Рабочая программа по истории для 6 класса на 2013-2014 учебный год Учитель Зиле Э. З - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса на 2013-2014 учебный... 1 237.2kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2013/2014 учебный... 1 288.58kb.
Рабочая программа по истории для 8 класса на 2013/2014 учебный год 4 506.79kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный... 5 551.33kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 11 класса на 2013/2014... 1 216.07kb.
Рабочая программа по истории России для 9 класса на 2013-2014 учебный... 2 451.93kb.
Рабочая программа по истории 4 класс На 2013-2014 учебный год Учитель... 1 115.35kb.
Рабочая программа по музыке для 3 класса на 2013-2014 учебный год 1 252.4kb.
Рабочая программа по Истории в 8 классе на 2013-2014 учебный год... 3 491.96kb.
Рабочая программа по английскому языку для 5 «В»класса на 2013/2014... 1 449.25kb.
Рабочая программа по истории для 6 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» 3 488.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по истории для 6 класса на 2013-2014 учебный год Учитель Зиле Э. - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Большой Самовец

Грязинского муниципального района Липецкой области



РАССМОТРЕНО на ШМО

Протокол от 30.08.2013г.№ 1

Руководитель МО
___________ О.Н.Пронина


УТВЕРЖДЕНО

приказом от ____________

Директор МБОУ СОШ

с. Большой Самовец:
___________ Д.Ю.Федерякин




Рабочая программа

по истории для 6 класса

на 2013-2014 учебный год

Учитель Зиле Э.З.

Пояснительная записка

Цели курса:

-сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном периоде всемирной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

-охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

-показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам).

-выработать у школьников представления об основных источниках знаний о прошлом;

-развить у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (составлние и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

-сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелей общественной истории;

- стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Задачи:

-формировать историческое мышление;



-выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

-развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

-формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

Изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:


  • Закон об образовании

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Конституция Р Ф

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089;

  • примерная программа основного общего образования по истории для общеобразовательных учреждений, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;



Сведения о программе:

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004.и авторских программ Бойцова М.А., Шукурова Р.М. и Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. М.: «Просвещение», 2006.



  • Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Программа курса Истории Средних веков охватывает период с концаV по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Она дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Программа курса истории Росси включает материал с древнейших времен до начала XVI века. Программа составлена в соответствии с Учебным планом школы и адаптирована к данному классу.

Обоснование выбора

Данная программа позволяет самостоятельно выбирать методику преподавания, осуществлять дифференцированный подход к обучению и редактирована к данному классу. Курс даёт возможность вести работу по формированию у обучающихся



  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умения оперировать историческими датами;

  • умения читать карту;

  • умения анализировать исторические источники; умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывать при этом собственное суждение.

Внесенные изменения:

Рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы. Программа соответствует обязательному минимуму содержания образования по истории для основной школы. Изучение курса истории Средних веков рассчитано на 17 часов. Хронологические рамки приведены в соответствие с рекомендациями ФБУП 2004 года. Краеведческий материал решено не рассматривать в рамках данного курса, так как он изучается подробно на уроках краеведения в 6-9 классах.



Определение роли и места учебного курса, предмета

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории с другими учебными предметами позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и природоведения расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Планирование составлено с учетом достижения определенных результатов обучения, которые сформулированы в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и полностью соответствует стандарту и целям изучения истории.


Информация о количестве учебных часов

Программа рассчитана на 17 часов .




Количество резервных часов-0

Формы организации образовательного процесса:

- Общеклассные формы: урок, семинар, лекция, собеседование, зачетный урок.

- Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.

- Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения.

В ходе изложения учебного материала необходимо использовать активные методы обучения:

- наглядный (карты, иллюстрации, портреты)

- словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия, диспут),

- работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана, конспектирование)


Технологии обучения:

- традиционное обучение,

- Развивающее обучение (игровое, проблемное),

- Новые информационные технологии,

- Метод проектов,

- Авторские педагогические технологии ( гуманно-личностный подход Ш.А. Амонашвили)

-Технология деятельностного подхода к обучению
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся (социальной. коммуникативной, информационной, учебно-познавательной):

- использование технологий деятельностного процесса, в том числе последовательное предъявление ученикам задач-ситуаций различных типов и уровней,

- использование технологии сопровождения, консультирования,

- применение алгоритмов и схем, организующих деятельность учеников по преодолению затруднительных ситуаций,

- дача нескольких мнений и оценок по одному вопросу для составления собственной позиции ученика,

- практическое наблюдение за жизненными ситуациями, их обсуждение в классе,

- проектная деятельность,

- использование дополнительных источников информации, Интернета.



