Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 138.76kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 258.68kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 129.43kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 157.42kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.05kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 201.92kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 141.05kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 3 526.12kb.
Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки... 1 121.99kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 2 437.64kb.
Рабочая программа дисциплины История философии Направление подготовки... 1 111.8kb.
Феминистская критика современного социологического знания 1 261.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки 040100 Социология - страница №1/1




Министерство образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского факультета
____________ С.С.Аванесов

«_____» февраля 2011 г.



Рабочая программа дисциплины

Социология науки

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная


Томск 2011

1. а) Цели освоения дисциплины:

Формирование принципов понимания основных категорий, тем и проблем социологии науки как социологической дисциплины, понимание ее места и роли в выработке познавательных, мировоззренческих и профессиональных ориентиров


б) задачи дисциплины:

а) знакомство студентов с социологией науки как разделом социологического знания и видом профессиональной исследовательской деятельности;

б) формирование представления об основных темах и проблемах социологии науки, основных ее разделах, а также методах их исследования;

в) овладение базовым понятийным аппаратом, принципами и приемами социологии науки;

г) формирование представлений об этапах развития и осмысления тематики и проблематики социологии науки;

д) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами, посвященными проблемам социологии науки;

ж) формирование умения применять полученные общие знания для обсуждения конкретных тем и проблем социологии науки;

з) развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, необходимого для осуществления осмысленного мировоззренческого и профессионального самоопределения;

и) формирование умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем социологии науки и способов их разрешения.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина цикла Б3: профессиональный цикл; вариативная часть. Освоение дисциплины предполагает предварительное освоение таких дисциплин как история, философия, история социологии, основы социологии.



Для освоения данной дисциплины обучающийся должен иметь базовые знания по истории, философии и социологии; о социологии как системе знания, виде теоретической деятельности, об основных разделах современного социологического знания, социологических проблемах и методах их исследования; приобрести навык работы с оригинальными и адаптированными текстами, посвященными проблемам социологии, умение излагать учебный материал в области освоенных дисциплин, владеть методами анализа суждений в области философии и социологии, аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук, а также использовать приобретенные теоретические знания.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины призван внести вклад в формирование и развитие основных общекультурных и профессиональных компетенций:

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК- 10);

способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5).



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: предмет социологии науки, ее основные темы и проблемы, формы социальной практики, ведущие к возникновению проблем, связанных со сферой социологии науки.

Уметь: видеть связь тем и проблем социологии науки с темами и проблемами социологического знания в целом, использовать положения и понятия социологии науки для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, формулировать и аргументированно излагать собственное видение проблем социологии науки и способов их разрешения.

Владеть: навыками чтения и анализа текстов, содержащих представления о социологии науки, публичных выступлений и письменного аргументированного изложения как позиций, изложенных в анализируемых текстах, так и собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к обсуждению, диалогу и восприятию различных позиций, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера, которые связаны с темами и проблемами социологии науки.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа, из них 36 аудиторных, зачет





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинары

СРС

1

Предмет социологии науки. Предпосылки возникновения социологии науки

6

1-2

2

2

4




2

Возникновение и развитие парадигмы Р. Мертона

6

3-4

2

2

4




3

Проблема этоса науки: критическое осмысление парадигмы Мертона

6

5-6

2

2

4




4

«Сильная программа» Д. Блура: переход к конструктивизму

6

7-8

2

2

4

Контрольная работа

5

Микросоциология научного знания. Б. Латур

6

9-10

2

4

4




6

«Поля науки» П. Бурдье

6

11-12

2

2

4

Эссе по тематике социологии науки

7

«Дело Сокала». Критика конструктивизма

6

13-14

2

2

4




8

От академической к постакадемической науке

6

15-18

2

4

4







Итого

6

1-18

16

20

36

зачет

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и написание рефератов, эссе, контрольных работ по пройденному материалу.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости по итогам освоения дисциплины

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

1. Эссе или реферат по предложенным темам

2. Контрольные задания по пройденным темам лекций

3. Зачет в устной форме.
6.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) приобретение навыков чтения и анализа текстов, посвященных проблематике социологии науки;

2) умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином социологическом тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию;

3) формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации в пользу тех или иных позиций;
Требования к написанию реферата
Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания реферата по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных авторов, исследовавших проблематику социологии науки. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа социологических текстов, посвященных проблемам, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином социологическом тексте, а также способности воспроизвести авторскую аргументацию.

Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы.

Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 10-15 страниц 12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.
Требования к написанию эссе
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом 3 (три) страницы текста (12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.), посвященное какой-либо значимой классической либо современной теме или проблеме социологии науки. В отличие от реферата творческая работа не должна носить описательный характер и должна представлять собой аргументированное представление своей точки зрения по какой-либо проблеме социологии религии.

Структура эссе должна представлять собой обоснование актуальности взятой темы, демонстрацию проблемной ситуации (умение показать наличие разных точек зрения и аргументации, выдвигаемой сторонниками различных точек зрения в обсуждении данной темы), умение изложить собственную позицию (оценку) с использованием рациональной аргументации.



Цель написания эссе – развитие способности понимания социологических аспектов различных проблем существования и развития науки; формирование и проверка навыков логически аргументированного изложения и обоснования собственной социологической и мировоззренческой позиции по тому или иному вопросу, что должно способствовать раскрытию творческих, аналитических способностей, а также формированию устойчивых мировоззренческих ориентиров.
Примерная тематика рефератов, эссе и курсовых работ



  1. Границы социологического анализа науки

  2. Взаимоотношения науки и общества: является ли демократия оптимальным условием для развития науки

  3. Принципы социологического подхода к знанию по КарлуМанхейму

  4. К чему пришла философия науки: от позитивизма к «эпистемологическому анархизму»

  5. Тенденции развития социологии науки

  6. Проблематика этоса науки и его функций в зарубежной и отечественной литературе

  7. Проблематика социологии науки в российской исследовательской литературе

  8. Социология науки в трудах Роберта Мертона

  9. Развитие социологии науки от социологии ученых к социологии познания

  10. Конструктивистский подход в социологии науки: границы и возможности

  11. Различие академической и постакадемической науки

  12. Проблемы социологии научного познания трудах Бруно Латура


Контрольные вопросы к курсу


  1. Основные принципы научного этоса (CUDOS) по Р. Мертону

  2. Что такое «социологическая амбивалентность»?

  3. Что означает тезис о «недоопределенности этического словаря науки»?

  4. CUDOS и PLACE: в чем различия?

  5. Чем академическая наука отличается от постакадемической (по Дж.Зиману)?

  6. Как принципы классической эпистемологии повлияли на социологию науки?

  7. Основные положения «сильной программы» Д.Блура

  8. В чем суть конструктивистского поворота в социологии науки?

  9. В чем суть идеи «полей науки» П. Бурдье?

  10. Что дало изучение «жизни лаборатории»?

  11. В чем суть идей «инскрипции» и «перевода»?

  12. В чем суть понятий «сети» и «черного ящика»?

  13. Что такое «академический капитализм» ?

  14. В чем суть концепции «зон обмена» П. Галисона?

  15. Эффект «дела Сокала»

  16. Что такое «эффект Матфея»?

  17. Что такое «невидимый колледж»?

Примеры контрольных заданий (определить позицию, к которой принадлежит автор суждения, и раскрыть смысл высказывания)





  1. «Мы предположили, что существует некий фундамент знания, а именно знание непосредственно данного, которое не подлежит сомнению. Любое другое знание должно поддерживаться этим основанием и, следовательно, его истинность тоже будет совершенно определенной». «Экспериментальные свидетельства состоят не из чистых и незамутненных фактов, а из фактов проанализированных, промоделированных и изготовленных согласно некоторой теории» 

  2. «Стандарты, применяемые для оценок адекватности и ценности заявок на новое знание, в ходе социальных взаимодействий между учеными вновь и вновь становятся предметом обсуждения и торга».

