Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования в России Направление подготовки 030600 История - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины История правовых и политических учений  для... 1 278.93kb.
Рабочая программа дисциплины Нарратив в социальном познании Направление... 1 189.98kb.
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) 1 222.83kb.
Программа дисциплины «Современная история России» 1 184.57kb.
Программа дисциплины «История переводов» 1 268.75kb.
Рабочая программа Направление 030600 «История» Квалификация (степень) 1 158.04kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 309.94kb.
Программа дисциплины Иностранный язык (английский) (факультатив) 1 143.63kb.
Программа дисциплины Антиковедение для направления 030600. 62 История... 5 722.49kb.
Программа дисциплины Иностранный язык ( 2) общелитературный 1 для... 1 203.64kb.
Учебное пособие / Л. М. Волосникова, Г. Н. Чеботарев. М.: Норма,... 1 31.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования в России Направление - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный университет

Исторический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

________________ В.П. Зиновьев
"_____"_______________2010 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

История высшего образования в России

Направление подготовки

030600 История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Томск

2010 г.

1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «История высшего образования в России» заключается в формировании у студентов цельного, представления об основных этапах, направлениях, динамике и особенностях развития отечественной высшей школы.

В основу построения курса заложен проблемно-хронологический подход.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть по направлению 030600 – История.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения дисциплинам базовой части бакалавриата: Отечественная история.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося. Магистрант, приступающий к освоению дисциплины должен знать: закономерности исторического процесса; уметь: правильно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и письменной формах.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История.

А) общекультурные (ОК):

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

– способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

Б) профессиональные (ПК)



в научно-исследовательской деятельности:

– способность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации при индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способность к работе в библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);



в культурно-просветительской деятельности:

– способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– основные исторические концепции и подходы, существующие в рамках данной темы;

– элементы государственной политики в отношении высшего образования

– особенности становления сети высших учебных заведений в Сибири.



Уметь:

– анализировать фактический материал по курсу;

– строить самостоятельные заключения;

– объяснить содержание основных терминов и понятий;

– работать с историческими источниками
Владеть

- готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.






п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

СРС

Вводная часть

1

Введение в курс

8

1

2

2

5

Эссе

Основная часть

2

Предыстория высшего образования в России: XVII – первая четверть XVIII в.


8

2

2

2

5

Участие в семинарских занятиях

3

Петербургский академический университет


3

2

2

5

Участие в семинарских занятиях.

Проект.


4

Создание Московского университета и развитие системы высших учебных заведений во второй половине XVIII в.


4

2

2

5

Участие в семинарских занятиях

5

Высшее образование в России в первой половине XIX в.


5

2

2

5

Участие в семинарских занятиях

6

Развитие высшего образования во второй половине XIX – начале XX в.

6

2

2

5

Участие в семинарских занятиях

7

Революции 1917 г. и преобразования в высшей школе

7

2

2

5

Реферат

8

Реформирование высшего образования СССР в 1920-1930 гг.


8

2

2

5

Проект.

9

Советские вузы в годы Великой Отечественной войны.


9

2

2

5

Участие в семинарских занятиях.

Дебаты.


10

Развитие высшего образования СССР во второй половине XX в.


10

2

2

5




11

Проблемы современного реформирования высшей школы

11

2

2

5

Реферат

Закрепление материала

12




8

12




4

5

Итоговое тестирование.

Коллоквиум.




Содержание

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Предыстория высшего образования в России: XVII – первая четверть XVIII в.

Приказные школы. Киево-Могилянская академия. Славяно-греко-латинская академия. Деятельность Иоанникия и Софрония Лихудов. Петровские преобразования в сфере просвещения в начале XVIII в. Морская академия.



2. Петербургский академический университет.

Дискуссия о первенстве высказывания идеи сочетания науки и образования. История создания академического университета. Организация учебного процесса. Академический регламент 1747 г. Деятельность М.В. Ломоносова. Факторы, усложнявшие становление высшего образования в середине XVIII в.



3. Создание Московского университета и развитие системы высших учебных заведений во второй половине XVIII в.

Деятельность И.И. Шувалова. История создания Московского университета. Структура университета. Организация учебного процесса. Московский университет и общество во второй пловине XVIII в. Создание первого инженерного вуза – Петербургского горного училища. Медицинское образование в XVIII в. Создание первого медицинского вуза – Петербургской медико-хирургической академии.