Виды и формы контроля:

- ответы на вопросы, тестовые задания, зачеты, рефераты, работа с контурной картой и атласом, заполнение таблиц и др.


Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

  • Уметь связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • Уметь анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • Уметь сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • Уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Уметь самостоятельно анализировать и отстаивать свои взгляды;

  • Уметь самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • Уметь работать с исторической картой;

  • Уметь оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;

  • Знать основные понятия, имена, ориентироваться в изученном материале.

11. Работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний;

12. Определять хронологию событий, соотносить события с веком, эпохой;



  • Изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставление информации;

  • Анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

  • Давать оценку отдельным явлениям культуры;

  • Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

  • Составлять характеристику исторических деятелей;

  • Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.


Информация об используемом учебнике

Учебник: Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков: Европа и остальной мир. Учебник для 6 класса основной школы. М.: «Русское слово», 2010. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М.: «Просвещение». 2006;



Содержание программы


Содержание тем учебного курса

Тема «Начало Средневековья»

Второй Рим. Век Византии. Завоеватели-германцы. Рождение новой силы. Мир ислама. От Хлодвига к Пипину. Император Карл. На развалинах империи. Сколько раз завоевывали Англию.



Требования к уровню подготовки обучающегося по данной теме:

Устанавливать историческую связь между периодами; показывать преемственность. Осознавать причины переноса столицы, специфику взаимоотношений императорской власти и христианской церкви. Выделять причины сохранения и расцвета империи, место императора.

Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи, делать выводы о том, что они могли перенять друг у друга. Объяснять объединительную роль ислама, знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман. Рассказывать об основных завоеваниях арабов. Уметь объяснить причины распада Арабского халифата. Рассказывать о культуре халифата, выявлять особенности.

Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос, сравнивать власть короля и власть вождя Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий. Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

Уметь размышлять и отстаивать свою точку зрения по вопросам: общее и различное в развитии Англии и Скандинавии; влияние образа жизни каролингской империи на жителей Англии и Скандинавов
Тема: «Средневековая Европа»

Земля и власть. Вечные труженики. За стенами замков. Наследие Каролингов. Ко гробу Господню! Возвращение городов. Рынок, ратуша, собор. В поисках знаний. Во главе христианского мира. Страны и государи. Тяжкие времена. На востоке Европы.



Требования к уровню подготовки обучающегося по данной теме:

Уметь связно пересказать текст учебника, отделить главное от второстепенного. Определить предпосылки, сущность и последствия явления (складывание феодальных отношений). Уметь выделить основные черты феодального общества. Уметь выделить главное в тексте учебника, участвовать в беседе, в сети дискуссий. Уметь самостоятельно анализировать исторические источники: письменные, изобразительные, вещественные; полемизировать и отстаивать свои взгляды.

Устанавливать причинно-следственные связи (раскола и ереси). Четко формулировать понятия, определять роль и место христианской церкви в жизни общества. Уметь работать с учебником, составлять таблицу, работать с исторической картой. Уметь выявлять синхронность и последовательность исторических событий и явлений

Развивать умения соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Развивать умение переносить знания о прошлом на современность, видеть эволюцию развития, делать выводы.

Знать основные положения урока. Уметь составлять и представлять устные доклады, реферат, сообщение. Уметь работать с различными источниками исторической информации. Уметь сравнивать исторические явления в разных странах, выделять сходство и различия.
Тема: «Дальние страны»

Во владениях Великого Хана. Индия: раджи и султаны. Поднебесная империя. В стране Сипанго. Мир совсем неизвестный.

Очень разная Африка.
Требования к уровню подготовки обучающегося по данной теме:

Уметь рассуждать над проблемой: почему монголы сумели победить всех своих противников, чем можно объяснить причины их особой жестокости. Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман; значение индийской культуры.

Знать основные положения урока. Рассказывать о культуре Китая, её общечеловеческой значимости. Выявлять сходство и отличие в развитии Японской государственности. Уметь составлять связный рассказ о цивилизациях Америки, привлекать при подготовке дополнительные источники. Уметь при работе с картой перечислить первые государства тропической Африки; рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки.

Программа по истории России 6 класс.

