Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление... 4 873.87kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 4 615.01kb.
Рабочая программа дисциплины б история мировой (зарубежной) 1 226.21kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «История зарубежной литературы» 7 1782.77kb.
Рабочая программа дисциплины история зарубежной литературы к. 1 346.5kb.
Программа по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В. 3 588.1kb.
Учебные пособия по курсу "История зарубежной литературы" I. 1 20.19kb.
Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный... 3 342.53kb.
Примерная программа дисциплины история зарубежной журналистики 1 236.89kb.
Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 12 История зарубежной литературы Ч. 3 384.94kb.
С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII в в. М., 1988. 1 26.54kb.
Н. В. Пасекова// Наукові записки. Серія «Філологічні науки». 1 90.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р

ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова

«_____» ___________2010

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины История зарубежной литературы
Направление подготовки «Журналистика», 031300 «Журналистика»

Профиль подготовки «Журналистика»

Факультет издательского дела и журналистики
Кафедра истории литературы

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва — 2010
Разработчики:

Профессор, кандидат филологических наук, доцент Шевякова Э.Н.




Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики МГУ В.И Новиков.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «______________________________________________________________»

20 г, протокол № __ .
Зав. кафедрой

проф. В.А. Пронин

/ /
Одобрена Советом факультета _________________________________

2010г. протокол №
Председатель___________________/ /


Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.

Б.3.1.

Гуманитарный и социальный

и экономический цикл












Математический и естественнонаучный цикл










Профессиональный цикл

+









Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная


1

1,2

180

85

34

51

-

20

75

Экзамен

Очно-заочная































Заочная

































1. Цели и задачи дисциплины:

Цели освоения дисциплины «История зарубежной литературы» заключаются в следующем:



- ознакомление студентов с историей зарубежной литературы как одной из важнейших областей современного литературоведения;

- формирование знаний о генезисе, основных тенденциях и художественном своеобразии зарубежной литературы на разных этапах ее исторического развития;

- о закономерностях литературного процесса и специфике его преломления в каждой национальной литературе;

- о системе жанров, стилевых направлениях, течениях каждого историко-литературного периода;

- о художественной неповторимости творческой манеры крупнейших представителей зарубежной литературы;

- воспитание навыков филологической культуры.



Задачи дисциплины:

- изучить основные памятники всемирной литературы;

- выявить специфику этапов литературного развития Европы в контексте культуры;

- высшие достижения зарубежной литературы;

- национальное своеобразие европейских литератур;

- взаимосвязь и взаимовлияние зарубежной и отечественной литератур;

- обучить основам анализа произведений европейских писателей, навыкам работы с критической литературой;

- способствовать формированию самостоятельности мышления, эстетического вкуса, выработке общепрофессиональных и общекультурных компетенций.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История зарубежной литературы» является составным элементом базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла «Б.3.1», модуля «Профессионально-издательский 1» и «Профессионально-издательский 2». Дисциплина изучается студентами на первом курсе обучения для получения квалификации (степени) бакалавр после усвоения таких базовых для данной дисциплины предметов, как дисциплины базовой части гуманитарного цикла «Б.1.1» и профессиональной «Б.3.1». «История зарубежной литературы» – один из ведущих предметов филологического образования, скоординированный с историей, философией, русским языком, практической и функциональной стилистикой русского языка, историей отечественной литературы, логикой. Результаты обучения используются при всех видах профессиональной редакторской деятельности: подготовке к изданию книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



общекультурные (ОК): - владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию (ОК-1);

- логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

- осознавать идейную и эстетическую значимость зарубежной литературы в целом и каждой национальной литературы, то место, которое она занимает в мировой литературе (ОК-3);

- использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, истории, философии, культурологи) при решении ряда филологических задач (ОК-4);

Профессиональные компетенции:

ПК-7 — с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных;

ПК-8 — уметь выбирать авторов, произведения для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания;

ПК-9 — обосновать концепцию издания;

ПК-13 — участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля;

ПК-14 — представлять результаты в исследования в форме рефератов, статей, рецензий;

ПК-16 — оценивать авторские заявки и авторские оригиналы;

ПК-17 — редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов;

ПК-18 — совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста.

