с. Богуславка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программе среднего общего образования
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке:
Результаты обучения приведены в графе « Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико – ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение ЗУН , востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на базовом уровне являются: сравнивание объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также учебно – познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в таблице.
№
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Требования к уровню подготовки обучающегося
|
Лабораторные работы
|
Д/З
|
Глава 1. Биология как наука, методы научного познания (3часа)
|
|
-
|
Краткая история развития биологии. Методы биологии
|
Вводный урок повторения и обобщения знаний
|
Называть естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых в развитие науки на разных этапах ее становления; методы исследования живой природы
|
|
|
-
|
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.
|
Урок повторения и обобщения знаний
|
Перечислять уровни организации живой материи, характеризовать проявления свойства живого; выделять основные признаки понятия «биологическая система»
|
|
|
-
|
Зачет№1 по теме: «Биология как наука, методы научного познания»
|
Урок контроля и оценки знаний
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
|
|
|
Раздел 2. Клетка (11 часов)
|
-
|
История изучения клетки. Клеточная теория
|
Урок изучения нового материала
|
Называть и описывать этапы создания клеточной теории; называть положения современной клеточной теории, Вклад учёных в создание клеточной теории
|
1.Наблюдение
клеток растений, животных, бактерий под микроскопом их изучение
|
|
-
|
Химический состав клетки. Неорганические вещества
|
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым словам; перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы; сравнивать химический состав живой и неживой природы
|
|
|
-
|
Органические вещества . липиды и углеводы
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым словам; описывать элементарный состав углеводов и липидов; характеризовать биологическую роль в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов; находить информацию о липидах и углеводах и критически оценивать ее.
|
|
|
-
|
Органические вещества. Белки
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым словам; называть состав и мономеры белков; функции белков; описывать проявление функции белков; объяснять механизм образования белков
|
|
|
-
|
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты
|
Комбинированный урок
|
Называть типы нуклеиновых кислот; их функции, выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК находить информацию о липидах и углеводах и критически оценивать ее.
|
|
|
-
|
Эукариотическая клетка. Цитоплазма, органоиды цитоплазмы
|
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым словам, называть мембранные и немембранные органоиды клетки; сравнивать строение растительной и животной клеток
|
|
|
-
|
Клеточное ядро. Хромосомы
|
Комбинированный урок
|
Давать определение основным понятиям4 описывать строение ядра, перечислять функции структурных компонентов
|
|
|
-
|
Прокариотическая клетка
|
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым словам, называть части и органоиды клетки, экологическую роль бактерий, выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.
|
|
|
-
|
Реализация наследственной информации в клетке
|
Комбинированный урок
|
Называть основные свойства генетического кода, описывать процесс биосинтеза белка, характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации
|
|
|
-
|
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
|
Комбинированный урок
|
Описывать процесс проникновения вируса в клетку, объяснять сущность воздействия вируса на клетку
|
|
|
-
|
Зачет по теме «клетка»
|
Урок контроля и оценки знаний
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
|
|
|
Глава 3. Организм (20 часов)
|
-
|
Многообразие организмов.
|
Урок изучения нового материала
|
Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов, отличать их по строению
|
|
|
-
|
Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен
|
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым понятиям , объяснять роль АТФ и в обмене веществ в клетке, характеризовать сущность и значение обмена веществ, этапы энергетического обмена
|
|
|
-
|
Пластический обмен. Фотосинтез.
