Рабочая программа дисциплины культурология направление 031600 «Реклама и связи с общественностью» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 031600. 1 398.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 031600. 4 727.37kb.
Программа дисциплины «Культурология интегрированных маркетинговых... 3 472.45kb.
Программа дисциплины Креативные технологии в рекламе 031600. 1 209.03kb.
Программа дисциплины Культурология и религиоведение для направления... 1 256.51kb.
Программа дисциплины Культурология и религиоведение  для направления... 1 269.76kb.
Направление «Реклама и связи с общественностью» Профиль: «Реклама... 1 22.39kb.
Учебной дисциплины «Телекоммуникационные и компьютерные технологии... 1 23.55kb.
Программа дисциплины Основы менеджмента Направление 031600. 1 125.77kb.
Программа дисциплины Социология массовых коммуникация для направления... 1 198.78kb.
Программа дисциплины «Введение в специальность» 9 587.71kb.
Юрий Дмитриевич Петухов Нина Ивановна Васильева Русы Великой Скифии 27 4400.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины культурология направление 031600 «Реклама и связи с - страница №1/1

УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ИСГТ


___________/Д.В.Чайковский/

«___»_____________2013 г.

БАЗОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



Культурология
НАПРАВЛЕНИЕ 031600 «Реклама и связи с общественностью»

Профиль подготовки " Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере"

Квалификация (степень) Бакалавр

Базовый учебный план приема 2013 г.

Курс 1 семестр 1

Количество кредитов 2

Код дисциплины Б1.Б4


Виды учебной деятельности

Временной ресурс по очной форме обучения




Лекции, ч

16

Практические занятия, ч

16

Лабораторные занятия, ч

-

Аудиторные занятия, ч

32

Самостоятельная работа, ч

40

ИТОГО, ч

72

Вид промежуточной аттестации Зачет

Обеспечивающее подразделение Кафедра культурологии и социальной

коммуникации (КиСК)

Заведующий кафедрой КиСК __________ д.ф.н., проф. Н.А. Колодий



(ФИО)

Руководитель ООП ___________ к.ф.н., доц. В.Н.Скворцова



(ФИО)

Преподаватель ___________ д.ф.н., проф. В.Г. Ланкин



(ФИО)

2013 г.

1. Цели освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Культурология» направлена на формирование у студентов универсальной способности осмысления социокультурной реальности, активной творческой жизненной позиции и умения ориентироваться в современных процессах развития поликультурного мира –и обеспечивает достижение цели Ц5 основной образовательной программы 031600 «Реклама и связи с общественностью»:



Код цели

Формулировка цели ООП

Цели дисциплины

Ц5


Подготовка выпускников к созданию эффективной коммуникационной системы организации, обеспечению внутренней и внешней коммуникации, формированию и поддержанию корпоративной культуры; планированию, подготовке и проведению коммуникационных кампаний и мероприятий

Формирование у студентов универсальной способности осмысления социокультурной реальности, активной творческой жизненной позиции и умения ориентироваться в современных процессах развития поликультурного мира

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Культурология» входит в вариативную часть гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин (Б1.В4). КОРЕКВЕЗИТЫ: Б3.В13 «Введение в профессиональную деятельность», Б3.Б1.1 «Основы теории коммуникации», Б3.В1 «Мировая культура и искусство».


3. Результаты освоения дисциплины

Дисциплина нацелена на формирование у бакалавров знаний, умений и навыков в области познания закономерностей и многообразия развития опыта культуры человечества.

Результаты освоения дисциплины получены путем декомпозиции результатов обучения (Р1, Р9, Р10, Р11), сформулированных в основной образовательной программе 031600 «Реклама и связи с общественностью»:
Таблица 1

Планируемые результаты обучения согласно ООП

Код

результата

Результат обучения

(выпускник должен быть готов)

Р1

(ПК -1,2,3,12;

ОК-10)


Применять базовые и специальные гуманитарные, социально-экономические, математические, естественнонаучные и профессиональные знания в широком (в том числе междисциплинарном) контексте в профессиональной деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью

Р9

(ПК-24;


ОК-1,2,3,14)

Эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, в том числе междисциплинарной, с делением ответственности и полномочий при решении комплексных социальных, экономических и культурологических задач в сфере рекламы и связей с общественностью

Р10 (ПК-25; ОК-8,9)

Демонстрировать глубокие знания социальных, этических и культурных аспектов деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью

Р11 (ОК-6,7,16)

Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности

Соответствие результатов освоения дисциплины «Культурология» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице 2.

Таблица 2

Составляющие результатов обучения, которые будут получены

при изучении дисциплины


Результаты

обучения



Составляющие результатов обучения

Код


Знания


Код


Умения


Код


Владение

опытом


Р1







У 1.9

разрабатывать и реализовывать программы рекламных и коммуникационных мероприятий и оценивать их эффективность

В.1.14

планирования рекламной и ПР-деятельности в соответствии со стратегическими планами организации

Р9

З9.1

своеобразие философских методов и проблем изучения культуры в контексте полидисциплинарности

У.9.1

ставить и решать культурологические проблемы с использованием современных методов и моделей.

