Рабочая программа общеобразовательная Ступень среднего общего образования предмет история - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа общеобразовательная ступень начального образования... 2 407.77kb.
Деятельность гимназии в 2009-2010 учебном году. Учебный план 6 1280.02kb.
Рабочая учебная программа по предмету «Английский язык» 7 1718.99kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 3 427.97kb.
Рабочая программа по истории в 10 классе разработана на основе: Федерального... 6 775.94kb.
Рабочая программа по истории в 11 классе разработана на основе: Федерального... 5 694.22kb.
Рабочая программа по литературе 6, 7, 8,9 классов разработана на... 5 846.83kb.
Рабочая программа по курсу «Истории России XIX век» 3 563.25kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности. 4 986.05kb.
Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования 1 313kb.
Рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта... 4 289.47kb.
Урок т\с\: лирика хайлавне вуласа тишкермелли хут=ш урок. Сап=рл=х... 1 71.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа общеобразовательная Ступень среднего общего образования предмет - страница №1/4

Комитет по образованию г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 89 с углубленным изучением отдельных предметов»

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на

Директор школы зам. директора по НМР заседании МО протокол №1

«____» августа 2013 «____» августа 2013 от «____» августа 2013

_______________ ___________________ ___________________



Рабочая программа общеобразовательная

Ступень среднего общего образования



предмет – история

Количество часов в неделю: 2 часа – 7 А,Б,В,Г

Количество часов в году: 68 часов


Основание для разработки программы: Государственный стандарт среднего (общего) образования по истории, рассчитано на обучение школьников 7 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации

УМК:

  • Программа курса Всеобщая история. История Нового времени» С.В. Агафонов, О.В. Дмитриева, - М.: Русское слово, 2013, рекомендован Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации;

  • Учебник О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История нового времени» 7 класс. М.: Русское слово 2012г. Материал учебников соответствует государственному минимуму содержания образования по отечественной истории.

  • Программа курса «История России ХVII – XVIII века» Е.В. Пчелова - М.: Русское слово, 2013, рекомендован Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации;

  • Учебник Е.В. Пчелов «История России ХVII – XVIII века» 7 класс - М.: Русское слово, 2012.

Учебники входят в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в основной школе.
Учитель истории и обществознания – Белова Л.И.

Барнаул, 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование курса Новой истории и истории России составлено в соответствии с «Обязательным минимумом содержания исторического образования», «Примерной программой курса истории для основной школы» и с использованием методического комплекса О.В. Дмитриевой Всеобщая история «История нового времени» и Е.В. Пчёлова «История России ХVII-ХVIII вв.», соответствующих федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Программа рассчитана на 68 часов (Всеобщая история - 26 часов, История России - 42 часов) - 2 часа в неделю.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

Программа:

Программы курса и тематическое планирование к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История нового времени» М.: Русское слово 2013г.

Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» Е.В. Пчелов.

Учебник:

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. М.: Дрофа, 2013

История России XVII -XVIII века. 7 класс. М.: русское слово, 2013

История Нового времени, или Новая история, изучается в 7—8 классах. Этот курс занимает особое место среди школьных курсов истории, так как именно в Новое время складываются многие черты западноевропейской цивилизации, которые характерны для нее и по сей день. Ее духовные основы составляют гуманизм, рационализм и философия эпохи Просвещения; в экономике господствуют рыночные и зарождаются капиталистические отношения; начинают формироваться классы; в политической системе получают распространение идеи конституционализма и парламентаризма.

В 7 классе изучается первый период Новой истории — конец XV—XVII век, когда сформировались или стали играть существенную роль в общественной жизни перечисленные признаки цивилизации Западной Европы.

Данная программа курса Новой истории для 7 класса составлена на основе учебника В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина «Всеобщая история. История Нового времени» издательства «Дрофа». Учебник выдержал несколько изданий. Его содержание полностью соответствует Федеральному стандарту основного общего образования по Всеобщей истории. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».

Программу и учебник отличают следующие особенности.

