Рабочая программа педагога II категории Шаниязовой Юлии Ахметовны по искусству (изо) 5 класс Рассмотрено на заседании - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа педагога II категории Шаниязовой Юлии Ахметовны... 4 304.8kb.
Рабочая программа педагога II категории Шаниязовой Юлии Ахметовны... 1 171.68kb.
Рабочая программа педагога II категории шаниязовой юлии ахметовны... 1 194.38kb.
Рабочая программа по искусству (изо) 6 класс Учителя Сотниковой Эндже... 1 192.85kb.
Рабочая программа педагога гафуровой Илоны Ивановны, II категории... 2 538.63kb.
Рабочая программа по литературе, 9 класс учителя первой квалификационной... 1 374.57kb.
Рабочая программа педагога улитина Елена Васильевна Высшая категория... 1 133.75kb.
Рабочая программа по изо для 5 класса учителя Гайнутдиновой Гульназ... 1 154.75kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс Рассмотрено на заседании 2 440.36kb.
Рабочая программа по музыке и пению 6 а класс Орловой Юлии Викторовны... 1 112.12kb.
Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка... 2 360.11kb.
Разнообразие внутренних вод России. Реки 1 48.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа педагога II категории Шаниязовой Юлии Ахметовны по искусству (изо) - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Старосуркинская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО зам. директора по УВР директор школы

Председатель МО Алендукова Э.М. приказ №______

Сергиванова Л.В. «____»______________г. «____»____________

«___»___________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

II категории

Шаниязовой Юлии Ахметовны

по ИСКУССТВУ (ИЗО) 5 класс
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1

«____»__________

2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана в соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной образовательной программы и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 4-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
. Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала



Содержание

Кол-во часов

Язык изобразительного искусства

9

Изобразительное искусство и мир природы

7

Изображение человека и предметного мира

10

Вглядываясь в человека. Жанр портрет

9

Всего

35

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 29; уроков-бесед – 5; Обобщающий урок -1

. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 5 класса.

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.


Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИСКУССТВУ (ИЗО)

КЛАСС - 5


УЧИТЕЛЬ – ШАНИЯЗОВА ЮЛИЯ АХМЕТОВНА
КЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
ВСЕГО - 35 часов; В НЕДЕЛЮ 1 ЧАС;
ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ_________, ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ______, ТЕСТОВ _______ч.
ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
УЧЕБНИК : ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «В океане света» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ____________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________




Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

Учебно – творческое задание

даты

Домашнее задание

По плану

По факту

Древние корни народного искусства -9 часов

1

Древние образы в народном искусстве.

1

Урок усвоения новых знаний

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства

Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?»

Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства.







Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ

2

Орнамент как основа декоративного украшения.

1

комбинированный

Уметь применять графические материалы и выразительные средства композиций

Фронтальный опрос

Работа над декоративной композицией на тему древних образов на тему образов в резьбе, росписи.







Подобрать иллюстрации

3

Декор русской избы.

1

комбинированный

Уметь использовать в творческой работе символику древних славян выразительные средства орнаментальной композиции

Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментальной композиции

Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы







Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора

4

Внутренний мир русской избы.

1

комбинированный

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.

Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции.

Коллективная работа:»В русской избе»







Выполнить работу

5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1

комбинированный

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства.

Просмотр, анализ и оценивание работ

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его.







Составить кроссворд по пройденному материалу

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

1

комбинированный

Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику

Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка

Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.







Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме

7

Народный праздничный костюм

1

комбинированный

Уметь работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка ДПИ

Просмотр и анализ работ

Выполнение эскизов народного костюма







Расспросить свих близких старшего поколения о праздниках наших предков

8

Народные праздничные обряды.

1

комбинированный

Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства.

Выставка работ










Подобрать иллюстрации

9

Народные праздничные обряды. Масленица.

1

Повторительно-обобщающий

Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства

В укладе жизни русского народа



Экспресс -выставка

Изготовление куклы Масленицы










Связь времен в народном искусстве – 7 часов

10

Древние образы в современных народных игрушках.

1

Комбинированный урок

Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности.

Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам.

Выполнение игрушки







Подбор иллюстраций, с изображением народной игрушки

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

Комбинированный урок

Уметь владеть навыками работы с конкретным материалом.