Введение.

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.



Основные понятия темы:

Историческое время, историческое пространство, исторический источник, летопись, археология, лингвистика, фольклористика.



Глава 1. «Русь Древняя»

Жизнь древнейших людей на территории нашей страны. Этапы первобытного общества. Образование первых государств. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Эволюция родоплеменных отношений. Особенности управления и военной организации.



Восточные славяне и их соседи. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Эволюция родоплеменных отношений. Особенности управления и военной организации. Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни, верования. Взаимоотношения восточных славян с автохтонными племенами Восточно-европейской равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария. Восточные славяне и Византия. Великий торговый путь «из варяг в греки». Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Характер Древнерусского государства. Князь и дружина. Полюдье. Вечевая организация. Народное ополчение. Первые киевские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Изменения в управлении Древнерусским государством. Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Лестничная система передачи княжеской власти и ее противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Формирование древнерусской народности. Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Быт и нравы Древней Руси. Быт и образ жизни земледельческого населения. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды. Русские воины. Основные итоги развития древнерусского общества и государства.

Основные понятия темы:

Родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, государство, народ(народность),плуг, народное ополчение, колонизация.

Родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

Требования к уровню подготовки обучающегося по данной теме:

Умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное в тексте учебника, работать с картой. Составлять схемы, учиться сравнивать, анализировать и делать выводы. Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение принятия христианства. Уметь определять предпосылки для расцвета государства, уметь раскрыть социальную сущность «Русской Правды». Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Уметь работать в группах. Уметь раскрыть причины княжеских усобиц – ослабления строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах).Уметь выделять главное(истоки и особенности древнерусской культуры), ценностное ориентирование древнерусского общества.

Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации. Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать с картой, правильно отвечать на поставленные вопросы.

Глава2. «Политическая раздробленность на Руси»

Начало дробления Древнерусского государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства Руси. Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество: освоение Северо-Восточной Руси; характер княжеской власти в северо-восточных землях; князь Юрий Долгорукий; внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского; возвышение Владимиро-Суздальского княжества; Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля: территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси; особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Роман Мстиславич. Взаимоотношения между боярами и князем. Правление Даниила Галицкого.

Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Первый поход Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Причины поражения Руси от монголов. Отражение удара с Запада. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед Александра Невского. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Русь и Орда при Александре Невском. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Создание Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве. Культура русских земель в XII — XIII вв. Особенности культуры XII — XIII вв.: общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Местное летописание. Возникновение новых литературных жанров. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Памятники русского зодчества. Церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице подЛадогой. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Княжеская резиденция в Боголюбове. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Основные понятия темы:

Уделы,аскетизм,артель,республика. Удел, посадник, ордынское владычество, баскак,

ордынский выход, ярлык.

Требования к уровню подготовки обучающегося по данной теме:

Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности, выделять её последствия. Развивать умение работы с картой. Сводить знания в таблицы. Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. Уметь работать по карте. , определять причины завоевательных походов монголо-татар. Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности.

Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига, работать с документами

Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты

Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель, причины возвышения Московского княжества. Уметь выделять главное. Выводить «уроки» из события. Определять роль личности в истории. Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы), делать выводы, участвовать в беседе.

Глава3. «Русь Московская»

Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство при потомках Ивана Калиты. Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Взаимоотношения Москвы с Тверью и Литвой. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в. Завещание Дмитрия Донского. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Создание единого Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Московское государство в конце XV — начале XVI в. Возвышение великокняжеской власти. Начало складывания органов центральной власти и управления. Боярская дума. Административно территориальное деление. Система кормлений. Местничество. Судебник 1497 г. Зарождение поместной системы. Преобразования в войске. Вотчинное и церковное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства. Появление казачества. Русская культура в XIV — XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV — XVI вв. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва —центр складывающейся культуры великорусской народности. Культурные контакты России с другими странами. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение общерусского летописания. Отражение в литературе политических тенденций. Появление новых литературных жанров. «Сказание о князьях Владимирских». Публицистика. «Хронограф». Четьи минеи. «Домострой». Возрождение и дальнейшее развитие русского каменного зодчества. Главные сооружения Московского Кремля. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись, формирования национальной живописной школы. Дионисий. Феофан Грек. Андрей Рублев. Произведения декоративноприкладного искусства. Быт XIV — XVI вв. Основание новых городов, их структура. Образ жизни тяглого населения русских городов. Сельская Россия. Русская изба. Быт русского крестьянина. Особенности русского костюма. Русская трапеза. Основные итоги развития русского общества и государства в XIV — XVI вв.



