Рабочая программа дисциплины геология и геохимия нефти и газа направление ооп: 130101 «Прикладная геология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины региональная геология Специальность... 1 202.3kb.
Рабочая программа дисциплины литология специальность ооп: Прикладная... 1 223.76kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Геология и геохимия нефти и газа» 1 38.22kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерное мерзлотоведение»... 1 126.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины микропалеонтология Специальность... 1 144.87kb.
Рабочая программа учебной дисциплины геофизические методы поисков... 1 249.31kb.
Рабочая программа Направление 511000 (020300) Геология Специальность... 1 68.29kb.
План выставок на 2014 год Организаторы: Правительство Оренбургской... 1 33.97kb.
Проект плана выставок на 2014 год Организаторы: Правительство Оренбургской... 1 35.33kb.
Рабочая программа по учебной инженерно-геологической практики рассмотрена... 1 94.02kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 25. 1 174.79kb.
Лекциях и лабораторных занятиях по дисциплине 1 98.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины геология и геохимия нефти и газа направление ооп: 130101 - страница №1/1

УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ИПР

___________ А.Ю.Дмитриев

«___» ____________2011 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Геология и геохимия нефти и газа

НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 130101 «Прикладная геология»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: 130101.3 «Геология нефти и газа»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): горный инженер

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 3; СЕМЕСТР 5;

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 4

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Общая геохимия»

КОРЕКВИЗИТЫ: «Теоретические основы поисков и разведки нефти и газа», «Нефтепромысловая геология», «Подсчёт запасов и оценка ресурсов нефти и газа»

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:



Лекции

18

часов (ауд.)

Лабораторные занятия


36

часов (ауд.)

Практические занятия








АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

54

часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

54

часов

ИТОГО

108

часов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: экзамен в 5 СЕМЕСТРЕ




Обеспечивающая кафедра: Геологии и разведки полезных ископаемых


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.г.-м.н., профессор А.К. Мазуров

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: д.г.-м.н., профессор В.Г. Ворошилов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: д.г.-м.н. И.В. Гончаров

2011 г.


1. Цели освоения дисциплины

Предметом изучения является освоение основ теории образования залежей нефти и газа, факторов контролирующих их состав и размещение. В результате освоения данной дисциплины специалист приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1 , Ц2, Ц3 основной образовательной программы «Прикладная геология».

Дисциплина нацелена на подготовку специалистов к:

– производственно-технической и проектной деятельности в области создания новых проектов с использованием наряду с основами геологии механизмов и причинно-следственных связей процессов накопления и преобразования органического вещества в нефть и газ с последующей аккумуляцией в ловушках в виде залежей;

– решению научно-исследовательских и прикладных задач, возникающих при прогнозировании, поисках, геолого-экономической оценке (разведке), разработки, сбора и подготовки, транспорта и переработки нефти;

– поиску и анализу профильной научно-технической информации, необходимой для решения конкретных инженерных задач, в том числе при выполнении междисциплинарных проектов.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (С3.Б.2.1). Она непосредственно связана с дисциплиной естественно-научного и математического цикла (Химия и Общая геохимия) и опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины «Геология и геохимия нефти и газа» являются дисциплины циклов: «Теоретические основы поисков и разведки нефти и газа», «Нефтепромысловая геология», «Подсчёт запасов и оценка ресурсов нефти и газа».



3. Результаты освоения дисциплины

При изучении дисциплины специалисты должны



  • знать гипотезы образования Земли и зарождения жизни, круговорот углерода;

  • иметь понятие о каустобиолитах. Знать состав, свойства нефтей и их взаимосвязь с качеством и ценой нефти;

  • представлять основные процессы переработки нефти и газа с получением различных продуктов;

  • знать основные гипотезы органического и неорганического происхождения нефти. Состав биопродуцентов и их роль в формировании нефтематеринского вещества;

  • понимать механизм и последовательность превращений органического вещества в нефть и газ. Знать классические и современные методы оценки зрелости и генерационного потенциала пород;

  • иметь представление о нефтегазоносных комплексах, типах миграции и их движущих силах; процессах преобразования нефтей в залежах;

  • знать строение основных нефтегазоносных комплексов Западной Сибири и в том числе Томской области. Понимать причины и механизм размещения залежей нефти и газа на территории Томской области и Западной Сибири. Видеть перспективы открытия новых месторождений.

