Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития... 3 721.8kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 25 3684.74kb.
Закона «Об образовании» 4 565.47kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 3 402.26kb.
Приказ по школе № 2011 год 3 564.29kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 16 2845.71kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 77 14565.38kb.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени... 4 802.21kb.
Основная образовательная программа начальной школы Муниципального... 27 5936.02kb.
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся... 3 596.19kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 1 300.33kb.
Конкурс скульптурных произведений по созданию мемориального комплекса... 1 95.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5
г. Суворова Тульской области»

Принято на педагогическом совете Утверждена приказом №54/4

МОУ «СОШ № 5 г. Суворова» от 31.08.2010 от 31.08. 2010

(протокол № 1)

Рабочая программа духовно-нравственного развития,

воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
«МЫ И НАША КУЛЬТУРА»
1класс
Годовое количество часов – 30 часов

Количество часов в неделю – 1час

2010 – 2011 учебный год.



Учитель – Манерова М.П.

Суворов, 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена:

  • на формирование общей культуры обучающихся,

  • духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,

  • создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,

  • развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы духовно-нравственного развития и воспитания являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей нашего региона.

Интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования:



  • необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологи- ческой адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты;

  • разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта;

  • рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России;

  • причины общекультурного и коммуникативного характера, обусловленные расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам.

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека,

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания,

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни,

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни,

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному,

  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Концептуальные (стратегические: образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса «История религиозной культуры»:

  • изучение православной религиозной традиции, изучение истории христианства;

  • изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

  • изучение православной этики;

  • ознакомление с православным календарём;

  • знакомство с агиографией;

  • ознакомление с особенностями церковного искусства;

  • изучение устроения православного храма;

  • ознакомление с особенностями православного богослужения;

  • ознакомление с мировыми религиями и сектами, ознакомление с древними религиями;

  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека, формирование культуры общения;

  • выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; воспитание патриотизма;

  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры, приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

  • расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

  • возрождение православных основ семьи;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории, творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

  • привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности.

При изучении курса «История религиозной культуры» соблюдаются следующие психолого-педагогические принципы:



  • приоритет духовных ценностей и уважение к внутреннему миру каждого школьника;

  • единство образовательного и воспитательного процессов;

  • рефлексивное обучение;

  • принцип равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.


Методы обучения:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

2) комментированное чтение;

3) беседа с закреплением материала в творческих работах;

4) сократический урок;

5) короткая иллюстрированная презентация с заданиями на закрепление материала;

6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;

7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть школьник по окончании курса
В результате реализации рабочей программы духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:


  • воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

  • воспитательного эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата: развитие как личности, формирование компетентности, идентичности и прочее.

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны знать:

  • содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета;

  • историю, значение и традиции православных праздников;

  • уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера;

  • излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.


Оценка результатов изучения курса

  • Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы.

  • Оценки могут быть выставлены за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ.

  • В старших классах проводятся итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования.


«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1 класс «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 30 часов

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» - 3 ч.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» - 5ч.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России.

Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -6ч.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА» - 10 ч.

Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России — о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России— Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» -Зч.

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.



Тема 6. «СЕМЬЯ» Зч.

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.



Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Заключительный урок — 1ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  • Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд-е 3-е. — М.: ОПК, 2007.

  • Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура: 1 класс. Пособие для учителей. — Изд-е 2-е, испр. — М.: ОПК, 2007.

  • Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции по ОПК. — Изд-е 2-е, испр. - М.: ОПК, 2007.

  • Бородина А. В. «История религиозной культуры». Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий





Настоящий мученик тот, кому даже в этом звании отказывают. Станислав Ежи Лец
ещё >>