Рабочая программа дисциплины масс-медиа и мировая политика программа профессиональной переподготовки «Международная политика» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины основы политического анализа программа... 1 130.17kb.
Рабочая программа дисциплины политическая философия программа профессиональный... 1 124.78kb.
Программа «Мировая политика» 1 41.6kb.
Программа курса «современные международные отношения» Раздел Теория... 1 65.14kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение» 3 425.3kb.
Программа учебной дисциплины «Динамика политического процесса современной... 5 474.09kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 334.65kb.
Программа дисциплины «Энергетическая безопасность» 2 394.66kb.
Программа дисциплины «Энергетическая безопасность» 2 407.4kb.
Программа дисциплины «Сравнительная политика» 3 532.51kb.
Программа дисциплины «Экономика и политика стран Арабского Востока» 3 400.89kb.
Петренко Е. С. к ф. н., директор по исследованиям Фонда «Общественное... 1 269.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины масс-медиа и мировая политика программа профессиональной - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ ВПО ИНСТИТУТ «МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

УТЕРЖДАЮ:

____________________Жарков В.П.

«____» _________________ 201___ г.



Рабочая программа дисциплины

МАСС-МЕДИА И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

Программа профессиональной переподготовки


«Международная политика»

Москва 2012



1. Цели освоения дисциплины

Содержание курса посвящено ключевым проблемам средств массовой информации и политической коммуникации. Одна из важнейших академических целей курса состоит в том, чтобы сочетая всеобъемлющий охват и актуальные теории масс-медиа, показать студентам, как СМИ влияют на реализацию функций и институтов политической системы и, в свою очередь, как эти институты осуществляют свою информационную политику через СМИ. В задачи курса входит описание и обсуждение множества путей и способов, посредством которых политика оказывает влияние на средства массовой информации, и столь же разнообразных путей и способов, посредством которых медиа воздействуют на политику.

Особое внимание будет уделено ключевым проблемам, связанным с политической теорией демократии, изучением средств массовой информации и технологий масс-медиа, сравнительных исследований СМИ в теоретико-методологической перспективе. Еще одна задача — рассмотреть социальные, политические, экономические и технологические изменения, связанные с глобализацией средств массовой информации и дать оценку их влияния на мировую политику. Выяснение сложной взаимосвязи между политикой и средствами массовой информации в США, Великобритании, ЕС и России будет опираться на существующие эмпирические исследования в данной области.

В результате студенты приобретут знания о мире политических масс-медиа и получат способности и инструментарий для более глубокого исследования политической сферы и ее взаимодействия со средствами массовой информации.



2. Место дисциплины в структуре магистерской программы

Настоящая дисциплина относится к вариативной части блока специальных дисциплин магистерской программы «Международная политика».

Для успешного освоения материала данного курса слушатели должны предварительно изучить базовые курсы: «Политическая философия», «Теория международных отношений» и «Основы политического анализа».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины слушатель должен:



Знать: основные этапы эволюции теории масс-медиа, владеть центральными проблемами средств массовой информации и политической коммуникации; знать основные теоретические подходы к исследованию и описанию того, как политика оказывает влияние на средства массовой информации и как в свою очередь медиа воздействуют на политику. Быть в курсе наиболее важных и актуальных публикаций по тематике дисциплины.

Уметь: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, переоценивать накопленный опыт и принимать нестандартные решения, самостоятельно получать и использовать полученные углубленные знания, организовывать собственную учебную, научно-исследовательскую и аналитическую деятельность, самостоятельно ставить конкретные задачи исследований, критически анализировать и обсуждать проблемы, связанные с исследованием локальной и международной политики, понимать и различать основные позиции в дебатах по проблемам дисциплины, анализировать информационные материалы, связанные с политической проблематикой, обсуждать с коллегами задачи, ход и результаты своей деятельности, работать в групповых проектах, профессионально оформлять и презентовать результаты учебно-научной деятельности.

Владеть: релевантной терминологией и современными методами политического исследования, способностями к выявлению и решению теоретических и прикладных исследовательских проблем и задач, современными технологиями поиска и анализа информации из различных источников, связанных с изучением политических проблем, навыками быстрого чтения источников на русском и английском языках, устной и письменной научной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов.