После изучения данной дисциплины специалисты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р-4, Р-8, Р-9, Р10. Соответствие результатов освоения дисциплины «Геология и геохимия нефти и газа» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.




Формируемые компетенции в соответствии с ООП*

Результаты освоения дисциплины

З.4.4, З.4.8, З.4.10; З.8.5, З.9.7, З.10.2



В результате освоения дисциплины специалист должен знать:

– эволюцию литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы в истории Земли;



- типы месторождений и условия формирования нефтяных месторождений;

- факторы, процессы и этапы формирования химического состава нефтей и обоснования их геохимических типов;

- передовые технологии поисков и разведки месторождений нефти и газа;

- методы исследования керна нефтегазовых скважин;

- комплексирование поисковых методов

У.4.4, У.4.8, У.4.10, У.8.5, У.9.7, У.10.2

В результате освоения дисциплины специалист должен уметь:

– проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания;



- анализировать генезис нефтяных месторождений;

- рассчитывать параметры распределения химических соединений в нефтях;

- применять передовые достижения при планировании геологоразведочных работ на нефть и газ;

- использовать современные методы при исследовании керна нефтегазовых скважин;

- работать в команде по проектированию и реализации комплекса поисковых методов

В.4.4, В.4.8, В.4.10, В.8.5, В.9.7, В.10.2

В результате освоения дисциплины специалист должен владеть:

- способностью устанавливать взаимосвязи между фактами, явлениями, событиями; изучать, критически оценивать информацию отечественного и зарубежного опыта;

– навыками составления заключения о возможном происхождении нефтяных месторождений;



- навыками выделения геохимических типов нефтей, оценки различных источников химических элементов в нефтях;

- навыками использования передовых научно-технических достижений при выполнении геологоразведочных работ на нефть и газ;

- навыками использования современных методов исследования керна нефтегазовых скважин;

- навыками участия в комплексном поисковом проекте

*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки специалистов по направлению 130101 «Прикладная геология».


  1. Структура и содержание дисциплины

    1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения






Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)


Итого

Формы текущего контроля и аттестации


Лекции

Практ./ семинар

Лаб. зан.



Введение. Цели и задачи курса.

2




4




6

Собеседование.

Отчеты по лабораторным работам





Каустобиолиты.

2




4

6

12

Отчеты по лабораторным работам



Гипотезы происхождения нефти.

2




4

10

16

Отчеты по лабораторным работам



Преобразование живого вещества в нефть.

2




4

6

12

Отчеты по лабораторным работам



Миграция и аккумуляция.

2




4

8

14

Отчеты по лабораторным работам.



Формирование и разрушение залежей нефти и газа.

2




4

6

12

Отчеты по лабораторным работам



Нефтегазоносные комплексы Западной Сибири.

2




4

10

16

Отчет по лабораторной работе



Нефтегазоносность и природа нефтей Томской области.

2




4

4

10

Отчет по лабораторной работе



Прикладное использование геохимии нефти и газа.

2




4

4

10

Отчет по лабораторной работе

ЭКЗАМЕН




Итого по курсу

18




36

54

108




    1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение. Цели и задачи курса. Место и роль геохимии нефти в ряду смежных дисциплин.

  1. Современное состояние нефтяной и газовой промышленности мира.

  2. Знакомство с разделом курса и литературой.

Раздел 2. Каустобиолиты

  1. Гипотезы образования Земли и зарождение жизни.