В9.2

культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Р10

З.10.1

принципы и понятийный аппарат культурологии, национальные типы культур, способы создания культурного объекта


У.10.2

квалифицированно применять специальные философско-методологические знания в исследовании культуры и общества

В.10.1

методами анализа различных культур в целях более полного освоения культурного наследия и составления культурологических прогнозов.

З10.2

базовых ценностей мировой культуры, базовые представления о приверженности к этическим ценностям

У.10.5


разбираться в актуальных научных проблемах современной философии культуры на профессиональном аналитическом уровне

В10.4

навыками организации эффективной коммуникации с учетом современных и традиционных культурных особенностей,

Р11

З 11.9

социальной значимости будущей профессиональной деятельности

У 11.1

применять методы и средства познания

для интеллектуального развития,

повышения культурного уровня профессиональной компетентности


В11.1

навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

В результате освоения дисциплины «Культурология» студентом должны быть достигнуты следующие результаты:

Таблица 2
Планируемые результаты освоения дисциплины "Культурология"


п/п

Результат

РД1

Применять знания общих проблем кросс-культурных связей и межкультурного взаимодействия при планировании и организации бизнес-процессов


РД2

Проводить идеи мультикультурности и диалога культур в практику профессиональной деятельности


РД3

Включать ценностное отношение к явлениям и достижениям культуры в практику профессиональной деятельности



4. Структура и содержание дисциплины

Раздел 1. Культурология как наука. Предмет и функции культурологии


Содержание понятия “культурология”. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Культурология как синтез междисциплинарных исследований. Особенности историко-культурного знания.

Функции культурологии. Мировоззренческая функция. Значение культурологического знания.

Формирование культурологи как науки (20 в.) и предпосылки развития знаний о культуре (от Античности до Нового времени).

Раздел 2. Категория культуры. Характеристики культуры

Анализ содержания понятия “культура”. Многомерность феномена культуры. Основные подходы к осмыслению культуры.

Культура как способ общественного и индивидуального бытия. Категории соотнесения: культура и человек, культура и общество, культура и мир ценностей, культура и язык. Принципы интерпретации культуры: культура как опыт осмысления и смысловой мир, культура-текст, диалог культур.

Культура в качестве модели полагания смысла и обретения ценностного измерения. Аксиологические характеристики и основания культуры. Мир высших ценностей в культурном бытии: значение идеала. Культура как преобразовние, преодоление природного существования человека. Культура и технология: формирование целей и формирование средств.

Образ культуры. Характеристики культуры. Личность в культурном бытии. Культура и этика. Нравственное самоопределение личности: опыт добра и зла. Свобода воли как свобода морального выбора. Совестный акт и нравственный долг ответственности. Место любви в ценностной иерархии личности. Этика и этикет. Имидж культурного человека.
Раздел 3. Структура и функции культуры

Культура как система исторически выработанных форм мышления и деятельности человека в обществе. Смыслообразующие формы культуры: Миф, религия, искусство, философия и их своеобразие. Познание и преобразование человеком мира как опосредованный культурными формами способ упорядочивания опыта взаимодействия человека с природой и обществом. Роль заданных культурой норм и стандартов познания в развитии и содержании знаний человека: Соотношение непосредственного опыта и культурных форм его упорядочивания. Формы познания в культуре: магия, наука, техника и технология.

Формы коммуникации в культуре: язык, обыденное общение, образование и воспитание, массовые коммуникации и СМИ. Нравственные отношения и их опосредованность идеалами и нормами этики и морали. Формы воспроизведения культурных образцов: повседневность, материальное производство.

Основные функции культуры в обществе: аксиологическая, гносеологическая, коммуникативныая, регулятивная – их аспекты и противоречия.


Раздел 4. Закономерности развития культуры

Традиция и новация в культуре. Эволюция и прогресс: основные критерии и роль в динамике культуры. Концепции диффузионизма и культурного роста. Инывлюционные и регрессивные явления в динамике культуры. Циклические и «спиралевые» концепции развития культуры и общества.

Основания понимания динамики и развития культуры: «самопознание духа» (Г.Гегель), экономика (К.Маркс), техника и технологии (О.Тоффлер, М. Маклюэн), этические идеи (М.Вебер), «суперсистемы» многих факторов (П.Сорокин) и др.

Революции в развитии мировой культуры: Неолитическая и замледельческая революции. Критерии цивилизованного общества: письменность, государство, право техника, образование, наука. Понятие «осевое время» культуры. Формы универсализации человеческого существа: религия, искусство философия – культура «осевого» (классического) типа. Современность и «постистория». Модернизм и постмодернизм. Глобализация и локализация.



Раздел 5. Многообразие и типология культур

Тип культуры – культурно-исторический тип. Проблема типологии культур.

Восточная модель культуры: традиционная культура и традиционная картина мира. Западная модель культуры: инновационный тип культуры.

Подходы в типологии культур (Н. Данилевский, Макс Вебер, О. Шпенглер, Н. Бердяев, А.Тойнби, Э. Фромм, К. Хаусхофер, П.Сорокин).

Культура как опыт осмысления и варианты смыслообразования в формах культуры.

Понятие “ментальность”. Структура ментальности: пространство и время, природа и техника, этическая нормативность, власть и свобода, право и закон, знания и вера, труд и собственность, брак и семья, эстетические воззрения: прекрасное и искусство, отношение личности и общества к смерти. Проблема культурного континуитета и культурной дискретности. Культурная идентичность.

