МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Р
ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Факультет Информационных технологий и медиасистем
Кафедра философии
Москва 2008
Разработчики:
профессор кафедры философии, д. филос. н., Мещерина Е.Г.
Рецензенты:
доцент кафедры философии, к. филос. н., Зима В.Н.
1. Цели и задачи дисциплины: Целью освоения дисциплины является воспитание у студентов понимания ценности и разнообразия духовной жизни различных народов, влияния религии на культуру и национальные особенности, что составляет необходимую часть мировоззрения современного человека
Задачами учебной дисциплины являются:
- усвоение студентами основ мировых религий, имеющих особое культурное значение;
- понимание связи религии с национальной культурой и искусством;
- усвоение основ православной традиции в связи с историей и культурой России;
- овладение студентами основными подходами к разнообразию духовных явлений современной жизни.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
34
|
8
|
|
|
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Лекции
|
|
17
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
17
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
зач.
|
|
|
|
Общая трудоемкость час
зач. ед.
|
|
|
|
|
|
|
2,58
|
|
|
|
Содержание дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Предмет и задачи изучения мировых религий.
Лекции – 2 ч.
|
В курсе изучения мировых религий рассматриваются основы религиозного сознания, его структура и происхождение. Курс строится на исследовании эволюции форм религиозной жизни – от основных (архетипических), какими являются магия, анимизм и тотемизм – до известных развитых форм мировых религий – буддизма, христианства и ислама. Значительное место отводится национальным религиям, оказавшим сильное влияние на формирование культуры и менталитета нации. Прослеживается также связи и взаимовлияния религий, существование различных направлений внутри той или иной религии, обусловленных ходом истории, социальными изменениями, культурно-историческими традициями.
|
2.
|
Первобытные формы религий
Лекции – 2 ч.
|
Тотемизм, анимизм и магия составляют основу первичных религиозных представлений, которые, модифицируясь продолжили свое существование в более развитых религиозных формах, как политеистических, так и монотеистических религий. В данном разделе рассматриваются наряду с историческими видами тотемизма и анимизма существующие (возрожденные) в настоящее формы древнейших верований, среди которых особое место отводится шаманизму.
|
3.
|
Политеизм. Язычество.
Лекции – 2 ч.
Семинары – 2 ч.
|
Основное содержание данного раздела составляет изучение язычества древних славян в связи с предметами быта, орудиями труда, на которых сохранился орнамент, содержащий изображение языческих божеств (Мокошь, Даждьбог, и др.), элементы славянской мифологии, раскрывающей представления о структуре мироздания (трех миров), связи религиозного ритуала с земледелием и скотоводством.
|
4.
|
Политеизм. Национальные религии.
Лекции – 6 ч.
Семинары – 3 ч.
|
Религии Древнего Египта, Месопотамии, Китая, Индии. Наиболее важные вопросы в данном разделе – Египетская «Книга мертвых», пантеон божеств Египта и Шумера, а также древнекитайская мифология, переход философских учений даосизма и конфуцианства в религиозные формы. Рассмотрение «Вед» как основы возникновения древнейших религиозно-философских учений. Брахманизм и его влияние на культуру. Главные направления индуизма. Вишнуизм. Шиваизм. Особенности представлений о мире. Социальная доктрина. Психологизм и связь с современными эзотерическими учениями.
|
5.
|
Монотеизм. Национальные религии.
Лекции – 4 ч.
Семинары – 2 ч.
|
Зороастризм как первая монотеистическая религия. Особенности «Авесты». Содержание учения, этическая триада, связь человека и космоса, идея Страшного Суда и воздаяния. Иудаизм. Ветхий Завет. Тора. Периоды истории (1-го и 2-го храма, рассеяние). Основные праздники. Современный иудаизм.
|
6.
|
Мировые религии. Буддизм.
Лекции – 4 ч.
Семинары – 2 ч.
|
Буддизм как философия и как религия. Хина-яна (Тхеравада) и маха-яна. Главные источники – «Трипитака». Памятники буддийской литературы. Основные понятия буддизма: «четыре благородные истины», дхарма, сансара, карма, нирвана. Этическое учение буддизма – «восьмеричный путь». Структура мироздания в буддизма. Символы буддийского канона. Буддизм и искусство: поэзия, живопись, архитектура, скульптура. Национальные особенности буддизма: дзен, чань, тьен, сон. Буддизм и мировая культура.
|
7.
|
Мировые религии. Христианство.
Лекции – 8 ч.