4. Высшее образование в России в первой половине XIX в.

Политика в отношении высшей школы в александровскую и николаевскую эпохи. Создание министерства народного просвещения. Университетский устав 1804 г., Университетский устав 1835 г. Открытие новых университетов. Особенности подготовки кадров для высшей школы в первой половине XIX в. Положение "О производстве в ученые степени" 1819 г. Российское студенчество.



5. Развитие высшего образования во второй половине XIX – начале XX в.

Политика в отношении высшего образования. Университетский устав 1863 г. Студенческая жизнь в 1860-1870-е гг. Начало высшего женского образования. Возникновение негосударственных высших учебных заведений, их деятельность. Университетский устав 1884 г. Университетская политика правительства в начале XX в. "Временные правила" 27 августа 1905 г. Расширение сети вузов. Открытие Томского университета. Организация учебного процесса. Подготовка научно-педагогических кадров. Положение "Об испытаниях на ученые степени" 1864 г.



6. Революции 1917 г. и преобразования в высшей школе

Революционное движение в вузах. Политика Временного правительства в отношении вузов. Восстановление университетской автономии. Советская власть и система высшего образования. Дискуссия о судьбе университетов. Изменение управления системой образования. Реализация классового подхода в высшей школе. Создание рабочих факультетов. Организация учебного процесса. Развитие сети вузов.



7. Реформирование высшего образования СССР в 1920-1930 гг.

Типовой устав 1938 г. «Профилизация» высшего образования. Активные методы преподавания. Научно-педагогическая аттестация. Создание института аспирантуры. Развитие сети вузов.



8. Советские вузы в годы Великой Отечественной войны.

Эвакуация вузов из Европейской части СССР. Перестройка работы вузов. Организация учебного процесса.



9. Развитие высшего образования СССР во второй половине XX в.

Перестройка управления делами высшей школы. Развитие системы высших учебных заведений. Организация учебного процесса. Система научно-педагогической аттестации.



10. Проблемы современного реформирования высшей школы.

Федеральный закон «Об образовании» (1992 г.). Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.). Сеть вузов Российской Федерации в начале XXI в. Негосударственное высшее образование. Коммерциализация образования. Балонский процесс. Основные проблемы и перспективы отечественной высшей школы.



5. Образовательные технологии

    В курсе используется как традиционная академическая методика, сочетающая обзорные лекции по ключевым аспектам курса и активные формы проведения занятий – семинары, так интерактивные технологии: технология проектов, сase study (кейс-стади), деловая игра, дебаты, семинар-прессконференция, а также организация СРС. Предусмотрены встречи с представителями современных российских молодежных движений. Для организации текущего контроля используется коллоквиум, тестирование, написание эссе.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В данном курсе самостоятельная работа студента заключается в следующем:

- работа по отбору источников и литературы по темам докладов, реферата;

- анализ и обработка отобранных данных;

- подготовка к выступлениям на семинарских занятиях/конференциях (подготовка презентации);

- участие в обсуждениях студенческих докладов и рефератов;

- оформление тезисов докладов, реферата для занятий;

- разработка проекта;

- подготовка к экзамену.
Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах). Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику:

Блок 1: вводная часть.

Блок 2: основная часть.

Блок 3: закрепление материала.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.

По разделу 1.

Эссе:

- как я вижу будущее высшего образования в России?


По разделу 2.

Написание реферата по предложенной или собственной теме по предварительному согласованию с преподавателем (объем – 6–8 тыс. знаков; высший балл – 100, критерии оценки: уровень собранной библиографии – 30 баллов, подача материала, аргументация оценок и выводов – 50 баллов, владение культурой цитирования – 20 баллов).
Проведение дебатов на тему «Системы высшего образования в современном мире». Студенты разбиваются на группы, каждая из которых отстаивает ту или иную систему высшей школы из числа имеющихся в современном мире: российскую, западно-европейскую, американскую, азаитскую.
По разделу 3.

Тест:

– «Итоговое тестирование», имеющее целью выявление «выходных» знаний студентов по курсу.


