Рабочая программа по искусству (музыка) для 5 класса мбоу «Красноярская оош» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по искусству (музыка) для 7 класса мбоу «Красноярская... 1 281.12kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 8 класса учителя Галлямовой... 1 171.96kb.
Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5... 1 353.66kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2012-2013... 1 189.76kb.
Рабочая программа по курсу «Брянский край» к учебным пособиям для... 1 149.67kb.
Костина Наталья Вячеславовна, учитель музыки пояснительная записка... 4 745.47kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (изо) для 6 класса 1 273.45kb.
Программа по искусству «Изобразительному искусству» для 5-го класса... 1 99.02kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса 3 524.5kb.
Рабочая программа по искусству для 9 класса составлена на основании... 1 132.48kb.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса 3 369.45kb.
Многоликий вещный мир маленьких новелл (на материале рассказов О. 1 150.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по искусству (музыка) для 5 класса мбоу «Красноярская оош» - страница №1/1

Искусство (музыка) 5 класс

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по искусству (музыка) для 5 класса МБОУ «Красноярская ООШ» разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (музыка);

  • Примерной программы для основной школы «Музыка»;

  • авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 классы./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. – Москва: “Просвещение”, 2007 г.);

  • Примерными программами и основными положениями художественно-педагоги-ческой концепции Д.Б. ( Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 г.);

  • «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин», утверждённый приказом директора МБОУ «Красноярская ООШ» № 24 от 30.01.2012;

  • Образовательной программы МБОУ «Красноярская ООШ» на 2012-2017 годы,

  • Учебного плана МБОУ «Красноярская ООШ» на 2012-2013 учебный год, утверждённого приказом №165 от 10. 08. 2012года.

При составлении рабочей программы учитывалось Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан №251/7, «Об особенностях преподавания учебного предмета «Искусство» в условиях введения федерального компонента государственного общего образования» от 29.11.2010г. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Музыкальное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов из расчета 1учебный час в неделю, в том числе обобщающий урок.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.



Характеристика результатов освоения материала учащимися 5 класса

на начало учебного года
В виду того, что подготовка учащихся по предмету невысокая, в содержание включены некоторые темы начального образования: «Три кита музыки», «Мир композитора», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные жанры» и др.

Учащиеся:



Знают/понимают:

  • взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

  • музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);

  • тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;

Не знают: основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.

Умеют:

  • выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

  • умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

Не умеют: понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

  • развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.


Планируемые результаты освоения программы

по искусству (музыка) в 5 классе
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

-понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

-передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

-развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Содержание программы
Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (17 ч)

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках НРК («Музыка в рассказе», «Музыкальный портрет мамы», «Тема войны и мира в музыке») учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и хрестоматии МР3 по музыке). Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения, компьютер, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point; мультимедийное пособие для учителей музыки общеобразовательных школ по программе Е. Д. Критской (1-7 класс) «Уроки музыки в школе без проблем».
Программное и учебное оснащение учебного плана


Реквизиты программы

УМК Обучающегося

УМК учителя

Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.

Программы общеобразовательных учреждений МУЗЫКА, 1-8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского 2007. Программы общеобразо-вательных учреждений МУЗЫКА, 5-9 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская




Конева И.В.. Музыка. Поурочные разработки по музыке. 5 класс - Волгоград, 2009.

Нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.

Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя/Н.Н. Рябенко.- М. : Айрис-пресс,2006. Музыка 1-7классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека/ авт.-сост. Е.Н. Арсенина.





Календарно-тематический план программы по музыке для 5 класса




Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля, измерители

Материал урока

Дата




план

факт

Содержание I полугодия «Музыка и литература»
I четверть « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

1.

Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре.

Вокальная музыка без слов.



комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Знать: песня – наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусств. Три кита музыки.

Специфика средств художественной выразительности литературы.

Вокализ. Значение слова в вокальной музыке (песни, романсы).

Стилистические особенности музыкального языка С.В. Рахманинова.

Роль вокализа в русской народной песне.

Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки.



Фронтальный опрос

Гимн России С.В.Рахманинов «Вокализ».

С.В. Рахманинов «Концерт № 3» для фортепиано с оркестром, 1 часть.

Г.Струве «Моя Россия».

Р.н.п. «Все мы песни перепели».




7.09




2.

Жанры нструменталь-ной и вокальной музыки

комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Знать как мелодия, сочиненная для пения со словами превращается в инструментальную мелодию. Интонационные особенности инструментальной песни. Интонация как носитель смысла в музыке.

Богатое развитие песенной мелодии в симфоническом оркестре. Симфонический оркестр.




