Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014 учебный год) Для учащихся 8-9-х классов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа мировая художественная культура для основного общего... 1 96.47kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс... 4 534.94kb.
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная... 1 280.3kb.
Рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для... 1 141.23kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год по... 1 62.33kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс... 4 732.42kb.
Рабочая программа курса «орксэ» модуль «Основы православной культуры»... 1 201.35kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 9 класса на 2013-2014 учебный... 1 237.2kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная... 5 1176.04kb.
Рабочая программа дополнительного образования на 20012 -2013 учебный... 1 80.24kb.
Мери Арнольд Константинович заместитель политрука радиороты 415-го... 1 41.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014 учебный год) - страница №1/1

Утверждаю

Директор ГБОУ санаторной

школы-интерната №25

_________________О.В.Соболева

«____»_________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Мировая художественная культура

Предмет
(2013-2014 учебный год)

Для учащихся 8-9-х классов

(базовый уровень)


Учитель


Булгакова С.Р.

Пояснительная записка
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 8-9-х классах социально-гуманитарного и универсального профиля. Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года).

Изучение курса «Мировая художественная культура» в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:



  • развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

  • освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

  • овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать и понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.

 

Литература


  • Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  • Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.



Тематический план для 8 класса

(1 урок в неделю, всего 35 уроков в год)




Содержание

Количество часов

Тема 1. Древних цивилизаций.

Идея Вечной жизни – основа древнеегипетской культуры. Пирамиды, наземные храмы (Гиза, Карнак, Луксор, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц.

Крито-микенская культура. Кносский дворец – легендарный Лабиринт (фрески, мелкая пластика). «Циклопическая» архитектура Микен. Древняя художественная символика и ритуал в современной культуре.


6
3
3


Тема 2. Художественная культура Востока.

Художественная культура Месопотамии. Архитектура зиккуратов – порождение мифа и природы (Ур и Вавилон). Образы эпоса («Сказание о Гильгамеше») и мифов в декоре храмов и светских сооружений (комплекс Вавилона, ассирийские дворцы).

Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. Индуистский храм и буддийская ступа – модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджурахо, ступа в Санчи). Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве. Фресковые циклы Аджанты. Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Тадж-Махал – образец индо-мусульманской эстетики.

Космологизм – основа китайской культуры. Единство слова, знака и изображения в китайской живописи (пейзажный жанр «горы-воды»). Запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии.

Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища Аматерасу в Иссе). Ключевая идея японской художественной культуры «все в одном» (чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве).


6

2
2

1

1


Тема 3. Культура Мезамерики.

Жертвенный ритуал во имя жизни – стержень культуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица, Тиночтитлан). Мифологическое мышление в современной культуре Мезамерики. Миф и реальность в творчестве Д. Риверы.



Образы Древнего мира в современной культуре.

2

Тема 4. Античная художественная культура.

Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храмы архаики в Пестуме, Парфенон в Афинах), рельефе, скульптуре (Поликлет, Фидий, Скопас). Человек и рок в древнегреческом театре (Эсхил, Софокл, Еврипид).

Архитектура и скульптура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Колизей, Пантеон, Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). Римский дом (мозаики и фрески Помпей). Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. Раннехристианское искусство (Равенна).


5

2


3



Тема 5. Художественная культура Средних веков.

Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Западно-христианская базилика – символ романского стиля. Альгамбра – синтез романской и мусульманской культур.

Эстетика готики. Готический храм – образ мира. Синтез искусств в готике. Региональные варианты готического стиля (Германия, Франция, Италия, Испания).

Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал). Эпос и пример-проповедь – источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре. Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох.



6

2


2

2


Тема 6. Художественная культура эпохи Возрождения.

Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного искусства (Мазаччо, Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Тинторетто).

Северное Возрождение (Я.Ван Эйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший, школа Фонтенбло).

Расцвет полифонии (школа «строгого письма»). Трагедии В.Шекспира – вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения.



6

3

2


1

Резерв

4

Итого

35



Тематический план для 9 класса

(1 урок в неделю, всего 34 урока в год)




Тема 1. Художественная культура Нового времени.

Эстетика барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец, парк (Л.Бернини). Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). Взаимодействие тенденций барокко (П.-П.Рубенс) и реализма (М.Караваджо, Рембрандт Х. ван Рейн, Д.Веласкес) в живописи.

Новые музыкальные жанры: опера (К.Монтеверди), инструментальная музыка (А.Корелли, А.Вивальди). Вершина свободной полифинии в творчестве И.-С.Баха. Искусство рококо (А.Ватто, Ф.Буше).

Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа) и живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид). Театр французского классицизма (П.Корнель, Ж.Расин, Мольер). Оперная реформа К.-В.Глюка. Симфонизм Венской классической школы (Й.Гайдн, В.-А. Моцарт, Л.ван Бетховен).