Опрос. Просмотр и анализ работ.

Вырезание из бумаги разверток посуды







Выполнить работу

12

Искусство Городца.

1

Комбинированный урок

Уметь применять художественные материалы

Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи»

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи







Подобрать изображения орнаментальной или сюжетной композиции

13

Истоки и современное развитие промысла.

1

Комбинированный урок

Уметь применять художественные материалы

Просмотр и анализ работ

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой







Выполнить работу

14

Искусство Жостова.

1

Комбинированный урок

Уметь использовать гуашь в творческой работе

Игра «Художник – зрители»

Вырезание из бумаги.







Подбор иллюстрационного материала

15

Истоки и современное развитие промысла.

1

Комбинированный урок

Уметь использовать гуашь в творческой работе

Выставка работ

Украшение росписью







Выполнить работу

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

Повторительно-обобщающий

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции

Выставка работ учащихся

Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту










Декор – человек, общество, время – 10 часов

17

Зачем людям украшения.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

опрос










Поисковая работа

18

Декор и положение человека в обществе.

1

Урок усвоения новых знаний

Понимать, что образный строй вещи определяется ролью ее хозяина.

Выставка работ, оценка.

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий







Подобрать зрительный ряд с изображением украшений

19

Одежда говорит о человеке

1

Комбинированный урок

Уметь творчески работать над предложенной темой.

Анализ результата коллективной работы

Выполнение панно







Найти иллюстрации костюмов разных времен

20

Одежда говорит о человеке

1

комбинированный

Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов

Выполнение коллективной работы: «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш.Перро

Анализ результата коллективной работы







Выполнить работу

21

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1

комбинированный

Уметь работать в выбранном материале используя язык ДПИ

Выполнение проекта собственного герба

Защита проекта







Поисковая работа

22

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1

комбинированный

Выполнение проекта герба своей семьи

Защита проект







Выполнить работу

23

Символика и эмблемы в современном обществе.

1

комбинированный

Уметь создавать условное символическое изображение, работать в выбранном материале.

Проект эмблемы

Защита проекта







Подобрать материал об эмблемах

24

Символика и эмблемы в современном обществе.

1

Комбинированный урок

Проект эмблемы класса

Анализ и оценивание результата







Составить кроссворд

25

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Комбинированный урок

Уметь понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина

Решение кроссвордов

Анализ работ







Подготовить сообщение

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Обобщающий урок

Уметь понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина

Викторина, игра

Подведение итогов










Декоративное искусство в современном мире – 9 часов

27

Современное выставочное искусство

1

Урок усвоения новых знаний

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений декоративно-прикладного искусства

Выставка работ

Анализ работ









Подобрать изображения художественных изделий современного декоративно- прикладного искусства

28

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

Плетение.



1

Урок творческого применения знаний, умений и навыков




Игра «Художники-зрители»

Изготовление композиции







Подобрать изображения декоративного плетения.

29

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

Коллаж


1

Урок творческого применения знаний, умений и навыков

Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения


Выставка работ

Изготовление панно







Подготовить материал для работы на уроке

30

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

Коллаж


1

Урок творческого применения знаний, умений и навыков

Эстетическая оценка результата

Изготовление панно в группах







Подобрать изображения масок для изготовления

31

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

Папье-маше.



1

Урок творческого применения знаний, умений и навыков

Выставка творческих работ

Изготовление чайных чашек







Выполнение работы

32

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусств.

Папье -маше



1

Урок творческого применения знаний, умений и навыков

Выставка работ

Изготовление маски для карнавала







Подобрать изображения расписных досок .

33

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

Расписные доски



1

Урок творческого применения знаний, умений и навыков

Выставка творческих работ

Роспись досок в стиле Хохломы







Выполнить работу

34

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

Керамический рельеф.



1

Урок творческого применения знаний, умений и навыков

Игра.

Изготовление панно







Подобрать материал для работы на уроке

35

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

Выставка работ.



1

Обобщающий урок

Викторина по теме раздела

«Украсим школу своими руками» -выставка работ














Люди со средствами думают, что главное в жизни — любовь; бедняки знают точно, что главное — деньги. Джералд Бренан
ещё >>