Семиклассники находятся в том возрасте, когда человек начинает ощущать себя независимым субъектом социальных отношений и пытается быть им. В истории человечества схожим периодом является как раз первый период Нового времени. Человек западного мира постепенно выходит из-под опеки Церкви и корпоративных общностей (сословий, общин, ремесленных и торговых гильдий), пытается самостоятельно искать смысл жизни вне традиционных общественных институтов. В Новое время возрастает роль личности в историческом процессе, поэтому программа и учебник насыщены большим количеством персоналий и биографическими подробностями.

В основе организации учебного материала курса — проблемно-региональный подход, что позволяет сформировать у учащихся более или менее объективную картину мирового исторического процесса.

Первая часть посвящена раннему Новому времени — событиям и процессам конца XV—XVII века. Здесь идет речь о возникновении существенных признаков современной западноевропейской цивилизации: гуманизма, рационализма, капиталистических отношений, классовой социальной структуры, конституционализма и парламентаризма. Поэтому при распределении часов между частями курса предпочтение было отдано именно данному периоду Нового времени.

Начинается эта часть с Великих географических открытий и завершается Английской буржуазной революцией.

Вторая часть курса называется «Эпоха Просвещения». В ней анализируются исторические явления ХУШ века. Если события и процессы раннего Нового времени генетически связаны со Средневековьем (Реформация) и даже Античностью (Возрождение), то Просвещение — это уже продукт Нового времени. Появление философии эпохи Просвещения было вызвано не в последнюю очередь осмыслением опыта Английской буржуазной революции. Главная характерная особенность эпохи Просвещения — это сознательные попытки людей изменить современный им социальный и политический строй, не прибегая к религиозным авторитетам. Здесь идет речь о возникновении идей Просвещения, их сущности и воплощении в политике просвещенного абсолютизма и влиянии на ход Войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции.

Третья часть курса описывает страны Востока в первый период Нового времени. Именно в конце XV—XVIII веке произошел перелом в отношениях между Западом и Востоком. Формирующиеся цивилизационные особенности Запада дали ему в тот период такие преимущества, которые позволили перейти к экспансии по отношению к Востоку. Восточные общества пытались противостоять западной экспансии либо путем европеизации (Османская империя), либо изоляции от влияния извне (Китай и Япония). Эти тенденции в отношениях между Западом и Востоком сохраняются и по сей день.

В области познавательной деятельности семиклассник в ходе занятий по Новой истории может научиться:

— использовать для познания окружающего мира такие методы, как наблюдение и моделирование;

— определять структуру объекта познания, искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого; *

— разделять процессы на этапы и звенья; выделять характерные причинно-следственные связи;

— определять адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов;

— комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

— сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным критериям;

— различать факт, мнение, доказательство;

— исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки через обращение к историческим источникам, описывать результаты исследовательской деятельности;

— творчески решать учебные и практические задачи, мотивированно отказываться от образца в пользу оригинального решения;

— участвовать в проектной деятельности.

В области информационно-коммуникативной деятельности он может научиться:

— адекватно воспринимать устную речь, пересказывать прослушанный текст в сжатом и развернутом виде;

— бегло и осознанно читать и осуществлять информационно-смысловой анализ текстов разных жанров и стилей;

— осуществлять информационно-смысловой анализ монологической и диалогической речи;

— формулировать письменные высказывания на основе прослушанной или прочитанной информации с разной степенью свернутости;

— составлять планы, тезисы, конспекты;

— приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

— отражать в устной речи и в письменной форме результаты своей деятельности;

— перефразировать мысль;

— выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и т. п.) соответственно коммуникативной задаче;

— использовать для решения коммуникативных и познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.

В области рефлексивной деятельности учащийся, изучая Новую историю, может научиться:

— самостоятельно организовывать учебную деятельность (определять цель, планировать достижение целей, определять оптимальное соотношение цели и средств и т.д.);

— владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, уметь предвидеть возможные последствия своих действий;

— находить причины трудностей и преодолевать их;

— оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, свое физическое и эмоциональное состояние;

— осознавать свои интересы и возможности;

— владеть навыками совместной деятельности, согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, учитывать особенности различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

В результате изучения Новой истории у учащихся должны формироваться:

— чувство патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран, к правам человека, демократическим принципам общественной жизни;

— представление о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

— умение работать с различными источниками исторической информации;

— ценностные ориентации, необходимые при ознакомлении с культурными, религиозными и этническими традициями;

— умение применять полученные знания и навыки в общественной жизни и в быту, участвуя в межкультурном взаимодействии.