Проблема коммуникации культур: диалог культур как принцип развития человечества в рамках системы многообразия культур.

Культуры Востока: Дальневосточно-конфуцианская и индо-буддийская типы культуры. Своеобразие индо-буддийской культуры. Арабо-исламская модель культуры.

Античная культура, западный и восточно-христианский типы культуры.

Феномен русской культуры: культурный тип российской цивилизации.

«Адаптационные» типы культур – культуры приспособления к натуральности: Первобытная и постсовременная массовая культура. Роль магии, мифа, социальных и информационно-коммуникативных технологий в формировании специфики такого рода культур.

Тенденции глобализации и проблемы развития культуры.
Раздел 6. Модель дальневосточно-конфуцианской культуры

Проблема генезиса дальневосточно-конфуцианской культуры. Древнейшие очаги культуры. Общество Шан-инь; культура «гадательных костей».

Становление ханьской культуры. Языковое своеобразие культуры: тональный язык и иероглифическая система письма.

Проблема централизации ханьской Поднебесной. Ханьская культура под знаком иероглифа. Идея избранности и чистоты культуры ханьцев.

Основы ханьской ментальности. Миф о возникновении вселенной и человека. Идея органического триединства: Небо – земля – человек. Концепция у син. Космическое основание ханьской календарной системы. Древнее учение о человеке. Первочеловек Паньгу. Культ духов и предков. Главные категории ханьского менталитета: дао, ци, инь-ян, дэ, ли и др.

Оформление даосского учения. Личность Лао цзы. «Дао дэ цзин». Принцип у вэй. Учение о бессмертных, об аде и рае. Становление конфуцианской мировоззренческой системы. Учитель Кун: этическая и ритуальная нормативность. Конфуцианский канон и конфуцианская традиция.

Конфуцианство и контрконфуцианские тенденции. Оппозиции даосизм – конфуцианство – легизмчань-буддизм: религиозные учения и культовая практика. Идеал человека: «совершенномудрый»«благородный муж» – законопослушный гражданин – озаренный. Жизненная интенция на личностном уровне: естественность – ритуал – верноподданность – сатори.

Теократический порядок в Поднебесной. Государственный культ. Сакрализация фигуры вана. Институт патерналистского священновластия. Этатизм. Конфуцианское чиновничество. Идея личной ответственности и система государственных экзаменов.

Политика ханизации и изоляции страны.

Социальный состав Поднебесной: иерархическая структура. Институт патриархальной общины. Типы монашеской общины. Место и роль общины в динамике социально-экономического развития. Институт семьи.

Официальная и элитарная культура. Культура большинства.

Особенности структурной ментальности дальневосточно-конфуцианского типа культуры.

Система эстетических воззрений в культуре. Идеал прекрасного. Ведущие эстетические принципы: триединство каллиграфии, поэзии, живописи. Концепция художника и искусства. Типы архитектурных строений. Пагода. Живописный образ. Китайский портрет. Типы пейзажа: «горы-воды», «цветы-птицы». Национальная литература и поэзия. Классическое искусство эпохи Тан. Творчество Ван Вэя, Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюйи.

Культурные доминанты в дальневосточно-конфуцианском типе ментальности. Китайский синкретизм в современном культурном пространстве: даосизм, конфуцианство, чань-буддизм. Определяющие интенции национального развития: этико-политическая и эстетическая составляющая культуры, конфуцианский рационализм и утилитаризм.

Процессы модернизации в современном обществе дальневосточно-конфуцианского типа. Ментальные основания экономического успеха.

Культурное своеобразие представителей дальневосточно-конфуцианской модели развития: Япония, Корея, Вьетнам.
Раздел 7. Образ индо-буддийской культуры

Возникновение индо-буддийской культуры. Древнейшие очаги культуры. Индская культура: Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхал, Кали-Бонган. Доминирующая культурная интенция развития. Социальная структура общества. Тенденции экономического развития. Причины расцвета и упадка культуры. Гибель Индской культуры. Арийское нашествие. Арийская проблема.



Дравидийские и арийские истоки культуры. Языковая карта современной Индии как отражение процесса культурного формирования страны. Особенности цивилизационного развития Индии. Оформление ведийской культуры: община гана.

Ментальные основы традиционного индийского общества. Веды как источник религиозно-нравственной нормативности. Сакральная ведическая традиция. Сутры. Учение упанишад. Народный эпос: Махабхарата и Рамаяна.

Мировоззренческая система индо-буддийского типа культуры. Представление об Абсолюте: Атман-Брахман. Учение о Тримурти. Ведийский пантеон. Миф о возникновении вселенной и человека: Пуруши и Пракрити. Мироздание и человек: взаимодействие макро- и микрокосма. Учение о гунах. Дни и ночи Брахмы. Колесо дхармы. Дхарма как фундаментальная ментальная категория индо-буддийского типа культуры. Вселенская и индивидуальная дхарма. Кармическое бытие в кругу сансары: ахимса, артха, кама. Мокша (самадхи) как высшее состояние человеческого духа.

Ментальная структура индо-буддийской модели культуры. Учение о знании: пути стяжания видьи. Покрывало Майи.