  3. «Говорим ли мы о социальных классах, экономических основаниях, системе родства, исполняемых ролях, психологических типах или образцах этнической общности, мы обнаруживаем, что все эти факторы не имеют непосредственного отношения к системам научного мировоззрения большинства ученых... Среди защитников (так же как и опровергателей) ньютоновской теории в XVIII веке были как сыновья рабочих, так и аристократов; среди ученых, принявших дарвинизм в 1870-80-х гг., были и политические консерваторы и политические радикалы; приверженцы коперниканской астрономии в XVII веке представляли собой целый спектр занимаемых положений и психологических типов, начиная с университетского преподавателя (Г. Галлилей), профессионального военного (Р. Декарт) и кончая священником (М. Мерсенн)».

  4. «Нельзя не признать, что скрытый лейтмотив многочисленных нынешних тревожных публикаций о судьбах мировой науки и высшего образования может быть охарактеризован заголовком "Потерянный рай?»

  5. «Социология науки – это исторический курьез, относительная случайность, проявление необоснованных эпистемических (познавательных) амбиций нашей дисциплины. И вовсе не из-за того, что ей недостает серьезных эмпирических исследований. В них как раз недостатка нет. Дело в том, что на уровне аксиоматики этой области знания заложена ничем не подкрепленная претензия социологии на решение базовых эпистемологических проблем: обещание дать ответ на один из основных вопросов теории познания – обещание заведомо невыполнимое, а потому нарушенное».

  6. «Социолог имеет дело со знанием, включая научное знание, только как с естественным феноменом. Поэтому его определение знания будет в значительной степени отличаться от определений, даваемых дилетантом или философом. Вместо определения знания как истинного мнения, социолог рассматривает в качестве знания все то, что человек за него принимает».

  7. «Социология знания должна быть беспристрастной в отношении истины и лжи, рационального и иррационального, достижений и провалов».

  8. «Если человек делает то, что логично и продолжает двигаться в правильном направлении, нет необходимости говорить о чем-то большем. Здесь нет места для социологии»

  9. «Социология знания сводится к социологии заблуждения»


Примерные вопросы для зачета к курсу «Социология науки»


  1. Предмет социологии науки. Условия возникновения и этапы развития

  2. Предпосылки возникновения социологии науки: К.Маркс и М.Шелер

  3. Предпосылки возникновения социологии науки: Социология знания К.Мангейма

  4. Французская традиция социологии знания: Э.Дюркгейм

  5. Предпосылки возникновения социологии науки: логика развития философии науки (от позитивизма к И.Лакатосу)

  6. Предпосылки возникновения социологии науки: логика развития философии науки (от Т.Куна к «эпистемологическому анархизму» П.Фейерабенда)

  7. Социология науки в трудах Р.Мертона

  8. Развитие идей Мертона. Б. Барбер о характере научного этоса

  9. Альтернативные концепции научного этоса: Р. Богуслав и И. Митрофф

  10. Альтернативные концепции научного этоса: Ст. Фуллер и Дж. Зиман

  11. «Сильная программа» Д. Блура. Критика классической эпистемологии

  12. Конструктивистский подход в социологии науки

  13. Микросоциология научного знания: Б. Латур «жизнь лаборатории»

  14. «Инскриции», «перевод», «акторы», «смещения», «сети», черный ящик Б. Латура

  15. «Поле науки» П. Бурдье

  16. Тенденции развития постакадемической науки

  17. Концепция «зон обмена» П. Галисона

  18. «Дело Сокала». Возвращение к реализму?


7. Информационное обеспечение дисциплины

А) основная литература (учебники и учебные пособия)
Учебные пособия

  1. Введение в социологию науки: учебное пособие. В 2-х частях. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та экономики и финансов, 1992.

