Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс ( учитель Пермякова В. Н.) 2013-2014 учебный год - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории России XIX век 8 класс учитель Пермякова В. 1 244.81kb.
Рабочая программа по новейшей истории 9 класс учитель Пермякова В. 1 235.1kb.
Рабочая программа по истории 4 класс На 2013-2014 учебный год Учитель... 1 115.35kb.
Рабочая программа по мхк класс : 9 Учебный год: 2013-2014 34 часа... 1 288.98kb.
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 3 425.24kb.
Рабочая программа по искусству 9 класс 2013-2014 учебный год Учитель... 1 259.44kb.
Рабочая программа по литературе (105 часов) Учитель Рубан В. 1 201.5kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса на 2013-2014 учебный... 1 237.2kb.
Рабочая программа по истории для 8 класса на 2013/2014 учебный год 4 506.79kb.
Рабочая программа по Истории в 8 классе на 2013-2014 учебный год... 3 491.96kb.
Рабочая программа по истории 2013-2014 учебный год Уровень образования/класс... 1 189.59kb.
Тесты для 5 класса. Ю. И. Максимов из-во «Экзамен» 2012г. Контрольно-... 1 215.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс ( учитель Пермякова В. Н.) 2013-2014 - страница №1/1

МОУ «Калиновская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю:__________

зам. директора по УВР

Трубина Г.А.

1.09.2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории древнего мира

5 класс


( учитель Пермякова В.Н.)
2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Учебник истории Древнего мира Вигасин А.А., 18-е издание, 2011 год
Цель преподавания: Освоение значимости периода древности, античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, их места в истории мировой цивилизации.

Задачи: 1. Формирование ценностных ориентиров для этнонаиональной, культурной самоидентификаи в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

2. Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;

3. Воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

4. Формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  1. Развитие интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  2. Формирование способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древнего мира для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса истории учащиеся 5 класса должны



знать / понимать

- даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;

- результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира.

- представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.



Уметь

- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

- уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям;

- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Основой учебно-методического комплекта по курсу являются:

Арасланова О. В Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 кл. Вако. Москва .2004

Хрестоматия по истории Древнего мира.п/р Боруховича В.Г. СГУ .1989

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Просвещение.Москва . 2005 ч. 1,2



Содержание рабочей программы

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ ( 8 ч)

Ход времени и способы его измерения1.Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (19 ч)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.



Древняя Греция и эллинистический мир (21 ч)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.



Древний Рим (20 ч)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.



Тематическое планирование



Тема урока

Количество часов

Параграф

Характеристика содержания материала и основных видов образовательной деятельности

Термины

Дидактический и дополнительный материал

Домашнее задание

Введение

1




Письменные источники о прошлом, роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира, счет лет в истории, особенности обозначения фактов до нашей эры.

История, век, исторический источник, хронология

Таблица «Первобытное общество»

Сообщение обархеологических раскопках

Раздел 1: Жизнь первобытных людей

1










Карта Евразии

Выучить предполагаемые районы жизни первобытных людей

Древнейшие люди

1

1

Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Способы добывания пищи. Первое великое открытие человечества – овладение огнем.

Первобытные люди, орудие труда, собирательство

Презентация



П.1,в 3,5

Родовые общины охотников и собирателей

1

2

Расселение древнейших людей и их особенности. Испытание холодом, освоение пещер, освоение новых способов добывания пищи (охота). Родовая община как способ совместного ведения хозяйства, распределение обязанностей в родовой общине

Родовая община.

Презентация

П.2, в 5

Возникновение искусства и религиозных верований

1

3

Разгадки пещерной живописи. Представление о религиозных верованиях первобытных людей.

Религия, сверхъестественная связь, колдовской обряд, оборотни, верования.

Таблица «Наскальная живопись»

П.3, в2

Возникновение земледелия и скотоводства

1

4

Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Районы раннего земледелия. Скотоводство и изменение жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Зарождение культа.

Ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия.

Презентация

П.4, в 1,2

Появление неравенства и знати

1

5

Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Сравнение признаков родовой и соседской общины.