№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Масс-медиа как культурный регулятор







3

3

10




2

Масс-медиа и демократия







3

3

10




3

Глобальные медиа и информационная политика







6

6

18

Библиография к эссе

4

Сравнительные исследования политических масс-медиа в отдельных странах







6

6

18




5

СМИ и конструирование внешней политики в России







3

3

10

Эссе





ИТОГО







21

21

66




Тема 1. Масс-медиа как культурный регулятор.

Культурная регуляция, дерегуляция и ререгуляция в современном мире. Регуляция и выбор. Интернационализация, глобализация и культурный империализм. Национальная культура и мультикультурализм. Культуроцентризм и современные культурные революции. Масс-медиа и производство идентичности.



Тема 2. Демократия и масс-медиа.

Масс-медиа и демократическая теория. Система масс-медиа, общественное мнение и демократия. СМИ и политический плюрализм в условиях демократии. СМИ и общественный контроль. Медиа-политика, общественный интерес и политическое регулирование. Медиа-политика и «производство решений».



Тема 3. Глобальные медиа и информационная политика.

Парадигмы глобальной коммуникации. Государство и негосударственные акторы в глобальной медиа-политике. Современные глобальные медиа. Конвергенция масс-медиа и глобальное медиа-регулирование. Интернет, сетевые сообщества и демократия.



Тема 4. Сравнительные исследования политических масс-медиа в отдельных странах.

Масс-медиа и политика в США. Масс-медиа и политика в Великобритании. Масс-медиа и политика в Европейском Союзе. Мировые масс-медиа и национальная политика. Мировые масс-медиа и региональные конфликты. Социальное конструирование внешней политики государств.



Тема 5. СМИ и конструирование внешней политики в России.

Особенности российской идентичности и роль масс-медиа. Политическая роль и политическое регулирование СМИ в России. Влияние глобальных медиа на российскую политику. Российская внешняя политика в зеркале мировых СМИ. Информационная политика и международный имидж России.



5. Образовательные технологии

В учебном процессе во время проведения лекций используются заранее подготовленные презентации, которые транслируются посредством проектора. Студентам предоставляется раздаточный материал, дублирующий содержание представленных на экране презентаций.

На семинарских занятиях проводится разбор конкретных методологических описаний, анализируются исследовательские практики, посредством проведения ролевых игр и аудиторных проективных методик.

На семинарских занятиях предусмотрено приглашение ведущих российских или зарубежных для организации обсуждений исследовательских практик.



Самостоятельная работа студентов состоит из следующих основных видов деятельности: а) работа в библиотеке с литературой, рекомендованной для прочтения к семинарским занятиям, б) выполнение индивидуальных и коллективных заданий к семинарским занятиям, в) составление библиографии к эссе, г) составление плана эссе, д) чтение источников к эссе, е) написание и оформление эссе.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценка успеваемости проводится по письменной работе – эссе, которое согласовывается в середине курса. Промежуточным контролем успеваемости является библиография, составленная студентом по выбранной теме. Оформленная по ГОСТу библиография рассматривается как допуск к сдаче эссе на проверку. Оценка за эссе является итоговой по всему курсу. Правила и критерии оценки учебной деятельности подробно отражены в Справочнике слушателя Московской высшей школы социальных и экономических наук.



Примерные темы эссе:

  1. Общественно-политический дискурс российских СМИ.

  2. Образ внешней политики России в отечественных СМИ.

  3. Образ США в отечественных СМИ.

  4. Образ Европейского Союза в отечественных СМИ.

  5. Образ региональных конфликтов в отечественных СМИ.

  6. Образ врагов и союзников России в отечественных СМИ.

  7. Российский политический лексикон и масс-медиа.

  8. Российские политические события в мировых СМИ.

  9. Образ внешней политики России в мировых СМИ.

  10. Образ Владимира Путина в мировых СМИ.

  11. Российская критика Запада в зеркале мировых СМИ.

  12. Проблема прав человека в России глазами мировых СМИ.

  13. Выборы в России и мировые СМИ.

  14. Российская оппозиция и мировые СМИ.