  2. Парадигмы социологии знания: хрестоматия. М.: Наука, 2007.

  3. Социология науки: Хрестоматия. М.: Б.и., 2000. Электронный ресурс: http://www.courier-edu.ru/pril/posobie/0.htm


Б) Дополнительная литература

  1. Александров Д. Ученые без науки. Институциональный анализ сферы // Публичные лекции. Полит.ру. Электронный ресурс: http://www.polit.ru/article/2006/03/06/aleksandrov/

  2. Арутюнов В.С. Социологические основы научной деятельности. М.: Наука, 2003.

  3. Батыгин Г.С. «Эффект Матфея»: накопленное преимущество и распределение статусов в науке. Аналитический обзор. Электронный ресурс: http://2001.isras.ru/Publications/Batygin/Matthew_effect.htm; http://read.newlibrary.ru/read/batygin_g_s_/yeffekt_matfeja__nakoplennoe_preimushestvo_i_raspredelenie_statusov_v_.html

  4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

  5. Блур Д. Сильная программа в социологии знания. // Логос, №5-6 (35), 2002. С. 162 – 185.

  6. Бурдье П. Поле науки // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М. – СПб., 2005.

  7. Бурдье П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдьё. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2001

  8. Вахштайн В. Конец социологизма: перспективы социологии науки // Публичные лекции. Полит.ру. Электронный ресурс: http://www.polit.ru/article/2009/08/06/videon_vahshtain/

  9. Галисон П.Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории естествознания и техники. 2004. № 1.

  10. Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Пекушкина О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» // Социологические исследования. 2004. №11.

  11. Кнорр-Цетина К. Объектная социальность: общественные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С.267-306.

  12. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002.

  13. Лаудан Л. Наука и ценности / Современная философия науки: знания, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Логос, 1996.

  14. Латур Б. Когда вещи дают сдачи: Возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2003, № 3. С.20-39.

  15. Латур Б. Надежды конструктивизма // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С.365-390.

  16. Латур Б. Нового времени не было. СПб.: Изд-во Европ. Ун-та, 2006.

  17. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир. // Логос, №5-6 (35), 2002. С. 211 – 242

  18. Малкей М., Гилберт Дж. Открывая ящик Пандоры. Социологический анализ высказываний ученых. М., 1987. С. 11-31.

  19. Малкей М. Исследования по социологии науки // Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. С. 743-865.

  20. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель. 2006

  21. Салтыков Б. Наука и общество: кому нужна наука // Публичные лекции. Полит.ру. Электронный ресурс: http://polit.ru/article/2005/12/26/saltykov/

  22. Сокал А., Бримон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002.

  23. Хорган Дж. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб.: Амфора, 2001.

  24. Шубкин В.Н. Социология и общество: научное познание и этика науки. М.: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2010.


В) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:


  1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

  2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

  3. Научный фонд библиотеки ТГУ http://www.lib.tsu.ru

  4. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

  5. Научная электронная библиотека (РФФИ);

  6. Библиотека Интернет-портала «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.edu.ru

  7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/

  8. Социология в Украине. Портал гуманитарных наук http://sociolog.in.ua/links.php

  9. Society for Social Studies of Science (4S). http://www.4sonline.org/

  10. European Association for the Study of Science and Technology (EASST). http://www.easst.net/node

  11. Society for the History of Technology (SHOT). http://www.historyoftechnology.org/

  12. History of Science Society. http://www.hssonline.org/

  13. Science as Culture. http://human-nature.com/science-as-culture/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Философский факультет и кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя: а) наличие компьютерного класса; б) наличие доступного для студента выхода в Интернет; в) наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 Социология.
Автор: Сыров Василий Николаевич, доктор философских наук, профессор
Рецензент: Рыкун Артем Юрьевич, доктор социологических наук, профессор
Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.








Любовь замужней женщины — великая вещь. Женатым мужчинам такое и не снилось. Оскар Уайльд
ещё >>