Соседская община, вождь, соплеменник, дружина, знать, города, государства.

Презентация

П.5, в.3,4

Счет лет в истории

1




Знакомство со счетом лет в древности. Летоисчисление от Рожества Христова. Характеристика ленты времени как схемы ориентировки в историческом времени

Год, век, столетие. Эра, эпоха, исторический период.

Схема «Линия времени»

Нарисовать линию времени и отметить на ней важные семейные даты

Древний Восток

1







Царь, государства

Карточка 9

Выучить древние города Востока

Государство на берегах Нила

1

6

Государство на берегах Нила.

Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.



Папирус, оазис, дельта, рельеф, фараон

Природные условия Египта -таблица

П.6,в.2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

7

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Вельможи, писцы, каналы, шадуры, амулет

Таблица «Металлические сооружения»

П.7, в.2

Жизнь египетского вельможи

1

8

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.



Гробница

Жизнеописание вельможи Уны – исторический документ

П.8, в.1

Военные походы фараонов

1

9

Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта— Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.



Бронза, колесницы, дротики.

Карточка 12

Мини рассказ о жизни египетского воина.

Религия древних египтян

1

10

Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Храмы, статуи, обряд, жрецы, миф

Презентация

П.10, в.4

Искусство Древнего Египта

1

11

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

Пирамиды, Сфинкс, обелиск, музей.

Энциклопедия искусства

П.11,в.3

Письменность и знания древних египтян

1

12

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Иероглиф, папирус, свиток.

Презентация

П.12,в2

Древнее Двуречье

1

13

Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Клинопись

Презентация

П.13,в2, составить таблицу

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

14

Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.



Законы

Карточка 15

Прочитать законы Хаммурапи, отв. на вопросы к ним

Финикийские мореплаватели

1

15

География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливковод-ство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.



Алфавит, азбука

Исторический документ «Путешествие финикийцев»

П.15, в.2

Библейские сказания

1

16

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта.

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта



Библия

Мифы


Завет

Заповеди


Единобожие

Презентация

Пересказ любого мифа о жизни древних евреев

Царство Давида и Соломона

1

17

Борьба с филистимлянами Иерусалим как столица царства Соломона. Уметь формулировать оценку поступкам, обобщать информацию, делать вывод.

Саркофаг, праща.




П.17, в.3

Ассирийская держава

1

18

Ассирийское войско и конница. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Гибель Ассирийской державы. Находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

Держава.

Карточка №18

П.18,в.4

Персидская держава «царя царей»

1

19

Завоевания персов. Войско персидского царя. Рассказывать кратко легенды о персидских царях.

Рельеф

Презентация

Пересказ легенды

Природа и люди Древней Индии

1

20

Месторасположение Индии. Освоение земель и оросительное земледелие. Древнейшие города, религия Индии. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

Джунгли.

Презентация

Пересказ сказания оРаме

Индийские касты

1

21

Миф о происхождении 4 каст. Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.

Каста, отшельник, брахманы, неприкасаемые.




Сообщение о достижениях древних индийцев

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

22

Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Определять месторасположение Китая, особенности китайской религии.



Мудрец, великий шелковый путь

Карточка №22

Выучить и уметь показывать на карте «Великий шелковый путь»

Первый властелин единого Китая

1

23

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

Великая китайская стена, бойница.

Презентация

П.23,в.2

Древняя Греция

1




Получить информацию об особенностях расположения Древней Греции, климатические условия. Работать с картой, определять местоположение Древней Греции.

Лабиринт

Карточка №23

Выучить города Древней Греции

Греки и критяне

1

24

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Фреска.




П. 24,в5

Микены и Троя

1

25

В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.



Кинжал.

Презентация

П.25,в.4

Поэма Гомера «Илиада»

1

26

Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе. Характеризовать образы основных героев «Илиады»

Поэма, доспехи.




Мини рассказ о герое поэмы

Поэма Гомера «Одиссея»

1

27

География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.







Мини рассказ о герое поэмы

Религия древних греков

1

28

Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Храм, низшие божества: сатиры и нимфы.