  15. Мировые СМИ о «новой российской угрозе».

  16. Медиа-войны в глобальном мире.

  17. Мировые СМИ и международные конфликты.

  18. Мировые СМИ и социальные протесты.

  19. Мировые СМИ и международный терроризм.

  20. Масс-медиа в эпоху интернета.

  21. Масс-медиа и глобализация.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. / Пер. с англ. В.Г. Николаева. М.: Кучково поле, 2011.

  2. Hesmondhalgh D. (ed.) Media and Social Theory. Abingdon; New York: Routledge, 2008.

  3. Livingstone S. Making Sense of Television: the Psychology of Audience Interpretation. Hove; New York : Routledge, 2007.

  4. Tunstall J. Media Were American: U.S. Mass Media in Decline. Oxford; New York: Oxford University Press, 2008.

Дополнительная литература:


  1. Брайант Д. Основы воздействия СМИ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2004.

  2. Липпман У. Общественное мнение. / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. М.: Ин-т Фонда "Общественное мнение", 2004.

  3. Луман Н. Реальность массмедиа. / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005.

  4. Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика. / Под ред. В.А. Колосова. М.: Фонд "Общественное мнение", 2003.

  5. Цаллер Д. Происхождение и природа общественного мнения. / Пер. с англ. А.А. Петровой. М.: Ин-т Фонда "Общественное мнение", 2004.

  6. Collins R. (ed.) Media, Culture, and Society: a Critical Reader /. - London : SAGE Publications, 1986.

  7. Corner J., Schlesinger P., Silverstone R. International Media Research: Critical Survey. London: Routledge, 1998.

  8. Curran J., Gurevitch M. (eds.) Mass Media and Society. London: E. Arnold, 1991.

  9. Eldridge J. Mass Media Power in Modern Britain. Oxford: Oxford University Press, 2005.

  10. Gunther R., Mughan A. (eds.) Democracy and the Media: Comparative Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

  11. Kress G., Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Abingdon, England; New York : Routledge, 2006.

  12. McQuail D. Media Performance: Mass Communication and the Public interest. London: SAGE Publications, 1999.

  13. Mickiewicz E.P. Media and the Russian Public. New York: Praeger, 1981.

  14. Scannell P., Schlesinger P., Sparks C. Culture and power: Media, Culture and Society Reader. London: SAGE Publications, 1994.

  15. Skovmand M. (ed.) Media Cultures: Reappraising Transnational Media. London: Routledge, 1992.

  16. Stevenson N. Understanding Media Cultures: Social Theory and Mass Communication. London: SAGE Publications, 2002.

  17. Tomlinson J. Globalization and Culture. Cambridge: Polity Press, 2004.

  18. Thompson K. Media and Cultural Regulation. London: SAGE Publications, 1997.

Интернет-ресурсы

  1. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино: http://www.libfl.ru/

  2. Государственная публичная историческая библиотека: http://www.shpl.ru/

  3. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru/\

  4. Архив журнала «Логос»: http://www.ruthenia.ru/logos/number/arc.htm

  5. Архив журнала «Неприкосновенный запас»: http://www.nlobooks.ru/journals/neprikosnovennij-zapas

  6. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

  7. Библиотека журнала «Скепсис» http://scepsis.ru/library/page1/

  8. Журнальный зал «Русского журнала» http://magazines.russ.ru/

  9. Журнальный клуб «Интелрос»: http://www.ruthenia.ru/logos/number/arc.htm

  10. Архив журнала «Россия в глобальной политике»: http://www.globalaffairs.ru/numbers

  11. Архивы мировых СМИ на сайте Kidon Media-link: http://www.kidon.com/media-link/index.php

  12. Media Research Center: http://www.mrc.org/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Проектор, экран, компьютер с программным обеспечением Power Point.

Авторы: В.П. Жарков, кандидат исторических наук,Ф.А. Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

Рецензент(ы): В.С. Малахов, доктор политических наук

Б.Ю. Кагарлицкий, кандидат политических наук

Программа одобрена на заседании Ученого совета Московской высшей школы социальных и экономических наук Протокол 02 от 05 июня 2012 г.








Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа. Николай Бердяев
ещё >>