Темы рефератов:

– Влияние западноевропейской цивилизации на становление отечественной высшей школы

– Дискуссия по поводу даты основания Петербургского университета

– Научные исследования в российских университетах XIX века

– Университеты и политика в XIX веке

– А.В. Луначарский и советская высшая школа

– Бригадно-лабораторный метод в советской высшей школе

– Болонский процесс в России

– другие темы по согласованию с преподавателем
Формы итогового контроля:

Зачет в восьмом семестре.


Перечень контрольных (экзаменационных) вопросов

  1. Предыстория высшего образования в России: приказные школы XVII в.

  2. Предыстория высшего образования в России: академии XVII в.

  3. Предыстория высшего образования в России: Петровская эпоха

  4. Петербургский академический университет

  5. Создание Московского университета

  6. Создание первых инженерного и медицинского вуза в XVIII в.

  7. Университетский устав 1804 г.

  8. Университетский устав 1835 г.

  9. Университетский устав 1863 г.

  10. Университетский устав 1884 г.

  11. Университетская политика правительства в начале XX в.

  12. Развитие системы вузов в XIX в.

  13. Научно-педагогическая аттестация в XIX в.
  14. Организация учебного процесса в вузах XIX в.


  15. Политика в отношении вузов в 1917-1930-х гг.

  16. Развитие сет вузов в 1917-1930-х гг.

  17. Система научно-педагогической аттестации профессорско-преподавательского состава вузов в 1930-е гг.

  18. Учебный процесс в советских вузах в 1920-1930-х гг.

  19. Развитие сети вузов СССР во второй половине XX в.

  20. Управление высшей школой СССР во второй половине XX в.

  21. Особенности научно-педагогической аттестации в СССР во второй половине XX в.

  22. Особенности учебного процесса в советских вузах во второй половине XX в.

  23. Черты развития высшей школы Российской Федерации в 1990-2000-х гг.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:



Рекомендуемая литература (основная)

  1. Аврус А.И. История российских университетов. М., 2001;

  2. Андреев А.Ю. О начале университетского образования в Санкт-Петербурге // Отечественная история. 1998, № 5;

  3. Благовидов Ф.В. Этюд из истории высшего образования в России за время царствования императора Александра I и Николая I. Казань, 1902;

  4. Бороздин И.Н. Университеты в эпоху 60-х годов // История России в XIX в. Т. 4, вып. 14. отд. 2., Спб., 1908-1912;

  5. Бутягин А.С., Салтанов Ю.А. Университетское образование в СССР. М. 1957;

  6. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Очерк истории. М., 1995;

  7. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года / А.Я. Савельев, А.И. Момот, В.Ф. Хотеенков и др. Под ред. В.Г. Кинелева. М., 1995;

  8. Змеев В.А. Высшая школа России: XVIII век // Высшее образование в России. 2002. № 3;

  9. Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М.: Эксмо-пресс, 1998г.;

  10. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. 392 с.;

  11. Иванов А.Е. Университетская политика царского правительства накануне революции 1905-1907 годов // Отечественная история. 1995, № 6;

  12. Клячко Т.Л., Мау В.А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2007. № 3;

  13. Левшин Б.В. Академический университет в Санкт-Петербурге (Историческая справка) // Отечественная история. 1998, №5;

  14. Терентьева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России X - XVIII вв. Учебное пособие. С-Пб. 1995;

  15. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. 2-е изд., испр. и доп. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. 580 с.;

  16. Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. Книга четвертая: Российские университеты и люди 1840-х годов (профессура и студенчество). М., 2001. Ч. 1. Профессура. 748 с.

  17. Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. Книга четвертая: Российские университеты и люди 1840-х годов. (профессура и студенчество). М., 2003. Ч. 2. Студенчество. 463 с.

  18. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1. Российские университеты и устав 1804 года. М., 2002 г. 416 с.

  19. Савельев А.Я., Момот А.И. и др. Высшее образование в России. М., 1995;

  20. Се Сюэфэн, Чжан Юйэ. Реформы Петра I и первый академический университет // Высшее образование в России. 2004. № 6;

  21. Татур Ю. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 147;

  22. Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы (1917-1938 гг.). Уфа, 1973;

  23. Чирскова И.М. Университеты в системе правительственной политики России второй половины XIX века // Российские университеты в XVIII – XX веках. Сборкик научных статей. Вып. 5. Воронеж, 2000;

  24. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостной к России капиталистической. М., 1985;

  25. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в. М., 1993.