Карточка №26

Выучить богов и богинь Греции

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

29

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.



Черепица.




П.29,в2

Зарождение демократии в Афинах

1

30

Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

Драхма.

Презентация

Выучить законы Солона.

Древняя Спарта

1

31

Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.



Илоты, чека.




П.31, в3

Основание греческих колоний

1

32

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.



Пираты, мрамор.




П.32,в2

Олимпийские игры в древности

1

33

Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Оценивать значение олимпийских игр для общества того времени.



Борцы, атлеты, ипподром,

Презентация

Сообщение о современных олимпийских видах спорта.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

34

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.



Стратег.

Презентация

П.34,в3

Нашествие персидских войск на Элладу

1

35

Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков.

Подвиг.




П.35,в.3

В гаванях афинского порта Пирей

1

36

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.



Пифос.

Презентация

П.36, в.3

В городе богини Афины

1

37

Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофи-гурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.



Чернофигурный рисунок, краснофигурный рисунок, Агора, портик.




Придумать рассказ о путешествии по городу богини Афины.

В афинских школах и гимнасиях

1

38

Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.



Педагог, гимнасия, палестра, красноречие.

Карточка № 39

Назвать отличительные особенности современной школы.

В театре Диониса

1

39

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии.



Театр, сатира, трагедия, комедия




П.39,в.3

Афинская демократия при Перикле

1

40

Сущность афинской демократии в Ув. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.



Демос, Народное собрание, оратор.

Презентация

П. 40, в2

Города Эллады подчиняются Македонии

1

41

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

Осадная башня.




П.41,в2

Поход Александра Македонского на Восток

1

42

Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Оценивать поступки А. Македонского, его противников.






Карточка №42

Сообщение об Александре Македонском

В древней Александрии Египетской

1

43

Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.



Маяк.

Презентация

Рассказ об одном из Чудес света

Древний Рим

1




Рим: от его возникновения до установления господства над Италией


Климат




Сравнить природные условия Древней Греции и Древнего Рима

Древнейший Рим

1

44

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.



Ликтор.

Таблица «Периоды истории Древнего Рима»

П.44,в.3

Завоевание Римом Италии

1

45

Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э.




Сенатор.




П.45,в2

Устройство Римской империи

1

46

Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме

Воин-легионер

Таблица «Культура Древнего Рима»

П.46,в.4

Вторая война Рима с Карфагеном

1

47

Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.









П.47,в3

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2-м веке до н.э.

1

48

Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Составлять простой план параграфа.




Диадема




П.48,в2

Рабство в Древнем Риме

1

49

Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.



Имение, триумф, гладиаторы.




Отличие раба от свободного человека

Земельный закон братьев Гракхов

1

50

Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

Югер.

Карточка

П.50,в2

Восстание Спартака

1

51

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.









Рассказ о восстании Спартака по плану.

Единовластие Цезаря

1

52

Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Красе, Помпеи и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.



Монета.




П.52, в2

Установление империи в Риме

1

53

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие.

Борей.

Презентация

П.53,в1

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

1

54

Установление мира с Парфией. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев.

Мильный камень




П.54,в1

В Риме при императоре Нероне

1

55

Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.







Пересказ «Нерон и Сенека»

Первые христиане и их учение

1

56

Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Проповедь.

Таблица «Возникновение христианства»

Пересказ пучения Иисуса в Нагорной проповеди

Расцвет Римской империи во 2-м веке

1

57

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.



Триумфальная арка.




П.57, в2

«Вечный город» и его жители

1

58

Все дорога ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. Аргументирование доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Термы.

Презентация

П.58,в1

Римская империя при Константине

1

59

Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан.

Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.



Варвары.




П.59,в4

Взятие Рима готами

1

60

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи античности.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.



Светоч. Вандалы, вандализм.

Презентация

П.60, в.4

Восточная Римская империя при Юстиниане

1

61

Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи античности.







Подготовка к тесту с.282

Повторение по теме «Древний Рим»

1




Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.














Народы так же падки на лесть, как и тираны. Альфонс де Ламартин
ещё >>