Духовные искания в Индии. Йога: теория и практика. Индуизм: заповеди и нормативность. Этапы жизненного пути индуса. Джайнизм: учение и образ жизни. Буддизм. Личность и учение Будды: четыре благородные истины и восьмеричный (срединный) путь спасения. Буддизм хинаяны (южный буддизм). Культ, заповеди, образ жизни. Нирвана как цель бытийствующего субъекта. Буддийская община сангха. Состояние буддовости в теории и на практике. Архаты: «просветленные».

Новая буддийская нормативность: буддизм махаяны. Буддийский пантеон. Представление об аде и рае. Бодтхисаттвы. Принципы взаимодействия монашеской и крестьянской общины.



Ламаизм как тантрическая версия буддизма. Далай-лама. Лама.

Противостояние и взаимовлияние индуизма и буддизма. Место и роль аскетического начала в индо-буддийской модели культуры.

Социальное устройство общества. Институт царской власти и его эволюция. Концепция «слабой» государственности. Основные социальные силы: большая патриархальная семья и община.

Варно-кастовый строй как выражение своеобразия духовного и общественного развития. Брахманы, кшатрии, вашья, шудры, неприкасаемые. Ритуальная нормативность в социальной жизни в качестве института гармонизации общественных антагонизмов.

Эстетические воззрения в индо-буддийском типе культуры. Представления о прекрасном: идеал красоты. Концепция искусства: индуистская и буддийская сакральные традиции. Типы храмов и культовых строений. Индуистская традиция. Наземные храмы: геометрия форм. Скальные храмы: храмовый комплекс в Эллоре. Скульптурный рельеф: рельефы Кхаджурахо. Монументальная и станковая живопись.

Буддийская традиция. Скальные храмы: чайтья. Храмы Карли, Аджанты. Ступа: ступы Санчи. Пагода. Стамбха, торана. Скульптурный рельеф. Монументальная и станковая живопись. Фрески Аджанты.

Литература и драматургия: свроеобразие индуистской литературной традиции. Творчество Калидасы.

Доминирующие тенденции индуистской и буддийской духовных традиций. Изоляционистская интенция индуизма: неприятие прозелитизма. Буддизм: выход на мировое поприще.

Колонизация Индии: предпосылки реформирования страны. Исламизация Индии: культурный синтез и последующая децентрализация.

Демократические процессы в современной Индии. Взаимодействие

индо-буддийской и арабо-исламской моделей культуры на территории региона индо-буддийского типа культуры.



Раздел 8. Арабо-исламская модель культуры

Генезис арабо-исламской культуры. Арабы периода джайхилийи. Бедуины. Курейшиты. Мекка.

Личность и учение пророка Мухаммада. Хиджра. Медина. Коран. Состав Корана: сура. Сунна. Хадисы. Ислам суннитов и шиитов: религиозные и политические расхождения. Суфизм: «кружащиеся дервишы». Тарикат. Учение Аль-Газали.

Период арабских завоеваний. Концепция джихада.

Мировоззренческие основы арабо-исламской модели культуры. Ветхозаветный характер исламской религиозности: принцип строгого единобожия, фатализм, дуализм, концепция воздаяния. Влияние христианской религиозности на ислам.

Предписания и запреты ислама. Имам. Священные обязанности мусульманина – пять столпов веры: шахада, намаз (салят), рамадан (рамазан), закят, хадж. Особенности мусульманского поста. Исламские святыни: Кааба. Кибла.

Ценностная ориентация ислама: исламский рационализм и этико-аксиологическая интенция. Мусульманское летосчисление. Исламский «коллективизм»: система приоритетов в общественном и личностном бытии.

Этические стандарты исламского общества. Учение о человеке. Идеал человека в арабо-исламской модели культуры: концепция таухида и адаба.

Социальный строй исламского общества. Формирование общины уммы. Принципы социальной организации: клановость, бессословность, эгалитаризм, коллективизм, принцип социальной мобильности, принцип взаимопомощи. Взаимодействие элитарной и народной культур в исламском мире.

Теократическое устройство государства: нераздельность духовной, светской и военной власти. Халифат, халиф. Эмир. Нормативность шариата. Приоритет исламского права над догматикой. Шариат как механизм урегулирования социальных антагонизмов. Факторы успешной политики исламизации. Идеологические и экономические рычаги центральной власти. Процесс арабизации населения.

Ментальная структура общества. Роль семьи и положение женщины. Отношение к знанию: значение образования. Медресе. Мудрецы ислама. Аль Хорезми. Ибн Синна (Авиценна). Ибн Рушд (Аверроэс). Улукбек.

Концепция труда и собственности.

Эстетика ислама. Эстетические принципы: символизм, стилизация, импровизация, ритмичность, геометрический орнаментализм, принцип икономичности, декоративность. Джамал, джалал, сифат.

Архитектура. Мушарабийя. Культовые и светские строения. Мечеть. Джами: михраб. Минарет. Мавзолей. Аркада. Альгамбра.

Искусство живописи: язык и художественный образ. Искусство каллиграфии. Орнамент. Арабеска. Книжная миниатюра: «ковровая» композиция, цвет и колорит.

Прикладное искусство: ковроткачество.

