походы руссов.


Государство, варяги, полюдье

Базовый

тест


§3

5

Первые русские князья

1

Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава

Дружина, Вече, соседская община, вотчина, феодализм




§4

6

Князь Владимир. Принятие христианства

1

Время Владимира Святославича. Оборона Руси от печенегов. Крещение Руси

Каган, былина, печенеги, православие, митрополит, епископ, епархия, монастырь, десятина.

Базовый

тест


§5

7-8

Киевская Русь в XI-начале XII вв.

1

Ярослав Мудрый и его сыновья. Восстания 1068 г. «Русская правда». Владимир Мономах.

Усобица, половцы




§6,9, п.1-3

9

Культура Древней Руси.

Быт и нравы Древней Руси



1

Особенности культуры Древней Руси. Нестор. Формирование Древнерусской народности. Быт и образ жизни горожан, земледельческого населения. Русские воины

Вече, древнерусская народность, летопись, летописный свод, миниатюра







Раздел II. Политическая раздробленность на Руси ( 8 часов)

10

Раздробление Древнерусского государства

1

Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности

Феодальная раздробленность, княжеская династия, бояре, Боярская дума, дворяне, отрок

- Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности. - Знать причины обособления княжеств и уметь объяснять последствия этого процесса.

- Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств.

- Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами и последствия монголо–татарского ига.

- Развивать умения работать с картой и историческими документами.

- Иметь представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.

- Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига

- Уметь объяснять сущность

Литовско – Русского государства.

- Знать особенности русской культуры в XII – XIII вв. Уметь объяснять основные научные знания в изучаемый период.

- Знать основные каноны русского зодчества и храмового искусства.

- Иметь представление об основных жанрах русской литературы, церковном искусстве и храмовом зодчестве.





§9, п.4-5

11-12

Главные политические центры Руси

2

Обособление княжеств. Новгород Великий. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынская земля

Феодальная раздробленность, Боярская дума




§10-11

13

Монгольское нашествие на Русь

1

Накануне нашествия. Битва на Калке. Нашествие Батыя

Тьма, порок




§12

14

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Натиск с Запада. Невская битва. Ледовое побоище

Орден, крестовый поход




§13

15

Русь и Орда

1

Образование Золотой Орды. Русь под игом. Правление Александра Невского. Роль православной церкви.

Улус, баскак, «ордынский выход», ярлык, пайцза

Базовый

тест


§14

16

Русь и Литва

1

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей







§15

17

Культура русских земель

1

Города-центры культуры. Просвещение.. Архитектура. Живопись. Летописи. Общественная мысль.

Культура, икона, фасад, фрески, скоморохи




§16

Раздел III. Московская Русь ( 8 часов)

18-19

Усиление Московского княжества

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством



2

Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Расширение московского великого княжества. Усобицы середины 15 в. Соперничество. Деятельность Ивана Калиты. Куликовская битва. Значение битвы. Набег Тахтамыша.

Порядок наследования престола. Служилые люди

Полк, рать, тюфяк



- Иметь представление о причинах возвышения Москвы и закономерностях образования древнерусского государства.

- Знать причины появления теории «Москва – Третий Рим». Знать начало, ход и итоги Куликовской битвы

- Уметь анализировать внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;

- Развивать умения работать с картой и историческими документами.

- Характеризовать развитие Российского государства в конце ХV века; определять основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.





§17,18

20



Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

1

Расширение московского великого княжества. Усобицы середины XV в. Распад Золотой Орды. Василий I.







§19

21-22

Создание единого русского государства

1

Иван 3. Присоединение Новгорода Великого. Многонациональное русское государство. Падение ордынского ига. Итоги правления Ивана 3. Россия при Василии 3. Международные отношения. Судебник 1497 г. Управление страной

Государь, «латинство», централизация. Герб, судебник, дикое поле, дьяк, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение.

Базовый

тест


§20

23

Церковь и государство

1

Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси.

Ересь




§22

24

Культура и быт в XIV – начале XV вв.

1

Исторические условия, особенности и тенденции развития русской культуры в XIV – начале XV вв.







§26,27

25

Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XV вв.

1

«Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина.







§28

Раздел IV. Московское государство в XVI веке (11 часов)


26

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады

1

Боярское правление. Венчание Ивана 4 на царство. Восстание в Москве и создание Избранной рады. Реформы 16 в.Приказы. Боярская Дума.

Приказы, земщина

- Уметь выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

- Иметь общее представление об Иване IV; уметь устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV)

- Уметь объяснять причины завоеваний Ивана Грозного; развивать умения работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

-Уметь определять факторы, способствовавшие усилению царской власти; характеризовать опричнину, выделяя ее причины и итоги






§23



27-28

Внешняя политика Ивана IV


2

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Присоединение Западной Сибири. Ливонская война.

Пищаль, ясак, наемник. Речь Посполитая

казаки


Базисный

тест


§24

29-30

Опричнина

2

Падение Избранной Рады. Учреждение опричнины.

Опричнина

Земщина


Базисный

тест


§25

31

Культура и быт в XVI веке

1

Исторические условия, особенности и тенденции развития русской культуры в XVI веке. Зодчество. Живопись, Письменность. Книгопечатание. Литература. Быт

Юродивый, печатник, иконостас.

Создание проектов

§26, п.2,5

32

Повторительно-обобщающий урок

1










Тематическое тестирование




33-34

Итоговое обобщение и повторение

2










Тематическое тестирование




35-36

Резерв

2
















Учебно-методический комплект:

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы.Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.

  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVI века» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011.

  3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2011.

  4. Колесниченко Н. Ю. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.


  5. Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.

  6. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
  7. Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.


Учебно-методическая литература:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.

  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М., 1999.

  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2001.

  4. Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI - XVII веках. -М., 1995.

  5. История внешней политики России. XVIII век. -М., 2000.

  6. История государства российского. Хрестоматия. XVII век. – М., 2000

  7. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.

  8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.- М., 1996.

  9. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.

  10. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.

  11. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.

  12. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.

  13. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.

  14. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта – Плюс, 2002.

  15. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.


Compact disc:

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия




Работа не волк. Зато начальник — зверь. Виктор Коняхин
ещё >>