В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:

- классиков мировой литературы; основные периоды истории зарубежной литературы, направления, течения, биографии, творчество крупнейших писателей и их произведения (ОК-5);

- основные академические школы в литературоведении (ОК-6);
Уметь:

- использовать в практической деятельности эти знания, отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных (ПК-7);

-рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи, понимать национальные особенности европейских литератур и их межлитературные связи и применять эти знания и навыки в профессиональной деятельности (ПК-8)

- участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-9);

- оценивать авторские заявки и авторские оригиналы (ПК-10);

- совершенствовать форму литературных произведений (ПК-12);

- использовать современные достижения литературоведения в практической издательской деятельности (ПК-13);
Владеть:

-навыками выбора авторов, произведений для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания (ПК-14);

- редактирования авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов (ПК-15);

- представления результатов исследования в форме рефератов, статей, рецензий (ПК-16).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

Распределение часов по семестрам

1

2

3

4

5

6

7

8

3

4

Аудиторные занятия (всего)

85




























В том числе:































Лекции

34

17

17






















Практические занятия (ПЗ)

51

30

21






















Семинары (С)

-

-

-






















Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-






















Самостоятельная работа

75

38

37






















В том числе:































Курсовой проект (работа)

20




20






















Расчетно-графические работы

-

-

-






















Реферат

20

10

10






















Другие виды самостоятельной работы































Эссе

24

14

10






















Тесты

15

10

5






















Вид промежуточной аттестации (экзамен) 2

Зачет – 1



36

16

20






















Общая трудоемкость: часы/зачетные единицы

180/2,6






























5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

1. Античная литература

Основные особенности мифологического мышления. Этапы развития мифологического сознания. Понятие об эпосе. Конфликт и основной пафос гомеровских поэм. Художественные особенности гомеровского эпоса. Типология древнегречской лирики. Происхождение древнегреческой трагедии. Модель мира в произведениях Эсхила. Проблема ответственности индивида за принятое решение в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Человек и судьба в трагедиях Софокла. Новаторство Еврипида. «Древнеаттическая комедия». Сатирические и комические приемы в творчестве Аристофана. Традиции Гомера в эпосе Вергилия. Особенности римской литературы.



2. Литература Средних веков

Специфика средневекового мировидения. Категории средневековой культуры. Общие черты героического эпоса Зрелого средневековья. Поэтика «Песни о Роланде» и «Песни о Нибелунгах». Провансальская лирика. Рыцарский роман. Система жанров в городской литературе Средневековья. «Божественная комедия» Данте – «энциклопедия средневекового знания».

3. Литература эпохи Возрождения

Философские истоки культуры Возрождения. Концепция «новой жизни» в поэзии Петрарки. Проблематика и образы в «Декамероне» Дж. Боккаччо. «Дон Кихот» Сервантеса как эпическое полотно эпохи. Своеобразие гуманизма У. Шекспира, обновление им жанров трагедии и комедии. Гамлет как вечный образ. Основной конфликт трагедии «Отелло». Деградация личности в трагедии «Макбет». Сонеты Шекспира.

4. Литература XVII века

Основные литературные направления XVII века. Пафос государственного служения в классицизме, особенности его поэтики. Драматургия. Художественное своеобразие конфликта в драмах П. Корнеля. Трагический герой Корнеля. Произведения Корнеля как «школа душевного величия». Поэтическое мастерство Ж. Расина. Проблематика, поэтика, жанровое разнообразие комедий Ж.-Б. Мольера. Сценическая история Тартюфа. Мольер – создатель вечных типов человеческого поведения. Н. Буало – автор «поэтического искусства».

5. Литература эпохи Просвещения

XVIII век как историко-литературная эпоха. Ее основные течения и этапы. Просветительский английский роман (Д. Дефо, Дж. Свифт). Вольтер и вольтерианство. Поэтика жанра философской повести Вольтера. Философская проблематика и структура образов «Фауста» И. В. Гёте. Роль прологов. Диалектика соотношения Фауста и Мефистофеля. Образ Фауста в мировой литературе.

6. Литература XIX века

Основные философские и социальные искания XIX века. Поэтика европейского романтизма. Немецкий романтизм, творчество Э.Т. А. Гофмана. Социальный протест в английском романтизме. Байрон – «властитель дум целого поколения». Историзм и психологизм французского романтизма (В. Гюго, А. Виньи). Особенности исторического романа эпохи романтизма.

Своеобразие реалистической типизации. Реалистический роман в творчестве Стендаля. «Красное и черное» как хроника XIX века. Эпический размах «Человеческой комедии» Бальзака. Особенности реализма и художественное мастерство Бальзака. Юмор Ч. Диккенса. Позиция автора в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари». Образ Эммы Бовари. Поэтика романа. Проблематика и поэтика лирики Ш. Бодлера. Э. Золя как реформатор западноевропейского романа. Эстетические принципы Ги де Мопассана. Мастерство психологического анализа в романе «Жизнь». Мопассан – новеллист. «Эстетизм» О. Уайльда.


следующая страница >>



Брак упрощает нашу жизнь и усложняет наш день. Жан Ростан
ещё >>