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым понятиям, типы питания живых организмов. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов, характеризовать сущность фотосинтеза
|
|
|
-
|
Деление клетки. Митоз
|
Комбинированный урок
|
Описывать процессы удвоения ДНК, последовательно фазы митоза, объяснять сущность и биологическое значение митоза, доказывать, что размножение одно из свойств живой природы, сравнивать бесполое и половое размножение
|
|
|
-
|
Размножение: бесполое и половое
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
|
|
-
|
Образование половых клеток. Мейоз
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым понятиям, называть стадии гаметогенеза, описывать строение половых клеток, процесс мейоза, выделять отличия митоза от мейоза
|
|
|
-
|
Оплодотворение
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым понятиям, называть типы оплодотворения, характеризовать сущность и его значение
|
|
|
-
|
Индивидуальное развитие организмов
|
Урок изучения нового материала
|
Называть периоды онтогенеза. Причины нарушения развития организма
|
|
|
-
|
Онтогенез человека
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
Давать понятие ключевым понятиям, Называть периоды онтогенеза человека. Причины нарушения развития организма человека . сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных делать выводы на основе сравнения
|
2.Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
|
|
-
|
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости
|
Комбинированный урок
|
Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей, значение гибридологического метода
|
|
|
-
|
Моногибридное скрещивание
|
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым понятиям, воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления, составлять схему скрещиваний, определять по фенотипу генотип и наоборот, вероятность проявления признаков в потомстве, объяснять сущность сцепленного наследования, причины нарушения его. Биологическое значение перехлеста хромосом
|
|
|
-
|
Дигибридное скрещивание
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Современные представления о гене и геноме
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым понятиям, описывать строение гена, называть типы хромосом в геноме, приводить примеры определения пола
|
|
|
-
|
Генетика пола
|
Комбинированный урок
|
Объяснять соотношение полов 1:1, механизм наследования дальтонизма и гемофилии
|
|
|
-
|
Изменчивость: наследственная и ненаследственная
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым понятиям, различать виды изменчивости, называть уровни изменения генотипа, виды мутаций
|
|
|
-
|
Виды мутаций. Причины мутаций
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Генетика и здоровье человека
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым понятиям, называть причины наследственных заболеваний человека. Методы дородовой диагностики объяснять опасность близкородственных браков
|
|
|
-
|
Проблемы генетической безопасности
|
семинар
|
|
|
-
|
Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы
|
Урок контроля и оценки знаний
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
|
|
|
№
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Требования к уровню подготовки обучающегося
|
Лабораторные работы
|
Д/З
|
РАЗДЕЛ 4. ВИД (29 часов)
|
Тема 4.1 основы учения об эволюции(18 часов)
|
-
|
Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея
|
Вводный .
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым понятиям.
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.
Называть ученных и их вклад в развитие биологии
Формулировать законы «упражнения и неупражнение органов» и «наследования благоприятных признаков»
Называть естественные и социальные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
Характеризовать сущность действия искусственного отбора
|
|
|
-
|
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
|
Урок изучения нового материала
|
|
|
-
|
Предпосылки развития теории Ч.Дарвина
|
Урок изучения нового материала
семинар
|
|
|
-
|
Эволюционная теория Ч.Дарвина
|
Урок изучения нового материала
семинар
|
|
|
-
|
Вид. Критерии и структура вида
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым понятиям.
Характеризовать критерии вида, популяцию как структурную единицу вида, эволюции
|
№3 Описание особей вида по морфологическому критерию
|
|
-
|
Популяция – структурная единица вида и эволюции
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Популяция – структурная единица вида и эволюции
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Факторы эволюции
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым понятиям.
Называть факторы эволюции
Объяснять причины изменчивости видов.
Характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции приспособлении.
Определять относительный характер приспособленности
|
|
|
-
|
Естественный отбор – главная сила эволюции
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Виды естественного отбора
|
Комбинированный урок
|
№4 Выявление изменчивости у особей одного вида
|
|
-
|
Адаптации организма к условиям обитания
|
Комбинированный урок
|
№5
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
|
|
-
|
Видообразование
|
Комбинированный урок
|
Давать понятие ключевым понятиям.
Называть способы видообразования, описывать механизм основных путей видообразования
Приводить примеры процветающих и вымирающих видов растений и животных. Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции
|
|
|
-
|
Сохранение многообразие видов
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Макроэволюция, ее доказательства
|
Урок комплексного применения знаний. Семинар
|
|
|
-
|
Доказательства эволюции органического мира
|
Урок комплексного применения знаний. Семинар
|
Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия
|
|
|
-
|
Главные направления эволюции органического мира
|
Комбинированный урок
|
Знать основные типы эволюционных изменений, главных направлениях эволюции и их показателях, уметь конкретизировать проявление биологического прогресса и регресса, характеризовать причины вымирания видов на земле.
|
|
|
17-18.
|
Зачёт №1 «основные закономерности эволюции»
|
Урок повторения и обобщения знаний
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
|
|
|
Тема 4.2 «Основы селекции и биотехнологии» (5 часов)
|
19.
|
Основные методы селекции и биотехнологии
|
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым понятиям.