Данная программа и тематическое планирование составлены с учетом этих требований.

Программа содержит списки рекомендуемой литературы по темам. Они предназначены для того, чтобы облегчить подготовку педагога к проведению занятий, а кроме того, помочь ему в выборе литературы, которую он может порекомендовать учащимся для самостоятельного чтения.



ПРОГРАММА КУРСА (24—29 часов)

Введение в курс (1 час)

Новая история — период Всеобщей истории.

Хронологические рамки Новой истории.

Периодизация Новой истории.



Основные понятия: Новое время, Новая история.

Часть I РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (15 часов)

Тема 1 Великие географические открытия и их последствия (2 часа)

Ойкумена глазами средневекового человека. Предпосылки Великих географических открытий. Путешествия Христофора Колумба. Тордесильясский договор. Открытие экспедицией Васко да Гама морского пути в Индию. Первое кругосветное путешествие. Сарагосский договор. Европейцы в Новом Свете. Возникновение колониальных империй. Итоги Великих географических открытий.



Основные понятия: ойкумена, Реконкиста, конкиста, конкистадор, экспедиция, колония, пираты, «революция цен».

Основные даты

1492 — открытие Христофором Колумбом Америки;

1494 — Тордесильясский договор;

1496—1498 — путешествие Джованни Каботто к берегам Северной Америки;

1497—1499 — морская экспедиция Васко да Гама к берегам Индии;

1519 — вторжение испанцев в Мексику;

1519—1522 — кругосветное путешествие экспедиции Фернана Магеллана;

1524 — Сарагосский мир;

1532 — вторжение испанцев в Перу;

1534 — открытие Жаком Картье Канады.



Персоналии: Энрике Мореплаватель, Изабелла Кастильская, Фердинанд Арагонский, Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан, Эрнан Кортес, Франсиско Писсаро, Мокте- сума (Монтесума), Атауальпа, Джованни Каботто (Джон Кабот), Жак Картье, Генри Гудзон.

Рекомендуемая литература

Бизли Ч.Р. Генрих Мореплаватель. М., 1979.

Боден Л. Инки: Быт, религия, культура. М., 2004.

Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура. М., 2005.

Гуляев В.И. Идолы прячутся в джунглях. М., 1972.

Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий и исследований. М., 1982. Т. 1

Сабатини Р. Колумб. М., 1992.

Свет Я.М. Колумб. М., 1992.

Стингл М. Поклоняющиеся звездам: По следам исчезнувших перуанских государств. М., 1983.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.

Хаггард Г. Дочь Монтесумы. Разные издания.

Цвейг С. Подвиг Магеллана. М., 1980.

Тема 2 Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира (3 часа)

Предпосылки Возрождения. Античное наследие западноевропейской культуры. Сущность эпохи Возрождения. Итальянский гуманизм. Меценатство. Североевропейский гуманизм. Искусство Высокого Возрождения. Искусство североевропейского Возрождения. Предпосылки революции в естествознании. Формирование научной картины мира. Рост мистицизма в западноевропейском обществе. Литература и искусство эпохи барокко.

Основные понятия: Возрождение, гуманизм, меценатство, меценат, утопия, гелиоцентризм, эмпиризм, рационализм, эксперимент, мистицизм, «охота на ведьм», астрология, алхимия, барокко.

Основные даты

XIV—XVI века — эпоха Возрождения в западноевропейской культуре;

рубеж XVI—XVII веков — революция в естествознании;

1516 — первая публикация книги Томаса Мора «Утопия».



Персоналии: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Козимо и Лоренцо Медичи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан, Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Теофраст Парацельс, Мигель Сервантес де Сааведра, Уильям Шекспир, Джованни Лоренцо Бернини, Диего Веласкес, Рембрандт Харменс ван Рейн.