  2. Распределение элементов на Земле. Изотопия углерода, серы, азота и водорода.

  3. Круговорот углерода.

  4. Понятие о каустобилитах и их генетической классификации. Каустобиолиты угольного и нефтяного ряда.

  5. Состав и свойства нефтей. Индивидуальный, групповой и фракционный состав. Связь состава, качества и цены нефти.

  6. Переработка нефти и газа. Первичная и вторичная переработка, глубина переработки, основные процессы, качество нефтепродуктов и основные способы их повышения.

Раздел 3. Гипотезы происхождения нефти

  1. Неорганическая, органическая, космическая и смешанные гипотезы происхождения нефти.

  2. Живое вещество. Влияние различных факторов на биопродуктивность.

  3. Состав различных видов биопродуцентов. Хемофоссилии.

  4. Сравнение состава биопродуцентов и нефти.

Раздел 4. Преобразование живого вещества в нефть

  1. Изменение живого вещества после его отмирания. Процессы седиментогенеза и диагенеза. Факторы, благоприятствующие сохранению органического вещества от окисления. Коэффициент фоссилизации.

  2. Формирование нефтематеринского ОВ (керогена). Типы органического вещества, механизм их формирования и генетический потенциал.

  3. Нефтематеринская порода. Методы оценки качества.

  4. Катагенез, метагенез. Созревание органического вещества. Методы оценки катагенетической превращенности ОВ. Отражательная способность витринита.

4.5. Использование технологии Rock-Eval для оценки качества нефтематеринских пород.

Раздел 5. Миграция и аккумуляция

  1. Понятие коллектора, покрышки и ловушки. Их классификация.

  2. Первичная миграция. Механизм и движущая сила первичной миграции.

  3. Вторичная миграция. Движущая сила вторичной миграции. Формы миграции углеводородных флюидов.

  4. Третичная миграция. Основные причины третичной миграции.

Раздел 6. Формирование и разрушение залежей нефти и газа

  1. Классификация скоплений нефти и газа. Резервуары и ловушки. Генетическая классификация залежей по типу ловушек.

  2. Типы залежей по фазовому состоянию. Понятия газового фактора и потенциального содержания конденсата в газе. Объемный коэффициент. Устьевые и глубинные пробы.

  3. Процессы преобразования нефтей в залежи. Механизм и факторы, контролирующие процессы биодеградации, водной и газовой промывки, деасфальтизации, химического окисления и термического разрушения. Изменение состава и качества нефтей под влиянием вторичных процессов.

Раздел 7. Нефтегазоносные комплексы Западной Сибири

  1. Цикличность геологических процессов. Понятие о свите, фации и формации.

  2. Доюрский нефтегазоносный комплекс Западной Сибири.

  3. Нижнесреднеюрский НКГ.

  4. Верхнеюский НГК.

  5. Меловой НГК.

(Основные нефтематеринские свиты, покрышки, коллекторы, качество нефтей и их запасы).

Раздел 8. Нефтегазоносность и природа нефтей Томской области

  1. Распределение залежей нефти и газа на территории Томской области по различным стратиграфическим горизонтам. Индексация пластов.

  2. Причины, обусловившие распределение запасов нефти в Томской и Тюменской областях. Перспективы открытия новых залежей нефти и газа.

Раздел 9. Прикладное использование геохимии нефти и газа

  1. Использование геохимии при поисках, разведке, бурении.

  2. Нефтегазопромысловая геохимия.

