Рабочая программа «Мировая художественная культура» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Мировая художественная... 1 280.3kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Рабочая программа мировая художественная культура для основного общего... 1 96.47kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная... 5 1176.04kb.
Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014... 1 93.6kb.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования 5 954.1kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 3 363.43kb.
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» 1 183.8kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 3 388.7kb.
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура» 1 141.9kb.
Рабочая программа По учебному предмету Мировая художественная культура... 1 113.24kb.
Рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для... 1 141.23kb.
Рабочая программа ожиговой А. В. по учебному курсу «Мировая художественная... 1 183.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа «Мировая художественная культура» - страница №1/3

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Байкаловского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Городищенская средняя общеобразовательная школа





«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________ФИО

Протокол № ___ от

«____»_________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________Глухих С.В.

«____»____________2013 г.



«Утверждаю»

Директор МКОУ ГСОШ


________Кузеванова Т.Ф.

«____»____________2013 г.



Рабочая программа

«Мировая художественная культура»

для учащихся _10-11_ классов


Составитель:

Т.В. Королёва, учитель (изо,черчения)

1 категории.

Городище


2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.

Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю.

Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомендаций примерной программы.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:

- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.

Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.

В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран. Для культуры Китая — это мифологические представления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского небесного ян и женского земного инь, определяющие ее традиционность и устойчивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсюду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «космическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвратиться, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгамбра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голубой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитектуры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением метафоры рая.

Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идейного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра позволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смогут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в ярких, чувственных образах.

Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характеристики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архитектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Возрождения в Италии в авторскую программу включено творчество Донателло, возродившего античные традиции в рельефе и круглой скульптуре. Это способствует целостности восприятия процессов развития пластики от греческой классики, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портрета (также не включенных в обязательный минимум содержания, но присутствующих в авторской программе) до новаторства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрождения.

Программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (35 часов) предлагается изучение культуры Древнего мира, раннехристианского искусства, искусства Средних веков с акцентом на культуру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, культуры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура XVII века», «Художественная культура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художественная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Значительное место в программе отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возможность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:

знать /понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;
уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);


использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10 КЛАСС»

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура. 10 класс» (базовый уровень) состоит из учебника, рабочей тетради и CD с иллюстрациями и отрывками музыкальных произведений. Учебник написан на основе авторской программы Л.Г. Емохоновой, опирающейся на содержательную часть Государственного стандарта общего образования и инвариантную часть примерной (рабочей) программы.

Курс по МХК носит обобщающий характер и учитывает знания, полученные школьниками на предыдущих этапах изучения изобразительного искусства и музыки в средней школе. В связи с этим акцент в новом учебнике делается на главной идее культурного развития в каждом культурном ареале. Известно, что культуры и ментальности зависят от того, как понимается тем или иным народом происхождение мира, богов, людей, иными словами, его мифологическое бессознательное. Превращение хаоса в космос мыслится либо как результат творческого акта демиурга (творение), либо как результат смены поколений богов (генезис). Поэтому, поставив во главу угла космогонический миф, нашедший отзвук в архитектуре храмов и их декоре, автор в доступной форме показывает специфику национального менталитета, понимание которого способствует толерантному отношению учащихся к представителям иных культур и правильности собственного позиционирования в современном мире, а в целом росту их компетентностей.

Учитывая, что основу всякого культурного развития составляют мифологические концепции мира, понятия мифа, магии, ритуала, первообраза рассматриваются в учебнике на ярких образных примерах, что облегчает усвоение этих сложных понятий. Поскольку древнейший пласт культуры характеризуется тесной связью искусства и мифологии, акцент сделан на памятниках, наглядно демонстрирующих эту связь.

Территориальный принцип распределения материала дает возможность осознать ту систему координат, в которой каждый народ воспринимает окружающий мир. Для получения предельно полной картины культурного развития отобраны наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Турция. Важной особенностью учебника является включение русской культуры в контекст культуры мировой, что позволяет по достоинству оценить ее масштаб и значимость.