Фронтальный опрос

М.И. Глинка – М. Балакирев. «Жаворонок».

Р.н.п. «Мы пойдем погулять».

П.И. Чайковский. «Грустная песенка».

Г.Струве «Моя Россия».




14.09




3.

«Вторая жизнь песни» в инструментальной музыке

комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Народные истоки профессиональной музыки (концерты, симфонии, оперы).

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи.

Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной музыки..


Фронтальный опрос

П. И. Чайковский. Симфония № 4, финал.

Д. Б.Кабалевский. Концерт для фортепиано с оркестром, песня «Наш край».

Н. Мясковский. Симфония №6, финал.


21.09




4.

Жанр кантаты

Изучение нового материала

Рассказ, слушание музыки, пение

Знать особенности жанра кантаты.

Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.

Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова.

Роль поэзии в развитии музыки.

Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах.


Фронтальный опрос

Р.н.п. «Мы пойдем погулять».

Г. Свиридов, сл. Есенина. Кантата «Поет зима, аукает».

Вивальди «Зима» из «Времен года».

С.Баснер «С чего начинается Родина?».



28.09




5

Жанр оперы. Литературный сюжет в опере

Изучение нового материала

Слушание музыки, беседа

Либретто–литературная основа жанра оперы, в которой кратко излагается сюжет оперы.

Особенности жанра оперы. Синтез искусств в оперном жанре.

Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах.

Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Э.Горовиц, И.Менухин, Г. фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского


Фронтальный опрос

С.Баснер «С чего начинается Родина?».

Н.А. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».




5.10




6

Литературная основа в балете

Изучение нового материала

Слушание музыки, беседа, пение

Либретто балетного спектакля.

Синтез искусств в балете (взаимодействие литературы, инструментально-симфонической музыки, хореография, изобразительное и драматическое искусство).

Особенности жанра балета.

Имена лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Ю. Григорович, Е.Максимова).



Фронтальный опрос

Я.Дубравин «Про Емелю».

И. Морозов. Фрагменты из балета «Доктор Айболит»: «Полька», «Морское путешествие», «Галоп» - пластич. интонирование, шумовой оркестр.




12.10






7

Воплощение литературного сюжета в балете

Комбинированный

Рассуждение, рассказ, вопросы и ответы

Сказочные сюжеты балетного спектакля.

Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет-массовые сцены).

Как музыка балета передает характеры героев балетного спектакля.

Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан),



Фронтальный опрос

А. Долуханян «Четыре таракана и сверчок».

А. Хачатурян. Фрагменты из балета «Чиполлино»:

«Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Погоня».


19.10




8.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.




Слушание музыки, беседа, пение

Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).

Синтез искусств в балетном жанре.



Фронтальный опрос

М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила».

Я.Дубравин «Про Емелю».

И. Морозов «Полька», «Галоп» - пластич. интонирование, шумовой оркестр.


26.10




9.

Обобщение по теме: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

Урок-концерт

Слушание музыки, пение

Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен.

Работа по карточке.

Песни и произведения по выбору


2.11




II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

10

Музыка в сказке

Комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Нужна ли музыка литературе?

Музыка - «главное действующее лицо» музыкальной сказки. Фольклор как часть общей культуры народа.



Фронтальный опрос

Сказка «Чонгурист»

Н. Аладов «Мелодия»

Норв.н.п. «Волшебный смычок»

Сказка «Музыкант-чародей»



16.11




11

Музыка в басне

Комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова. Определение квартета.

Разнообразие исполнительского состава в квартете. Струнные квартеты русских композиторов. Стилист. муз. А. Бородина.

Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира


Фронтальный опрос

И. Крылов «Квартет»

А. Бородин, Ноктюрн части – пластич. интонирование.

Норв.н.п. «Волшебный смычок»


23.11




12

Музыка в рассказе

Комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского.

Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры.


Фронтальный опрос

В.А. Моцарт. Симфония

«Юпитер», фрагм. 2 части

И.Крылатов, Ты - человек.

М.Глинка. «Жаворонок»

К. Паустовский

Рассказ «Старый повар»




30.11




13

Музыка в рассказе. Музыка на телевидении.

Комбинированный

Слушание музыки, беседа

Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта.

Музыка – часть телевидения.



Фронтальный опрос

В.А. Моцарт, Фантазия

А. Гайдар, «Судьба барабанщика»



7.12




14

Музыка в фильме и

мультфильме



Комбинированный

Слушание музыки, беседа, пение

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства.

Киномузыка – важное средство создания экранного образа.




Фронтальный опрос

Р. Роджерс. Фрагменты из к/ф «Звуки музыки». Г.Гладков «Песенка друзей»


14.12




15

Музыкальный театр. Мюзикл.