Главные центры мусульманского искусства: Шираз, Герат, Багдад, Кордова.

Литература и поэзия ислама. Поэтические жанры: панегирик, касыда, рубаи, газель, масневи. Арабский поэтический канон. Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Низами, Руми, Саади, Джами.

Современное состояние исламского мира: проблемы и перспективы развития. Основные модели развития арабо-исламского типа культуры в современной действительности: путь секуляризации, гармонии,социализма, коранической государственности. Необходимость диалога исламской и христианской культур.

Раздел 9. Античная культура

Истоки формирования цивилизаций Средиземноморья: Крит, Микены и Троя, Этруски. Периоды в развитии древнегреческой культуры: архаика, классика, эллинизм. «Греческое чудо»: своеобразие мира древнегреческой культуры – основные ценности и достижения. Древнегреческое искусство, театр, литература, философия, наука. Роль мифа и религии в античной Греции.

Классический характер искусства, литературы и культуры Древней Греции – в качестве образца для формирования европейской культурной традиции.

Древняя Греция и Древний Рим: своеобразие и взимодействие.



Раздел 10. Европейско-христианский мир: Западный и Восточно-христианский типы культуры

Возникновение европейско-христианского типа культуры: греко-римские, иудео-христианские, кельто-германские истоки. Проблема периодизации истории европейской культуры.

Древнеримская культура как исток западной цивилизации: республиканский и имперский Рим. Римская мировая держава: город Рим и провинции. Принцип державной власти: «Разделяй и властвуй!». Идея мирового порядка. Торжество правовой культуры Рима.

Становление христианской культуры. Эпоха ветхозаветной культуры: ожидание Мессии как Спасителя мира. Праотец Авраам – прародитель иудейского и мусульманского народов. Ветхозаветные пророчества. Моисей. Ветхозаветные заповеди. Новозаветный период: Евангельская весть. Заповеди блаженства. Возникновение первых христианских общин. Великое переселение народов (4 в.н.э.): культурно-ментальный слом. Процесс христианизации Европы.

Мировоззренческие основания европейско-христианского типа культуры. Исходные вероучительные принципы: догмат о Св. Троице и о Боговоплощении; учение о церкви и о спасении души и мира: западная и православная версии о миссии Бога на земле. Православие, католицизм и протестантизм как главные течения христианства.

Концепция Промысла Божия. Пространство и время в контексте проблемы спасения. Сакральное и мирское знание. Христианский институт брака. Отношение к труду и к собственности в системе христианских ценностей. Ценности и нормы христианской жизни. Этический кодекс христианина: идея долга служения; добродетель любви к ближнему; смирение; покаяние. Идеал человека: святость и пути ее достижения – своеобразие католического и православного учений. Учение о духовно-телесном преображении личности христианина.

Эстетическая система: догматический характер. Концепция искусства. Символическая природа художественного образа. Каноническое искусство: церковный характер. Экстерьер и интерьер храма: базиликанский тип строения, неф. Романский и готический стили. Рельеф. Витраж. Мозаика. Монументальная и станковая живопись. Иконопись. Скульптура. Литература.

Варианты формирование основ христианской государственности: Византия и католический Запад - Взаимоотношение светской и религиозной власти: идеал и действительность. Идеология самодержавия. Процесс демократизации христианских обществ: правовая культура и западноевропейский либерализм.

Идеалы римской античности – рациональное преобразование природы (техника) и общества (государства и права) как идейный исток развития цивилиазции Запада: от Ренессанса – к постмодернизму. Содержание процесса секуляризации в европейских странах: обмирщение сознания и девальвация христианских ценностей.

Человек эпохи европейского Возрождения: «универсальный» человек. Идеалы ренессансного гуманизма. Титаны Ренессанса. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Концепция новоевропейского человека как протестантской секулярной личности (Макс Вебер): актуализация жизненного успеха как условия спасения. Рационализация сознания и жизненный прагматизм. Процесс «отчуждения» и дегуманизации личности.



Культура постиндустриального общества. Информационное общество: идейные и социальные предпосылки возникновения. Направленность социокультурной динамики общества: формирование «среднего класса» и «массовой» культуры, рыночная (потребительская) психология, мифологизация и мистификация общественного сознания. Постмодернистская стадия постиндустриального общества: кризис рациональности, антинормативность, эклектизм, мировоззренческий плюрализм, субъективизм, позиция «смерть автора». Постмодернизм и христианская религиозность: постмодернизм как постхристианство. Европа в постхристианском состоянии апостасии: смещения стиля мышления и стиля жизни.

Глобализационные процессы и роль западной цивилизации в модернизации общества и культуры других регионов мира .

Мультикультурные процессы в современном мире. Современная европейская цивилизация как катализатор диалога культур и экуменического движения.

От постмодернизма – к постпостмодернизму.

Секулярные процессы в нео- и постхристианском искусстве: от гениев европейского Возрождения – к модернистским и авангардистским авторам. Стиль модерн: символизм, методология синтеза искусств, конструктивизм. Философско-эстетический концепт модернизма. Идейные истоки: альтернатива романтизмпозитивизм, интуитивизм экзистенциализм. Разностилье модернизма: новаторство и индивидуализм. Основные модернистские течения: дадаизм, кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, сюрреализм. Культурная интенция, выявленная и сформированная западноевропейским модернистским искусством.