Основные произведения: Данте Алигьери «Божественная комедия», Франческо Петрарка «Книга песен», Эразм Роттердамский «Похвала глупости», Томас Мор «Утопия», Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Микеланджело Буонарроти «Давид», Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», Тициан «Даная», Альбрехт Дюрер «Четыре всадника Апокалипсиса», Иероним Босх «Сад земных наслаждений», Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня», Мигель Сервантес де Сааведра «Дон Кихот», Уильям Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», Диего Веласкес «Папа Иннокентий X», Рембрандт Харменс ван Рейн «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына».

Рекомендуемая литература



Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. М., 1977. Т. 1—2.

Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. М., 1967.

Дживелегов А.К Леонардо да Винчи. М., 1969.

Кустодиева Т.К. Рафаэль. Л., 1985.

Либман М.Я. Донателло. М., 1960.

Либман М.Я. Микеланджело. М., 1964.

Львов С.Л. Альбрехт Дюрер. М., 1985.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М., 1997.

Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996.

Тема 3 Реформация и Контрреформация (2 часа)

Причины Реформации. Начало Реформации в Германии: Мартин Лютер и его учение. Вормсский рейхстаг. Крестьянская война в Германии. Рождение протестантизма: «Аугсбургское вероисповедание». Аугсбургский мир. Реформация в Швейцарии: Жан Кальвин и его учение. Контрреформация. Орден иезуитов. Тридентский собор.

Основные понятия: индульгенция, Реформация, протестантизм, лютеранство, Крестьянская война в Германии, кальвинизм, гугеноты, пуритане, Контрреформация, орден иезуитов.

Основные даты

1517 — начало Реформации в Германии;

1521 — Вормсский рейхстаг;

1524—1525 — Крестьянская война в Германии;

1530 — «Аугсбургское вероисповедание»;

1540 — образование ордена иезуитов;

1555 — Аугсбургский мир;

1545—1563 — Тридентский собор.



Персоналии: Лев X, Мартин Лютер, Карл V, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола, Павел III.

Рекомендуемая литература

Алтаев А.Л. Под знаменем «Башмака». М., 1970.

Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. Киев, 1989.

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995.

Тема 4 Рождение капиталистического общества (2 часа)

Рост населения Западной Европы в XV—XVII веках. Рост западноевропейских городов. Изменения в быту европейцев. Технический прогресс в начале Нового времени. Изобретение книгопечатания — вторая информационная революция. Зарождение капиталистических отношений. Мануфактура. Капитализм в сельском хозяйстве. Формирование классов наемных работников и буржуазии.



Основные понятия: быт, технический прогресс, капитализм, капиталистические отношения, «революция цен», информационная революция, банк, биржа, мануфактура, фермеры, классы, наемные работники, буржуазия.

Основные даты

1445 — изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом;

XV—XVII века — зарождение капиталистического общества в Европе.

Персоналии: Иоганн Гутенберг.

Рекомендуемая литература

Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—XVIII вв. Т. 1-3. М., 1986-1992.

Варбанец Н.В. Йохан Гутенберг и начало книгопечатания в Европе: Опыт нового прочтения материала. М., 1980.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994.

Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга: Из истории книгопечатания. М., 2000.

Немировский Е.Л. Иоганн Гуттенберг. М., 1992.

Немировский Е.Л. Мир книги: С древнейших времен до XX века. М., 1986.

Тема 5 Зарождение абсолютизма (3 часа)

Абсолютная монархия: особенности осуществления политической власти и церемониал. Испанский абсолютизм: создание империи и защита католицизма. Экономический упадок Испании. Англо-испанские противоречия. Англия — центр мировой торговли. Аграрный переворот в Англии. Королевская Реформация. «Золотой век» английской монархии — правление Елизаветы I. Английский парламентаризм. Становление французской абсолютной монархии. Религиозные войны. Франция при Ришелье. Расцвет французского абсолютизма при Людовике XIV: особенности внутренней и внешней политики. Французский классицизм.

Основные понятия: абсолютизм, абсолютная монархия, бюрократический аппарат, протекционизм, Акт о супрематии, аграрный переворот, огораживания, парламент, пуритане, гугеноты, религиозные войны, Нантский эдикт, политика веротерпимости, фавориты, классицизм.