Особенности европейской культуры Средних веков — Византии, Древней Руси, Западной Европы, связанные со спецификой европейского эгоцентризма, впервые на базовом уровне последовательно рассматриваются сквозь призму стиля. При этом под стилем подразумевается единая образная система, общность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных единством идейного содержания. Материал учебника распределен по темам так, чтобы, начиная с периода раннего христианства, формировалась стройная и максимально полная картина становления, развития и смены основных исторических стилей.

Наряду с территориальным принципом структурирования материала учитывается логика исторического линейного развития от первобытности до постмодернизма, дающая основу для сравнительного анализа и «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов.

При подборе и распределении материала в учебнике задействован новый принцип преподавания мировой художественной культуры, зафиксированный Стандартом и Методическим письмом, — принцип культурных доминант. Он позволяет, не увлекаясь перечислением памятников и имен, создавать целостный образ эпохи. Внимание уделяется одному-двум памятникам архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра определенного стиля или творчеству одного мастера, что позволяет тем не менее понять культурные доминанты эпохи, мировоззренческие особенности и художественные идеи времени.

Отдельно рассматривается культура Дальнего Востока (Китай, Япония) и арабо-мусульманская культура с акцентом на ключевую идею культурного развития в этих регионах.

Искусство — это уникальный язык общения поколений, эпох, народов. Важными аспектами восприятия, «проживания» художественной образности произведения выступают эмоциональность, способность к сопереживанию, умение осмыслять и критически оценивать явления искусства. Развитие у школьников отношения к искусству как к воплощению эмоциональных переживаний и творческого опыта человека позволяет наполнить уроки мировой художественной культуры личностным смыслом.

Познавательная деятельность учащихся в предлагаемом учебном курсе строится на развитии умений самостоятельно осваивать текст учебника, оценивать и сопоставлять феномены культуры, устанавливать между ними несложные связи, определять и обосновывать собственное отношение к произведениям искусства.

В учебнике осуществлен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для изучаемых эпох, причем каждому памятнику дается смысловая и эстетическая оценка, что на страницах учебных изданий по искусству встречалось крайне редко. Архитектурные сооружения, к примеру византийский крестово-купольный храм и западноевропейская базилика, рассматриваются, во-первых, с точки зрения воплощения основной идеи культурного развития в регионе. Во-вторых — с точки зрения их космической, топографической, временной символики в контексте религиозной (христианской) традиции. В-третьих — с точки зрения характерных декоративных средств оформления внутреннего пространства (мозаика, фреска, скульптура, иконы, витражи).

При знакомстве с произведениями изобразительного искусства значительное внимание уделяется раскрытию содержания и смысла традиционных сюжетов, что дает возможность приобщиться к древним мифам, ветхозаветным легендам, евангельским и историческим событиям. Анализ произведения предполагает также обязательное изучение основ иконографии, особенностей композиции и колорита.

В рамках каждого исторического стиля предусматривается знакомство с музыкой, позволяющей более тонко прочувствовать атмосферу времени, осознать специфику эпохи и культурных ареалов. Разбор наиболее типичных для стиля музыкальных произведений сопровождается прослушиванием отрывков, включенных в CD, что является одним из ноу-хау базового курса.

К учебнику, каждый урок в котором завершается вопросами и заданиями разных типов, прилагается рабочая тетрадь, содержащая задания по работе с иллюстрациями. Она может использоваться дома для самостоятельной работы или на уроке для расширения его диапазона. Материал в рабочей тетради подобран таким образом, чтобы, с одной стороны, сделать уроки более легкими и интересными, а с другой — более глубоко ощутить уникальность каждой культуры.

Правильно выполнить задания поможет перечень иллюстраций в конце рабочей тетради, где наряду с именами художников и названиями памятников указаны вид искусства, к которому они относятся, время их создания и местонахождение.


Формы и средства контроля

Тестирование, проведение контрольных работ, устных и письменных зачетов, написание сочинения (эссе), участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах».




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

11 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)
Возрождение в Италии (5 часов)

Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».


Северное Возрождение (4 часа)

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».


Классицизм (1 час)

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)
Рококо (1 час)

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.



Неоклассицизм, ампир (5 часов)

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».


следующая страница >>



Скупец после смерти тратит за один день больше, чем проживал в десять лет. Жан Лабрюйер
ещё >>