Эстетика «массовой» культуры: дегуманизация, коммерциализация, натурализм. Основные жанры массовой культуры: рок-культура как субкультура массового общества. Постмодернистская эстетика и искусство: концептуальные идеи и художественные принципы.



Раздел 11. Феномен русской культуры: культурный тип российской цивилизации

Генезис русской культуры: истоки и интенция развития. Основные этапы становления и эволюции отечественной культуры. Древние славяне: образ мира и образ жизни. Доминанты языческой религиозности. Внутренние антагонизмы и имманентная исчерпанность язычества. Крещение Руси. Вероучительные основы ортодоксального христианства. Институт Восточной христианской церкви: ценностные ориентиры и общественная практика. Обусловленность национальной ментальности системой православных ценностей. Нравственно-аксиологическое содержание культуры.

Вселенская и космическая сущность христианской ортодоксии. Идеал святости. Национальные типы святости. Идея соборности и служения ближнему. Православное учение о любви и преображении личности.

Проблема власти: идея симфонии духовной и светской власти. Концепция “Святой Руси” и пути ее реализации. «Варяжско-византийско-монгольская» модель русской государственности.

Эволюция отечественной культуры в контексте проблемы «Восток – Запад»: византизм и национальная самобытность Руси. Русский раскол: староверы и никонианцы. Западничество и славянофильство как альтернативные пути развития русской культуры. Революционный авангардизм и общинный коллективизм: патриотизм и космополитство.

Духовные искания русского человека. Этапы исканий нового идеала личности и пути общественного развития: богочеловечество и человекобожие. Проповедь неохристианства и революционный взрыв. Место Русской Православной Церкви в имманентном и общественном самоопределении личности.

Вопрос о национальной самоидентичности русского человека в свете проблем глобализации и мультикультурных процессов в современном мире: пост:постмодернистские пропозици.

Модернизирующаяся Россия: культурная традиция и инновации, ценностные приоритеты. Духовные основы современного российского общества: религиозный плюрализм; исламская культурная традиция в постсоветском пространстве.

Национальный эстетический идеал: нравственная интенция. Каноническое христианское искусство. Религиозное храмовое искусство: архитектура, иконопись, прикладное искусство. Светское искусство в его становлении и эволюции. Ренессансная содержательность отечественного символизма эпохи «серебряного века». Модерн и авангард в национальном проявлении.

Искусство андеграунда. Постмодернистское попурри в отечественном исполнении. Культурная интенция, выявленная и сформированная русским искусством


6. Организация и учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов (CРC)
6.1. Виды и формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР).

Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и заключается в:

  • работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданным вопросам,

  • выполнении домашних заданий,

  • изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • подготовке к зачету.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала специалистов и заключается в:

  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

  • анализе теоретических и эмпирических материалов по заданной теме,

  • исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях и олимпиадах.


6.3. Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя.

Самоконтроль зависит от определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности в положительной оценке своего труда, материальных и моральных стимулов, от того насколько обучаемый мотивирован в достижении наилучших результатов. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для выполнения самостоятельной работы (учебно-методическое обеспечение), правильно использовать различные стимулы для реализации этой работы (рейтинговая система), повышать её значимость, и грамотно осуществлять контроль самостоятельной деятельности студента (фонд оценочных средств).

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для организации самостоятельной работы студентов (выполнения индивидуальных домашних заданий; самостоятельной проработки теоретического материала, подготовки по лекционному материалу; подготовки к контрольным работам) преподавателями кафедры разработаны учебно-методические материалы. На сайте кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ размещены учебные и методические материалы по дисциплине "Культурология»:




  • Культурология: Учебное пособие для дневной формы обучения

  • Культурологический практикум

  • Учебное пособие для ИДО

Адрес доступа: http://ctl.tpu.ru/umk.php:

7. Средства текущей и итоговой оценки качества
освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины производится по результатам следующих контролирующих мероприятий:




Контролирующие мероприятия

Кол-во

Баллы

Эссе

1

5

Выступление (презентация)

2

10

Контрольная работа

2

10

Защита ИДЗ

2

10

Коллоквиум

2

10

Кейс-стади

2

10

Рецензирование, оппонирование

1

5

Зачет




40

Всего




100

Средства (фонд оценочных средств) оценки текущей успеваемости и промежуточной аттестации студентов по итогам освоения дисциплины «Культурология» представляют собой комплект контролирующих материалов следующих видов:



  • Экспресс – опросы = набор коротких вопросов по определенной теме, требующих быстрого и короткого ответа. Проверяются знания текущего материала: основные термины, понятия и определения.

Пример: Что такое массовая культура? Что такое «универсалии культуры»?


  • Тестовые задания. Проверяются знания теоретического лекционного материала и тем, вынесенных на самостоятельную проработку.

Пример. Укажите основные черты Восточной культуры:

  1. активная

  2. деятельная

  3. ориентированная на рационализм

  4. созерцательная

  5. пассивная

  6. ориентированная на традицию




  • Кейс-задания (см. Культурологический практикум)




  • Билеты к зачету. Зачетное задание включает два вопроса:

Вопрос, отражающий основные понятия культурологии и аспекты теории культуры в целом.