Эстетика романтизма. Музыка – ведущий жанр романтизма: песни (Ф.Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р.Вагнер), фольклор (И.Брамс). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У.Тёрнер, К.-Д.Фридрих, Э.Делакруа, Ф.Гойя). Английский парк.

Кредо критического реализма в литературе (Стендаль, Г. Флобер, Э.Золя, П.Мериме) и музыке (Ж.Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе, Ж.-Ф.Милле).



8

2


2

2


2


Тема 2. Художественная культура конеца XIX – XX вв.

Эстетика художественной культуры второй половины XIX в. Новые средства художественной выразительности в живописи (К.Моне, П.-О.Ренуар, Э. Дега), музыке (К.Дебюсси), скульптуре (О.Роден) импрессионизма; живописи постимпрессионизма (П.Сезанн, В.Ван Гог, П.Гоген) и символизма (Г.Моро, П.Пюи де Шаванн, Э.-А.Бурделль).

Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре (В.Орта, Г.Гимар, А.Гауди) и живописи (Г. Климт). Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность направлений в живописи: фовизм А.Матисса, экспрессионизм Ф.Марка, примитивизм А.Руссо, кубизм П.Пикассо, абстрактивизм В.Кандинского, сюрреализм Р.Магритта, С.Дали. Новые техники (додекафония, алеаторика) и направления (новая Венская школа) в музыке. Конструктивизм в архитектуре (Ш.-Э.ле Корбюзье); «Большой стиль» тоталитарных государств.

Художественное и мировоззренческое своеобразие американской культуры: литературы (В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, У. Уитмен, Э. Хемингуэй), живопись (Э. Хоппер, Э. Уорхел), архитектура небоскребов, музыка (Ч. Айвз). Афро-американский фольклор (сказки-притчи, спиричуэлс, блюз, джаз).

Постмодернизм, его основные принципы. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода, компьютерная графика и анимация. Музыкальное искусство второй половины ХХ в. (Биттлз, Пинк Флойд, «Новая волна»). Электронная музыка. Массовая культура и возрождение архаических форм в художественном мышлении. Диалог культур и глобализация.


8

2

2


2


2

Тема 9. Художественная культура Древней Руси.

Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля. Специфика киевской, владимиро-суздальской, псковско-новгородской, московской школ архитектуры и иконописи. Шатровый храм. Деревянное зодчество.

Формирование националного самосознания и комплекс московского Кремля. Творчество Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия.

Знаменный распев; партесный концерт. Древнерусская литература. Контакты с Западной Европой. Светские мотивы в культовом искусстве XVII в. Образы Древней Руси в русском искусстве.


4

2


1
1

Тема 10. Культурные связи России с Европой в Новое время.

Проблема культурного синтеза и культурного заимствования. Петербургский стиль: петровское и елизаветинское барокко (Д.Трезини, Ф.-Б.Растрелли). Своеобразие русского классицизма и ампира в архитектуре (А. Ринальди, Дж.Кваренги, М.Ф.Казаков, А.Д.Захаров, К.Росси) и скульптуре (Э.-М.Фальконе, Ф.И.Шубин, И.П.Мартос).

Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (Ф С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, О.А. Кипренский, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов). Русская классическая музыка (М.И.Глинка).

Поиск национального самосознания в искусстве (передвижники – И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Русская пейзажная школа (А.К.Саврасов, Ф.А.Василев, И.И.Левитан). Русская музыкальная школа второй половины XX в. (композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский). Русский классический балет (М.Петипа).

Своеобразие русского модерна в архитектуре (Ф.О.Шехтель), живописи (В.А.Серов, художники «Мира искусств»), музыке (А.Н.Скрябин, И.Ф. Стравинский), театре (русские сезоны в Париже). Символизм в живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, К.С.Петров-Водкин, «Голубая роза») и скульптуре (А.С.Голубкина).



4

1

1



1

1


Тема 11. Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине ХХ века.

Живопись (В.Кандинский, К.Малевич, М. Шагал), архитектура (В.Е.Татлин, К.С.Мельников).

музыка (С С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке), кинематограф (С.М.Эйзенштейн), театр (К.С.Станиславский, В.Э.Мейер-хольд),


2
1
1

Тема 12. Агитационное искусство ХХ века.

Монументальная скульптура (Н.А. Андреев), политический плакат (Д.С.Моор). Искусство соцреализма в живописи (А.А.Дейнека, П.П.Корин), скульптуре (В.И.Мухина) и гравюре (В.А.Фаворский).

Советский ампир: высотные здания в Москве (Л.В. Руднев), московский Метрополитен. Развитие советской архитектуры во второй половине XX века.


2

1

1



Тема 13. Развитие российского искусства в конце ХХ века.

Музыка, живопись, кинематограф, театр, телевидение.



Открытость современной русской культуры и преемственность в ее развитии.

2

1

1



Резерв

4

Итого

34

ВСЕГО

69





У нас самодержавие значит, что в России все самособою держится. Петр Вяземский
ещё >>