Рабочая программа Наименование дисциплины: «Современная история» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы 3 455.86kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 2 525.41kb.
Программа дисциплины «Современная история России» 1 184.57kb.
Рабочая программа дисциплины история философии 3 550.37kb.
Рабочая программа дисциплины эстетика наименование дисциплины 3 494.09kb.
Рабочая программа наименование дисциплины история религии 1 127.62kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 6 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 5 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 6 1014.29kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 502.24kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений... 1 300.06kb.
Департамент информации и печати 1 140.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа Наименование дисциплины: «Современная история» - страница №3/3

Вопросы для самостоятельной работы (подготовка к семинарским и практическим занятиям)

Раздел «Идеологическое пространство современного общества: мировоззренческие основы и типология идейно-политических доктрин».

  • Каковы мировоззренческие особенности классического либерализма?

  • Почему пересмотр экономических теорий стал решающим фактором для оформления идей социального либерализма и неолиберализма?

  • Какие причины вызвали кризис неолиберальной идеологии?

  • В чем заключается принципиальное отличие современного этического либерализма от неолиберальных концепций?

  • На какой доктринальной и мировоззренческой основе сложилось международное социал-демократическое движение?

  • Какие идеи привнесли большевики в революционную теорию марксизма, и какую эволюцию претерпел марксизм-ленинизм в ХХ в.?

  • Какие причины вызвали кризис коммунистической идеологии в современном мире?

  • Какую идеологическую эволюцию претерпело международное социал-демократическое движение на протяжении ХХ в.?

  • Почему современные социал-демократы называют свои программные установки идеологией «третьего пути»?

  • Каковы мировоззренческие особенности консервативной идеологии?

  • Какие причины вызвали возникновения либерально-консервативной и социально-консервативной идеологии?

  • Почему либертаризм можно считать идеологией консервативного типа?

  • Каковы идеологические основы «неоконсервативной революции»?

  • Чем вызвано возрождение социально-консервативной идеологии в начале XXI в?

  • На какой идеологической основе сложилось движение христианской демократии?

  • Какую эволюцию претерпела социально-политическая идеология католицизма после II Ватиканского собора и на рубеже ХХ-XXI в.?

  • Что общего между идеологическими доктринами солидаризма и коммунитаризма?

  • Какие интерпретации приобрела идея национализма в общественно-политической мысли ХХ в.?

  • Какие признаки являются универсальными для идеологий тоталитарного типа, и каковы перспективы возрождения идеологий подобного типа в современном обществе?

  • Какую эволюцию претерпела идеология анархизма в ХХ веке?

  • Какие признаки присущи «протестным идеологиям» современного типа?

  • Почему феминизм и экологизм можно считать идеологией протестного типа?

  • Какова мировоззренческая основа движений «новых левых» и «новых правых»?

  • Какие цели преследует антиглобалистское движение?


Раздел «Проблемы современного политического развития ведущих стран мира».

  • Каким образом закат американского неоконсерватизма отразился на политической стратегии президента Дж. Буша-старшего?

  • Какую эволюция претерпела внешняя и внутренняя политика США в годы президентства Б. Клинтона?

  • Каковы особенности президентских избирательных кампаний в США в 2000-х гг.?

  • Каковы приоритеты политической стратегии Дж. Буша-младшего и Б. Обамы?

  • Каким образом изменилась политическая стратегия правительства Д. Мэйджора по сравнению с эпохой тэтчеризма?

  • Какими причинами объясняется политический успех и поражение «нового лейборизма» Э. Блэра?

  • Какую эволюция претерпела внешняя и внутренняя политика Великобритании в 2000-х гг.?

  • Каким образом изменилась партийно-политическая система Франции на рубеже 1980-х – 1990-х гг. и в начале 2000-х гг.?

  • Каковы основные направления внутренней и внешней политики во Франции в 1990-х – 2000-х гг.?

  • Какие причины вызвали общественно-политический кризис во Франции 2005-2007 гг.?

  • Какие особенности электоральных процессов в ФРГ на рубеже XX-XXI вв. можно объяснить последствиями процесса объединения страны, а какие являются универсальными для современных стран Запада?

  • Каковы основные направления внутренней и внешней политики во ФРГ в 1990-х – 2000-х гг.?

  • Каковы идеологические принципы и основные направления общественно-политических и экономических реформ в Китае в 1980-х – 2000-х гг.?

  • Какое воплощение концепция «политического ислама» приобрела в конституционной системе Ирана?