Основные понятия темы:

Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.



Требования к уровню подготовки обучающегося по данной теме:

Уметь кратко излагать исторический материал. Уметь развернуто излагать исторический материал, вести дискуссию. Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности, решать проблемные и познавательные задачи. Умение определять изменения в социально-экономическом развитии, сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план, давать



характеристики различным сословиям. Умение выделять главное. Сравнивать с культурой более раннего периода. Давать описательную характеристику произведениям искусств. Учиться писать краткие сообщения.
Учебно-тематический план



РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Ведение. Что такое Средние века

1

2

Тема 1.Начало Средневековья


2

3

Тема 2. Средневековая Европа

2

4

Тема 3. Дальние страны.


2

5

Вводный урок. История России

1

6

Тема 4. Русь Древняя.

3

6

Тема 5. Политическая раздробленность.

3

7

Тема 6. Русь Московская


3


Требования к уровню подготовки на конец учебного года

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

  • Уметь связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • Уметь анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • Уметь сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • Уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • Уметь самостоятельно анализировать и отстаивать свои взгляды;

  • Уметь самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • Уметь работать с исторической картой;

  • Уметь оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;

  • Знать основные понятия, имена, ориентироваться в изученном материале.

  • Работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний;

  • Определять хронологию событий, соотносить события с веком, эпохой;

  • Изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставление информации;

  • Анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

  • Давать оценку отдельным явлениям культуры;

  • Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

  • Составлять характеристику исторических деятелей;

  • Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.


Литература и средства обучения

Литература для учителя(Использован учебно-методический комплект):

-учебник: Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История средних веков: Европа и остальной мир. М.: «Русское слово», 2010;

-Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков. М.: «ВАКО», 2007;

-Манданова Е.С. Тематический контроль по истории средних веков. М.: «Русское слово», 2010;

-Петрова Н.Г. История Средних веков. Книга для у4чителя. Учебно-методические материалы. 6 класс. М.: «Русское слово», 2010;

-Петрова Н.Г. рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс. М.: «Русское слово», 2010;

-Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс. К учебнику М.А. Бойцова и Р.М. Шукурова «История средних веков». М.: «Русское слово», 2006;

-учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М.: «Просвещение». 2004;

-Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2007 г.;

-Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.;

-Симонова Е. История России. 6 класс. Поурочные разработки. М., «Экзамен», 2006 г.;

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Поурочные разработки. М., Просвещение, 2007;



Дополнительная литература:

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс. М., 2002.

Аппарович Н.И., Запорожец Н.И. Раздаточный материал по истории Средних веков для VII класса. М., 1991.

Библиотека энциклопедий для юношества. Африка. / Сост. В.Б. Новичков. М., 2001.

БингхэмДж. Всемирная история. Средневековый мир. М., 1999.

Большая иллюстрированная энциклопедия истории. М., 2001.

Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.
История. М., 2000.


Ведюшкин В.А. История Средних веков. М., 2002.

Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1985.

Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории
Средних веков. М., 1992.


Европейский эпос Античности и Средних веков. М., 1984.

Задания по курсу истории Средних веков. М.: ЛКМИИ - «Ме-тар», 1992.

Ивонин Ю.Е. Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был в Англии дворянином. - И живы памятью столетий. Минск, 1987.

Ионина Н.А. Сто великих городов мира. М., 2001.

История географических открытий. География. М.: Аванта+, 2000.

История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / Под ред. В.П. Будановой. М.: Эксмо-Пресс, 1999.

История Средних веков / Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова. М., 1990.

История стран Азии и Африки в Средние века. Ч. 1. М., 1987.

Книга для чтения по истории Средних веков / Под. ред. С.А. Сказкина. Ч. I. М., 1969.

Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / Сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. М., 1986.

Книга тысячи и одной ночи в восьми томах. Т. 7. Душанбе, 1984.

Красиков А.А. Ватикан: история и современность. Серия «У по-
литической карты мира». № 7. М., 1991.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.



Культура эпохи Возрождения. - Л., 1986.

Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984.

Лебедева ИМ. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1990.

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории Средних веков. 6-7 класс. Ч. 2. М: Владос-Пресс, 2002.

Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Средних веков. М., 1959.

Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль, 1997.

Огнева О. Рыцари. Турниры. Оружие. Энциклопедия. М., 2000.

Райцес В.И. Жанна д'Арк. И живы памятью столетий. Мн., 1987.

Сабатини Р. Колумб. М., 1992.

Сафонова Т.В. Преподавание истории в школе. Глазов, 1999.

Смирнов С.Г. Задачник по истории Средних веков. М., 1995.

Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV века). Часть I. М., 1980.

Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (XV-XVII века). Часть II. М., 1981.

Турский Г. История франков. М., 1987.

Холланд Д. Большая иллюстрированная энциклопедия. М., 2001.

Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс. М.: Владос, 2003.

Чистякова Т.А. Арабский халифат. Пособие для учителя. М., 1962.

Школьная энциклопедия. История Средних веков. М., 2003.

Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. М.: Аваита*, 2000.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. М.: Аванта+, 1998.

Энциклопедия для детей. Техника. Том 14. М.: Аванта+, 2003.

Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Том 15. Часть 1. М.: Аванта+, 2000.

Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история/Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994.

Я познаю мир: Города мира. Энциклопедия. М., 2000.

Я познаю мир: История. Энциклопедия. М., 2002.Я познаю мир: Этикет, обычаи, быт. Энциклопедия. М., 2002.

Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке

Богуславский В. В. Держава Рюриковичей: Славяне — Русь - Россия: Энциклопедический словарь: В 6 т. — Тула, 1994. — Т. 1.

Борзаковский В. С. История Тверского княжества. — Тверь, 1994.

Буганов В. И. Куликовская битва. — М., 1980.

Бутромеев В. П. Русская история для всех: Опыт краткого описания в легендах, преданиях, именах и важнейших событиях. — М., 1994.

Горяйнов С. Г. Задачник по истории России: Загадки российской Клио для всех, кто изучает и любит историю. — Ростов-на-Дону, 1996.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — М., 1989.

Данилевский И. И. Древняя Русь глазами современников и потомков. — М., 1998.

Данилевский И. Я. Русские земли XII—XVI вв. глазами современников и потомков. — М., 2000.

Данилов А. А. История России IX—XIX вв.: Справочные материалы. — М., 1998.

Зуев М. Н. Хроника истории России. IX—XX вв. — М., 1995.

Иванов А. Б. Третий Рим: Русь XIV—XVII вв. — М., 1996.

История России IX—XX вв.: Атлас. — М., 1997.

История Отечества в лицах: С древнейших времен до конца XVII в. — М., 1998.

История России: О чем спорят историки. — М., 1995.

История России с древнейших времен до конца XVIII века: Дидактические материалы. — М., 2000.

История России: Учебный словарь-справочник. — Брянск, 1996.

Кандыба В. М. История русского народа до XII в. н. э. — М., 1995.

Кишенкова О. В., Короткова М. В. История для любознательных: Задачник — М., 1996. — Ч. 2.

Клепинин Н. А. Святой И благоверный великий князь Александр Невский. — М., 1994.

Ключевский В. О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. — М., 1991.

Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. — М., 1993.

Князев Е. А. Родная старина: Слова, термины, образы. — М., 1996.

Лесной С. Откуда ты, Русь? — Ростов-на-Дону, 1995.

Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до конца XX века. — М., 1996.

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. — М., 1995.

Петрушевский А. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. — Ярославль, 1994.

Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. — М., 1995.

Скрынников Р. Г. Трагедия Новгорода. — М., 1994.

Скрынников Р. Г. История российская. IX—XVII вв. — М., 1997.

Степанищев А. Т. История России в вопросах, задачах, графике. — М., 1994.

Степанова Л. Н. Методические разработки к темам по истории Отечества. — М., 1994.

Трудные вопросы истории: Поиски. Размышления. Новый взгляд на события и факты. — М., 1991.

1000 вопросов и ответов по истории. — М., 1996,

Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1997.