Урок-театрализация

Рассуждение, рассказ, вопросы и ответы

Музыка усиливает выразительность и воздействие литературных произведений на мысли и чувства людей. Мюзикл. Особенности жанра мюзикла.


Фронтальный опрос

«Волки семеро козлят на новый лад» А.Рыбников.

Песни и произведения по выбору учителя




21.12




16

Обобщение по теме: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

Урок-концерт

Слушание музыки, беседа, пение

Способность музыки обогащать литературный сюжет и углублять характеристику персонажей, событий. Способы обращения композиторов к народной музыке.


Викторина

Рождественские песни разных народов мира.

28.12




Содержание 2 полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
III четверть «Можем ли мы увидеть музыку»


17.

Отражение в музыке истории России

Изучение нового материала

Рассказ, слушание музыки, пение

Как взаимосвязаны между собой музыка и изобразительное искусство. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Фронтальный опрос

Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых», «Погоня».

С. Атуров «По долинам и по взгорьям».

К. Листов «Песня о тачанке».

Греков. Картина «Тачанка».

Шв.н.п. «Три парня».


18.01




18

Образы богатырей в музыке и живописи

Изучение нового материала

Рассказ, слушание музыки, пение

Воплощение в русском искусстве образа богатыря как образа могучего защитника Родины. Богатырская тема в творчестве А. Бородина. Особенности творческого почерка А.Бородина и Бетховена.

Способы обращения композиторов к народной музыке.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве русских композиторов.


Фронтальный опрос

Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых», «Погоня».

А.П. Бородин «Симфония №2», тема 1 части.

В.М. Васнецов «Три богатыря».

С. Никитин

И. Глазунов «Два князя».

С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Л. Бетховен, «Кориолан».


25.01




19.

Героическая тема в музыке

Комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Образы ребят-героев – юного поколения богатырей своего времени.

Воплощение образа великого русского полководца А. Невского в кантате С.Прокофьева.

Сопоставление героико-эпических образов музыки и живописи.


Фронтальный опрос

С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские» и картина Корина.

А.П. Бородин «Симфония №2», тема 1 части.

Л. Бетховен. Увертюра «Кориолан».



1.02




20.

Музыкальный портрет. «Картинки с выставки».

Комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Особенности музыкального портрета.

М. П. Мусоргский – мастер музыкального портрета. История создания произведения. Как композитор выразил свои впечатления о выставке художника В. Гартмана. Особенности построения цикла «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов.




Фронтальный опрос

С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

М.П. Мусоргский «Песня Варлаама».

И.Е. Репин. «Протодьякон».

В. Гаврилин «Мама». М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Тьюлирийский сад» и рисунки Гартмана.

А. Цфасман «Здорово, здорово!».


8.02




21

Портреты музыкантов

Изучение нового материала

Слушание музыки, беседа

Музыканты и музыкальные инструменты на картинах художников. Знакомство с примерами старинной музыки. Сопоставление образов музыки и живописи.

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.




Фронтальный опрос

В. Гаврилин «Мама».

Ф. да Милано «Лютневая музыка» и картины Караваджи «Юноша с лютней», неизвестного автора «Музыкантши».

Готье «Гавот».

Глюк «Мелодия» и картины Мане «Флейтист», Лейстера «Мальчик-флейтист».

Я. Дубравин «Всюду музыка живет».


15.02




22

Музыкальный портрет мамы

Комбинированный

Слушание музыки, беседа, пение

Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Выражение духовно-нравственного начала в образе матери. Особенности средств выразительности в создании светлого образа Богоматери. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Фронтальный опрос

В. Гаврилин «Мама»

Ф. Шуберт «Аве Мария» и картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

П.И.Чайковский «Богородице Дево, радуйся» и икона «Богоматерь Владимирская».

Я. Дубравин «Всюду музыка живет».




22.02




23

Пейзаж в музыке и живописи

Изучение нового материала

Рассуждение, рассказ, вопросы и ответы

Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. Особенности музыкального языка Э. Грига

Фронтальный опрос

В. Баснер, сл. Матусовского «С чего начинается Родина?».

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

Э. Григ «Утро».


1.03




24

Полифония в музыке и живописи.

Изучение нового материала

Слушание музыки, беседа, пение

Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.-С.Баха (прелюдия, фуга, месса).


Фронтальный опрос

А.Шнитке «Пастораль». И. –С. Бах. Страсти по Иоанну.

Е.Крылатов «Где музыка берет начало?».

С. В. Рахманинов

Прелюдия соль мажор для ф-но.

И. Левитан «Весна. Большая вода».