  • Какие реформы претерпела политическая система Саудовской Аравии в 1990-х – 2000-х гг.?


Раздел «Современная система международных отношений».

  • Как менялась «архитектура» Европейского Союза по мере принятия Маастрихтского, Амстердамского и Ниццкого договоров?

  • Какова динамика становления европейского Экономического и Валютного Союза в 1990-х гг., и в чем заключаются особенности лиссабонской стратегии ЕС?

  • Какие причины привели к развертыванию конституционного процесса в Европейском Союзе и возникновению угрозы его срыва?

  • Как изменилась система международных отношений после окончания «холодной войны»?

  • Какова роль локальных (региональных) военно-политических конфликтов в современной системе международных отношений?

  • Каким образом изменилась стратегическая концепция НАТО в 1990-х – 2000-х гг.?

  • Какова роль ООН и ОБСЕ в современной мировой политике?


Раздел «Перспективы и риски мирового развития в эпоху глобализации».

  • Какие теоретические подходы к определению сущности процесса глобализации можно считать наиболее обоснованными?

  • Каковы особенности современного этапа глобализации?

  • Что можно считать «успехами» и «рисками» глобализации в экономической, технологической, военно-политической, международно-правовой и социокультурной сферах?


Темы для коллоквиума

  • Современность как категория исторического анализа.

  • Методологические и аксиологические принципы изучения современной истории.

  • Исторические и футурологические аспекты теорий постиндустриального и информационного общества:

  • Системный общественный кризис как историческое явление.

  • «Кондратьевские волны» как модель исторического анализа.

  • Вызовы глобализации и поиск стратегии «устойчивого развития».

  • Научно-техническая революция и «информационная революция» в исторической ретроспективе.

  • «Новая экономика»: технологические, институциональные, социальные аспекты развития.

  • Инфраструктура инноватики.


Проблематика эссе

Для подготовки эссе студентам предлагается проблемное направление «”Философия кризиса”: проблемы социальной идентификации в условиях общественных перемен». В рамках этого проблемного направления студенты самостоятельно определяют тему своей работы (что является одним из критериев оценки).



Примерные темы эссе:

  • «Смерть Запада» как дискурс современного социально-исторического познания.

  • Социализация личности в виртуальном пространстве.

  • Социальное конструирование реальности в условиях информационной революции.

  • Трансформация интимности: сексуальность эротизм в современных обществах.

  • Креативная личность в инновационном обществе.

  • Гендерная социализация в информационном обществе.

  • Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности.

  • Этнос и конфессия в условиях глобализации.

  • Корпоративная идентичность: история и современность.

  • Синергетика современных субкультур.

  • Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность.

  • Использование образа «другого» в современном пространстве социальной идентичности.

  • Личность на перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия.

  • Постмодерн и общество риска.


Проблематика учебных проектов

Для подготовки учебно-исследовательских проектов студентам предлагается два проблемных направления: «Перспективы и риски мирового развития в эпоху глобализации» и «Футурология о перспективах современного общественного развития». В рамках первого направления студенты определяют тему проекта в рамках актуальных проблем глобалистики. Проекты по второму направлению строятся на основе анализа социально-исторической концепции одного из ведущих современных футурологов.



Примерные темы проектов:

  • Мировая политическая картография в эпоху глобализации.

  • «Шок глобализации»: социокультурные вызовы современной эпохи.

  • Механизмы международно-правого регулирования глобальных экономических процессов.

  • Национальные интересы в условиях глобализации мирового хозяйства.

  • Энергетическая проблема в контексте концепции устойчивого развития.

  • Продовольственная проблема в современном мире.

  • «Вашингтонский консенсус» и неолиберальная глобализация.

  • Глобализация и неравномерность мирового развития.

  • Инновационные приоритеты глобальной экономики.

  • Текучая современность (футурологическая концепция З. Баумана).

  • Общество риска (футурологическая концепция У. Бека).

  • Миросистемный анализ современности (футурологическая концепция И. Валлерстайна).

  • Ускользающий мир (футурологическая концепция Э. Гидденса).

  • Расколотая цивилизация (футурологическая концепция В.Л. Иноземцева).

  • Плоский мир (футурологическая концепция Т. Фридмана).

  • Великий разрыв (футурологическая концепция Ф. Фукуямы).

  • Столкновение цивилизаций (футурологическая концепция С. Хантингтона).


