Рабочая программа Название учебного предмета Музыкальное искусство Класс, для которого разработана рабочая программа 1-4 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководитель мо глинина Т. Л 1 336.72kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Рабочая программа учебного предмета 1 95.74kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 3 425.24kb.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс, базовый уровень... 1 277.91kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 6 1764.77kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса разработана... 1 272.34kb.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 65.97kb.
Рабочая программа по православной культуре для 6 класса разработана... 1 261.3kb.
Рабочая программа по православной культуре для 5 класса разработана... 1 299.93kb.
Музыка раздел I 1 323.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа Название учебного предмета Музыкальное искусство Класс, для которого - страница №1/7

« рассмотрено » « согласовано » « утверждено » приказ №___ от___________

протокол МО № ____ от__________ зам. директора по учебной части директор МОУ ООШ с. Дормидонтовка

руководитель МО: Рогозина Т.В.__________________; Удалых Е.Ю.__________ .

Минкина С.В._________________;



Рабочая программа

Название учебного предмета Музыкальное искусство

Класс, для которого разработана рабочая программа – 1-4

Название ОУ - МОУ ООШ с.Дормидонтовка Вяземского района Хабаровского края

Автор – разработчик данной рабочей программы (Мельник Евгения Владимировна, квалификационная категория – II,

педагогический стаж – 3 года , опыт работы с данным УМК – 3года);



Сроки действия рабочей программы (4 года);

I. Пояснительная записка

Программа по Музыкальному искусству разработана на основе концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания ОО с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться



Авторская программа и учебники используемые в процессе обучения:

Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина

Музыка. 1-8 классы:Программа и развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой/авт.-сост. А.П.Сигаева, С.Н.Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 199с

Учебники и тетради:

Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2008г

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» 1 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2008г

Учебник «Музыка» 2 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2008г

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» 2 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2008г

Учебник «Музыка» 3 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2008г

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» 3 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2008г

Учебник «Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2008г

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2008г



Педагогические цели:

- формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников посредством эмоционального восприятия музыки.


Педагогические задачи

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;

- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).



Особенности обучения в данном классе:

Программа разработана для общеобразовательной школы



Особенности и проблемы, существующие в организации работы в 1 классе:

Программа разработана с учётом особенностей детей – первоклассников, в соответствии с письмом Министерства образования РФ « Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» от 20 апреля 2001г. № 408/13-13, в котором прописаны рекомендации по организации уроков обучения грамоте в первом классе, а именно:

« Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры – песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приёмы:

- пластическое интонирование;

-музыкально-ритмические движения;

- свободное дирижирование;

- игра на элементарных музыкальных инструментах;

- разыгрывание и инсценирование стихов и музыки и др.

Эти приёмы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения».

Информация об изменении сроков/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений

(эта корректировка будет осуществляться в дальнейшем в течение учебного года, т.к. учитель получит новую информацию о развитии учащихся)



Общая характеристика учебного предмета

Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека..

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать и т.д.

В основе программы - отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество. Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки, размышление о ней; воплощение музыкальных образно-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; игру на музыкальных инструментах, импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки( вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной классики.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские) , хорами (детский, женский, мужской, смешанный).

Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных и хоровых импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосья, с ориентацией на нотную запись. В таком процессе идёт накопление опыта творческой деятельности.

Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности её развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций, импровизаций, в том числе танцевальных.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно.
Описание места учебного предмета

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Музыкальное искусство» изучается с 1 по 4 класс по одному часу

в неделю. Общий объём учебного времени составляет 138 часов. Предусматривается резерв свободного учебного времени - 18 учебных часов на четыре учебных года.

Описание ценностных ориентиров

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких ценностях, как:


  • Красота

  • Добро

  • Истина

  • Творчество

  • Гражданственность

  • Патриотизм

  • Ценность природы

  • Ценность человеческой жизни

II. Содержание учебного предмета

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».

Отличительная особенность данной программы и всего УМ К в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка аудиокассеты — домашней фонотеки по программе), исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.

Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.

Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

I КЛАСС (33 ч)

Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 ч)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.


Музыкальный материал

Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом, П. Чайковский.

Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Колыбельная Волховы, песня Садко («Заиграйте, мои гусельки»). Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Петя и волк. Симфоническая сказка (фрагменты). С. Прокофьев.

Третья песня Леля, Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Гусляр Садко. В. Кикта.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагмент 1-й части). В. Кикта.

Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Пастушья песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

Азбука. А. Островский* слова 3. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.

Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня.

Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. Музыка и ты (17 ч)

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.



Музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Утро. Из сюиты «Пер Понт*. Э. Григ. Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина. Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. Пастораль. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Наигрыш. А. Шнитке. Утро. Э. Денисов.

Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин.

Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев.

Вечер. В. Салманов.

Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

Менуэт. Л. Моцарт.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Баба-Яга. Детская народная игра.

У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня, обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Симфония №2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня. Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова.

Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова. Волынка. И.-С. Бах. Колыбельная. М. Кажлаев. Колыбельная. Ген. Гладков.

Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Лютневая музыка. Франческо да Милано. Кукушка. К. Дакен. Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой. Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Выходной марш; Колыбельная. Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский. Клоуны. Д. Кабалевский.

Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского.

Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского.

Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова.

Бубенчики, американская народная песня, русский текст 1С). Хазанова.

Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова. Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина.

2 класс (34 часа)

Содержание программы:

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

      Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.



Музыкальный материал

      «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.


      «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
      «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
      «Моя Россия».
Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.



Музыкальный материал

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.


      Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
      «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
      «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
      «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
      «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
      «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.



Музыкальный материал

      «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.


      Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
      Народные песнопения о Сергии Радонежском.
      «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
      «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
      Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.



Музыкальный материал

      Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».


      «Наигрыш». АШнитке.
      Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
      «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
      «Камаринская». П. Чайковский.
      Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
      Масленичные песенки.
      Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.



Музыкальный материал

      «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.


      «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
      «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
      «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
      «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.



Музыкальный материал

      Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.


      «Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
      Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
      Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
      Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.



Музыкальный материал

      «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.


      «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
      «Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
      «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
      «Песня жаворонка». П. Чайковский.
      Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
      «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
      «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
      «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
      «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

3 КЛАСС (34 часа)


следующая страница >>



Домашней хозяйке неоткуда вернуться домой, вот что хуже всего. Патришия Бэдуан
ещё >>