Вопрос, касающийся культурного своеобразия той или иной цивилизации, того или иного культурно-исторического типа.


Пример зачетного билета

1. Культурология как наука и ее значение в системе современного гуманитарного знания



2. Индо-буддистский тип культуры: своеобразие культурных ценностей и развития
Разработанные контролирующие материалы позволяют оценить степень усвоения теоретических и практических знаний, приобретенные умения и владение опытом на репродуктивном уровне, когнитивные умения на продуктивном уровне, и способствуют формированию общекультурных компетенций студентов.
Примерный список вопросов аттестации


  1. Культурология как наука и ее значение в системе современного гуманитарного знания значение.

  2. Смысл понятия "культура". Основные подходы к дефиниции культуры

  3. Культура и общество: специфика и взаимосвязь

  4. Культура и цивилизация: соотношения понятий

  5. Формы культуры: осмысляющие, познавательные, коммуникативные

  6. Социальные функции культуры

  7. Основные закономерности развития культуры. Идеи эволюция и прогресса в культуре.

  8. Идеи исторического развития культуры (Гегель, Маркс, Тоффлер и др.)

  9. Проблема типологии культур.

  10. Типы культуры и многообразие цивилизаций: (идеи Данилевского, Шпенглера, Тойнби).

  11. Формы и феномены первобытной культуры: магия, миф, анимизм

  12. Возникновение древнейших цивилизаций: основные характеристики

  13. Особенности культуры Древнего Египта.

  14. Идеи К.Ясперса - "осевое время" в культуре.

  15. Восточноазиатский (конфуцианский) культурный тип (Ки­тай, Япония)

  16. Основные достижения культур Востока (Китай, Япония)

  17. Индо-буддистский тип культуры: Своеобразие культурных ценностей и развития

  18. Ценности, достижения и значение Античной культуры

  19. Древняя Греция и Древний Рим: взаимосвязь, преемственность и особенности.

  20. Основные особенности и достижения культуры арабо-мусульманского мира

  21. Ценностные основания европейской христианской культуры.

  22. Основные различия христианской культуры Восточной и Западной Европы.

  23. Своеобразие культуры эпохи Возрождения

  24. Основные этапы развития европейской культуры Нового времени

  25. Основные тенденции развития культуры в ХХ в. Модернизм и постмодернизм

  26. Истоки и генезис Русской культуры: Культура средневековой Руси.

  27. Ценностно-смысловые особенности русской культуры.

  28. Проблема цивилизационной ориентации русской культуры в 18-20 вв.

  29. Русские мыслители о своеобразии русской культуры. «Русская идея».

  30. Современный мир как совокупность цивилизаций и диалог культур.

  31. Тенденции глобализации в современной культуре

  32. Массовая культура 20 века: сущность и проблемы.




    1. Рейтинг качества освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины в ходе текущей и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Руководящими материалами по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов Томского политехнического университета», утвержденными приказом ректора № 77/од от 29.11.2011 г.

В соответствии с «Календарным планом изучения дисциплины»:



  • текущая аттестация (оценка качества усвоения теоретического материала (ответы на вопросы и др.) и результаты практической деятельности (решение задач, выполнение заданий, решение проблем и др.) производится в течение семестра (оценивается в баллах (максимально 60 баллов), к моменту завершения семестра студент должен набрать не менее 33 баллов);

  • промежуточная аттестация (экзамен, зачет) производится в конце семестра (оценивается в баллах (максимально 40 баллов), на экзамене (зачете) студент должен набрать не менее 22 баллов).

Итоговый рейтинг по дисциплине определяется суммированием баллов, полученных в ходе текущей и промежуточной аттестаций. Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам.

В целях приведения в соответствие с международной практикой оценивания учебных достижений студентов в ТПУ действует шкала соответствия традиционных, литерных и рейтинговых оценок.




Традиционная оценка

Литерная оценка

(ESTS)


Рейтинговая оценка

Определение оценки

Отлично

A+

96-100 баллов

Отличное понимание предмета, всесторонние знания, отличные умения и опыт.

A

90-95 баллов

Хорошо

B+

80-89 баллов

Достаточно полное понимание предмета, хорошие знания, умения и опыт.

B

70-79 баллов

Удовлетворительно

C+

65-69 баллов

Приемлемое понимание предмета, довлетворительные знания, умения и опыт.

C

55-64 баллов

Зачтено

D

Более 55 баллов

Результаты обучения соответствуют минимальным требованиям.

Неудовлетворительно

F

Менее 55 баллов

Результаты обучения не соответствуют минимальным требованиям.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:

  1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. - М.: ЮНИТИ, 2007. 687 с.

  2. Моисеева А.П., Сычева С.Г., Колодий Н.А. Культурология. Россия–Запад. – Томск: ТПУ, 2005. 224 с.

  3. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. 336 с.

  4. Викторов В.В. Культурология. – М.: Экзамен, 2002. 544 с.

  5. Культурология. / Под ред. Радугина А.А. – М.: ЦЕНТР, 1999, 2003. 304 с.

  6. Культурология в вопросах и ответах. / Под ред. Драча Г.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. 416 с.

  7. Очерки истории и теории культуры 20 в. / Под ред. Петрова Ю.В. – Томск: ТГУ, 2007. 440 с.