Основные даты

1519 — избрание испанского короля Карла I императором Священной Римской империи;

1520 — восстание комунерос;

1534 — принятие Акта о супрематии;

1558—1603 — правление Елизаветы I;

1571 — битва при Лепанто;

1588 — гибель Великой Армады;

23/24 августа 1572 — Варфоломеевская ночь;

1598 — Нантский эдикт;

1624—1642 — правление Ришелье;

1643— 1715 — правление Людовика XIV; *

1685 — отмена Нантского эдикта.



Персоналии: Карл I (V), Филипп II, Генрих VII, Генрих VIII, Мария Тюдор, Елизавета I, Фрэнсис Дрейк, Франциск I, Генрих II, Карл IX, Екатерина Медичи, Франсуа Гиз, Генрих III, Маргарита Валуа, Генрих Наваррский, Арман Ришелье, Людовик XIV, Жан Батист Кольбер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер, Никола Пуссен.

Основные произведения: Пьер Корнель «Сид», Жан Расин «Федра», Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве», Никола Пуссен «Танкред и Эрминия».

Рекомендуемая литература

Вилар 77. История Испании. М., 2006.

Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1976.

Дмитриева О.В. Елизавета Тюдор. М., 2004.

Дюма А. Королева Марго. Разные издания.

Дюма А. Три мушкетера. Разные издания.

Кнехт Р. Ришелье. Ростов на/Д, 1995.

Ле Руа Ладюри Э. История Франции. Королевская Франция. От Людовика XI до Генриха IV. 1460—1610 гг. М., 2004.

Твен М. Принц и нищий. Разные издания.

Цвейг С. Мария Стюарт. Разные издания.

Тема 6 Нидерландская [буржуазная] революция (1 час)

Нидерланды под властью Испании: социально-экономическое развитие, религиозные конфликты. Антикатолическое восстание. Правление герцога Альбы. Движение гёзов. Рождение Республики Соединенных провинций. Расцвет Голландии.

Основные понятия: кальвинизм, кальвинисты, гёзы, республика.

Основные даты

1566 — начало антикатолического восстания в Нидерландах;

1579 — заключение Утрехтской унии;

1642—1644 — открытие Абелем Тасманом Австралии, Тасмании и Новой Зеландии;

1648 — международное признание независимости Республики Соединенных провинций.

Персоналии: Филипп II, Вильгельм I Оранский, герцог Альба, Абель Тасман.

Рекомендуемая литература

Костер Ш. де. Легенда о Тиле Уленшпигеле. Разные издания.

Ларрета Э. Слава дона Ромиро. М., 1961.

Сергиенко К. К. Кеес — Адмирал Тюльпанов. Феличе А. Морские нищие. Рабе В. Черная галера. М., 2000.

Уваров П.Ю., Цатурова С.К. «Что нам делать с Нидерландской буржуазной революцией?» (По следам Ассамблеи медиевистов) // Средние века. Вып. 66. М., 2005. С. 274—278.

Чистозвонов А. И. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в. М., 1964.

Тема 7 Английская буржуазная революция (1 час)

Англия под властью Стюартов. Долгий парламент и начало революции. Гражданская война. Конфликты в революционном лагере: пресвитериане, индепенденты, левеллеры. Свержение монархии. Английская республика. Протекторат Оливера Кромвеля. Реставрация монархии. «Славная революция». «Билль о правах». Английская парламентская монархия.

Основные понятия: абсолютная монархия, парламент, англи- кане, пуритане, пресвитериане, индепенденты, Долгий парламент, роялисты, левеллеры, республика, протекторат, реставрация, «Билль о правах», виги, тори, революция.

Основные даты: *

1640 — начало Английской буржуазной революции;

1649 — провозглашение Английской республики;

1650—1658 — протекторат О. Кромвеля;

1660 — реставрация монархии в Англии;

1688—1689 — «Славная революция».



Персоналии: Яков I, Карл I, Оливер Кромвель, Джон Лиль- берн, Карл II, Яков II, Вильгельм III Оранский.

Рекомендуемая литература

Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.

Павлова ТА. Кромвель. М., 1980.

Рид М. Белая перчатка. Разные издания.

Скотт В. Пуритане. Разные издания.

Хилл К. Английская Библия и революция XVII в. М., 1998.

Обобщающий контроль (1 час).
Часть II ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (7 часов)


следующая страница >>



Смерть превращает жизнь в судьбу. Андре Моруа
ещё >>