Лабораторные работы по дисциплине "Геология и геохимия нефти и газа" проводятся в специально оборудованной лаборатории, оснащенной парком хроматографов, оборудованием для определения физико-химических свойств, а также установкой для исследования пластовых нефтей. В процессе обучения студенты посещают лабораторно-аналитический центр "ТомскНИПИнефть", где знакомятся с самым современным оборудованием и приборами для исследования нефтей.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Знакомство с методами определения физико-химических свойств нефтей. Определение плотности нефти с использованием ареометра;

  2. Изучение принципа действия и устройства хроматографа. Знакомство с технологией приготовления насадочной и капиллярной колонок;

  3. Анализ природного и попутного нефтяного газа;

  4. Анализ сырой нефти на капиллярной колонке в режиме линейного программирования температуры;

  5. Хроматографический анализ нефтей и экстрактов из нефтематеринских пород;

  6. Хроматографический анализ растворенных в нефти углеводородов С1 – С5

  7. Знакомство с аппаратурой по исследованию пластовых нефтей. Экспериментальное определение газового фактора.




    1. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.




Формируемые

компетенции




1

2

3

4

5

6

7

8

9



З.4.4

х

x

х





















З.4.8










x

x

x

x

x

x



З.4.10







x

x

x

x












3.8.5







х

x

x

x

х

х

х



З.9.7










x







х

х

х



З.10.2










x







x

х

х



У.4.4




x

х





















У.4.8










x

x

x

x

x

x



У.4.10







x

x

x

x












У.8.5







х

x

x

x

х

х

х



У.9.7










x







х

х

х



У.10.2










x







x

х

х



В.4.4




x

х





















В.4.8










x

x

x

x

x

x



В.4.10







x

x

x

x












В.8.5







х

x

x

x

х

х

х

11.

В.9.7










x







х

х

х

12.

В.10.2










x







x

х

х




  1. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности специалистов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.




Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК

ЛР

СРС

Дискуссия

х







IT-методы




х

х

Командная работа




х

х

Опережающая СРС







х

Индивидуальное обучение




х

х

Проблемное обучение




х

х

Обучение на основе опыта

x

х

х

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:



  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.


6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)
6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в следующем:

  • работа студентов с лекционным материалом, поиске и анализе литературы и электронных источников информации по разделам дисциплины и по заданным на самостоятельную проработку темам;

  • выполнение домашних заданий;

  • перевод материалов из тематических информационных ресурсов с иностранных языков;

  • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

  • изучение теоретического материала к лабораторным занятиям;

  • подготовка к зачету, экзамену.


6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:

  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

  • исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.


6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:

- Формирование нефтематеринского ОВ (керогена). Типы органического вещества, механизм их формирования и генетический потенциал.

- Нефтематеринская порода. Методы оценки качества нефтематеринских пород.

- Методы оценки катагенетической превращенности ОВ.

- Использование технологии Rock-Eval для оценки качества нефтематеринских пород.

- Использование геохимии при поисках, разведке, бурении.

- Нефтегазопромысловая геохимия.


      1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:


1) Термодинамические условия природных резервуаров нефти и газа.

  1. Представления о пластовых давлениях и их источниках. Статическое и динамическое давление. Закономерности изменения давлении с глубиной. Природа аномально высоких пластовых давлений.

  2. Температурный режим недр. Геотермическая ступень, геотермический градиент. Причины и закономерности изменения температуры в земной коре.

2) Геохимия газов и конденсатов.

  1. Основные формы нахождения газов в земной коре. Состав газов попутных и свободных. Кристаллогидраты. Факторы, контролирующие компонентный состав газов.

  2. Газоконденсатные системы и их образование. Состав жидкой и газовой фазы. Роль процессов ретроградного испарения и конденсации при формировании газоконденсатных залежей.

Методы исследования газоконденсатных систем.
7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка успеваемости осуществляется по результатам:

- самостоятельного (под контролем преподавателя) выполнения лабораторных работ,

- взаимного рецензирования студенческих работ,

- устного собеседования при сдаче выполненных лабораторных работ, защите отчетов, рефератов и во время зачета в четвёртом и экзамена в пятом семестрах (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины).
7.1. Требования к содержанию вопросов к зачету

Вопросы к зачету включают три типа заданий:



  1. Теоретический вопрос.

  2. Проблемный вопрос.