Уметь: характеризовать методы растений, животных, микроорганизмов
Сформировывать знания о биотехнологии, клеточной и генной инженерии.
Раскрывать сущность гомологических рядов
|
|
|
20.
|
Методы селекции растений
|
Комбинированный урок
|
|
|
21.
|
Методы селекции животных
|
Комбинированный урок
|
|
|
22.
|
Методы селекции микроорганизмов
|
Современные представления о возникновении жизни
|
|
|
23.
|
Зачет №2 «Основы селекции и биотехнологии»
|
Урок повторения и обобщения знаний
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
|
|
|
Тема 4.3 Антропогенез (6 часов)
|
24.
|
Положение человека в системе животного мира..
|
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым понятиям.
Знать систематическое положение человека в животном мире
Основные стадии развития человека
Находить сходства и отличия человека от животных
Уметь отделять взгляды материалистические на происхождение человека от идеалистических.
Доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов
|
|
|
25.
|
Основные стадии антропогенеза.
|
Комбинированный урок
|
|
|
26.
|
Движущие силы антропогенеза.
|
Комбинированный урок
|
|
|
27.
|
Прародина человека
|
Комбинированный урок
|
|
|
28.
|
Человеческие расы и их происхождение
|
Комбинированный урок(семинар)
|
|
|
29.
|
Зачет №3 «Происхождение человека».
|
Урок контроля и оценки знаний
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
|
|
|
РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ (22)
|
Тема 5.1 Основы экологии ( 17 часов)
|
30.
|
Что изучает экология
|
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым понятиям.
Уметь:
раскрывать важнейшую роль экологии в современном обществе
Выявлять действие местных экологических факторов на живую природу
|
|
|
31.
|
Абиотические факторы среды.
|
Комбинированный урок
|
|
|
32.
|
Биотические факторы среды.
|
Комбинированный урок
|
|
|
33.
|
Место обитание и экологические ниши
|
Комбинированный урок
|
Знать основные типы экологических взаимодействий
Характеризовать их, приводить примеры
Уметь применять показатели популяций для оценки ее экологического состояния и перспектив развития и долголетия
Знать принципы классификации экосистем
|
|
|
-
|
Основные типы экологических факторов взаимодействий
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Основные экологические характеристики популяции
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Динамика популяции
|
Комбинированный урок
|
|
|
37 – 38.
|
Экологические сообщества
|
Комбинированный урок
|
|
|
39.
|
Структура экосистем.
|
Комбинированный урок
|
Уметь вычислять и характеризовать признаки разных структур экологического сообщества на примерах равных биогеоценозах
|
|
|
-
|
Взаимосвязь организмов в сообществах
|
Комбинированный урок
|
Знать о трофической структуре экосистемы на основе конкретизации понятий пищевые цепи и трофические уровни, роли автотрофов и гетеротрофов в пищевых цепях,
Типы пищевых цепей на основе формирования понятий о пастбищных и детритных цепях,
о круговоротах веществ и роли в них биогенных элементах
|
|
|
-
|
Пищевые связи..
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Круговорот веществ и энергии в экосистемах
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Причины устойчивости и смены экосистем.
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Влияние человека на живые организмы
|
Комбинированный урок
|
Знать о целостности экосистем. О пагубном воздействии на устойчивость биогеоценозов. Вызванных хозяйственной деятельностью человека в результате накопления загрязнителей в пищевых цепях
|
|
|
-
|
Основы рационального природопользования
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Зачет № 4 «Основы экологии»
|
Урок повторения и обобщения знаний
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
|
|
|
Тема № 5.2«Эволюция биосферы и человека» ( 5 часов )
|
|
-
|
Гипотезы о происхождении жизни
|
Урок изучения нового материала
|
Давать понятие ключевым понятиям
Знать различные гипотезы о происхождении Земли
Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий
Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами
|
|
|
-
|
Основные этапы развития жизни на Земле.
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Биосфера и человек.
|
Комбинированный урок
|
|
|
-
|
Антропогенное воздействие на биосферу.
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
№6 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
экскурсия
|
|
-
|
Зачет № «Эволюция биосферы и человека».
|
Урок контроля и оценки знаний
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
|
|
|