Энциклопедия для детей. — М., 1995. —Т. 5: История России и ее ближайших соседей.
Ресурсы Интернета по истории России с древнейших времен до конца XVI в.
http://el.integrum.ru — электронный архив исторических документов. http://avorhi8t.narod.ru/ — литература и источники по следующим направлениям: история Руси с древнейших времен до конца XVII в., история христианства, теория и методология истории. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html — электронная библиотека источников исторического факультета МТУ им. M. В. Ломоносова.

http:/lib.userline.ru/689?secid=8324&num=l — электронная версия «Повести временных лет».

http:www/hrono.ru/dokum/pravda72.html — «Русская Правда» в краткой и пространной редакции.

http:/old-rus.narod.ru/index, html — на сайте представлено более 300 произведений русской литературы до конца XVII в.

http://www/shm.ru/ — сайт Государственного исторического музея.

http://www.magister.msk.ru/library/history/historyl.htm — Н. М. Карамзин. История государства Российского; В. О. Ключевский. Курс русской истории; Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; С. M. Соловьев. История России с древнейших времен; В. Н. Татищев. История Российская; С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории и др. http://archaeology.kiev.ua/culturea/ — информация об археологических памятниках на территории Восточной Европы, материалы о русско-скандинавских связях.

http://www.sib.net/n_russia/ — материалы о скифах. http:/www.fegi.ri/PRIMORYE/HISTORY/hiet.htm — сведения о первобытных стоянках на территории Приморского края, фотографии археологических находок из фондов Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. http://rurik.genealogia.ru/ — генеалогия Рюриковичей.

http://lants.tellur.ru/history/ — генеалогическое древо русских князей IX - XI вв., краткие биографии князей Рюриковичей, хронологическая таблица (IX—XVII вв.), карты Древней Руси, http://paganism.ru/a-cloth.htm — история древнерусского костюма. http://oldru.narod.ru/ — образование Киевской Руси, исторические источники, статьи, карты, библиография.

http.//www.hrono.ru/libris/lib_s/skrOO.html — электронная версия книги Р. Г. Скрынникова «Древнерусское государство».

http://www.rustrana.ru — сайт «Русская цивилизация».

http://www.historia.ru/ — электронный журнал «Мир Истории».

http://www.hrono.ru/libris/lib_s/skrynnOO.html — электронная версия книги Р. Г. Скрынникова «Третий Рим».

http://www.magister.msk.ru/library/history/makary/makary.htm — полная электронная версия многотомного труда митрополита Макария «История Русской церкви».

http://www.hrono.ru/libris/lib_s/skr41.html — книга Р. Г. Скрынникова «У истоков самодержавия».

http://his.1september.ru/2001/42/no42_01.htm — отечественные историки об эпохе Ивана Грозного.

http://ou.tsu.ru/hischool/his_JuF/ — основные этапы истории формирования Русского государства в XIV—XVII вв.

ittp://klio.webservis.ru/lec7_l.htm — конспект лекции по истории правления Ивана Грозного.

http://www.hronos.km.ru/ — сайт «Хронос» содержит сведения по отечественной и всемирной истории.

http://som.fio.ru/subject.asp?id=10000189 — сайт Федерации Интернет Образования «В помощь учителю».

htto://school.holm.ru/predmet/history/russia — сайт содержит материалы по истории России с древности до 1917 г.


Календарно-тематическое планирование

История Средних Веков

Учебник: М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров.




Тема урока.

Кол-во часов

Параграфы учебника

Дата

Приме

чание

план.

факт.

1

Введение в историю средних веков. Второй Рим.

1

Стр.3-4

§1










Раздел I. Начало Средневековья.(2ч.)

2

Век Византии.

1

§2










3

Рождение новой силы. Мир ислама.

1

§4-5










Раздел II. Средневековая Европа.(2ч.)

4

Земля и власть.

1

§10










5

Ко гробу господню.

1

§14-15










Раздел III. Дальние страны.(2ч.)

6

Индия: раджи и султаны.

1

§25










7

И снова Европа: навстречу новой эпохе.

1

§30











История России

Учебник: А.А.Данилов,Л.Г.Косулина.




Тема урока.

Кол-во часов.

Параграфы учебника.

Дата.

Приме

чание

план.

факт.

8

Вводный урок.

1

С.3-5










Глава 1. Русь Древняя(3ч.)

9

Восточные славяне

1

§1










10

Формирование Древнерусского государства

1

§3










11

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

§6










Глава 2. Политическая раздробленность на Руси.(3ч.)

12

Начало раздробления Древнерусского государства

1

§9










13

Главные политические центры Руси.

2

§10-11










14

Нашествие с Востока

1

§12










Глава 3. Русь Московская(3ч.)

15

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1

§17










16

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2

§18










17

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

§20














Есть женщины, которые говорят, что не примут от вас ни сантима. Вот они-то вас и разоряют. Саша́Гитри
ещё >>