Задание для подготовки учебных графических материалов

Подготовка учебных графических материалов (схем, таблиц, диаграмм, а также анимированных слайдов, выполненных с использованием графических инструментов программной среды Power Point) является частью дополнительного модуля рейтинговой системы. Это задание не требует использования дополнительной научной литературы и предполагает перевод уже освоенной студентами учебной информации из одной графической системы в другую.

Тематика учебных графических материалов может быть связана с тремя разделами программы курса:


  • Идеологическое пространство современного общества

  • Проблемы современного политического развития ведущих стран мира.

  • Современная система международных отношений.


Задание для подготовки аннотаций

Подготовка аннотированного перечня научной литературы по поставленной проблеме является частью дополнительного модуля рейтинговой системы. Студентам предлагается подобрать комплекс научных и научно-публицистических материалов по одной из предложенных тем (статьи, монографии, авторефераты диссертаций и т.п.); всего – примерно 10-15 информационных источников. Для каждого из них составляется аннотация (краткое описание содержательной специфики информационного источника, его научной, методологической, мировоззренческой направленности, достоинств и недостатков с точки зрения анализа данной научной темы, рекомендации для использования в учебной работе и т.п.).



Темы аннотированных списков.

  • Конституционные реформы и эволюция партийно-политического спектра в странах Запада во второй ХХ в. – начале XXI вв.

  • Современный электоральный процесс в странах Западной Европы и США.

  • «Левый поворот» в латинской Америке.

  • Особенности современного политической развития исламских стран.

  • Современный политический режим в Китае.

  • Дискуссия о «кризисе демократии» и перспективах мирового политического развития в XXI веке.


Типология тестовых заданий
Уровень А

1. Выбор утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос:



Пример. Концепция «сбалансированного бюджета», разработанная в США в 1990-х гг., опирается на идею формирования активного бюджета благодаря переходу от эмиссионных источников финансирования к займам на рынке ссудного капитала:

А) Да. Б) Нет.


2. Выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.

Пример. В каком году произошел первый «нефтяной шок»?

А) 1969 г. Б) 1973 г. В) 1974 г. Г) 1981 г.


3. Выбор наилучшего варианта ответа из нескольких предложенных вариантов.

Пример. Какой из перечисленных терминов в наибольшей степени отражает специфику ресурсной базы современной инновационной экономики?

А) Ресурсосберегающая экономика. Б) Ресурсозатратная экономика. В) Экономика нелимитированных ресурсов. Г) «Смешанная экономика».


Уровень В

4. Выбор неопределенного количества правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.



Пример. Какие из перечисленных международных организаций относятся к межгосударственным интеграционным объединениям?

А) НАФТА Б) ОПЕК В) ЕС Г) СНГ Д) ВТО


5. Структурированное задание, направленное на идентификацию или соотнесение информации.

Пример. Укажите в таблице, к каким поколениям компьютерной технологии относятся перечисленные технико-технологические и программные объекты.





I

II

III

IV

V

ЭВМ
















«Персональный компьютер» (PC)
















Транзистор
















Интегральная микросхема («чип»)
















Перфокарта
















Микропроцессор
















Дружественный (графический) интерфейс
















Интернет
















Ноутбук















6. Задание дополнить или закончить определенную фразу (определение, суждение и т.п.)



Пример. Закончите фразу: «С точки зрения теории занятости, разработанной школой М. Фридмана, необходимо жестко ограничить …»
7. Задание найти в определенной фразе (определении, суждении и т.п.) ошибки и предложить исправленный вариант.

Пример. Найдите ошибки в приведенном определении и сформулируйте исправленный вариант: «Так называемый структурный экономический кризис происходит в ситуации, когда растущая масса продукции перестает находить на рынке платежеспособный спрос».
8. Задание сформулировать определенный тезис или определение, указать признаки того или иного явления, процесса и т.п.

Пример. Укажите ключевые факторы, обеспечивающие инновационный экономический рост.
Уровень С

9. Ответить на предложенное задание с последующим комментарием (обоснованием) своего выбора.



Пример. Какое из приведенных определений наиболее верно, на ваш взгляд, отражает сущность глобализации? Обоснуйте свой выбор.

А) Взаимозависимость современного мира, в котором участники и события воздействуют друг на друга как части одной системы.

Б) «Столкновение цивилизаций», вызванное навязыванием Западом собственных социально-культурных ценностей остальному миру.

В) Сжатие мира и интенсификация мирового сознания как единого целого, осознание глобального целого.

Г) Усиление транспарентности межгосударственных границ и трансграничности передвижений.

Д) Глубокая децентрализаця всех мировых процессов и событий, их полная независимость от руководящего центра, многофакторность.