  8. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. 208 с.

  9. Кравченко А.П. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. 671 с.

  10. Колодий Н.А., Моисеева А.П. и др. Культурологический практикум. – Томск: Дельтаплан, 2005. 192 с.
Дополнительная литература:

  1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2002. 672 с.

  2. Бычков В.В. Эстетика. – М.: Гардарики, 2005. 556 с.

  3. Викторов А.Ш. История русской культуры. – М.: Гном-Пресс, 1997. 132 с.

  4. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 608 с.

  5. Пархоменко И.Т. Культурология: вопрос и ответ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2001. 223 с.

  6. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 1999. 448 с.

  7. История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2004. 472 с.

  8. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. 208 с.

  9. Кравченко А.П. Культурология. Хрестоматия. – М.: АП, 2003. 704 с.

  10. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.П. – М.: ЮНИТИ, 2008.– 600 с.

  11. Никитина И.П. Эстетика. – М.: ВШ, 2008. 767 с.

  12. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2001. 544 с.

  13. Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология. – М.: Гардарики, 2005. 380 с.

  14. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь. – М.: Академ-Проект, 2003. 960 с.

  15. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академ-Проект, 2002. 492 с.

  16. Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. 373 с.

  17. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: ЦЕНТР, 1997. 478 с.

  18. Яковлев Е.Г. Эстетика. – М.: Гардарики, 1999, 2000. 464 с.

  19. Бонгард-Левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. 288 с.

  20. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: ВШ, 2000.– 368 с.

  21. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: ВШ, 2003.– 407 с.

  22. Каулен Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России. – М.: Рипол-классик, 2005. 768 с.

  23. Керимов Г.Н. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. 223 с.

  24. Кологривов И. Очерки по истории русской святости. – Siracusa: ISTINA, 1991. 424 с.

  25. Кравцова М.Е. История искусства Китая. – СПб.: Лань, 2004. 960 с.

  26. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. 416 с.

  27. Максуд Р. Ислам. / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 304 с.

  28. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, 2000. 632 с.

  29. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М.: Галарт, 2001. 304 с.

  30. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. – М.: Галарт, 2001. –344 с.

  31. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. – СПб.: Наука, 2000. 278 с.

  32. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993. 248 с.

  33. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. – М.: ВЛАДОС, 1997. 432 с.

  34. Энциклопедия русской живописи XIV-XX вв. М. ОЛМА-Пресс, 2000. 351с.


Internet–ресурсы:

На сайте кафедры культурологии и социальной коммуникации размещены учебные материалы.



  • Культурология: Учебное пособие для дневной формы обучения.

  • Практикум по культурологии

  • Учебное пособие для ИДО

Адрес доступа: http://ctl.tpu.ru/umk.php:



10. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

Материально-техническое обеспечение дисциплины «Культурология»:





п/п


Наименование оборудованных учебных кабинетов,
компьютерных классов, учебных лабораторий, объектов для проведения занятий с перечнем
основного оборудования


Корпус, ауд., количество установок

1

Учебный кабинет № 320 – оборудован компьютерами «Intant i7512» – 2 ед.; медиапроекторами NeC NP 3250 (2 ед.); документ-камерой AverVision SPC300; терминалом Vega X5; групповым терминалом ВКС; управляемой камерой RS-232 Sony EVI-D70; усилителем RCE UP; экранами Baronet NTSC(3:4) 244/96 – 2 ед.; интерактивной ЖК-панелью; микрофоном Beyerdynamic SNM 205(конденсаторный микрофон на гусиной шее); микрофоном dB Technologies PU 860 L(петличная двухантенная 16-ти канальная радиосистема); микрофоном dB Technologies PU 860 М (вокальная двухантенная радиосистема); акустической системой RCF PL60 (встроенный потолочный гр-ль, 6 Вт, 70/100 В)

к. 19, 320 ауд., 16



2

Учебный кабинет – оборудован компьютером «Intant i7512», мультимедиа-проектором LG RD-DX130; экраном Baronet NTSC(3:4) 244/96; доской учебной белой.

к. 19, 301 ауд., 4

3

Учебный кабинет – оборудован компьютерами «КС Лидер» Е5300 – 4 ед.;

компьютерами Intel Core 2 Duo – 5 ед.; кондиционером настенным; экраном Baronet NTSC(3:4) 244/96; мультимедиа-проектором LG RD-DX130; доской учебной «Esselte», Швеция.




к. 19, 321 ауд., 13

4

Учебный кабинет – оборудован компьютерами Intel Core 2 Duo – 4 ед.; компьютером Pentium 4 – 5 ед.; доской учебной «Esselte», Швеция; доской электронной белой прямой проекции Hitachi HT-FX-77WL; мультимедиа-проектором LG RD-DX130

к. 19, 332 ауд., 12

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП ВПО ТПУ по направлению подготовки 130600 "Реклама и связи с общественностью"


Программа одобрена на заседании кафедры КТЛиСК

(протокол № ____ от «___» _______ 2013 г.).


Авторы профессор, д.ф.н. Ланкин В.Г



доцент, к.ф.н. Скворцова В.Н.

Рецензент профессор, д.ф.н. Колодий Н.А.




Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок. Томас Гексли
ещё >>