7.2. Примеры вопросов к зачету

  1. Предмет и задачи геохимии нефти и газа

  2. Гипотезы образования Земли и зарождения жизни

  3. Изотопия углеводорода, серы, водорода

  4. Круговорот углерода в природе

  5. Каустобиолиты и их роль как источника энергии

  6. Углеводородный состав нефтей

  7. Неуглеводородные компоненты нефтей

  8. Взаимосвязь состава нефти, качества и цены

  9. Основные варианты переработки нефти

  10. Основные варианты использования газа

  11. Использование бензиновых фракций (влияние состава бензина на октановое число, способы повышения октанового числа, бензин как сырьё пиролиза)

  12. Керосиновый дистиллят

  13. Дизельное топливо. Цетановое число

  14. Тяжёлые остатки (мазут, гудрон). Вторичные процессы переработки нефти. Глубина переработки

  15. Гипотезы происхождения нефти

  16. Источники органического вещества. Влияние различных факторов на биопродуктивность.

  17. Состав биопродуцентов. Хемофоссилии. Какие биопродуценты и какие составляющие наиболее подходят для формирования нефтематеринского органического вещества

  18. Диа-, ката- и метагенез. Три основных типа керогена

  19. Нефтематеринская порода. Оценка качества нефтематеринской породы. Созревание нефтематеринской породы. Отражательная способность витринита. Главная фаза нефтеобразования (oil window). Роль температуры

  20. Оценка нефтематеринских свойств пород по методу Rock-Eval

  21. Понятия коллектора, покрышки и ловушки

  22. Миграция и аккумуляция нефти. Движущие силы и причины первичной, вторичной и третичной миграции

  23. Типы залежей по фазовому состоянию. Причины существования различных типов залежей.

  24. Нефтяные залежи. ВНК, газовый фактор, объёмный коэффициент, давление насыщения, глубинные и устьевые пробы

  25. Газовые и газоконденсатные залежи. Потенциальное содержание конденсата и газовый фактор

  26. Процессы преобразования нефтей в залежи (термическое созревание, биодеградация, водная и газовая промывки)

  27. Прикладное использование геохимических методов

  28. Нефтегазоносные комплексы Западной Сибири (доюрский, нижнесреднеюрский, верхнеюрский, меловой). Возрастная привязка основных пластов: М, Ю16-17 , Ю2 , Ю1 , Ю0 пласты группы А и Б, ПК

  29. Природа нефтей Томской области

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)

Основная литература

  1. Бакиров А.А. Геология и геохимия нефти и газа. - М., 1982

  2. Хант Дж. Геохимия и геология нефти и газа. - М., 1982

  3. Гончаров И.В. Геохимия нефтей Западной Сибири. М., 1987

  4. Тиссо Б., Вельте Д. Образование и распространение нефти. М., 1981



Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Добрянский А.Ф. Геохимия нефти, М., 1948

  2. Карцев А.А. Основы геохимии нефти и газа. М., 1969

  3. Успенский В.А. Введение в геохимию нефти. М., 1981

  4. Гаджи-Касумов, Карцев А.А. Нефтегазопромысловая геохимия. М., 1984

9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

Лабораторные работы по дисциплине "Геология и геохимия нефти и газа" проводятся в специально оборудованной лаборатории, оснащенной парком хроматографов, оборудованием для определения физико-химических свойств, а также установкой для исследования пластовых нефтей. В процессе обучения студенты посещают лабораторно-аналитический центр "ТомскНИПИнефть", где знакомятся с самым современным оборудованием и приборами для исследования нефтей.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС № 62 17.01.2011 г., утвержденного по специальности 130101 «Прикладная геология», специализации 130101.3 «Геология нефти и газа».
Автор: Гончаров И.В.

Программа одобрена на заседании кафедры ГРПИ ИПР


(протокол № ____ от «___» _______ 2011 г.).




Дневник — подневная запись тех поступков и мыслей, о которых записывающий может вспомнить не краснея. Амброз Бирс
ещё >>