10. Задание, предполагающее развернутый письменный ответ.

Пример. Какие события, процессы, явления послужили причиной развертывания современной дискуссии о «кризисе демократии»?

Вопросы к экзамену

  1. Методологические проблемы и образовательные задачи изучения современной истории. «Современность» как категория исторического анализа.

  2. Современная история в контексте теории модернизации. Проблема «догоняющего развития» в постиндустриальную эпоху.

  3. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х – начале 1980-х гг.: историческая динамика.

  4. Структурная перестройка мировой экономики в конце ХХ в.

  5. Поиск стратегии «устойчивого развития» в условиях глобализации.

  6. Основные направления социально-экономической политики стран Запада в 1990-х – 2000-х гг.

  7. Страны БРИК (Бразилия, Индия, Россия, Китай) в современной мировой экономике.

  8. «Информационная революция»: технологические и экономические аспекты.

  9. Инновационная модель экономического роста.

  10. Сетевая структура «новой экономики».

  11. Особенности отношений собственности, системы наемного труда и потребительского поведения в современном обществе.

  12. Социальные последствия «информационной революции» и глобализации.

  13. Социальные конфликты в современную эпоху. Кризис идентичности как глобальная проблема.

  14. Эволюция современной либеральной идеологии.

  15. Идея «третьего пути» в программных установках западноевропейской социал-демократии конца XX в.

  16. Особенности христианской демократии как социально-консервативной идеологии.

  17. Эволюция современной консервативной идеологии.

  18. Католическая церковь в общественно-политической жизни к конце XX – начале XXI вв. Экуменизм.

  19. Коммунитаризм как социально-политический и гуманитарный проект.

  20. Современные протестные движения. Феномен антиглобализма.

  21. Роль политического ислама в современном обществе.

  22. Социалистическая и националистическая идеология в странах Востока на рубеже XX–XXI вв.

  23. Великобритания в конце 1980-х – начале 1990 гг. Внутренняя и внешняя политика правительства Д. Мэйджора.

  24. «Новый лейборизм» Э. Блэра: идеология и политическая практика. Политический кризис середины 2000-х гг. и внутренняя политика правительства Г. Брауна.

  25. Основные направления внутренней и внешней политики во Франции в конце 1980-х – 1990 гг. Эволюция партийно-политической системы.

  26. Внутренняя и внешняя политика Франция в 2000-х гг. Общественно-политический кризис 2005-2007 гг. и президентские выборы 2007 г.

  27. Объединение Германии. Внутренняя и внешняя политика ФРГ в 1990-х гг. Обновление партийно-политической системы.

  28. Внутренняя и внешняя политика правительств Г. Шредера и А. Меркель. Особенности электоральных процессов в ФРГ в 2000-х гг.

  29. США в конце 1980-х – 1990 гг. Эволюция внешнеполитического и внутриполитического курса президентов Дж. Буш-старшего и Б. Клинтона.

  30. Основные направления внутренней и внешней политики США в 2000-х гг. Политическая программа Дж. Буша-младшего и Б. Обамы.

  31. Дискуссия о «кризисе демократии» в современных странах Запада.

  32. «Левая волна» в современной Латинской Америке.

  33. Политическая модернизация в Китае на рубеже XX–XXI вв.

  34. Современное политическое развитие Ирана и Саудовской Аравии.

  35. Изменение характера международных отношений к конце XX – начале XXI вв.

  36. Дискуссии о роли ООН и ОБСЕ в современном мировом политическом процессе.

  37. Обновление стратегической концепции НАТО в 1990-х – 2000-х гг. и проблема расширения альянса.

  38. Создание Европейского Союза и его реформирование в 1990-х гг.

  39. Европейский Союз в 2000-х гг. Проблема конституционного строительства в ЕС.

  40. Локальные (региональные) военно-политические конфликты в современной системе международных отношений.

  41. Успехи и противоречия процесса глобализации на рубеже XX-XXI вв.

  42. Теории постиндустриального общества: методологические основы и критика.

  43. Проблемы современного общественного развития в концепциях информационного общества.

  44. Своевременная футурология о перспективах современного общественного развития.

Разработчик: доцент кафедры Новой и Новейшей истории зарубежных стран, кандидат исторических наук Пономарев М.В.



Программа одобрена на заседании кафедры Новой и Новейшей истории зарубежных стран от ___________ года, протокол № __.


<< предыдущая страница  



Смысл молитвы — в готовности получить отказ. Джордж Сантаяна
ещё >>