Семинары – 4 часа
|
Священное Писание христианства. Книги Нового Завета. Структура христианской этики: Декалог, Нагорная проповедь, учение о смертных грехах. Периоды христианской истории: апостольский; гонения на христиан; христианство – государственная религия. 7 Вселенских Соборов. Раскол единой христианской Церкви: православие и католицизм. Отличия в догматической и культовой частях. Католицизм и его особенности. Раскол католической церкви. Протестантизм и его виды. Православие как основа русской духовной культуры. Основные вехи истории православной Церкви. Роль монастырей в распространении христианства на Руси. Понятие «Святая Русь». Установление патриаршества. Функции монастырей. Христианское искусство: иконопись, знаменный распев, книжность, храмовое зодчество. Раскол РПЦ. Старообрядчество, его особенности и роль в русской культуре. Реформы Петра Первого. Синодальный период. РПЦ в период Октябрьской революции и советское время.
|
8.
|
Мировые религии. Ислам.
Лекции – 4 часа
Семинары 2 ч.
|
Коран – священная книга ислама. Проповеди Мухаммеда. Сущность учения. Строгий монотеизм. Распространение мусульманства. Отношение к христианству и иудаизму. Этика и особенности поведения (необходимые предписания). Основные направления: сунниты и шииты. Суфизм как эзотерическое углубление ислама. Суфизм и искусство (поэзия, музыка). Ислам в современном мире.
|
9.
|
Религия и проблемы современной духовной жизни.
Лекции – 2 ч.
Семинары – 2 ч.
|
Понимание духовности в различных традициях и системах. Положение традиционных религиозных конфессий. Духовная жизнь в современной России. Неоязычество. Новые религиозные организации. Сектантство.
|
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекц.
|
Практ.
зан.
|
Лаб.
зан.
|
Семин
|
СРС
|
Все-го
час.
|
1.
|
Предмет и задачи изучения мировых религий
|
2
|
|
|
|
2
|
4
|
2.
|
Первобытные формы религий
|
|
|
|
|
4
|
6
|
3.
|
Политеизм. Язычество
|
|
2
|
|
|
4
|
6
|
4.
|
Политеизм. Национальные религии
|
2
|
3
|
|
|
9
|
14
|
5.
|
Монотеизм. Национальные религии
|
2
|
2
|
|
|
6
|
10
|
6.
|
Мировые религии. Буддизм
|
3
|
2
|
|
|
8
|
13
|
7.
|
Мировые религии. Христианство
|
4
|
4
|
|
|
10
|
18
|
8.
|
Мировые религии. Ислам
|
2
|
2
|
|
|
8
|
12
|
9.
|
Религия и проблемы современной духовной жизни
|
2
|
2
|
|
|
6
|
|
Практические занятия (семинары)
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудо-емкость
(час.)
|
1.
|
3
|
Язычество древних славян
|
2
|
2.
|
4
|
Религии Древнего Египта, Месопотамии, Китая, Индии
|
3
|
3.
|
5
|
Древние монотеистические религии. Зороастризм. Иудаизм
|
2
|
4.
|
6
|
Первая мировая религия. Буддизм
|
2
|
5.
|
7
|
Христианство: история и основные конфессии
|
4
|
6.
|
8
|
Ислам: особенности вероучения и распространение
|
2
|
7.
|
9
|
Проблемы современной духовной жизни
|
2
|
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Библия. М., 2007.
2. Коран. М., 1998.
3. Дхаммапада. Репр. М., 1960. Угунс, 1991.
4 .Религии мира. Иллюстрированная энциклопедия. М., 2008.
5. Мифологический словарь. Гл. ред Е.М. Мелетинский. М., 1991.
6. Чекалов Д.А., Кондрашов В.А. История религий. Ростов-на-Дону, 2004.
7. Религия. История и современность: учебник для вузов. М., 1998.
б) дополнительная литература
1. Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб., 2004.
2. Бадж Э.А.У. Египетская книга мертвых. СПб., 2010.
3. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.
5. Буланже П.А. Будда Конфуций. Жизнь и учение. М., 1995.
6. Бусидо. Кодекс чести японского воина. М., 2010.
7. Дворкин А.Л. Сектоведение. Н.-Новгород, 2005.
8. Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб., 2003.
9. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2009.
10.Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 1997.
11.Католицизм. М., 1991.
12.Кристиан Жак. В стране фараонов. М., 2007.
13.Кураев А. Христианин в языческом мире, или О наплевательском отношении к порче. М., 2004.
14. Лаоцзы. Книга о пути и добродетели (Даодэцзин). М., 2008.
15.Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). М., 1984.
16.Накорчевский А.А. Синто. Спб., 2003.
17.Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. Т. 4. Восточно-мистические группы. М., 2002.
18.Орфей. Языческие таинства. Мистерии восхождения. М., 2001.
19.Повести о мудрости истинной и мнимой. Пер. с пали. Л., 1989.
20.Протестантизм. М., 1990.
21.Пустозерская проза: Сборник. М., 1989.
22.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
23.Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.
24.Суфии: Восхождение к истине. М., 2005.
25.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
26.Фишер Роберт Е. Искусство буддизма. М., 2001.
27.Христианство:Словарь. М., 1994.
28.Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия. М., 1992.
29.Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.