8.03




25

Образы войны и победы в искусстве


Комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Отражение событий Отечественной войны 1812г. В творчестве С. Прокофьева. Образ полководца М. Кутузова – олицетворение темы войны.

Образ Н. Ростовой – олицетворение темы мира.

Музыкальный язык С. Прокофьева.


Фронтальный опрос

Е.Крылатов «Где музыка берет начало?».

С. Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир».



15.03




26

Обобщение по теме: «Можем ли мы увидеть музыку»




Слушание музыки, пение

Общность и созвучие образов музыки и живописи.

Изобразительность – важнейшее качество музыки, вызывающая в сознании зрительные образы.






Песни и музыкальные произведения по выбору.

22.03




IV четверть «Можем ли мы услышать живопись»


27

Звучащие картины

Изучение нового материала и первичное закрепление

Рассказ, слушание музыки, пение

«Безмолвная» и «звучащая» живопись. Возможность зрительных образов вызывать музыкальные ассоциации.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве композиторов.



Фронтальный опрос

В.Локтев «Песня о России».

Д. Шостакович «Симфония №11», тема 4 части.

Э. Григ «Утро».

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».



5.04




28

Тема гражданской войны в музыке и живописи

Изучение нового материала и первичное закрепление

Рассказ, слушание музыки, пение

Воплощение образа военного оркестра легендарной Первой Конной армии С.Буденного на картине Грекова. Духовой оркестр – центр живописного полотна. Значение военного марша.

Выразительные возможности музыкального инструмента трубы.



Фронтальный опрос

В.Локтев «Песня о России».

Д. Покрасс «Марш Буденного».

Греков «Тачанка», «Трубачи 1 Конной»

М. Равель «Хабанера».



12.04




29

Образы ночи в музыке и живописи

Изучение нового материала и первичное закрепление

Слушание музыки, беседа

Красота, лирика и поэтичность образов ночи.

Как музыка «рисует» ночной пейзаж. Сопоставление выразительных средств музыки и живописи. Особенности музыкального языка К. Дебюсси.



Фронтальный опрос

Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи».

К. Дебюсси «Празднества».

Песня по выбору: М.Мусоргский «Вечерняя песня», А.Тома «Слети к нам, тихий вечер"


19.04




30

Вечерняя музыка

Комбинированный

Слушание музыки, беседа, пение

«Звучащая» живопись И. Левитана. Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки.

Колокольность – важный элемент национального мировосприятия.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.


Фронтальный опрос

Р.н.п. «Вечерний звон».

Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи».

В. Гаврилин «Вечерняя музыка» и картина Левитана «Вечерний звон».

Колокольные звоны русских храмов

Повторение песни.


26.04




31

Картины праздника в музыке и живописи

Комбинированный

Рассуждение, рассказ, вопросы и ответы

Воплощение народных обрядов и праздников в композиторской и народной музыке. Яркость и контраст – характерные черты живописи и музыки, рисующей образы народного праздника.

Особенности музыкального языка И. Стравинского.



Фронтальный опрос

И. Стравинский. Балет «Петрушка», 1 картина.

Б.М. Кустодиев «Масленица».

Р.н.п. – игровые, плясовые; А. Цфасман «Здорово, здорово!».

С. Рахманинов Этюд-картина ми-бемоль мажор.



3.05




32

О подвигах, о доблести, о славе.

Изучение нового материала

Слушание музыки, беседа, пение

Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения. Исполнительские средства выразительности для воплощения музыкального образа.

Фронтальный опрос

Д. Кабалевский «Реквием»

10.05




33

Импрессионизм в музыке и живописи

Урок творчества

Рассказ, слушание музыки, пение

Направление: импрессионизм. Понятия: живописная музыка, джазовые ритмы, прелюдия, интерпретация. Основоположник импрессионизма в музыке – Клод Дебюсси.

Фронтальный опрос

Музыка по выбору учителя.

В. Гаврилин «Мама».

Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи».

А. Цфасман «Здорово, здорово!».



17.05




34

Обобщение по теме: «Можем ли мы услышать живопись»


Обобщение

Урок-концерт

Границы отдельных искусств не замкнуты. Искусства между собой взаимодействуют, взаимодополняют и обогащают друг друга. Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени (И.О.Дунаевский,
А.В. Александров
).


Фронтальный опрос

Урок-концерт по заявкам учащихся.

24.05




35

С веком наравне.

Урок-концерт

Слушание музыки, пение

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор им. М.Е.Пятницкого.

Урок-концерт

Песни о лете.

31.05








Если ты разгневан, сосчитай до четырех; если сильно разгневан, выругайся. Марк Твен
ещё >>