Рекомендуемая литература (дополнительная)



  1. Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М., 2000;

  2. Булгакова Л.А. Состав и положение преподавателей в России второй четверти XIX века // Государственные учреждения и классовые отношения в отечественной истории. М.; Л., 1980;

  3. Главацкий М. Е. Рождение Уральского государственного университета. Екатеринбург, 1995;

  4. Грибовский М.В. Реформа высшей медицинской школы на рубеже 1920-1930-х годов // Вопросы образования. 2006. №. 3;

  5. Ежов В.А., Мавродин В.В. Ленинградский университет в годы Великой Отечественной войны. Л., 1975;

  6. Зайченко П.А. Томский государственный университет. Очерки по истории. Томск, 1960;

  7. Зиновьев И.А. К истории высшего медицинского образования в России. М., 1962;

  8. Змеев В.А. К истории становления Московского университета // Социально-гуманитарные знания. 1997. № 6;

  9. Изуткин Д.А., Тамарин Ю.А., Камаев И.А. История высшего медицинского образования в России. Нижний Новгород, 1997;

  10. История Ленинградского университета. Л., 1969;

  11. История Московского университета. М., 1955. Т.1, 2;

  12. История Тартуского университета. 1632-1982. Таллин, 1982;

  13. Кулакова И.П. Московский и Санкт-Петербургский университеты: к спору о первенстве // Российские университеты в XVIII – XX веках. Сборкик научных статей. Вып. 5. Воронеж, 2000;

  14. Лаптева Л.П. История российских университетов XVIII – начала XX века в новейшей отечественной литературе (1985-1999 годы) // Российские университеты в XVIII – XX веках. Сборник научных статей. Вып. 5. Воронеж, 2000;

  15. Мордвинова З.Е. Смольный институт в эпоху императрицы Екатерины II (1764-1796) // Вопросы образования. 2007. № 3;

  16. Нужин М.Т. Университеты и их роль в высшем образовании. Казань, 1975;

  17. Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: в 3-х тт. Т. 1-3. М., 2002;

  18. Петрик В.В. Высшая школа Сибири в конце 50-х – начале 90-х годов XX века. Томск, 2006;

  19. Пирогов Н.И. Университетский вопрос. Спб., 1863;

  20. По поводу нового университетского устава // Журнал Министерства народного просвещения. 1863. № 8. С. 344-346;

  21. Попов О.В. С.С. Уваров и подготовка общего устава российских университетов 1835 года // Российские университеты в XVIII – XX веках. Сборник научных статей. Вып. 4. Воронеж, 1999;

  22. Пястолов С., Шатин А. Российский университет: становление структуры управления // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 157-171;

  23. Рождественский С.В. Материалы для истории учебных реформ в России XVIII-XIX вв. Спб., 1910;

  24. Рождественский С.В. Очерки по истории системы просвещения в России XVIII-XIX вв. Спб., 1912;

  25. Рыжов А.Н. Профессиональное образование в России в XVII – первой половине XVIII в. (на примере подготовки медицинских служащих) // Вопросы образования. 2007. №. 4;

  26. Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3;

  27. Ушакин С.А. Университеты и власть // Общественные науки и современность. 1999, № 2;

  28. Харьковский государственный университет. Харьков, 1980;

  29. Чернозуб С. П. Реформа высшей школы: наследие и диктат традиций // Общественные науки и современность. 1998, № 2;

  30. Чесноков В.И. Некоторые актуальные вопросы истории дореволюционных российских университетов // Российские университеты в XVIII – XX веках. Сборник научных статей. Вып. 6. Воронеж, 2002;

  31. Чесноков В.И. Обзор движения университетов в Российской империи // Российские университеты в XVIII – XX веках. Сборник научных статей. Вып. 3. Воронеж, 1998;

  32. Якушев А., Гавва В., Гюлушанян Э. Иностранные профессора в университетах России // Высшее образование в России. 2004. № 2.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы



http://mon.gov.ru/ – Министерство образования и науки Российской Федерации


    8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Проектор

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .

Автор:


Грибовский Михаил Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии от ___________ года, протокол № ________.

Председатель учебно-методической комиссии ИФ



к.и.н., доцент В. Ю. Соколов




Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят. Лев Толстой
ещё >>